Методический доклад Развитие образного мышления на уроке специальности

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ ДОД «ДШИ»

Г.Красноуральск

14

Развитие образного мышления на уроке специальности

Методический доклад для преподавателей ДМШ и ДШИ

Преподаватель ОНИ Салтыкова Т.А



Искусство - одна из форм общественного сознания. В этом плане к искусству относят живопись, музыку, архитектуру, скульптуру и художественную литературу. В широком смысле слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается мастерски. В отличие от науки, искусство выражает представления об окружающем мире не через понятия, а через художественные образы, и помогает познавать мир, формирует духовный облик человека, пробуждает творческие способности. Каждый человек когда-нибудь испытывал восхищение, восторг от красоты выпавшего первого снега или наоборот становилось грустно в дождливый осенний день. Или вдруг становилось на душе необыкновенно легко как будто «душа поет» и все вокруг «звучит». Эти необыкновенные ощущения могут с легкостью отражать в своих работах художники, передавая в ярких палитрах красок то, что тронуло или растрогало. Или же музыканты, отражая через гармонию в звуках видение окружающего мира, а поэты создают словесные образы. Таким образом мы наблюдаем тесную взаимосвязь искусств, которые дополняют друг друга, помогают воссоздавать и объединять в единое целое и музыку, и живопись и литературу.Методический доклад Развитие образного мышления на уроке специальности

На уроках специальности в ДМШ или ДШИ ученика-музыканта педагог может научить

ЗАМЕЧАТЬ настроения, когда он слушает музыку;

ОТКРЫВАТЬ настроение, когда он исполняет музыкальное произведение или разучивает его;

ПОРОЖДАТЬ художественное настроение, когда ученик исполняет музыкальное произведение в первый раз.

Художественные настроения универсальны, они позволяют составить конкретный эмоционально-образный портрет и самого ученика, и музыкального произведения, и репродукции, и стихотворения - всего, что может обладать определенным характером.

Узнавая, понимая, порождая художественное настроение, шаг за шагом формируется арт-эмоциональный опыт, и через него эмоционально-эстетическая культура.

Сверх-задачей в работе над конкретной музыкальной пьесой, является художественный образ. Он родом из идеального мира и не связан с техническими трудностями. Поэтому художественный образ должен быть порожден до того, как ученик почувствует на себе удручающие трудности технологического порядка и яростное сопротивление материала - нотного текста. Художественный образ спасает ученика от рутинных ощущений «работы над музыкальным произведением» и напоминает о той светлой цели, ради которой тот занимается музыкой.

Чтобы получить представление о художественном образе мы обращаемся к родственным видам искусства о которых говорилось ранее - к живописи и поэзии. А родственны они по настроению. Так, к примеру, настроение «радостно» всегда и везде будет таковым: и в музыке, и в поэзии, и в живописной композиции, и в мультфильме, и даже в трюке клоуна.

Итак, сверх-задачу надо поставить ученику сразу после объявления названия его музыкальной пьесы и ее автора. Для этого надо подобрать стихотворение, сходное по настроению с музыкальной пьесой, а также живописную репродукцию. И с этим должен согласиться ученик.

Можно предложить ребенку самому попробовать написать стих на музыку, нарисовать рисунок, но прежде обязательно надо показать ученику, чем музыка напоминает кого-то или что-то (человека, явление). Каков характер героя (или явления). Просто предложить ученику написать стихотворение на музыку - это неоправданная растрата сил и увеличение недоумения. Ребенок может многое сделать в искусстве, но не на уровне владения его языком, как взрослый, а спонтанно отображая свои ощущения. Эти непосредственные художественные произведения и в музыке, и в живописи, и в поэзии могут быть весьма интересны. Но запасы детских замыслов в таком «жанре» очень малы. Поэтому ребенку нужно тактично помогать.

1.Педагог рассказывает один из своих сюжетов той музыкальной пьесы, на которую он хотел бы получить стихотворение от ученика.

2.Обозначить «действующих лиц». Примерно так: «Вот менуэт. Мне кажется (или я вижу), его танцует мальчик и девочка в пустом большом зале. Каков характер мальчика и каков характер девочки? Как мы это определяем? Вот, видишь? Вот слышишь, интонация? Я бы сказала, что она, скорее, задумчивая, чем грустная. А ты, как слышишь эту интонацию?»… и тому подобное.

Смысл этого этапа беседы с учеником - создать «мостик» из настроений. Художественные настроения универсальны и, стоит почувствовать, услышать и увидеть их, например, в музыке, как они почти «сами просятся» быть выраженными в красках и словах. Все время включаем характер: Какими бы красками ты нарисовал эти настроения? Какими словами ты бы мог описать задумчивость твоих героев?

На первых порах педагог сам подбирает несколько стихотворений и выразительно читает их ученику. Ученик должен выбрать то стихотворение, которое, по его мнению, более всего подходит к его пьесе. Примерно то - же самое нужно сделать с репродукциями. Чтобы заработало образное мышление ученика, нужно формировать его образный фонд. Образных примеров должно быть много - только тогда ребенок попытается их использовать.

Говорить с учеником нужно точно в смысловом отношении, а интонационно - в характере музыкальной пьесы. Соблюдать правила характера. О быстрой музыке не следует говорить медленно. О медленной - быстро. О яростной музыке не стоит говорить вяло; о дремотном настроении - яростно. Говоря о высоких регистрах, едва ли стоит специально занижать голос…

Надо верить, что урок музыки - это создание педагогического пространства, выращивание некоей художественной реальности. Процент обыденных мыслей, бытовых замечаний здесь минимальный. А бестактных интонаций, кажется, не должно быть вообще.

Подобное притягивается к подобному. Может случиться, что эмоционально точная интонация вашего голоса вызовет органичный ответ ученика за инструментом.

На каждом уроке специальности должны быть в работе: образный материал, иллюстрации родственных видов искусств (живописные репродукции и стихи). Этот психологический инструментарий постоянно включается в работу над каждым музыкальным произведением.

Новая пьеса осваивается учеником, как правило, не за один урок, а за несколько:3 - 5 - 7. Каждая встреча ученика со своей музыкой - это постепенное изменение, расширение эмоционального состава образа, изменение понимания. Подключается личность ученика. Его биография начинает активно пополняться чертами художественного образа. Постепенно увеличивается количество художественных признаков. Образ усиливается внутренним сюжетом, который под руководством педагога придумывает ученик (или он сам «придумывается»). Образ систематически уточняется, оттачивается через технологическую работу над музыкальным произведением.

Это означает, во-первых, что все замечания педагога по поводу исполняемой пьесы управляются эмоциональным художественным образом, сверх-задачей.

Во-вторых, трудно переоценить и технологическую работу: над аппликатурой, ритмической адекватностью, интонационной чистотой, штрихами, - все это важно. Но важно еще и то, что эта технологическая работа совершается не сама ради себя, а для достижения конкретных художественных и эмоциональных результатов под знаком музыкального образа. О сверх-задаче думаем всегда. Ее представляем и переживаем ДО, НА и ПОСЛЕ концерта. Технологические проблемы решившись, «уходят в тень», т.е. автоматизируются - о них на концертах ученик думать не должен никогда.

Итак, с одной стороны, художественные настроения окрашивают и характеризуют тот внутренний сюжет, на основании которого ученик строит свою музыкальную игру. С другой стороны, сам музыкант, в диалоге «с героями», «явлениями» и другими «событиями» художественной реальности, характеризуется подобными признаками. На долю педагога выпадает «организовать встречу» ученика со своими героями и собою - как образом.

Еще раз хочется подчеркнуть, что при работе над художественным образом музыкального произведения, основной задачей педагога является развитие ряда способностей у ученика способствующих его «увлеченности» при игре. К ним относятся - творческое воображение и творческое внимание. Самое ценное качество любого инструмента - это звучность, его «голос». Поэтому очень важна интуиция, техника и рассудок. Чем более тонкие душевные переживания должен выявить исполнитель, тем более отзывчив и разработан должен быть его игровой аппарат.

При разборе музыкального произведения главное, погрузить сознание ребенка в ту атмосферу, эпоху в которой было написано данное произведение, детально разобрать его строение, сделать тональный план, определить кульминацию. Определить при помощи каких средств выразительности и технических приемов будет показана главная тема, разработка.

Педагогу всегда необходимо стремиться пробуждать чувства и желание к музыкальному исполнительству у учеников, тем самым обогащать их духовный мир, развивать эмоциональность и отзывчивость.

Список использованной литературы:

  1. «Основы теории художественной культуры» - под общей редакцией Л.М. Мосоловой. С-П, 2001г.

  2. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Изд. Художник, 1983 г.

  3. В.Г.Ражников. Путеводитель по дневнику творческого развития. Москва, 2000 г.

  4. Дмитриева Н.М. Изображение и слово. Москва, 1971 г.



© 2010-2022