Статья Освоение рисунка геометрических тел - основа обучения рисунку

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

г. Иркутска «Центр детского творчества»















статья

«Освоение рисунка геометрических тел - основа обучения рисунку»

составитель:

педагог д/о Кузнецова Л.И.





г. Иркутск

2016 год

Рисунок - не только самостоятельный вид изобразительного искусства, но и основа для живописи, плаката, декоративно-прикладного и других искусств. При помощи рисунка закрепляется первая мысль будущего произведения. В результате изучения возможностей рисунка созревают замыслы самостоятельных композиций. В процессе совершенствования умения рисовать, создавать композицию происходит развитие образного мышления.

На занятиях по рисунку проводится работа над воспитанием комплекса необходимых для художника качеств:

- «постановка глаза»

- развитие «твердости руки»

- умение «цельно видеть»

- умение наблюдать и запоминать увиденное

- острота и точность глазомера и др.

Основа рисунка - умение передавать форму предметов, пространство. Изобразительное искусство в основном имеет дело с объемной формой. Следовательно, в рисовании следует руководствоваться именно объемной формой. Уже при выполнении простейших предметов необходимо развивать чувство формы.

Освоение рисунка геометрических тел - основа обучения рисунку, его начало. Например, рисуя куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учета сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб. Без ощущения всей формы в целом, изображаемые предметы будут казаться односторонними, плоскими. Для лучшего понимания формы, прежде чем приступить к рисунку, необходимо рассмотреть натуру с различных сторон.

Освоив главные правила рисования на простейших предметах - геометрических телах - в дальнейшем можно будет перейти к рисованию с натуры, более сложной по своей конструкции. Необходимо уметь находить закономерность в строении предметов.

Эта способность развивается постепенно в процессе рисования с натуры. Изучение геометрических тел и предметов, простых по своей форме близких к геометрическим телам, а затем и предметов, более сложных по форме, обязывает рисующих сознательно относиться к рисованию, выявлять строение изображаемой натуры. Так, крынка как бы состоит из шарообразной нижней части и цилиндрического горлышка, воронка - усеченный конус и т. д.

Основными элементами рисунка являются линия, пропорции, перспектива, светотень, тон, тональные отношения. Они же - основа обучения рисунку.

Рисунок геометрических тел позволяет детально изучить форму, пропорции, конструктивное строение, пространственные отношения, перспективные сокращения геометрических тел и передачу их объема с помощью светотеневых отношений.

Одной из первых задач обучающегося рисунку является компоновка на листе бумаги. Это умение необходимо и в живописи, аппликации - во всех учебных заданиях. Верная компоновка, это гармоничное расположение всех элементов изображения. Изображение должно быть достаточно большим, но не слишком, Его контуры должны быть не слишком близко к краям листа бумаги. Крупные элементы изображения должны быть уравновешены средними и мелкими.

Второй из важнейших учебных задач рисунка является передача пропорций. Как геометрических тел, так и любых изображаемых элементов. Пропорции - соотношение размеров (длины, высоты, ширины) или объемов.

Передача формы, конструкции предмета или геометрического тела называется построением. Начинаем построение с его сквозной прорисовки (как если бы он был прозрачным). Начинаем обучение с изображения каркасов самых простых геометрических тел. Здесь необходимо в форме доступной для возраста обучающихся дать понятие о перспективе. Передача конструкции предметов, пространства

Следующим этапом передачи формы предмета или геометрического тела является выявление света, полутени, тени, рефлекса, блика, полного тонального решения рисунка. Теоретическая часть должна сопровождаться упражнением в передаче штриховкой самых простых геометрических форм. От геометрических тел нужно постепенно переходить к изображению простых, похожих по своей форме на геометрические тела предметов.

Теоретическая часть должна сопровождаться упражнением в передаче штриховкой самых простых геометрических форм. От геометрических тел нужно постепенно переходить к изображению простых, похожих по своей форме на геометрические тела предметов.

Передача формы предметов с помощью света, полутени, тени, рефлекса, и блика является основой работы с натуры и живописи. Таким образом, осваивая передачу формы простых предметов в рисунке, мы закладываем основу передачи пространства и формы в любой технике изображения.

Тема «Рисунок геометрических тел» дает основу изобразительной грамоты, обучению реалистическому изображению натуры, т. е. пониманию и изображению трехмерной формы на плоскости листа. Она учит верно передавать видимые предметы, их особенности, свойства, дает необходимые теоретические знания и практические навыки.



© 2010-2022