Методическая разработка по теме Как научить учиться

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 10»




«Как научить учиться»


учитель высшей квалификационной категории

Ботова Марина Юрьевна






(© - обозначение слайда)

©Опыт - это слово, которым люди называют свои ошибки

©Технология развивающего обучения на уроках музыки (фортепиано).

© «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его

способным развиваться дальше без помощи учителя»

Э. Хаббард

В личностно-ориентированном обучении педагоги пытаются найти тот инструментарий, тот универсальный механизм обучения, который обеспечил бы стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования.

© Таким образом, универсальные механизмы обучения неизбежно приводят нас к понятию «педагогические технологии».

Понятие «технология» происходит в результате от двух корней tehne + logos (искусство, мастерство, умение), (учение, наука).

Технология развивающего обучения имеет цель: научить детей учиться.

Рассматривая познавательный аспект технологии развивающего обучения, нужно учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, осуществлять выполнение ©главных требований к овладению знаниями:

• полноту,

• глубину,

• осознанность,

• систематичность и системность,

• гибкость,

• оперативность,

• прочность.

Задачей развивающего аспекта является

• развитие речи,

• мышления,

• сенсорной и двигательной сфер.

Воспитывающий аспект предусматривает:

• формирование гуманных отношений к различным явлениям окружающей жизни.

Следовательно, работая по технологии развивающего обучения, нужно создать концепцию:

• что развивать?

• как развивать?

• зачем развивать?

Эти три вопроса должны рассматриваться в едином ключе, что поможет проследить результативность применения этой технологии.

На одной из своих лекций для учителей школ, известный американский ученый-психолог К. Роджерс сказал, что: «Никакие их усилия не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком, а этот процесс зависит только от него».

В чем же состоит процесс принятия, осознания информации? Можем ли мы помочь в этом своим ученикам?

Послушайте одну интересную притчу.

- Однажды два монаха смотрели на флаг, развивающийся на ветру. «Этот флаг движется» - говорит один. «Нет, ты не прав, - возразил другой, - это ветер движется». Настоятель, услышав их спор, приблизился к ним и сказал: «Вы оба не правы. Движется ваша мысль».

Развитие, продвижение вперед, происходит только когда движется мысль. Следовательно, все, что ребенку интересно, доступно, он успешно запоминает.

Поэтому, как можно чаще задавайте себе вопросы: ©

• На что направлена организованная мною деятельность ученика?

• Востребовано ли это в современном обществе?

• Где и в чем выражается применение его сегодняшнего опыта?

• То, что он делает значимо для него?

  • А мне это будет интересно?

На уроке учитель направляет на тот или иной процесс, но не дает готовый ответ. Этапы урока вытекают один из другого, имеют логическую и последовательную направленность, позволяющие ученику самостоятельно на диалоговой основе с использованием имеющихся у него базовых знаний определить те выводы, к которым его вел учитель.

©Итак, первый вопрос: что развивать?

Давайте посмотрим вглубь проблемы неуспешности ученика. Недостаточный уровень развития внимания и, как следствие возникновение отклонений развития внимания, выступает как один из ведущих признаков, который препятствует усвоению знаний и формированию личности и лежит в основе неуспешности школьников.

Внимание является основой любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Не изучая информацию, её невозможно запомнить, а для изучения необходимо внимание. Поэтому на развитие внимания обучающихся выделяется значительный спектр развивающих упражнений.

Около восьми секунд особого внимания требуется, чтобы кусок информации отпечатался в нашей памяти.

Давайте проверим. Я знаю, что многие из вас сейчас уже утратили внимание или вообще к внимательному слушанию не приступали. Как же заставить себя работать? Усваивать информацию? Существует множество способов. По ходу своего выступления я буду периодически возвращать ваше внимание различными нехитрыми упражнениями, которые можно использовать в своей педагогической практике. Начнем с самого простого. Потрите руки. Продиагностируйте свое состояние. У кого руки стали горячими, то с энергетикой в данный момент все прекрасно. У кого температура рук не изменилась - энергетика снижена. А у кого руки не нагрелись и вспотели, то есть некоторые проблемы со здоровьем в данный момент. Ну как, ваше внимание улучшилось? Итак, 8 секунд: ©©- (работа со слайдами по запоминанию образов)

В данной работе, я хотела бы из всех психических процессов, необходимых для развития ребенка (восприятие, мышление, память, воображение) остановиться на памяти, которая как было сказано выше очень тесно связана с вниманием.

Давайте с опорой на таблицы, которые есть у вас (см. страницы 16,17), вспомним основные виды памяти и психологические характеристики этих видов.

Память

Основные виды памяти и их характеристика

©Под памятью мы понимаем запечатление (запись) сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Таким образом, память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный, жизненный опыт. Закрепление знаний и навыков относиться к работе памяти.

Психологическая природа памяти

Психологические аспекты памяти (см. таблицу №3)

©Когда мы говорим о памяти в общеупотребительном смысле слова, мы имеем в виду два совершенно разных процесса: два рода памяти - механическую и логическую, или ассоциативную. Под механической памятью подразумевают способность организма сохранять след многократно повторенных реакций, производить соответствующие изменения в нервных путях. В нашей работе этот род памяти чрезвычайно важен, т.к. способствует обретению пианистических навыков.

Другая форма памяти так называемая логическая или ассоциативная память. Под нею подразумевают такую связь реакций, при которой наступление одной из них непременно влечет за собой появление другой. В нашей работе этот род памяти так же чрезвычайно важен, особенно в период заучивания произведения.

Типология видов памяти (см. таблицу № 2)

Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие - слуховые, третьи - двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в запоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ, у другого - такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления, у третьего - двигательные, текст закрепляется у него лучше всего посредством записи, а в нашем случае посредством игры на инструменте. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные, зрительно - слуховой типы памяти.

Слуховую память и «слуховое внимание» развить гораздо проще, чем зрительную память, эффект начинает проявляться гораздо быстрее.

У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов и словесно - двигательный при запоминании словесного материала.

Далее память у людей различается:

  • по быстроте запоминания,

  • по его прочности или длительности,

  • по количеству или объему запоминаемого материала,

  • по точности.

В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.

Наконец, нужно различать более непосредственный и более опосредованный, основанный на хорошей организации навыков умственной работы тип памяти. Первый по большей части ярче, второй прочнее. Первый по преимуществу образный, второй - речевой.

Природные качества нашей памяти не могут быть улучшены никакими упражнениями. Однако запоминание может легко быть улучшено при помощи упражнений и воспитания. Запоминание есть деятельность, и, как таковая, она может быть улучшена при помощи упражнений. Могут быть выработаны специальные навыки и умения - запомнить. И первый эффект воспитания памяти заключается именно в улучшении запоминания. Далее, память в специальных отношениях может быть всегда улучшена и усилена, хотя это и не означает повышение природной способности памяти.

©Процессы памяти: (Таблица №2) запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.

Успех запоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком.

Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического.

Осмысление материала достигается разными приемами и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом запоминания является также сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Прочность запоминания во многом зависит и от повторения.

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время.

Узнавание осуществляется легче, чем воспроизведение.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Забывание проявляется в двух основных формах:

  1. невозможность припомнить или узнать;

  2. неверное припоминание или узнавание.

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Давайте вспомним тот слайд, который мы с вами запоминали……©

Характеристика процессов памяти

Запоминание. Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, то есть запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни, окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и так далее, хотя не все они запоминаются одинаково хорошо.

Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека, все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

©Исследования психологов подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем намеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой было не запоминание, запомнили прочнее, чем то, что они старались запомнить специально.

Анализ конкретных условий, при которых непроизвольное запоминание, то есть, по существу, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которого оно совершается.

Индивидуальные особенности памяти.

Закрепление и воспроизведение реакций, как и все остальные формы поведения, не представляют собой постоянную величину, но сильно колеблются в зависимости от возраста, пола и индивидуальности. В частности, память принято различать со стороны быстроты и прочности запоминания. У детей память развивается не сразу, и в первой стадии ребенок является существом настоящего времени. Несколько позже память начинает развиваться у детей, но все же непосредственная память у детей слабее, чем у взрослых. В 8 -10 лет дети способны воспроизвести в полтора раза меньше слогов непосредственно после заучивания, чем люди в 18 -20 лет.

Память растет и развивается в детском возрасте, доходя до высшей точки в 25 лет, но после начинает медленно понижаться.

Сейчас небольшая пауза. Еще одно простое упражнение вам на заметку:

10© Послушайте звуки, чьи они?

©Психологическая характеристика видов памяти (таблица №1)

Для выделения различных видов памяти прослеживается зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются по критериям:

  • по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно - логическую,

  • по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную,

  • по продолжительности закрепления и сохранения материалов - на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами.

Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, игры на инструменте, письма и так далее.

Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, "золотые ручки".

Эмоциональная память - память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеется в жизни и деятельности каждого человека. Сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги, основана на эмоциональной памяти.

Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.

Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она обладает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой природой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную (мы часто в своей работе недооцениваем этот вид памяти), обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами.

Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при использовании только слуховой памяти ученик на следующий день может воспроизвести лишь 10% от услышанного. При самостоятельном зрительном изучении эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Практическая отработка изучаемого материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.

Содержанием словесно - логической или семантической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно - логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления.

Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, нот, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.

Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются. Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Генетическая (биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Она сохраняет склонность человека к определенным видам поведения и образцам действия в конкретных ситуациях. Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания). Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.

Автобиографическая память - это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти.

Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

©А сейчас давайте мысленно вернемся к картинке про голоса и звуки. В какой хронологической последовательности вы слышали эти звуки и голоса?

© Второй вопрос - как развивать?

Этот вопрос лежит в практической плоскости и основан на конкретных упражнениях, развивающих запоминание.

Деятельность учителя музыки (фортепиано) специфична и направлена на развитие не только мышления, слуха, но и двигательных процессов, связанных с координацией, умением чувствовать различные части своего тела, рук, кончиков пальцев.

Память как мышечная сила, требует, чтобы её использовали, иначе она ослабевает. Лучшими упражнениями для памяти будут те, которые нарушат её привычные границы и бросят ей вызов, чтобы мозг исследовал и развивал новые пути.

©Упражнениями может служить что угодно, пока это отвечает следующим трем критериям:

Это новое. Не лучшее упражнение для развития памяти, если это то, что вы уже хорошо знаете. Изучайте что-то незнакомое, выходящее за зону вашего комфорта.

Это вызов. Будет работать все, что требует умственных усилий и расширяет ваши знания.

Это весело. Заинтересованность и увлеченность в деятельности, залог того, что вы будете продолжать это делать. Но активность должна быть не слишком трудной.

Хочу предоставить вашему вниманию упражнения на развитие ощущений своего тела, применение которых позволяет организовать на продуктивную работу ученика, особенно в моменты усталости.

1 упражнение:

Ребенок сидит с закрытыми глазами. Правильным пианистическим движением погружаем палец на определенную часть руки, ноги, корпуса и т.д.. Ребенок определяет сторону (левая, правая) и место положения тактильного ощущения. Детям всем без исключения нравится эта игра и заметно улучшается восприятие изучаемого материала. (параллельно мы приучаем его к ощущению глубокого звука)

2 упражнение:

Ребенок сидит с закрытыми глазами. Произносится команда, например, нажать клавишу соль большой октавы 4 пальцем левой руки. Ребенок открывает глаза и выполняет команду. Для более старших классов можно придумать команды на игру трезвучий, интервалов и т.д.

3 упражнение:

Слушать несложное (для начала) музыкальное произведение или простую мелодию, мотив и потом стараться пропеть или проиграть ее. Как ни просто это кажется, но это упражнение помогает развитию слуха и одновременно развивает внимание к звукам.

После небольшой тренировки можно обнаружить новый интерес к мелодиям и наслаждение музыкой больше, чем прежде.

4 упражнение:

Игра с закрытыми глазами. Применяю этот прием очень часто, считаю очень эффективным, особенно с детьми, у которых плохая концентрация внимания.

5 упражнение:

С самых первых уроков и со всеми детьми использую диктофонную и видеозапись текущей игры для развития самоконтроля, анализа собственной игры, постановки рук и т.д.

©Использование мнемонических средств для облегчения запоминания.

Мнемоника является ключом, который помогает вспомнить ранее заученный материал, помогает связать информацию, которую нужно запомнить с визуальным образом, фразой или словом.

Мнемонические приемы:

©Зрительный образ. Свяжите визуальный образ нотного текста с направлением движения на клавиатуре с сочетанием белых и черных клавиш и точной аппликатурой (Смирнова и её «бусы»!)

Пример:

Нужно запомнить фразу, мотив. Нарисуйте (можно мысленно) графический рисунок направления мелодии с распределением аппликатуры по каждой ноте с учетом белых и черных клавиш. По памяти воспроизведите на клавиатуре.

©Разбивка на части. Разбивайте длинное предложение на меньшие, более управляемые части - мотивы

Пример:

Это могут быть группы по 2 такта, по 1 такту, по пол такта и т.д., в зависимости от сложности материала. Если и это сложно, то по партиям рук.

Соотносите информацию с тем, что вы уже знаете. Повторяйте изученную информацию. Повторяйте то, что изучили в тот же день и через интервалы в последствии. Такие повторения более эффективны, чем зубрёжка, особенно для долгосрочного сохранения того, что вы узнали.

©Метод локусов. Локус - от латинского слова locus, означающего «место», «расположение».

Основная идея, лежащая в основе метода локусов, обманчиво проста. Она включает только два шага:

1.Придумать мысленный список последовательно расположенных объектов (мест).

2.Приписать каждый предмет, который вы хотите запомнить, к одному из этих объектов.

Правила выбора мест, которые вы собираетесь запомнить, должны быть следующими:

1.Места должны быть вам знакомы.

2.Места должны быть логически связаны и в некотором смысле составлять естественную последовательность.

3.Каждое место должно быть соответствующим образом связано с предыдущим и следующим за ним.

4.Каждое место должно быть уникально и четко отличаться от остальных мест.

5.Места могут быть близко расположены в пространстве, если они достаточно различаются, чтобы вы их не перепутали.

Представьте себе, размещая элементы, которые вы хотите запомнить, вдоль маршрута, который вы хорошо знаете, в карманах куртки или в конкретных местах в знакомой комнате, классе, на своем теле и т.д.

Пример:

Чтобы запомнить правильную последовательность музыкальных фраз, например первую фразу надеваем вместе с обувью (принцип снизу вверх), вторую фразу вместе с колготками, третью фразу вместе с юбкой, но если фраза повторяется, то возвращаемся к той части тела, которую уже обозначили и т.д. Вариантов множество. Привлекайте как можно больше чувств. Попробуйте соотнести информацию с цветом, текстурой, запахом и вкусом. Физический акт перезаписи информации может помочь отпечатать его на мозг.

6 упражнение:

Играем с ребенком в нелогичные ассоциации. Для этого загадаем ему несколько не связанных между собой слов (слон, магазин, велосипед, дедушка), а ребенок должен придумать историю, в которой будут использованы эти слова (я этот прием использую для сочинения сказочной истории по названиям выученных пьес, когда готовим музыкальный проект).

Также можно предложить ребенку несколько картинок (ноты с разными длительностями), он их должен рассматривать около тридцати секунд, затем вы прячете картинки, а ребенок должен нарисовать то, что запомнил. Большинство игр можно придумать самим, но главное - чем раньше развивать память ребенка, тем проще ему будет учиться.

7 упражнение:

Пока ребенок только-только научился извлекать по одному звуку одним пальцем на клавиатуре, параллельно играйте всей рукой «бег пальчиками» на коленях, на столе и т.п. Это упражнение ускоряет процесс овладения пальцами клавиатуры.

8 упражнение:

На концентрацию: выделяем что-то одно из общего, например, ищем в нотном тексте какую-то одну ноту, или одинаковые такты, или одинаковые динамические обозначения и т.д.

Для закрепления пройденного теоретического материала и для тренировки зрительных ассоциаций я создала две слайдовые презентации, которые использую в своей работе 4© (просмотр).

Если в работу придет бóльшая осознанность, то и ошибок будет меньше. Психологический настрой учителя передается ученику. Поэтому важно создать на уроке атмосферу вдохновения.

©Для разгрузки, давайте посмотрим психологический тест

©Третий вопрос - зачем развивать?

©В современной школе на уроках музыки, при необходимости обновления содержания музыкального образования, становится особенно важным умение учителя по-новому организовать педагогический процесс. Урок музыки должен стать уроком искусства, уроком творчества, который призван решить следующие задачи музыкального образования:

  • формирование исполнительской культуры, расширение кругозора в области искусств;

  • воспитание музыкальной и эмоциональной культуры ребенка;

  • развитие музыкальных и творческих способностей, как средство развития личности.

Только в процессе музыкальной деятельности ученика на уроке, когда он участвует в процессе рождения музыки, являясь одновременно и композитором, и исполнителем, и слушателем, познает природу музыкального творчества, осознает музыку как отражение, художественное воспроизведение жизни, происходит решение этих задач.

Уровень приобщения детей к музыке должен соответствовать природе искусства - философско-художественному осмыслению жизни, и природе ребенка - готовности к опережению уровня своего развития. Чтобы музыкальное образование было развивающим, необходимо добиться, чтобы деятельность школьников на уроке строилась на основе закономерностей самой музыки.

©И в заключении хочется вам привести цитату: «Нельзя исправить проблему, находясь на том же уровне сознания, на котором человек её создал».

/Альберт Эйнштейн/

©

Таблица №1

Психологическая характеристика видов памяти

Критерии видов памяти

по характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

по характеру целей деятельности:

по продолжительности закрепления и сохранения материалов:

в зависимости от целей исследования

вид

характеристика

вид

характеристика

вид

характеристика

вид

характеристика

Двигательная

запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем

Непроизвольная

запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга

Кратковременная

память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением

Генетическая

(биологическая)

обусловлена механизмом наследственности, «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида

Эмоциональная

память на чувства

Произвольная

специальное запланированное запоминание с использованием каких-либо приемов.

Долговременная

память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности

Эпизодическая

касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ)

Образная

память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы

Оперативная

позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций)

Репродуктивная

повторное воспроизводство путем припоминания оригинального, сохраненного ранее в памяти объекта

Словесно - логическая

мысли

Реконструктивная

восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме

Ассоциативная

опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами

Автобиографическая

память на события собственной жизни

Таблица № 2



Типология видов памяти


зрительная

слуховая

двигательная



Различия в запоминании


Скорость (быстрота)

прочность или длительность

количеств или объем

точность



Процессы памяти


запоминание

сохранение

узнавание

воспроизведение

забывание

Таблица №3

Психологические аспекты памяти: два рода памяти

механическая

логическая, или ассоциативная.

способность организма сохранять след многократно повторенных реакций, производить соответствующие изменения в нервных путях.

связь реакций, при которой наступление одной из них непременно влечет за собой появление другой.



© 2010-2022