Модель интенсивной медиашколы для старшеклассников

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Колокольникова З.У., Марков И.О.

Модель интенсивной медиашколы для старшеклассников

Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», Лесосибирск, Россия (662544, Лесосибирск, ул.Победы, 42),

e-mail: [email protected] [email protected]

Идея свободы в образовательной практике прошла трудный путь становления. Реализация идеи свободы в современной образовательной практике медиаобразования опирается на концепцию С.Френе. В статье описан пример использования идей С.Френе в практике медиаобразования и представлена программа интенсивной медиашколы.

Ключевые слова: свобода, медиаобразование, медиашкола, медиапродукт, медиатехнологии.

В современной практике школьного и внешкольного образования в последние годы все чаще появляются такие инновационные формы образования детей как профильные школы, интенсивные летние школы, мастер-классы и др.

Одним из первых педагогов-экспериментаторов в области медиаобразования был С.Френе. На волне педагогической революции начала девяностых годов ХХ века педагогика Селестена Френе была принесена и в Россию. Научно-технический прогресс позволил усовершенствовать и обогатить «технику Френе», используя компьютеры, копировальные устройства, аудио-, видеоаппаратуру. Рабочая библиотека пополняется за счет новых дидактических материалов - видео-, аудиозаписей, лазерных дисков (CD) и превращается в медиатеку. Важным маркером актуальности использования идей С.Френе в практике современной школы является создание телестудий и выпуск школьных новостных программ, школьные радиостудии и выпуск радиопередач, разработка и сопровождение сайта школы и др. Использование идей С.Френе при организации внеучебной работы и формировании развивающего пространства школы и учреждений дополнительного образования является на наш взгляд перспективным направлением использования идей С.Френе.

Сущностью медиаобразования является формирование культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Современного человека невозможно представить себе без средств массовой коммуникации. Независимо от статуса, возраста и пола большинство людей ежедневно пользуется услугами телевидения, Интернет и мобильных операторов. Доступность таких технических средств как видеокамера и компьютер позволяет школьникам создавать авторский медиапродукт, существует потребность в медиаобразовании, но даже центры дополнительного образования не всегда могут предложить такую студию или клуб. Школа также заинтересована в создании школьных телестудий, которые предполагают включение школьников в проектную, управленческую и исследовательскую деятельность по созданию такого медиапродукта как например, новостная программа. Формат интенсивной медиашколы позволит в каникулярное время проводить обучение и получать такой продукт как программа новостей, который школьники и педагоги, могут использовать как для трансляции, так и для участия в конкурсах. В целом технология работы со школьной командой должна выстраиваться в технологии start-up. Кроме того, формат интенсивной медиашколы позволяет решать задачи по развитию метапредметных и личностных компетенций школьника: способность к анализу и синтезу, приобретение базовых медиазнаний, коммуникативные навыки в организации диалога; способность к критике и самокритике, способность работать в команде в условиях свободы и ответственности, умение воспринимать межкультурные различия и взаимодействовать с экспертами; способность к самообучению, творчеству и лидерству; навыки проектирования и управления ими, ответственность за качество продукта, воля к успеху и др.

Работа мобильной интенсивной медиашколы предполагает выезд в школу и обучение в течение недели 8-15 школьников. Обучение включает фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы. Все необходимые методические материалы предлагаются как раздаточные. Проводится входное и итоговое анкетирование школьников.

В первый день фронтально изучаются основы операторского дела, происходит знакомство с устройством видеокамеры, основами видеосъемки, проводится анализ и обсуждение подобранных видеосюжетов для определения планов видеосъемки и т.д. В практической части школьники пробуют выполнить видеосъемку планов различных видов и крупностей, просмотр и обсуждение полученных материалов.

Во второй день фронтально изучаются основы видеомонтажа, знакомство с программой Adobe Premier Pro и практика создания видеоролика из предложенного видео и звука. Создание авторского проморолика. У старшеклассников есть возможность выбрать тему и идею своего медиапродукта.

В третий день фронтально изучаются основы корреспондентской работы. Поиск идеи сюжета, работа с информацией и текстом, разработка монтажного листа. Изучаются составляющие сюжета, разработка игровых стендапов и т.д. Подготовка проекта сюжета. Создание не более 6 учебных команд, в каждой от 3 до 5 человек. Закрепление за каждой командой опытного корреспондента. Выбор темы сюжета каждой группой. Домашнее задание: написать текст сюжета, разработать монтажный лист. Школьники имеют свободу выбора роли, в рамках которой они осваивают медиатехнологии: оператор, корреспондент, монтажер.

Четвертый день предполагает работу по группам. В группах идет обсуждение текстов сюжета. Задача группы выбрать тот текст, который ляжет в основу сюжета, который снимет группа. Здесь тоже присутствует свобода выбора группой темы и идеи сюжета. Руководитель группы (студент-куратор) корректирует текст и монтажный лист, обсуждает и помогает планировать видеосъемку, работу корреспондента в кадре. До конца дня каждая группа снимает необходимое для монтажа «сырое» видео.

В пятый день группа работает по монтажному листу и начинает монтировать сюжет. При необходимости производятся подсъемки, начитывается текст. Выполненная заготовка обсуждается с руководителем группы, корректируется им. Домашнее задание: каждый придумывает текст подводки для своего сюжета. Команда организаторов медиашколы отсматривает подготовленные школьниками сюжеты, обсуждает и при необходимости их правит.

В шестой день фронтально обсуждается работа ведущего программы. В группах обсуждаются подготовленные школьниками подводки к сюжетам. Съемка ведущего и монтаж программы. Просмотр программы и свободное обсуждение получившейся программы. Подведение итогов работы, вручение сертификатов, дисков с видеоматериалами и программой, призы (кружки и футболки) школьникам за самые яркие работы и приглашение на Медиапарад.

Медиапарад предполагает участие школьников и студентов с авторским медиапродуктом в форме фото, промороликов, сюжетов, любительских фильмов и мультфильмов, мастер-классов и конкурсов, различной тематики с вручением призов за самые яркие работы.

Результаты опроса школьников показали, что 95% - изъявили желание продолжить занятия и углубиться в такую сферу деятельности как медиаобразование и тележурналистика, а 5% - отнеслись к медиашколе равнодушно. Все студенты-участники этого проекта отмечают, что участие в реализации подобных проектов (с использованием деятельностного подхода и технологии «равный-равному» и свободного воспитания) создает условия для формирования профессиональных компетенций студентов - будущих педагогов, решение исследовательских задач в рамках выпускных и курсовых исследований, формирование таких качеств личности как ответственность, предприимчивость, умение работать в команде и др. Важным результатом, на наш взгляд, является разработанная программа медиашколы, которую можно адаптировать для студентов, педагогов и взрослых, желающих освоить медиатехнологии.

Таким образом, проект и программа интенсивной медиашколы разработаны на принципах свободы и активности, на всех этапах реализации программы интенсивной медиашколы присутствуют ситуации свободы выбора и ответственности за результат. Анализ результатов работы медиашколы показывает ее востребованность и состоятельность в практике современного школьного и внешкольного образования.

Литература

  1. Быстрицкая Я. Воспитание по Френе: свободу текстам! // Обучение за рубежом. - 2000. - №10. - С. 2-3.

  2. Смоленцева А.В. Использование медиатехнологий в профессиональном становлении педагога (на примере студенческой телестудии) // Непрерывное педагогическое образование в современном мире : Сб статей Ч.1 СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена 2013.- С. 299- 308.


© 2010-2022