- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа Школа дизайна
Рабочая программа Школа дизайна
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шайлина Л.Х. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Сегодня общество испытывает потребность в развитии творческой личности. Творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и целесообразно, созидательно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, анализировать и планировать свою деятельность.
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать учащегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом саморазвитии. Задачей дополнительного образования становится не только развитие творческой личности, но и подготовка детей к социальному и профессиональному самоопределению. В условиях дополнительного образования дети могут развивать творческий потенциал, удовлетворять индивидуальные потребности, а также готовиться к освоению профессии.
Дизайн - сфера деятельности человека, продуктом которой является предметный мир. Дизайнер стремится сделать окружающие предметы не только технически целесообразными, но и удобными, красивыми.
В связи с развитием промышленного способа изготовления вещей и массовым их потреблением, профессия дизайнера становится очень востребованной. Одним из направлений творческой проектной деятельности является дизайн одежды - искусство создания костюма как утилитарной вещи и одновременно художественного произведения. Поэтому тема дополнительной образовательной программы «Дизайн школа» - достаточно актуальна для старшеклассников, которые осознают, что «создание костюма - это целая наука».
Новизна дополнительной образовательной программы «Дизайн школа» заключается в интегрировании знаний и умений по таким общеобразовательным дисциплинам как «История костюма», «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство», «Информационные технологии» и создания благоприятных условий для творческой самореализации личности учащегося.
Важным условием реализации программы является информатизация образовательного процесса: применение компьютерной техники для демонстрации, систематизации и хранения применяемого наглядного материала.
Цель данного курса: познакомить учащихся со сферой деятельности дизайнера одежды и научить выполнять дизайн-проект.
Задачи курса: изайнера.сновами деятельность деятельностьтельности является дизайн одежды - и
-
расширить знания учащихся о костюме как объекте дизайна;
-
познакомить с приёмами и методами, спецификой творчества дизайнера;
-
способствовать выявлению и развитию творческих способностей учащихся, фантазии и дизайнерского мышления;
-
совершенствовать идейное мировоззрение подростков.
Программа «Дизайн школа» рассчитана на 144 часов (4 часа в неделю). Продолжительность образовательного процесса - два года.
Каждое занятие состоит из теоретической и практической части: эскизирование, составление мультимедиапрезентаций к проекту или работа с материалами, что предусматривает достаточно высокий уровень самостоятельности каждого участника. Для учителя важно не только «дать» учащимся теоретическую базу, но и сформировать их личностное отношение к полученным знаниям, а также научить применять эти знания в своей практической деятельности.
По завершению курса занятий по программе «Школа дизайна» предусматривается разработка, изготовление и защита каждого учащегося индивидуального дизайнерского проекта как результата решения творческой задачи, поставленной в ходе изучения той или иной темы программы. Не исключается и возможность разработки учащимися коллективного итогового проекта по общей тематике.
Таким образом, в основе реализации содержательной части программы - принцип деятельностного подхода. Полученные знания, умения и навыки имеют широкую практическую направленность, применимы в жизни, развивают и воспитывают личность подростка, способствуют самоопределению в выборе профессии.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Школа дизайна» - художественная, разработана в соответствии с «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» согласно письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006г., Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008).
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Школа дизайна» состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность учащихся в области современного дизайнерского искусства, а также в ее практической направленности. Актуальность программы становится очевидной при обращении к таким аспектам жизни, как:
-
формирование современной культуры (новые подходы в организации среды, изменение архитектурного облика городов, общественных сооружений и жилых интерьеров, мест досуга и отдыха);
-
появление новых культурных потребностей в подростковой среде, направленных на решение актуальных для молодежи проблем самоопределения;
-
поддержка художественно одаренных детей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она помогает формировать у учащихся особый стиль мышления (дизайнерское мышление), для которого характерно понимание основных критериев гармоничной вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей.
Задачи программы:
Обучающие:
-
ознакомление с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России, с видами и направлениями дизайна, с основными функциями, с понятием «дизайн» и «дизайнер»;
-
овладение учащимися профессиональными знаниями рисунка, живописи, композиции, выполнения эскизов, моделей и проектов композиций объектов дизайна;
-
овладение умениями интегрировать и синтезировать полученную информацию для преобразования ее в оригинальный художественный образ.
Развивающие:
-
развитие у учащихся изобразительных способностей, развитие художественного вкуса, творческого воображения, пространственного абстрактного и проектного мышления;
-
формирование особого стиля мышления (дизайнерского мышления), направленного на преобразование окружающей среды, понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля.
Воспитывающие:
-
воспитание интереса учащихся к художественной культуре и дизайну;
-
приобщение к наследию отечественного, мирового искусства;
-
воспитание профессионального самосознания, активного эстетического отношения к действительности и миру вещей, искусству, любви к родному краю.
В процессе обучения используются разнообразные художественные материалы, традиционные и нетрадиционные техники рисования, применение которых призвано помочь учащимся более полно выразить свои способности и освоить новые возможности для творчества.
Основное внимание в обучении, особенно на начальном этапе, в данной программе уделяется развитию пространственного мышления, фантазии, умению свободно и осознанно стилизовать и трансформировать форму и пространство, добиваясь определенной цели, варьировать пластические и цветовые характеристики, постигнуть психологию восприятия объектов искусства зрителем, умению мыслить образами и формами - приобрести «дизайнерское» мышление». Развитие данных способностей нацелено на обучение ребенка мыслить нестандартно, креативно, варьировать знаниями и практическими умениями при создании проекта, что предопределяет его будущую ценность на рынке труда в области дизайна. Программа дает возможность каждому ребенку творчески реализоваться и выбрать наиболее приемлемое для себя направление в широком мире дизайна (дизайн одежды и аксессуаров).
Срок реализации программы - 2 года. Общее количество часов - 144 часа, занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом санитарных норм и правил, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41, СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Продолжительность занятия составляет 1 час 30 минут с учетом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия.
Программа предназначена для обучения детей старшего школьного возраста, как уже имеющих навыки изобразительной грамотности, полученные в объединениях дополнительного образования, так и вновь поступивших. Группы формируются путем собеседования и просмотра творческих работ, т.к. обучение ориентировано на детей, обладающих в достаточной степени способностью к изобразительно-творческой деятельности и мотивированных на обучение основам дизайна. Наполняемость в группах не менее 12 человек.
Программа первого года обучения ставит перед собой задачу определения термина «дизайн». Для более полного раскрытия общих проблем дизайна предлагаются большое количество тематических занятий и рисования с натуры, где происходит знакомство с композицией дизайна, пропедевтикой (конструкцией и эргономикой), колористикой. Ставится задача решения комплекса упражнений, через которые выявляются такие понятия как ритм, цветовая гармония, симметрия и асимметрия, композиционное равновесие, композиционный центр и т.д. Большое внимание уделяется освоению рабочего инструментария дизайнера (законы композиции, элементы графического стиля, цвет, форма, пространство). Рассматриваются вопросы композиционного формообразования и приемов гармонизации композиции костюма, где цвет, фактура материала, рисунок ткани, конструктивные линии и декоративная отделка выступают как средства композиции.
Программа второго года обучения усложнена, базируется на полученных изобразительных навыках в течение первого года обучения и расширена по средствам внедрения знакомства с модными тенденциями, теорией и практикой проектирования в различных видах и направлениях дизайна костюма. Основы формообразования, проектирование и моделирование объектов дизайна, макетирование и конструирование, изучение и соблюдение принципов эргономики при разработке творческих проектов являются ведущими видами деятельности на втором году обучения.
Образовательная деятельность осуществляется на основе личностно - деятельностного подхода и основных дидактических принципов:
-
принцип доступности;
-
принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью;
-
принцип научности;
-
принцип сознательности и активности;
-
принцип систематизации (последовательное усложнение материала);
-
принцип наглядности;
-
принцип единства воспитания, образования, обучения и творческой деятельности;
-
принцип интеграции.
В ходе реализации программы «Школа дизайна» предполагается использование различных форм и методов обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной форм работы, работы над проектами и их презентация.
На занятиях используются следующие методы обучения:
-
словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция);
-
наглядные (наглядные пособия, схемы, таблицы, рисунки, иллюстрации, репродукции картин, модели, просмотр видеофильмов);
-
практические(выполнение практических работ).
Методика занятий предусматривает проведение консультаций, собеседования, практикумов, самостоятельной работы, тестирования, предпроектных работ. Занятия строятся на основе межпредметных связей изобразительного искусства с черчением, технологией, математикой, компьютерной графикой и другими дисциплинами.
Репродуктивный метод обучения используется на стадии освоения правил работы, новых приемов и техник рисования.
С целью активизации мыслительной деятельности учащихся на занятиях активно используется проблемное изложение материала, частично-поисковые (эвристические) и проектно-исследовательские задания, направленные на активное развитие ассоциативного мышления, формирование умения импровизировать. Мотивация познавательной активности учащихся инициируется через практическую направленность занятий.
Активно внедряются:
-
проектно-исследовательские технологии, способствующие развитию у учащихся дизайнерского мышления и навыков организации творческой работы для воплощения идей, направленных на осознанно планируемую и объединяющую в себе исследовательскую, креативную и реализационную деятельность. Это способствует самостоятельной работе учащегося по отбору теоретического и иллюстративного материалов, поиска вариантов решения проектной цели, формирует умение переносить знания в новую ситуацию, т.е. умения разрабатывать и реализовывать идеи по общей схеме. Эти умения реализуются при создании индивидуальных творческих проектов.
-
информационно-коммуникационные технологии. Использование Интернет-ресурсов, программного обеспечения расширяет возможности учащихся в разработке творческих проектов.
Обучение по программе строится на основе деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющего активно взаимодействовать в образовательной деятельности всем учащимся. С этой целью используются следующие интерактивные методы и формы работы:
-
Работа в парах,
-
Работа в малых группах,
-
Ролевые (деловые) игры,
-
«Дерево решений»,
-
«Мозговой штурм»,
-
круглый стол (в том числе с приглашением специалистов),
-
интерактивная лекция («учащийся в роли педагога», «каждый учит каждого»).
В программе предусмотрены и внеаудиторные методы обучения (участие в социальных проектах, выставках, экскурсионная деятельность).
Предполагаемый конечный результат реализации программы
Достаточный уровень сформированности ключевых компетенций учащихся в области изобразительного искусства и дизайна.
В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы у учащихся формируются следующие компетенции:
Специальные: овладение знаниями тематической профессиональной лексики, теоретическими и практическими навыками в области искусства и дизайна.
Ключевые:
-
учебно-познавательные: навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки своей деятельности; умение самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, овладение креативными навыками (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях);
-
информационные - владение навыками работы с различными источниками информации, навыками работы с компьютером и другими IT-средствами, способность критического отношения к распространяемой в СМИ информации и рекламе;
-
личностного самосовершенствования - готовность к постоянному самосовершенствованию, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
-
социально-коммуникативные - обретение многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогут самовыражению в социуме, готовность и умение строить контакт в различных психологических ситуациях, возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе;
-
ценностно-смысловые - умения ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения; выбор индивидуальной образовательной траектории, самоопределение учащегося в ситуациях учебной и иной, в том числе профессиональной, деятельности.
В результате освоения программы у учащихся формируются:
-
устойчивая потребность в создании дизайнерских проектов;
-
дизайнерское мышление;
-
самостоятельность в достижении поставленной цели, ответственность;
-
самокритичность в оценке своих способностей;
-
культура коллективного общения со сверстниками и взрослыми.
Результативное участие в конкурсах, выставках различного уровня.
Профессиональное самоопределение учащихся (поступление в средние профессиональные и высшие учебные учреждения по профилю).
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы «Школа дизайна» необходимо помещение с водопроводом, наличием нескольких электрических розеток. В кабинете должно быть достаточное освещение как прямое, так и косое, обеспечивающее возможность подчеркнуть форму предмета и ее детали при рисовании с натуры. Кабинет должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория: наличие мольбертов, парт, магнитной доски, компьютеров, мультимедийного оборудования.
Материалы: акварельная бумага, ватман, бумага для пастели, картон, подрамники и холст, шелк для батика, акварельные, гуашевые, масляные краски, акриловые краски для батика, резервирующий состав для росписи по ткани, разбавители для масляных красок, пастель сухая и масляная, уголь, сангина, тушь, простые, цветные, масляные и акварельные карандаши, восковые мелки, кисти (щетина, белка, колонок, синтетика), перья, пластилин, цветная и тонированная бумага, паперклей, ножницы, мыло, свечи, соль, губка т.д.
Механизм промежуточный и итоговой аттестации
в ходе реализации программы
Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков, который проводится три раза в год.
Начальный уровень - (1 год обучения) - 15-25 сентября;
Стартовый уровень - (2-ой и следующие годы обучения) - 15-25 сентября;
Промежуточная аттестация (для всех групп) - с 20 по 26 декабря и с 20 по 30 апреля;
Итоговая аттестация - (для выпускных групп) - 12-19 мая.
В начале освоения программы оцениваются способности ребенка к образному мышлению, развитость воображения, желание и готовность к художественному процессу.
Критерии оценки:
На 1- м году обучения оценивание по следующим критериям:
-
владение техникой (владение художественными материалами, способами изображения);
-
характер формы предметов (при рисовании с натуры степень сходства изображения с предметами реальной действительности), передача пропорций, объема;
-
пространственное решение (перспектива);
-
композиция (как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражены общая идея и содержание).
На 2- м году обучения оценивание по следующим критериям:
-
владение практическими навыками различных видов изобразительного искусства;
-
умение реализовать художественный замысел в практической деятельности;
-
самостоятельность и креативность выполнения творческих работ и их презентация.
Контроль знаний, умений и навыков проводится в следующих формах: контрольное занятие, защита творческих работ, просмотр работ в конце учебного года.
Используемые методики: наблюдение, анализ и самоанализ творческих работ.
Форма итоговой аттестации осуществляется в форме защиты проекта, включающего в себя созданный учащимся объект дизайна, теоретический материал - реферат к творческой работе, поисковый и презентационный материал.
Критерии теоретического раздела итоговой аттестации:
-
Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора.
-
Работа должна иметь практический и теоретический интерес, быть лаконичной и полностью раскрывать тему проекта.
-
Оценивается личностная (с точки зрения автора) новизна исследования.
Работа должна быть представлена в распечатанном виде и включать в себя:
-
титульный лист;
-
оглавление;
-
введение;
-
основную часть реферата;
-
заключение;
-
приложение;
-
список использованной литературы.
Требование к оформлению реферата:
реферат должен быть написан в формате MicrosoftWord и должен иметь
-
расширение . doc;
-
шрифт - TimesNewRoman;
-
размер шрифта - 14;
-
междустрочный интервал - 1,5;
-
поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 25 мм;
-
выравнивание - по ширине;
-
первая строка каждого абзаца - отступ на 1,25 см;
-
иллюстративный материал в приложении (таблицы, графики, рисунки, фотографии, схемы, эскизы и поисковые материалы, поэтапное выполнение работы и т.д.)
-
объем реферата - 10-12 страниц.
Защита проекта представляется в виде мультимедийной презентации, содержащей графические и текстовые объекты:
-
соответствие изобразительных приемов теме презентации;
-
дизайнерские решения;
-
степень мультимедийности;
-
степень интерактивности;
-
искусство публичного выступления;
-
оперативность работы с интерактивными устройствами.
Интернет может быть использован только как одно из средств поиска информации и применяется в помощь к самостоятельному исследованию.
Критерии практического раздела итоговой аттестации:
-
креативность представленной работы (новизна идеи);
-
оригинальность (отличие от известного и общепринятого);
-
художественный замысел (разработка идеи);
-
целостность композиционно-художественного решения;
-
графическая грамотность выполнения рисунка, чертежа и схемы, наличие образца изделия, дизайнерское решение разработки;
-
самостоятельное выполнение работы.