- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа клуба СТУПЕНЬКИ
Рабочая программа клуба СТУПЕНЬКИ
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Макарова И.П. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа является модифицированной и имеет социально-педагогическую направленность. Данная программа представляет собой комплексный подход в развитии детей 5-7 летнего возраста и включает 2 направления: познавательное и речевое. Каждое направление не выделяется в самостоятельную дисциплину, а интегрировано входит во всё содержание программы. В содержании программы указана примерная последовательность изучения тем. Реальная последовательность и сроки изучения тем на занятиях указываются в календарно-тематическом плане.
Программа отвечает принципам новизны и способствует развитию общих и специальных способностей личности, а также психических процессов;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и познавательных целей и задач в процессе реализации, которых формируются умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
строится с учетом возрастных возможностей и особенностей детей 5-7 лет.
Актуальность программы.
Программа является актуальной и основывается на важнейшем дидактическом принципе - развитие познавательных способностей и творческих сил. В процессе освоения программы осуществляется разностороннее развитие детей, и решаются задачи нравственного и эстетического воспитания.
Педагогическая целесообразность.
Данная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, так как в ее реализации используются следующие формы: развивающие занятия, праздники, экскурсии в сочетании с традиционными дидактическими методами и приемами: словесные, игровые (практические), наглядные.
В рамках данной программы в учебно-воспитательный процесс привлекаются родители. Для правильной организации развивающей среды, родителям после каждого занятия даются письменные рекомендации. Родители активно участвуют в развивающем процессе: посещают занятия, родительские собрания, индивидуальные консультации, участвуют в подготовке и проведении праздников, поездок и экскурсий.
Отличительной особенностью данной программы является комплексное использование развивающих методов и приёмов с учётом возрастных и психологических особенностей детей.
А так же особое место отводится игровой деятельности, как основной в развитии личности ребёнка. На протяжении всего года материал подается через игру, создавая условия для формирования произвольных психических процессов.
Режим занятий по программе рассчитан на 1 год освоения (108 часов в год).
В неделю проводится 3 занятия. Продолжительность каждого 30 минут. Количество детей в группе 12-14 человек. Возраст воспитанников 6-7 лет.
Цели и задачи программы:
Основной задачей программы является общее развитие детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, направленное на формирование познавательной активности, социальное и личностное развитие.
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам);
- формирование и развитие информационной компетенции (развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей).
Развивающий аспект:
- развитие речи при работе над словом, предложением;
- развитие мышления;
- развитие сенсорной сферы;
- развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект:
- прививать усидчивость, старательность, аккуратность;
- воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны знать:
- части суток;
- понимать временные (вчера, сегодня, завтра, быстро-медленно) и пространственные понятия (под, на, над, прямо, сзади, посередине, впереди);
- своё имя и фамилию имена родителей, профессии взрослых;
- название города и страны, где он живёт;
- времена года;
- несколько видов деревьев, кустарников, цветов;
- правила личной гигиены;
- основные правила безопасного поведения.
К концу года дети должны уметь:
- общаться с другими детьми в коллективе;
- владеть зрительно-двигательной координацией;
- составлять рассказ по картинкам, придумывать и рассказывать продолжение истории;
- повторять скороговорки и отгадывать загадки;
- называть различные виды транспорта;
- различать домашних и диких животных;
- сравнивать овощи и фрукты, грибы и ягоды;
- ориентироваться на листе бумаги уметь выполнять штриховки в разных направлениях;
- культурно вести себя в общественных местах;
- доброжелательно относиться к окружающим их взрослым и детям.
Режим занятий по программе рассчитан на 2 года освоения (216 часов в год).
В неделю проводится 3 занятия. Продолжительность каждого 30 минут. Количество детей в группе 12-14 человек. Возраст воспитанников первого года посещения 5-6 лет, второго года посещения 6-7 лет.
В течение занятия предусмотрены физкультминутки, смена динамической позы, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики, подвижные игры.
В результате освоения содержания программного материала дети овладевают умениями и навыками, соответствующими возрастным нормам.
Цели и задачи программы рассчитаны на два года обучения.
Основной задачей программы является общее развитие детей от 5 до 7 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, направленное на формирование познавательной активности, социальное и личностное развитие.
Цели и задачи программы 1 года обучения:
Развивающий аспект:
- развивать зрительно-двигательную координацию;
- формировать пространственное восприятие, представление о пространстве;
- развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер.
Познавательный аспект:
- развивать речь;
- увеличивать объем внимания, памяти (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам);
- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывающий аспект:
- формировать культуру общения;
- воспитывать духовные и нравственные качества личности ребёнка;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Отечеству, родному городу.
Цели и задачи программы 2 года обучения:
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам);
- формирование и развитие информационной компетенции (развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей).
Развивающий аспект:
- развитие речи при работе над словом, предложением;
- развитие мышления;
- развитие сенсорной сферы;
- развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
- прививать усидчивость, старательность, аккуратность;
- воспитание системы нравственных (качеств) межличностных отношений.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны уметь:
- пересказывать текст (общий - выборочный), рассказывать по памяти;
- самостоятельно выражать свое мнение;
- сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
- устанавливать соответствие между количеством предметов;
- дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
- рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;
- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания);
- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах первого десятка;
- определять положение предмета по отношению к другому;
- самостоятельно планировать свои действия и выполнять поставленную задачу;
- правильно оценивать результаты своей деятельности.
- различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный), предметы, облегчающие труд человека;
- определять материал, из которого сделан предмет;
- устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов;
- обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов;
К концу года дети должны знать:
- что рукотворные предметы - это творение человеческой мысли;
- дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, имена и отчества родных;
- герб, флаг, гимн России, имеет представления о Президенте, Правительстве России;
- о разных родах войск и почетной обязанности - защищать Родину;
- о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, традициях, фольклоре, труде;
- о планете Земля, о людях разных рас, живущих на нашей планете;
- о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве;
- о героях космоса;
- о государственных праздниках;
- иметь первичные представления о школе, библиотеке.
Способы проверки усвоения программы
1. Текущий контроль (систематическое повторение пройденного материала на последующих занятиях).
2. Промежуточный контроль (обобщающие занятия по теме, тематические праздники).
3. Итоговый контроль (диагностика, викторины, игры).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Разделы и Темы
Программа
2 летнего освоения
Программа 1
года освоения
Кол-во часов
Кол-во часов
5-6 лет
6-7 лет
6-7 лет
всего
теория
практика
всего
теория
практика
всего
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
1
-
1
1
-
1
1
-
2.
Логическое развитие.
36
8
28
36
12
24
36
8
28
2.1
2.2
2.3
2.4
Заниматика.
Геометрическая мозаика.
Тайны пространства.
Послушный карандаш.
9
9
9
9
2
2
2
2
7
7
7
7
12
6
6
12
3
3
3
3
9
3
3
9
9
9
9
9
2
2
2
2
7
7
7
7
3.
Речевое развитие.
71
16
55
71
8
63
71
16
55
3.1
3.2
3.3
3.4
Почемучка.
Сказки мудрого Буки.
Как прекрасен этот мир.
Дорогою добра.
17
18
18
18
4
4
4
4
13
14
14
14
23
12
12
24
2
2
2
2
21
10
10
22
17
18
18
18
4
4
4
4
13
14
14
14
ВСЕГО:
108
25
83
108
21
87
108
25
83
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программы 2 летнего освоения (5-6 лет)
1. Вводное занятие
Теория: 1 час. Знакомство с детьми, беседа о правилах поведения. Обзорная экскурсия по кабинету. Инструктаж по ТБ. Беседа о правилах дорожного движения.
Практика: - час.
2. Раздел «Логическое развитие» (36 часов)
2.1 Тема: «Зниматика»
Теория: 2 часа. Знакомство с логическими задачами на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез. Чтение рассказов из занимательной математики для детей «Праздник числа» автора В.Волиной.
Практика: 7 часов. Используются игровые упражнения: «Заполни домики», «Реши цепочку», «Дорисуй лучики у солнышка», «Математические змейки», «Посчитай от заданного числа», «Математическая лесенка». Используются дидактические игры: «Посчитай и найди цифру», «Назови соседей», «Домино», «Весёлый счёт», «Путаница», «Какая цифра потерялась», «Поймай число», «Отгадай число».
2.2. Тема: «Геометрическая мозаика»
Теория: 2 часа. Знакомство с геометрическими фигурами, уметь различать и называть: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник. Уметь определять величину предметов: длину, ширину, высоту.
Практика: 7 часов. Располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения. Большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький. Широкий, уже, еще уже, самый узкий. Высокий, ниже, еще ниже, самый низкий. Делить предмет на 2, 4 и более частей. Загадки о геометрических фигурах. Используются дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Посмотри вокруг», «Геометрическая мозаика», «Найди свой домик», «На что похоже», «Какой фигуры не хватает», «Какая фигура лишняя», «Найди предмет заданной формы». Используются дидактические игры: «Выложи лесенку», «Сравни ленточки по длине», «Кто выше всех.
2.3. Тема: «Тайны пространства»
Теория: 2 часа. Познакомить с временными представлениями о частях суток, днях недели, временах года, месяцах.
Практика: 7 часов. Используются дидактические игры: «Неделька», «Собери картинки», «Времена года», «Когда это бывает?», «Двенадцать месяцев». Используются головоломки с палочками, игры: «Пифагор», «Танграм». Загадки о временах года, частях суток, стихи о днях недели.
2.4 Тема: «Послушный карандаш»
Теория: 2 часа. Познакомить с понятием: штриховка, обводка по контуру и правилами их выполнения. Пальчиковые игры.
Практика: 7 часов. Обведение фигур по трафарету или шаблону, развитие мелкой моторики пальцев и кисти руки. Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги. Используются игровые упражнения: «Догони», «Точка, точка…», «Выяви закономерность и продолжи», «Зачеркни лишний предмет», «Выполни по образцу».
3. Раздел «Речевое развитие» (71 час)
3.1. Тема: «Почемучка»
Теория: 4 часа. Формирование представлений о предметах, облегчающих труд человека в быту. Развернутые пояснения наблюдаемого явления. Слушание стихотворений. Понимание поставленного вопроса; точные краткие или развернутые ответы на вопросы в зависимости от ситуации. Рассказывание о Земле - нашем общем доме и, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Расширение представления детей об истории создания предметов. Расширение представления о родном крае. Воспитание уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов: возлагать цветы к обелискам, памятникам. Обогащение представлений о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном.
Практика: 13 часов Постановка вопроса, ответ на вопрос. Составление небольших рассказов по 3-х частным сюжетным картинкам с помощью педагога (фразы - связки). Определение характера речи; самостоятельное проявление эмоциональности речи по заданию педагога игры: «Встреча куклы», «Магазин», «Почта», «Угадай, что я чувствую», «Так или не так».
Уточнение и активизация в речи детей названия разнообразных предметов. Функции речи: рассуждение, объяснение, обдумывание (без называния терминов). Проведение экспериментов доказывающих, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Формирование представления о Родине - России, воспитание чувства гордости за свою страну (рассказать о героических победах нашего народа). Закрепление представлений о флаге, гербе и гимне (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Приобщение к истокам народной культуры.
3.2. Тема: «Сказки мудрого Буки»
Теория: 4 часа. Естественная и произвольная выразительность. Темп речи и сила голоса. Тренировка дикционного аппарата, самостоятельное проявление эмоциональности речи по заданию. Слушание, различение литературных жанров (сказка, рассказ), объяснение мотивов поведения героев, оценка поступков героев.
Практика: 14 часов. Игры: «Встреча куклы», «Магазин», «Почта», «Угадай, что я чувствую»», «Так или не так». Проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом (сопровождение речи движениями, которые помогают соразмерить темп речи), различение на слух ритма художественных произведений (сказки, прибаутки и т.д.). Скороговорки, чистоговорки, прибаутки, групповое и индивидуальное разучивание. Выработка умения сознательно согласовывать свой голос с условиями (в общественных местах, при ответах на занятиях, на праздниках, при подаче команды во время игр).
Тематические стихотворения русских (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков и др.), зарубежных (Г. Виеру, А. Милн и др.) авторов. Русских поэтов (А. Пушкин, Н Некрасов, А. Блок, С. Есенин, Ф. Тютчев и др.). Познавательные рассказы детских писателей. Рассказы на темы морали В. Даль «Старик годовик», К. Ушинский «Слепая лошадь», К. Драгунская Лекарство от послушности», Х. К. Андерсен «Гадкий утенок». Литературные произведения в картинах художников; знакомство с искусством русских и зарубежных иллюстраторов; сравнивание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению. Определение на слух наиболее сильного слога в слове (игра «Стадион», «Позови меня!»). Обозначение ударного слога слова. Чтение букв, слов, предложений. Расширение «поля чтения» или «поля зрения». Вырабатывание навыка чтения.
3.3. Тема: «Как прекрасен этот мир»
Теория: 4 часа. Расширение знаний о деятельности людей по охране диких животных.
Беседы о экологических зависимостях, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления. Осмысление разных аспектов взаимодействия человека с природой. Красная книга. Воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия. Обобщение и систематизация знания детей о жизнедеятельности растений и животных.
Практика: 14 часов. Различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы). Обогащать представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах; представления о сезонных изменениях в природе.
3.4. Тема: «Дорогою добра»
Теория: 4 часа. Раскрытие сущности полярных понятий - «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют, соотнося их с конкретной ситуацией; развитие эмоциональной произвольности и конструктивным способам управления собственным поведением.
Практика: 14 часов. Практическая работа проходит в виде имитационных игр; социально-поведенческих тренингов (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.)
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программы 2 летнего освоения (6-7 лет)
1. Вводное занятие
Теория: 1 час. Знакомство с детьми, беседа о правилах поведения. Обзорная экскурсия по кабинету. Инструктаж по ТБ. Беседа о правилах дорожного движения.
Практика: - час.
2. Раздел «Логическое развитие» (36 часов)
2.1. Тема: «Зниматика».
Теория: 3 часа. Формирование представления о том, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, от их пространственного расположения и направления счета. (прямой, обратный, четный не четный) Чтение рассказов из занимательной математики для детей.
Практика: 9 часов. Используются дидактические игры: «Посчитай и найди цифру», «Назови соседей», «Домино», «Весёлый счёт», «Путаница», «Какая цифра потерялась», «Поймай число», «Отгадай число». Используются игровые упражнения: «Заполни домики», «Реши цепочку», «Дорисуй лучики у солнышка», «Математические змейки», «Посчитай от заданного числа», «Математическая лесенка». Игры с равенствами и неравенствами. Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
Используются задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, логические и математические задания, задания в картинках. Стихи о цифрах. Используются дидактические игры: «Посчитай и найди цифру», «Назови соседей», «Домино», «Какая цифра потерялась», «Поймай число». Используются игровые упражнения: «Заполни домики», «Дорисуй лучики у солнышка» и т.д.
2.2. Тема: «Геометрическая мозаика»
Теория: 3 часа. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами и выпуклыми телами, а так же сравнивать величину предметов. Закреплять понятие, что часть меньше целого, а целое больше части. Находить предметы, напоминающие по форме конус, пирамиду, цилиндр, проводить сравнения. Измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах; изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.
Практика: 3 часа. Загадки о геометрических фигурах. Используются дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Посмотри вокруг», «Геометрическая мозаика», «Найди свой домик», «На что похоже», «Какой фигуры не хватает», «Какая фигура лишняя», «Найди предмет заданной формы». Используются дидактические игры: «Выложи лесенку», «Сравни ленточки по длине», «Кто выше всех», «Перепрыгни через ручеёк». Используются дидактические упражнения: «Измерь класс с помощью условной мерки» и т.д.
2.3. Тема: «Тайны пространства»
Теория: 3 часа. Углубить временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах, устанавливать различные временные отношения.
Познакомить с часами (стрелки, циферблат), определять время с точностью до получаса, умение ориентироваться на листе бумаги.
Практика: 3 часа. Используются дидактические игры: «Художник», «Что изменилось», «Куда пойдёшь, что найдёшь?», «Угадай, что где находится?», «Найди игрушку». Используются дидактические упражнения «Ориентировка по клеточкам». Загадки о временах года, частях суток, стихи о днях недели. Используются дидактические игры: «Неделька, стройся по порядку», «Разложи картинки», «Времена года», «Когда это бывает?», «Двенадцать месяцев». Используются головоломки с палочками, игры: «Пифагор», «Танграм».
2.4. Тема: «Послушный карандаш»
Теория: 3 часа. Продолжать знакомить с понятием штриховки, обводкой по контуру и правилами их выполнения. Пальчиковые игры. Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги
Практика: 9 часов. Обведение фигур по трафарету или шаблону, развитие мелкой моторики пальцев и кисти руки, написание по пунктиру элементов букв. Продолжать пользоваться тетрадью в клетку. Используются игровые упражнения: «Догони», «Точка, точка…», «Выяви закономерность и продолжи», «Зачеркни лишний предмет», «Выполни по образцу».
3. Раздел «Речевое развитие» (71 час)
3.1. Тема: «Почемучка»
Теория: 2 часа. Творческое отношение к любому делу, проявление самостоятельности, выдумки, интереса к выполняемой работе. Осуществление оптимального выбора эталонов в соответствии с познавательной задачей. Расширение представления о родном крае.
Уточнение и активизация в речи детей названия разнообразных предметов. Расширение представления детей о предметном мире. Формирование представлений о предметах, облегчающих труд человека в быту. Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям.
Практика: 21 час. Уточнение и активизация в речи детей названия разнообразных предметов. Расширение представления детей о предметном мире. Формирование представлений о предметах, облегчающих труд человека в быту. Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Расширение представлений детей о Российской армии. Воспитание уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов: возлагать цветы к обелискам, памятникам.
Составление рассказов из личного опыта по сюжетным картинкам. Понимание поставленного вопроса; точные краткие или развернутые ответы на вопросы в зависимости от ситуации. Постановка вопроса, ответ на вопрос. Синонимы, антонимы (без называния понятия). Прилагательные (без называния понятия). Развитие функции речи: рассуждение, объяснение, обдумывание (без называния терминов). Постановка вопроса, ответ на вопрос. Развернутые пояснения наблюдаемого явления. Классификация предметов по признаку «общее» - «различное»; по материалу, из которых сделаны предметы. Фразеологические обороты (без называния терминов). Цель употребления их в повседневной речи. Распространение предложений. Предлоги в предложении. Продолжать проведение экспериментов доказывающих, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Закрепление умения самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства.
Рассказывание о том, что любая вещь создана трудом многих людей «Откуда пришел стол?», «Как получилась книжка?» Расширение представлений о предметах, облегчающих труд людей на производстве. Закрепление умения рассказывать о службе в армии отцов, братьев; воспитывать стремление быть похожими на них. Углубление представления о Родине - России, воспитание чувства гордости за свою страну (рассказать о полетах в космос Ю.А. Гагарина, В. В. Терешковой) Закрепление представлений о флаге, гербе и гимне (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).
3.2. Тема: «Сказки мудрого Буки»
Теория: 2 часа. Развивать естественную и произвольную выразительность речи. Темп речи и сила голоса. Тренировка дикционного аппарата: слушание стихотворений; определение характера речи; самостоятельное проявление эмоциональности речи по заданию педагога.
Практика: 10 часов. Проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом (сопровождение речи движениями, которые помогают соразмерить темп речи); различение на слух ритма художественных произведений (сказки, прибаутки и т.д.). Скороговорки, чистоговорки, прибаутки; групповое и индивидуальное разучивание. Выработка умения сознательно согласовывать свой голос с условиями (в общественных местах, при ответах на занятиях, на праздниках, при подаче команды во время игр); упражнения на развитие гибкости голоса («Как позвали мишку?», «Эхо», «Перекличка»); заучивание скороговорок, произнесение их со сменой темпа и силы голоса; игры-соревнования, произнесению трудных слов и сочетаний: «Кто лучше скажет?», «Перекличка», «Телефон». Тематические стихотворения русских (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков и др.), зарубежных (Г. Виеру, А. Милн и др.) авторов. Русских поэтов (А. Пушкин, Н Некрасов, А. Блок, С. Есенин, Ф. Тютчев и др.).
Познавательные рассказы детских писателей. Рассказы на темы морали В. Даль «Старик годовик», К. Ушинский «Слепая лошадь», К. Драгунская Лекарство от послушности», Х. К. Андерсен «Гадкий утенок». Слушание; различение литературных жанров (сказка, рассказ); объяснение мотивов поведения героев, оценка поступков героев. Литературные произведения в картинах художников; знакомство с искусством русских и зарубежных иллюстраторов; сравнивание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.
Определение на слух наиболее сильного слога в слове (игра «Стадион», «Позови меня!»). Обозначение ударного слога слова. Чтение слов, предложений. Расширение «поля чтения» или «поля зрения». Вырабатывание навыка сознательного плавного чтения, соблюдение пауз и интонации, соответствующей знакам препинания в конце предложения. Деление на слоги с помощью «ручки-помощницы» (хлопки, взмахи, ладошка у подбородка), определение количества слогов в слове, порядок слогов (игры «Кто дальше уйдет», Стадион», «Сколько слогов в твоем имени?»); самостоятельное составление слогов из букв разрезной и магнитной азбуки.
3.3. Тема: «Как прекрасен этот мир»
Теория: 2 часа. Расширение знаний о деятельности людей по охране диких животных.
Беседы о экологических зависимостях, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления. Осмысление разных аспектов взаимодействия человека с природой. Красная книга.
Воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия.
Практика: 10 часов. Обобщение и систематизация знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Представления о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы). Расширение представлений о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе. Представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах. Представления о сезонных изменениях в природе. Различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.
3.4. Тема: «Дорогою добра».
Теория: 2 часа. Углубление сущности полярных понятий - «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют, соотнося их с конкретной ситуацией; развитие эмоциональной произвольности и конструктивным способам управления собственным поведением.
Практика: 22 часа. Практическая работа проходит в виде имитационных игр; социально-поведенческих тренингов, психогимнастики. Видеть эмоциональное состояние товарища и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией; развитие эмоциональной произвольности и конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программы 1 года освоения (6-7 лет)
1. Вводное занятие
Теория: 1 час. Знакомство с детьми, беседа о правилах поведения. Обзорная экскурсия по кабинету. Инструктаж по ТБ. Беседа о правилах дорожного движения.
Практика: - час.
2. Раздел «Логическое развитие» (36 часов)
2.1. Тема: «Зниматика».
Теория: 3 часа. Знакомство с логическими задачами на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез. Чтение рассказов из занимательной математики. Формирование представления о том, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, от их пространственного расположения и направления счета. (прямой, обратный, четный не четный) Чтение рассказов из занимательной математики для детей.
Практика: 9 часов. Используются дидактические игры: «Посчитай и найди цифру», «Назови соседей», «Домино», «Весёлый счёт», «Путаница», «Какая цифра потерялась», «Поймай число», «Отгадай число». Используются игровые упражнения: «Заполни домики», «Реши цепочку», «Дорисуй лучики у солнышка», «Математические змейки», «Посчитай от заданного числа», «Математическая лесенка». Игры с равенствами и неравенствами.
Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез. Используются задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, логические и математические задания, задания в картинках. Стихи о цифрах. Используются дидактические игры: «Посчитай и найди цифру», «Назови соседей», «Домино», «Какая цифра потерялась», «Поймай число». Используются игровые упражнения: «Заполни домики», «Дорисуй лучики у солнышка» и т.д.
2.2. Тема: «Геометрическая мозаика»
Теория: 3 часа. Знакомство с геометрическими фигурами, уметь различать и называть: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник. Уметь определять величину предметов: длину, ширину, высоту. Закреплять понятие, что часть меньше целого, а целое больше части.
Находить предметы, напоминающие по форме конус, пирамиду, цилиндр, проводить сравнения. Измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах; изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.
Практика: 3 часа. Загадки о геометрических фигурах. Используются дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Посмотри вокруг», «Геометрическая мозаика», «Найди свой домик», «На что похоже», «Какой фигуры не хватает», «Какая фигура лишняя», «Найди предмет заданной формы». Используются дидактические игры: «Выложи лесенку», «Сравни ленточки по длине», «Кто выше всех», «Перепрыгни через ручеёк». Используются дидактические упражнения: «Измерь класс с помощью условной мерки» и т.д.
2.3. Тема: «Тайны пространства»
Теория: 3 часа. Расширить временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах, устанавливать различные временные отношения. Познакомить с часами (стрелки, циферблат), определять время с точностью до получаса, уметь ориентироваться на листе бумаги.
Практика: 3 часа. Используются дидактические игры: «Художник», «Что изменилось», «Куда пойдёшь, что найдёшь?», «Угадай, что где находится?», «Найди игрушку». Используются дидактические упражнения «Ориентировка по клеточкам». Загадки о временах года, частях суток, стихи о днях недели. Используются дидактические игры: «Неделька, стройся по порядку», «Разложи картинки», «Времена года», «Когда это бывает?», «Двенадцать месяцев». Используются головоломки с палочками, игры: «Пифагор», «Танграм».
2.4. Тема: «Послушный карандаш»
Теория: 3 часа. Познакомить с понятием: штриховка, обводка по контуру и правилами их выполнения. Пальчиковые игры. Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.
Практика: 9 часов. Обведение фигур по трафарету или шаблону, развитие мелкой моторики пальцев и кисти руки, написание по пунктиру элементов букв. Продолжать пользоваться тетрадью в клетку. Используются игровые упражнения: «Догони», «Точка, точка…», «Выяви закономерность и продолжи», «Зачеркни лишний предмет», «Выполни по образцу».
3. Раздел «Речевое развитие» (71 час)
3.1. Тема: «Почемучка»
Теория: 2 часа. Формирование представлений о предметах, облегчающих труд человека в быту. Развернутые пояснения наблюдаемого явления. Понимание поставленного вопроса; точные краткие или развернутые ответы на вопросы в зависимости от ситуации. Творческое отношение к любому делу, проявление самостоятельности, выдумки, интереса к выполняемой работе. Осуществление оптимального выбора эталонов в соответствии с познавательной задачей. Расширение представления о родном крае. Уточнение и активизация в речи детей названия разнообразных предметов. Расширение представления детей о предметном мире. Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям.
Практика: 21 час. Уточнение и активизация в речи детей названия разнообразных предметов. Расширение представления детей о предметном мире. Формирование представлений о предметах, облегчающих труд человека в быту. Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Расширение представлений детей о Российской армии. Воспитание уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов: возлагать цветы к обелискам, памятникам.
Составление рассказов из личного опыта по сюжетным картинкам. Понимание поставленного вопроса; точные краткие или развернутые ответы на вопросы в зависимости от ситуации. Постановка вопроса, ответ на вопрос. Синонимы, антонимы (без называния понятия). Прилагательные (без называния понятия). Развитие функции речи: рассуждение, объяснение, обдумывание (без называния терминов). Постановка вопроса, ответ на вопрос. Развернутые пояснения наблюдаемого явления.
Классификация предметов по признаку «общее» - «различное»; по материалу, из которых сделаны предметы. Фразеологические обороты (без называния терминов). Цель употребления их в повседневной речи. Распространение предложений. Предлоги в предложении. Продолжать проведение экспериментов доказывающих, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Закрепление умения самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства. Закрепление умения рассказывать о службе в армии отцов, братьев; воспитывать стремление быть похожими на них.
Углубление представления о Родине - России, воспитание чувства гордости за свою страну (рассказать о полетах в космос Ю.А. Гагарина, В. В. Терешковой) Закрепление представлений о флаге, гербе и гимне (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Приобщение к истокам народной культуры. Рассказывание о Земле - нашем общем доме и, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
3.2. Тема: «Сказки мудрого Буки»
Теория: 2 часа. Тренировка дикционного аппарата: слушание стихотворений; определение характера речи; самостоятельное проявление эмоциональности речи по заданию педагога. Естественная и произвольная выразительность. Темп речи и сила голоса.
Практика: 10 часов. Проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом (сопровождение речи движениями, которые помогают соразмерить темп речи); различение на слух ритма художественных произведений (сказки, прибаутки и т.д.). Скороговорки, чистоговорки, прибаутки; групповое и индивидуальное разучивание. Выработка умения сознательно согласовывать свой голос с условиями (в общественных местах, при ответах на занятиях, на праздниках, при подаче команды во время игр); упражнения на развитие гибкости голоса («Как позвали мишку?», «Эхо», «Перекличка»); заучивание скороговорок, произнесение их со сменой темпа и силы голоса; игры-соревнования, произнесению трудных слов и сочетаний: «Кто лучше скажет?», «Перекличка», «Телефон». Тематические стихотворения русских (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков и др.), зарубежных (Г. Виеру, А. Милн и др.) авторов. Русских поэтов (А. Пушкин, Н Некрасов, А. Блок, С. Есенин, Ф. Тютчев и др.).
Познавательные рассказы детских писателей. Рассказы на темы морали В. Даль «Старик годовик», К. Ушинский «Слепая лошадь», К. Драгунская Лекарство от послушности», Х. К. Андерсен «Гадкий утенок». Слушание; различение литературных жанров (сказка, рассказ); объяснение мотивов поведения героев, оценка поступков героев. Литературные произведения в картинах художников; знакомство с искусством русских и зарубежных иллюстраторов; сравнивание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.
Определение на слух наиболее сильного слога в слове (игра «Стадион», «Позови меня!»). Обозначение ударного слога слова. Чтение слов, предложений. Расширение «поля чтения» или «поля зрения». Вырабатывание навыка сознательного плавного чтения, соблюдение пауз и интонации, соответствующей знакам препинания в конце предложения. Деление на слоги с помощью «ручки-помощницы» (хлопки, взмахи, ладошка у подбородка), определение количества слогов в слове, порядок слогов (игры «Кто дальше уйдет», Стадион», «Сколько слогов в твоем имени?»); самостоятельное составление слогов из букв разрезной и магнитной азбуки.
3.3. Тема: «Как прекрасен этот мир»
Теория: 2 часа. Расширение знаний о деятельности людей по охране диких животных.
Беседы о экологических зависимостях, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления. Осмысление разных аспектов взаимодействия человека с природой. Красная книга. Воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия.
Практика: 10 часов. Обобщение и систематизация знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Представления о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы). Расширение представлений о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе. Представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах. Представления о сезонных изменениях в природе. Различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.
3.4. Тема: «Дорогою добра».
Теория: 2 часа. Раскрытие и углубление сущности полярных понятий - «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют, соотнося их с конкретной ситуацией; развитие эмоциональной произвольности и конструктивным способам управления собственным поведением.
Практика: 22 часа. Практическая работа проходит в виде имитационных игр; социально-поведенческих тренингов, психогимнастики. Видеть эмоциональное состояние товарища и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией; развитие эмоциональной произвольности и конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При проведении развивающих занятий используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы.
Индивидуальная форма организации занятия позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации занятия (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей.
Фронтальная форма организации занятия. Работа со всей группой. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации.
Правильная организация развивающего процесса определяет качество педагогической работы. В процессе работы с детьми используются такие технологии, как: развитие в сотрудничестве и игре.
Технология развития в сотрудничестве предполагает варианты применения этой технологии, как по подгруппам, так и со всей группой. Основной идеей данной технологии является сотрудничество, а не соревнование; предполагается помощь детей друг другу в решении поставленной задачи, общая цель достигается каждым ребёнком индивидуально, в силу собственных возможностей, способностей.
Развивающие технологии предполагают использование на занятиях развивающих игр, логических упражнений, задач, головоломок.
Технология игрового обучения предполагает организацию занятий с детьми в форме игры, как ведущей деятельности дошкольника. В игровой форме может быть организовано как само занятие в целом (занятие-игра, игра-путешествие, занятие-сказка), так и структурная часть занятия (формирование в игровой форме учебной задачи, задания, проблемной ситуации и т.д.; использование элементов игры-драматизации с участием различных персонажей; организация объяснения, закрепления, контроля через дидактические, сюжетно-ролевые игры).
Данная программа имеет дидактические игры, наглядный и раздаточный материал, использование которых каждым ребёнком является обязательным, т.к. обуславливает равные условия для прохождения программы.
-
Раздел
Методы
Приёмы
5-6 лет
6-7 лет
1 год
6-7 лет
2 год
ПОЧЕМУЧКА
Словесные
Наглядные
Практические
(игровые)
Рассказ, беседа
(вопросы ответы)
Рассматривание, наблюдение, рассказ, беседа
(вопросы ответы)
речевой образец,
повторение, указание.
Показ предметных
картинок, игрушек.
Игры: «Семья»,
«Работа», «Магазин
игрушек»
словесные
упражнения.
Рассуждение,
обдумывание,
объяснение, беседа.
Показ предметных
картинок, игрушек,
наблюдение за
действиями детей и взрослых.
Игры: «Подумай,
почему…?», «Объясни, почему…?»
Объяснение,
рассказ, речевой
образец, беседа.
Использование схем описания, опорных карточек - части повествования,
показ сюжетных и
предметных
картинок.
Игры: «Придумай
небылицу», Самый
красивый», «Что за
чудо?»
Описание обдумывание.
ЗАНИМАТИКА
Словесные
Наглядные
Практические
(игровые)
Беседа, объяснение.
Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.
наблюдение.
Посчитай и найди цифру», «Назови соседей», Домино, «Весёлый счёт», «Путаница», «Какая цифра потерялась», «Поймай число», «Отгадай число».
Объяснение, загадки повторение, работа с иллюстрациями, схемами.
Показ
предметных
картинок, фильмов
«Заполни домики», «Реши цепочку», «Дорисуй лучики у солнышка», «Математические змейки», «Посчитай от заданного числа», «Математическая лесенка».
Объяснение, повторение, загадки.
Показ плакатов.
Фильмов.
«Посчитай и найди цифру», «Назови соседей», «Домино», «Какая цифра потерялась», «Поймай число».
Используются игровые упражнения: «Заполни домики», «Дорисуй лучики у солнышка».
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАЙКА
Словесные
Наглядные
Практические
(игровые)
беседа, объяснение, заучивание стихотворений.
Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.
Раскрашивание, рисование «Посмотри вокруг», «Геометрическая мозаика».
Объяснение, дидактическая игра.
Игры: «Чудесный мешочек», «Посмотри вокруг», «Геометрическая мозаика», «Найди свой домик», «На что похоже».
«Какой фигуры не хватает», «Какая фигура лишняя», «Найди предмет заданной формы».
Совместная деятельность взрослого и детей, дидактическая игра самостоятельная деятельность детей.
Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.
Игры: «Выложи лесенку», «Сравни ленточки по длине»,
«Кто выше всех», «Перепрыгни через ручеёк». «Измерь комнату с помощью условной мерки».
СКАЗКИ МУДРОГО БУКИ
Словесные
Наглядные
Практические
(игровые)
Речевой образец,
артикуляционная
гимнастика -
рассказывание
словесные упражнения,
индивидуальное и хоровое повторение.
Показ картинок с
Изображением.
Веселого язычка,
набор «звучащих
коробочек»,
«волшебные
палочки».
Игры «Подари
словечко», Эхо»,
«Скажи, как …»,
«Доскажи словечко».
Речевой образец,
повторение и
заучивание
скороговорок,
чистоговорок,
стихотворений.
Показ игрушек,
Картинок, опорных карточек - части повествования.
Игра «Встреча
куклы», «Так или не
так», «Угадай, что я чувствую»,
«Перекличка».
Речевой образец,
повторение и
заучивание
скороговорок,
чистоговорок,
стихотворений.
Показ игрушек,
использование схем описания, опорных карточек части повествования,
показ сюжетных и
предметных
картинок.
Игры «Исправь
ударение»,
«Правильно ли я
сказал?», игры -драматизации.
ТАЙНЫ ПРОСТРАН
СТВА
Словесные
Наглядные
Практические
(игровые)
Беседа, объяснение.
Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.
иллюстрация,
наблюдение,
упражнение. «Художник», «Что изменилось».
«Куда пойдёшь, что найдёшь?», «Угадай, что где находится?», «Найди игрушку».
Совместная деятельность взрослого и детей.
Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.
«Неделька, стройся по порядку», «Разложи картинки», «Времена года», «Когда это бывает?», «Двенадцать месяцев».
«Пифагор», «Танграм».
Дидактическая игра самостоятельная деятельность детей.
Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.
раскрашивание, рисование.
Упражнения:
Куда пойдёшь, что найдёшь?», «Угадай, что где находится?»,
«Пифагор», «Танграм».
КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР
Словесные
Наглядные
Практические
(игровые)
Рассматривание, наблюдение, рассказ, беседа
(вопросы - ответы)
речевой образец,
повторение,
заучивание,
указание.
Показ предметных сюжетных картинок, игрушек Наблюдения за объектами природы.
Игры: «Лесные грибочки», «Найди и справь ошибку», «Объясни своё мнение», «Подбери сравнение».
Наблюдение рассуждение,
обдумывание,
объяснение, беседа.
речевой образец,
повторение,
заучивание,
указание.
Показ предметных, сюжетных
картинок, игрушек,
наблюдение за
изменениями в природе, повадками животных.
Игры: «Интересные встречи», «Птицы и птенцы», «Сказочный лес».
Описание обдумывание. Наблюдение рассматривание, объяснение,
рассказ, беседа
рассуждение.
Использование схем описания, опорных карточек части повествования,
показ сюжетных и
предметных
картинок.
Игры «Наши зеленые друзья», «Путешествие во времени», «Подумай и сделай вывод».
ДОРОГАМИ ДОБРА
Словесные
Наглядные
Практические
(игровые)
Рассказывание
сказок из серии
«Уроки вежливости» и
«Веселый этикет»,
беседа (вопрос-ответ), рассуждение.
Использование
атрибутов для
создания ситуации,
заданной темой.
Игры «Что такое
хорошо и что такое
плохо?».
Объяснение
правильного
поведения в
определенной
ситуации, указания
(организационные,
обучающие),
рассуждение.
Показ сюжетных
картинок с
различными
жизненными
ситуациями.
Настольные игры
«Как надо себя
вести?», «Так или не так».
Объяснение
правильного
поведения в
различных
ситуациях.
Указания,
рассуждение
Использование
атрибутов, сюжет
ные картинки.
Игры «Гости»,
«Телефон»,
«Поздравь друга»,
«В кино», «В
библиотеке».
ПОСЛУШНЫЙ КАРАНДАШ
Словесные
Наглядные
Практические
(игровые)
Беседа, объяснение.
Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами.
наблюдение.
Раскрашивание, рисование, упражнения: игры - шнуровки, с изюмом, пальчиковые игры, штриховка.
Объяснение, указание, дидактическая игра.
Работа с книгой: работа с иллюстрациями, схемами, упражнения: штриховка только в заданном направлении; обводка геометрических фигур, изучение трафарета.
Дидактическая игра самостоятельная деятельность детей.
Работа с книгой: работа со схемами, иллюстрациями.
Упражнения: с бумагой, обведи по точкам, обводка геометрических фигур, знакомство с видами штриховки раскрашивание, рисование.
Техническое оснащение занятий
1. Батяева С.В., Савостьянов Е.В. Альбомы. 1,5-3 лет (11 шт.). - Москва: РОСМЭН, 2010г.
2. Володина В.С. Альбомы (14шт.). - Москва: РОСМЭН, 2008.
3 Игнатьева С. Сам себе читаю. - Харьков: Ранок, 2010:
а). Шаг 1. Состав сло-ва (14 шт.).
б). Шаг 2 (31 шт.).
в). Шаг 3 (15 шт.).
г). Шаг 4 (7шт.).
4. Карточки по методики Г. Домана. - Харьков: Ранок:
1). Английский язик (118 шт.).
2). Герои сказок (49 шт.).
3). Искусство (49 шт.).
4). Мамы и детёныши (49 шт.).
5). Математика (20 шт.).
6). Общин (118 шт.).
7). Основной комплект (54 шт.).
8). Природа и явления (49 шт.).
9). Профессии (49 шт.).
10). Техника и сооружения (49 шт.).
11). Фрукты, ягоды (28 шт.).
12). Умные кубики (4 шт.).
13). Усе для навчання грамоти. Раздаточный материал. 100 карточек (4 компл.).
- Харьков: Ранок, 2008.
Развивающие игры. Познавательное развитие.
1. Забавки (бумажные пазлы -2 шт.).
2. Лото. Говорю на 5-ти языках. Выпуск №1.
3. Лото. Говорю на 5-ти язиках. Выпуск №2.
4. Лото:
1). Животные (3 шт.).
2). Игрушки (3 шт.).
3). Мой дом (3 шт.).
4). Овощи и фрукты (3 шт.).
5). Одежда (3 шт.).
6). Профессии (3 шт.).
7). Птицы (3 шт.).
8). Спорт (3 шт.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования и науки РФ.
М.:ТЦ «Сфера», 2014. - 96 с.
-
«От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
-
«Программно-методическое пособие. Проект. Москва, Издательство НОУ
«УЦ им. Л.А.Венгера «Развитие», 2012, - 123 с.
-
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. IТекстI: учеб. пособие. - М.: Знание, 1993г.
-
Волина В. Занимательное азбуковедение. IТекстI: учебно-развивающая литература /
В. Волина - М.,1991. - с. 368.
-
Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. IТекстI: учеб. /В.В. Воронкова, И.В. - М.: Просвещение 1989. - 144 стр.
-
Виленкин Н.Я., Петерсон Л.Г. Математика [Текст] / Н.Я. Виленкин, Л.Г. Петерсон. - М.: Всероссийская школа математики и физики «Авангард», 1992. - 64 с.
-
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж: Учитель, 2006г.
-
Гербова В.В. Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации Издательство: Мозаика-Синтез
-
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа.
- М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 144с.
-
Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009г.
-
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. - 2-е изд.,
испр. - М.: ТЦ Сфера, 2010г.
-
Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. IТекстI / Н.В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 112 с.
-
Джежелей О.В. Помогайка IТекстI / О.В. Джежелей. - М.: Столетие, 1994. - 192 с.
-
Н.С.Жукова «Букварь» IТекстI / Н.С.Жукова. - Екатеринбург: Эксмо, 2002. - 96 с.
-
Р.А.Жукова «Как научить ребёнка читать» IТекстI / Р.А.Жукова. - Волгоград:
Корифей, 2010. - 128 с.
-
Житомирский В.Г., Шеврин Л. Н. Путешествие по стране Геометрии [Текст] /
В.Г. Житомирский, Л.Н.Шеврин. - М.: Педагогика, 1991. - 175 с.
-
Захарова Ю.А. Тетрадь для штриховки (2 части). - С-П.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001г.
-
Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. IТекстI /
- Спб.: Дельта, 1998. - 256 с.
-
Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки».
- М.:Ювента, 2010. - 64 с.
-
Колесникова Е.В. От звука к букве. IТекстI / Е.В. Колесникова.
- М: Ювента, 2008. - 64 с.
-
Конспекты интегрированных занятий в средней, старшей групп детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. / автор - составитель
- Воронеж: Учитель, 2006. - 143с.
-
Конспекты занятий по экологическому воспитанию (старшая группа) [Текст] / под. ред.
Л. Г. Мухомориной. - Евпатория: НАТА, 2007г.
-
Маршак С.Я. Веселая азбука. IТекстI / С.Я. Маршак - М.: Лабиринт, 1979. - 18 с.
-
Марценкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий).
IТекстI / Г.Ф. Марценкевич. - Волгоград: Учитель, 2004. -128ст.
-
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] /
З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
-
Михайлова З.А. «Математика от трёх до семи». - М.: Просвещение, 2000. - 105 с.
-
Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите играя. IТекстI: учеб. / Г.А. Тумакова,
А.И. Аксакова; - М.: Просвещение, 2003. - 160 с.
-
Петерсон Л.Г. Холина Н.П. «Раз ступенька, два-ступенька…» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Издательство
«Ювента», 2011г.
-
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. - в 2- частях. Учебное пособие по математике для дошкольников. - М.: Баласс, 2003 г.
-
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. - в 2- частях. Методические рекомендации к курсу. - М.: Баласс, 2003 г.
-
Плешаков А.А. Зелёная тропинка: пособие для детей 5-7 лет.-М.:Просвещение, 2013г.
-
Плешаков А.А. Зелёные страницы. М.:Просвещение, 2013. - 223 с.
-
Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.М.:Просвещение, 2012. - 160 с.
-
Плешаков А.А. От Земли до неба: атлас-определитель.
-М.:Просвещение, 2013. - 222 с.
-
Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Часть 2. «Раз ступенька, два ступенька» - М.: Издательство ЮВЕНТА, 2012г.
-
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, Волгоград, 2013г.
-
Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: методическое пособие.
- М.:Ювента, 2013.- 96 с.
-
Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: методическое пособие.
-
- М.:Ювента, 2013.- 96 с.
-
Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: математика для детей 5-6 лет.
- М.: Ювента, 2013. - 64 с. Колесникова Е.В. Я считаю до двадцати: математика для детей
6-7 лет. - М.: Ювента, 2013. - 64 с.
-
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, Волгоград, 2013г.