Программа по классу аккордеон. ДМШ 5 (6) лет

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по культуре, социальной политике и спорту администрации Ханты-Мансийского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Ханты-Мансийского района

«Детская музыкальная школа»









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Программа по учебному предмету

ПО.01. Музыкальное исполнительство

УП.01 «Специальность» Аккордеон 5(6) лет



























































Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

2. Срок реализации учебного предмета;

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

5. Цели и задачи учебного предмета;

6. Принципы построения программы;

7. Методы обучения;

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени;

2. Организация учебного процесса;

3. Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

1. Планируемые результаты освоения программы.

2. Требования к уровню технической подготовки учащихся;

3. Требования к уровню развития навыков чтения с листа;

4. Требования к уровню подготовки выпускника;

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

2. Контроль и учет успеваемости;

3. Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам;

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1. Учебная литература;

2. Методическая литература.

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Развитие современного общества на основе интегрированных знаний и различных технологий требует внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, способствует поиску новых моделей образования. Совершенствование всестороннего комплексного воспитания учащихся - одна из основных задач современной музыкальной педагогики. Модернизация российского образования открыла новые перспективы перед учреждениями дополнительного образования, прежде всего - использование их широких возможностей для реализации предпрофильного обучения. Решить задачу создания системы, укрепляющей художественное образование, отбора талантливых детей и сопровождение через систему воспитания и образования этих детей в их профессиональной жизни вплоть до высшей школы - вот стимул для написания программы.

Детская школа искусств рассматривается как ступень предпрофессиональной подготовки в едином образовательном пространстве. В связи с этим Детская школа искусств должна давать соответствующую подготовку и профессиональную ориентацию одаренным учащимся. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Важнейшим направлением решения данной проблемы является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности.

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «аккордеон», далее - «Специальность. Аккордеон», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». Программа «Специальность. Аккордеон» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание условий для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по постижению музыкального искусства.

Данная предпрофессиональная образовательная программа по специальности ориентирована на:

· воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

· формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

· формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

· воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

· формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области искусства;

· выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности; умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля учебной деятельности; умению давать объективную оценку своему труду;

· формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата;

· выявление одаренных детей в области искусства в раннем возрасте и подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусства.

Анализируя изменившуюся за последние десятилетия ситуацию, мы считаем, что чрезвычайно важно сегодня сохранять уникальный опыт по воспитанию и выращиванию талантов, сложившийся в нашей стране. В то же время необходимо обеспечить возможность самореализации каждого ребенка в той сфере, которая ему близка, в том числе и в сфере культуры и искусства.

Актуальность и новизна программы обусловлена требованиями времени и определяется использованием в процессе обучения образовательных технологий, основанных на лучших достижениях современного развития музыкального образования в сфере культуры и искусства. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом:

· обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств;

· сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

2.Срок реализации учебного предмета

Настоящая программа предполагает обучение детей предмету «Специальность. Аккордеон» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» Возраст поступающих в первый класс 10 -12 лет. Срок освоения программы - 5 лет.

Для учащихся, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в профессиональные образовательные заведения в области музыкального искусства, срок освоения программы «Специальность. Аккордеон» может быть увеличен на один год.

3.Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Срок обучения - 5-6 лет

Срок обучения

5 лет

6-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

924

214,5

Количество часов на аудиторные занятия

363

82,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

561

132

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:

Индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут и предполагает занятия:

· 2 часа в неделю для учащихся 1-3 классов (5-6 летний срок обучения);

· 2,5 часа в неделю для учащихся 4-5-6 классов (5-6 летний срок обучения);

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

5.Цели и задачи учебного предмета

Стратегическая цель программы: формирование системы работы с одаренными детьми через создание условий для выявления, поддержки и их развития, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. Обеспечение каждому ребенку равных возможностей в реализации его интересов, стимулирования мотивации дальнейшего профессионального обучения.

Цель обучения игре на аккордеоне: создание образовательной среды, способствующей личностному и профессиональному самоопределению воспитанников, воспитание творчески одаренной личности через развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на аккордеоне.

Для реализации этой цели необходимо выполнить ряд задач:

Общие задачи:

· Развивать способности и творческий потенциал одаренных детей на основе дифференцированного обучения их игре на аккордеоне;

· Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения личности обучающегося.

· Предоставить возможности для творческой самореализации личности ребенка.

· Подготовить наиболее одаренных детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.

· Повысить профессиональную компетентность педагога при введении системы работы с одаренными детьми.

Обучающие:

· обучение игре на аккордеоне (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху);

· обучение основам музыкальной грамоты;

· овладение основными исполнительскими приемами игры на инструменте;

· формирование технических навыков игры на фортепиано;

· обучение выразительному исполнению произведений различного музыкально-художественного содержания, различных стилей и жанров;

· приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческой деятельности;

· обучение сопоставлению музыкальных произведений с окружающей действительностью, с другими видами искусства;

Развивающие:

· развитие музыкальных способностей (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память);

· формирование художественного вкуса;

· развитие творческого потенциала, творческого мышления и творческих способностей;

· развитие образного мышления, воображения, восприятия;

· развитие исполнительской воли и выдержки.

· приобщение к музыкальному творчеству посредством исполнения пьес собственного сочинения.

· физическое развитие (двигательные навыки, координация движения, осанка, выносливость);

· развитие способности реализовать себя в деятельности.

· создание условий для участия одаренных детей в фестивалях и конкурсах разного уровня.

Воспитательные:

· расширение представлений об окружающем мире;

· воспитание интереса к музыкальному искусству;

· воспитание художественного вкуса, самостоятельности суждений, способности эстетически оценивать произведения искусства, личностной активности;

· воспитание культуры исполнительского мастерства;

· формирование нравственных качеств личности;

· воспитание черт характера: трудолюбие, целеустремленность, собранность, доброжелательность;

· формирование коммуникативных способностей учащихся, культуры общения (внимания и уважения к людям);

· воспитание психологической устойчивости, связанной с публичными выступлениями, умение владеть собой в сложных ситуациях;

· воспитание личности, способной к созидательному и творческому труду.

6. Принципы построения программы

Данная программа опирается на традиционные и новые методики и ориентирована на индивидуально-личностный подход в обучении. Разработка новых подходов к обучению связана с необходимостью развития у учащихся навыков эстетической оценки художественной образности музыкального искусства, восприимчивости к языку музыки, активизации потребности слушать и воспроизводить музыку, эмоционально откликаться на нее.

Теоретической базой для создания предпрофессиональной программы послужили идеи авторов-музыковедов по музыкальной психологии: О.Школяр, Л.Бочкарёв, М.Говорушко, А.Жаворонкова; современные методики, ориентированные на музыкальное образование: Ф.Липс, А.Судариков, А. Онегина, Г.Бойцова, Ю.Лихачёва, А.Доренского.

Образовательная программа «Специальность. Аккордеон» имеет направленность на предпрофессиональную подготовку обучающихся в ДМШ, является модифицированной и разработана на основе следующих законодательных и нормативных актов:

· Письмо Министерства культуры от 13 декабря 2011г. № 101-01-39/06-ГИ;

· Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства от 13. 12. 2011;

· Примерная программа по классу аккордеона для детских музыкальных школ. - М.: Министерство культуры СССР, 1988.

· Программа по баяну и аккордеону. - Санкт-Петербург, 2008

Программа соответствует современным требованиям, предъявляемым к образовательной программе:

· имеет развивающий характер, ориентирована на музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью.

· заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной работы с детьми.

· учтены идеи развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.

Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Программа оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных занятий. При этом предпрофессиональная программа «Специальность. Аккордеон» имеет свои отличительные особенности. Концепция программы основывается на следующих принципах:

· выявление одаренных детей;

· выявление и развитие творческих задатков детей;

· создание условий для проявления и самовыражения полученных знаний;

· расширение кругозора посредством посещения театров, музеев, выставок, а также чтением популярной музыкальной литературы.

· включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности;

· обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению инновационных технологий на материале современных учебно-методических пособий;

· сотрудничество с родителями для достижения устойчивых положительных результатов обучения;

· создание музыкальной среды для воспитания ребенка;

· бережное отношение к традициям преподавания музыки предыдущими поколениями музыкантов.

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

· словесный (рассказ, беседа, объяснение);

· метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

· метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

· объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

· репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

· метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

· частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Для осуществления образовательного процесса в ДШИ необходимо предусмотреть соответствующие материально-технические условия, охватывающие обеспечение учебного процесса по специальности «Аккордеон»:

· наличие учебных классов;

· наличие инструментов (Weltmeister,Hohner);

· разноразмерные инструменты (аккордеоны). Подбор инструмента по размеру будет индивидуальным для каждого учащегося. Традиционно, рекомендации выглядят следующим образом:

аккордеоны 1/2 - для детей 6-9 лет

аккордеоны 3/4 - для детей 8-11 лет

аккордеоны 7/8 - для невысоких подростков с маленькими руками и корпусом

аккордеоны 4/4 - полноразмерный аккордеон для крупных подростков и старше

· световой режим, соответствующий санитарным нормам;

· наличие нотной литературы с 1 по 6 классы ДШИ 1 курс музыкального училища;

· компакт-диски и аудиокассеты, проигрыватель CD, видео- и аудиоматериалы;

· концертный зал, звукотехническое оборудование.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность. Аккордеон», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Срок обучения 5(6) лет

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия

363

82,5

445,5

Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия

561

132

693

Максимальное количество часов на занятия в неделю

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

924

214,5

1138,5

2.Организация учебного процесса

Для более четкого представления, какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть учащийся, мы предлагаем разделить весь процесс обучения игре на аккордеоне на три этапа, каждый из которых имеет свои особенности.

I этап обучения - начальный и соответствует 1-2 классу. Основная задача начального обучения - введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно-увлекательной форме. На этом этапе обучения создается фундамент, на котором строится все дальнейшее развитие учащихся. Он включает в себя приобретение начальных навыков игры на аккордеоне, первоначальных музыкально-теоретических знаний, развитие музыкального мышления. На этом этапе обучения главной задачей является введение ученика в мир мелодических образов, развитие у него навыков выразительного исполнения одноголосных мелодий, владения игровыми приемами (мелодизм - правая рука, аккомпанемент - левая рука). При этом нужно уметь перераспределять внимание, не прерывая игрового процесса. Предусматриваются две взаимосвязанные методические задачи: постепенное усложнение мелодических образов и закрепление музыкально-двигательных навыков.

Основное содержание первых уроков с детьми.

· пение песен и попевок;

· подбор и игра по слуху;

· слушание музыки в исполнении педагога, накопление слушательского опыта;

· игра в ансамбле.

· развитие реакции на изменения характера, темпа, лада, динамики, штрихов в процессе совместного музицирования с педагогом.

0знакомление ученика с основами нотной грамоты. Нотная запись как фиксация слуховых представлений; включение элементов творческого музицирования.

II этап обучения - этап основного обучения рассчитан на 3 года обучения (3-4 классы). На этом этапе обучения у ученика появляется способность к опосредованному познанию музыки, в котором сочетаются образно-эмоциональное и логически-смысловое ее восприятие. Арсенал средств педагогического воздействия обогащается элементами анализа выразительных возможностей музыки и ее инструментального воплощения.

На этом этапе обучения важное место занимает формирование исполнительского аппарата ученика. Сложность работы над техникой заключается в том, что это наиболее трудоемкая часть обучения игре на аккордеоне. В процессе преодоления этих трудностей и воспитывается личность ребенка. Умение самостоятельно работать дома формируется под воздействием педагога и систематическом наблюдении. Учащийся стремится к овладению навыками концертного выступления. Задачей II этапа обучения является воспитание навыков практического использования полученных знаний, формировать навыки чтения с листа. Этот этап обучения открывает путь к профессиональной ориентации учащегося. В процессе обучения важную роль играет ансамблевое обучение. Это может быть ансамбль педагога и ученика, учащихся одного или разных уровней подготовленности. Ансамбль дает возможность расширить музыкальный кругозор, сформировать звуковую культуру исполнения.

III этап обучения - 5-6 классы, этап совершенствования музыкального исполнительства. На этом этапе необходимо повышение исполнительских навыков, большая самостоятельность в исполнении, достижение более высокого уровня технического и музыкального исполнительства. На этом этапе необходимо использовать навыки и умения, полученные ранее, формировать художественные и эстетические вкусы и потребности на лучших образцах классической и современной музыки, освоить навыки культуры звуковедения и меховедения, развить навыки самостоятельного творчества и музицирования, совершенствовать навыки концертного выступления. Слуховая сфера ученика и его сознание все больше вовлекаются в идейно-художественное содержание музыки, ее формы, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями.

Задача целенаправленного развития музыкального мышления может быть решена в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия на ученика в работе над исполнительскими задачами. Музыкально-художественное развитие аккордеониста происходит в условиях его профессионального самоопределения.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

3.Годовые требования по классам

Срок обучения 5 (6) лет

Первый класс

Посадка, постановка рук и инструмента; меховедение; освоение нотной грамоты. Начальное развитие музыкально-слуховых представлений элементарных аппликатурных навыков, первоначальных навыков игры двумя руками мелодий диапазоном от терции до сексты в двухдольном и трёхдольном размерах. Простые динамические, аппликатурные, штриховые обозначения в нотном тексте. Освоение штриха non leqato правой рукой, staccato-левой рукой. Знакомство с приёмами исполнения штрихов leqato, staccato правой рукой. Контроль над качеством звука, точностью ритма и темпа; начальные навыки транспонирования; приобретение навыков поведения на сцене и организации домашней подготовки.

В течение года ученик должен освоить:

· 18-20 различных музыкальных произведений: детские песенки, народные песни и танцы, этюды, ансамбли;

· гаммы: С, G, F-dur правой рукой в одну октаву.

Задача педагога на начальном этапе обучения:

· Ознакомить с основами культуры поведения на сцене;

· Включить в репертуар сочинений композиторов XVII-XVIII веков, легких обработок на народные мелодии.

· Музицировать в ансамбле с учащимся.

Примерный репертуарный список

Пьесы

Р.Бажилин «Деревенские гулянья»

М.Красёв «Лихой наездник»

М.Качурбина «Мишка с куклой танцуют полечку»

А.Филиппенко «Пирожки»

А.Латышев Сюита «В мире сказок»

Г.Беляев «Летний дождик»

В.Блага «Танец»

Г.Галабов «Вальс»

В.Елецкий «Танец»

В.Елецкий «Командир»

Обработки народных песен и танцев

У.н.т «Гопак»

Р.н.п. «Во саду ли в огороде»

Р.н.п. «Во поле берёза»

Р.н.п. «Не летай соловей»

Р.н.п. «Гуси»

А.Брызгалин «Трепак»

Гр.н.п.«Сулико»

Р.н.п. «Во кузнице»

Р.н.п. «Отдавали молоду»

Р.н.п. «Как у наших у ворот»

Б.н.п. «На лодочке»

Р.н.п. «Вставала ранешенько»

Р.н.п. «Как на тоненький ледок»

Этюды

Г.Беляев Этюд «Гамма», Этюд «Лесенка», Этюд «Вальс»

Г.Беренс «Этюд»

А.Салин «Этюд»

Л.Гаврилов «Этюд»

А.Талакин «Этюд»

В.Лушников «Этюд»

А.Денисов «Этюд»

И.Беркович «Этюд»

За учебный год учащийся должен исполнить

1 полугодие

2 полугодие


-

Март - зачет (одна пьеса)

Май - зачет(3 разнохарактерные пьесы)

Примерные программы экзамена

1 вариант

А.Латышев Сюита «В мире сказок»

Р.Бажилин «Деревенские гулянья»

2 вариант

Г.Беляев «Летний дождик»

Р.н.п. «Как у наших у ворот»

Второй класс

Закрепление навыков постановки рук, инструмента, посадки за инструментом, правильной смены меха, контроля над качеством звука, точностью ритма и темпа; освоение начальных навыков смены позиций правой руки, координации левой руки, чтения нот с листа правой рукой; работа над исполнением контрастной динамики и штрихов, первоначальными навыками подбора по слуху. Воспитание музыкально-образного мышления, слухового контроля, эстетического вкуса, добросовестного отношения к выполнению домашних заданий.

В течение года ученик должен освоить:

· 16-18 различных музыкальных произведений: 4 этюда, 8-10 пьес различного характера, 2 ансамбля 2 пьесы для подбора по слуху, чтение нот с листа пьес диапазоном 5-6 ступеней правой рукой;

· гаммы: С, G-dur отдельно каждой рукой в одну октаву (три вида штрихов);

· гаммы:а,е-moll правой рукой (натуральную, мелодическую, гармоническую);

· тонические трезвучия правой рукой в этих тональностях.

Задача педагога на данном этапе обучения:

· включить в репертуар полифонические сочинения, обработки на народные мелодии и танцы, эстрадные миниатюры

· проявить устойчивый интерес учащегося к музыкальным занятиям;

· развивать навыки совместного музицирования;

· закрепить навыки чтения с листа;

· готовить учащегося к концертному выступлению.

Примерный репертуарный список

Пьесы

А.Иванов «Полька»

Ф.Шуберт «Лендлер»

Д.Тюрк «Смелый мальчик»

Д.Самойлов «Полифоническая миниатюра»

Р.Бажилин «Старинный танец»

Сперонтес «Менуэт»

Б.Кравченко «Караван»

Г.Беляев «Ералаш»

П.Лондонов «Рассказ»

В.Прокудин «Дождик»

А.Гедике «Плясовая»

И.Филип «Колыбельная»

Н.Чайкин «Полька»

К.Мясков «Вальс»

Р.Паулс «Колыбельная»

Л.Бетховен «Танец»

Обработки народных песен и танцев

А.Иванов «Пойду ль я, выйду ль я»

Г.Беляев «Козачья походная»

Г.Беляев «Частушка»

У.н.п. «Выйди, Иванко»

Р.Бажилин «Частушка»

Р.Бажилин «Петрушка»

В.Ушенин «На горе-то калина»

Аз.Иванов «Вдоль да по речке»

Р.н.п. «Заиграй моя волынка»

А.Доренский «На гулянье»

Б.п. «Янка»

Этюды

Г.Вольфарт «Этюд»

И.Беркович «Этюд»

Г.Беляев Этюд «Пунктир», Этюд «Вариации»

Л.Шитте «Этюд»

К.Черни «Этюд»

Л.Шитте- В.Лушников «Этюд»

А.Чиняков «Этюд»

За учебный год учащийся должен исполнить

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь - технический зачет

Декабрь - зачет (две разнохарактерные пьесы).

Февраль - технический зачет (одна гамма, один этюд).

Март - зачет (одна пьеса)

Май - экзамен (две разнохарактерные пьесы).

Примерные программы экзамена

1 вариант

Ф.Шуберт «Лендлер» Аз.Иванов «Вдоль да по речке»

2 вариант

Д.Самойлов «Полифоническая миниатюра»

Р.Бажилин «Петрушка»

Третий класс

Постоянный контроль и корректировка постановки рук, инструмента, посадки за инструментом (в связи с возрастными физиологическими изменениями учащегося). Усложнение позиционной игры, полифонической структуры, изучение более сложных ритмов; развитие штриховой техники, беглости пальцев, исполнения гармонических интервалов, аккордовой техники. Работа над чёткостью артикуляции и внутренним предслышанием исполняемой музыки. Воспитание навыков самостоятельного разбора несложного нотного материала. Изучение музыкальной терминологии

В течение года ученик должен освоить:

12-14 различных музыкальных произведений: 4 этюда, пьеса полифонического склада, 2 обработки народной мелодии, танца (или 2 эстрадных произведения), 6-8 пьес различного характера (одна из них для самостоятельного изучения, 2 пьесы для подбора по слуху), чтение нот с листа лёгких пьес из репертуара первого класса двумя руками;

· - гаммы: D, B-dur в две октавы двумя руками (три вида штрихов);

· - гаммы: a, e-moll двумя руками в одну октаву, g-moll отдельно каждой рукой в две октавы (натуральные, мелодические, гармонические);

· - тонические трезвучия с обращениями аккордами, короткие и длинные арпеджио правой рукой в этих тональностях.

Примерный репертуарный список

Полифонические произведения

Д.Циполи «Менуэт»

Г.Перселл «Ария»

Г.Гендель «Чакона»

Г.Х.Неффе «Алегретто»

В.Дементьев «Эхо»

И.Кребс «Ригодон»

Пьесы

А.Рубинштейн «Трепак»

В.Иванов «Родной напев»

Г.Беляев «Папа купил велосипед»

Г.Беляев «Бродячие артисты»

Г.Шахов «В лугах»

А.Доренский «Баллада»

А.Доренский «Регтайм»

В.Иванов «Юмореска»

Обработки народных песен и танцев

Р.н.п. «Как под яблонькой»

В.Брызгалин «Как у наших у ворот»

В.Иванов «Во кузнице»

Г.Шендерёв «Песня»

Ю.Забутов «Хоровод»

Л.Михеева «Чом, чом не пришов»

Этюды

П.Лем уан «Этюд»

Г.Шахов «Этюд»

К.Черни «Этюд»

Ж.Дювернуа «Этюд»

Л.Шитте «Этюд»

За учебный год учащийся должен исполнить

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь - технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь - зачет (две разнохарактерные пьесы).

Февраль - технический зачет (одна гамма, один этюд).

Март - зачет (одна пьеса)

Май - экзамен (две разнохарактерные пьесы).

Примерные программы экзамена

1 вариант

Д.Циполи «Менуэт»

В.Иванов «Юмореска»

2 вариант

Г.Гендель «Чакона»

В.Иванов «Во кузнице»

Четвертый класс

· основные виды техники;

· стилевые особенности музыкальных произведений;

· закономерности ладотональных соотношений;

· основные аппликатурные формулы.

Учащийся должен овладеть навыками:

· владения основными видами техники;

· владения метроритмической организации в произведениях крупной формы;

· ориентирования

· концентрирования в диезных и бемольных тональностях до трёх знаков;

· анализирования формы музыкальных произведений;

· беглого исполнения и ясного артикулирования при игре на аккордеоне;

· внимания при выступлении на сцене;

· артистизма, преодоления эстрадного волнения.

В течение года ученик должен освоить:

14-16 произведений: 4 этюда, 2 пьесы полифонического склада, 2 обработки народной мелодии, танца (или 2 эстрадных произведения),1-2 произведения крупной формы, 4-6 пьес различного характера (одна из них для самостоятельного изучения, две пьесы для подбора по слуху), чтение нот с листа лёгких пьес из репертуара второго класса двумя руками;

· гаммы: A, Es-dur двумя руками в две октавы ритмическим и штриховым комплексом;

· гаммы g, h moll двумя руками в две октавы (натуральные, мелодические, гармонические);

· тонические трезвучия с обращениями аккордами, короткие и длинные арпеджио правой рукой в этих тональностях;

Примерный репертуарный список

Полифонические произведения

И.С.Бах «Ария»C-dur

А.Доренский «Прелюдия»h-moll

М.Скорульский «Прелюдия» d-moll

М.Двилянский «Фугетта» е-moll

Т.Лундквит «Канон» C-dur

И.Пахельбель «Фуга»a-moll

И.Кребс «Ригодон»D-dur

А.Моцарт «Менуэт»F-dur

Произведения крупной формы

Т.Хаслингер «Сонатина»C-dur

Д.Чимарозо «Соната»G-dur

Самойлов «Сонатина»F-dur

А.Глазунов «Сонатина»a-moll

Д.Самойлов «Сонатина»F-dur

А.Доренский «Сонатина в классическом стиле» C-dur

Ю.Некрасов "Маленьеая сонатина»I часть

Пьесы А.Варламов «На заре ты ее не буди» Шишкин «Ночь светла» Г.Шахов «Юные фигуристы» А.Грибоедов «Вальс» А.Доренский «Блюз» , «Кантри» А.Доренский "Джаз-вальс»

Н.Чайкин «Вальс»

А.Цфасман «Неудачное свидание» М.Дунаевский «Песенка мушкетеров» В.Мотов «Прелюдия»

Обработки народных песен и танцев

Р.Н.П.обр. В.Лушникова «Как ходил гулял Ванюша»

Р.Н.П.обр.В.Бухвостова «Поехал казак на чужбину»

У.Н.П. обр В.Иванова«Черные брови»

Р.Н.П. В.Лушникова «Как у наших у ворот»

Р.Н.П. В.Лушникова «Утушка луговая»

Р.Н.П. обр.Ю.Акимова "На крутой горе высокой»

Р.Н.П. обр.Аз.Иванова «По улице мостовой»

З.Н.П. обр.Г.Шахова «Течет вода каламутна»

Этюды

Г.Салов «Этюд»G-dur

В.Бухвостов «Этюд»Cdur

К.Черни «Этюд» F-dur

Т.Лак«Этюд» a-moll

А.Лешгорн«Этюд» G-dur

А.Бертини«Этюд» cmoll

М. Двилянский«Этюд»A-dur

А.Бертини «Этюд» c-moll

Г.Шахов «Этюд» a-moll

За учебный год учащийся должен исполнить

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь - технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь - зачет (два разнохарактерных произведения).

Февраль - технический зачет (одна гамма, один этюд).

Март - зачет (одна пьеса)

Май - экзамен (два разнохарактерных произведения).

Примерные программы экзамена

1 вариант

И.С.Бах «Ария»C-dur Р.Н.П.обр. В.Лушникова «Как ходил гулял Ванюша»

2 вариант

Д.Циполи «Фугетта»d-moll А.Цфасман «Неудачное свидание»

3 вариант

С.Майкапар «Маленькое рондо»a-moll У.Н.П. обр. А.Талакина «Где ты,где ты, моя доля» М.Дунаевский «Песенка мушкетеров»

Пятый класс

Подведение итогов реализации предпрофессиональной программы «Народные инструменты» по предмету «Музыкальный инструмент. Аккордеон» пятилетний срок обучения. Подготовка к выпускному экзамену.

· богатые традиции репертуара;

· уверенное знание и применение терминологии;

· особенности стилей и направлений традиции исполнения фортепианных концертов;

· исполнительские и технические приемы работы над произведениями;

· методы самостоятельной домашней работы над произведениями;

Профессионально ориентированные учащиеся в выпускном классе должны уметь:

· исполнять музыкальные произведения классической, народной и современной музыки;

· применять исполнительские и технические приемы в работе над произведениями; владеть техническими навыками исполнительства;

· донести до слушателя концепцию музыкального произведения;

· исполнять программы большей степени сложности и объема;

· преодолевать волнение в концертном выступлении;

· использовать методы самостоятельной работы в домашней работе над произведениями;

· передать характерные жанровые особенности при чтении с листа и ансамблевом музицировании.

В течение года ученик должен освоить:

12-14 произведений: 3 этюда, 2 полифонических произведения, одна обработка народной мелодии или танца, одно эстрадное произведение, 2 произведения крупной формы, виртуозное произведение 2-4 пьесы по выбору (одна из которых для самостоятельной работы), две пьесы для подбора по слуху, чтение с листа лёгких пьес из репертуара третьего класса;

· мажорные гаммы до четырёх-пяти знаков ритмическим и штриховым комплексом;

· минорные гаммы до трёх-четырёх знаков;

· тонические трезвучия с обращениями аккордами, короткие, длинные и ломаные арпеджио двумя руками в этих тональностях;

· хроматическую гамму отдельно каждой рукой.

Примерный репертуарный список

Полифонические произведения

Е.Голубев «Хорал»

Д.Циполи «Фугетта»d-moll

И.С.Бах "Хорал»a-moll

Доренский «Прелюдия»h-moll

М.Скорульский «Прелюдия» d-moll

П.Лондонов «Русский напев» e-moll

И.С.Бах «Менуэт»B dur

Е.Дербенко «Ария в старинном стиле»fis-moll

Произведения крупной формы

С.Майкапар «Маленькое рондо»a-moll

И.Плейель «Сонатина»D-dur

К.М.Вебер «Сонатина»C-dur

Д.Самойлов «Сонатина»F-dur

А.Доренский «Сонатина в классическом стиле» C-dur

Ю.Некрасов "Маленькая сонатина»I -II часть

Пьесы

П.Лондонов "Русский напев»

А.Цфасман «Неудачное свидание»

М.Дунаевский «Песенка мушкетеров»

В.Мотов «Прелюдия»

К.Хачатурян «Вальс»

Обработки народных песен и танцев

У.Н.П. обр. А.Талакина «Где ты,где ты, моя доля» Молд.н.т обр.Г.Шахова «Ой, послала меня мать» Р.Н.П. обр.Ю.Акимова "На крутой горе высокой» Р.Н.П. обр.Аз.Иванова «По улице мостовой»

Р.Н.П.обр.Паницкого «Ой да ты калинушка» Р.Н.П. обр.Н.Корецкого «Полосынька» У.Н.П. обр.В.Грачева «Черные очи»

Этюды

Ж.Конкон«Этюд»C-dur

П.Лондонов «Этюд» a-moll

М. Двилянский«Этюд»A-dur

А.Бертини «Этюд» c-moll

Г.Эк «Этюд» g-mollГ.

Г.Герц «Этюд»B-dur

К.Черни соч.299переложение Е.Муравьевой«Этюд»С-dur

К.Черни соч.299переложение Е.Муравьевой «Этюд» F-dur

Примерная экзаменационная программа

1 вариант

И.С.Бах «Менуэт»E-dur

Ю.Некрасов "Маленькая сонатина»I -II часть

В.Мотов «Прелюдия»

Р.Н.П.обр.Паницкого «Ой да ты калинушка»

2 вариант

В.Елецкий «Сарабанда» fis-moll

К.М.Вебер «Сонатина»C -dur

К.Хачатурян «Вальс»

В.Ветров «Однажды вечером»

Шестой класс

Предполагается, что в 6 классе обучающиеся, готовятся к поступлению в СУЗ и ВУЗ. Требования к программе идентичные требованиям уровня подготовки обучающегося 5 класса (с учетом уровня сложности программы, соответствующей требованиям для поступления в профессиональное учебное заведение).

Результатом освоения программы «Специальность. Аккордеон» с дополнительным годом обучения, сверх вышеуказанных навыков, является приобретение обучающимися профессиональных знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства:

· уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;

· уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;

· уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;

· уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;

· уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;

· иметь навык игры по нотам;

· иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого музицирования;

· приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях.

Примерный репертуарный список

Полифонические произведения

И.С.Бах «Прелюдия» G-dur

И.С.Бах «Менуэт»E-dur

П.Лондонов «Русский напев» e-moll

И.С.Бах «Менуэт»B dur

Е.Дербенко «Ария в старинном стиле»fis-moll

Е.Дербенко "В старые добрые времена»a-moll

И.С. Бах «Ария»Es-dur

А.Хачатурян «Инвенция»As-dur

Произведения крупной формы

Д.Бортнянский «Соната» C-dur

К.М.Вебер «Сонатина»C -dur

Л.Бетховен «Рондо»F-dur

М.Клементи "Сонатина» IIIчасть

Ю.Некрасов "Маленьеая сонатина»I,II часть.

Пьесы

Аз.Иванов «Мазурка»

А.Петров «Полька галоп»

А.Доренский «Дивертисмент в старинном стиле»

C.Пркофьев «Марш»

Г.Колобов «Краковяк»

А.Приват «Колдунья»

Г.Триллинг «Над заливом»

В.Ветров «Однажды вечером»

А.Варламов «Красный сарафан»

В.Ребиков «Вальс»

Обработки народных песен и танцев

У.Н.П. обр.С.Павина «Маричка»

Тат.Н.П. обр.В.Мотова «Пусть будет все прекрасно

Р.Н.П.обр.Паницкого «Ой да ты калинушка»

Р.Н.П. обр.Н.Корецкого «Полосынька»

У.Н.П. обр.В.Грачева «Черные очи»

У.Н.П. обр.Аз.Иванова «Садом,садом, кумасенька»

Б.Н.П. обр.А.Эшпая «Перепелочка»

обр.Е.Дербенко Вариации на тему рнп «Вдоль да по речке»

Этюды

А.Холминов«Этюд» a-moll

Г.Эк «Этюд» G-dur

Г.Эк «Этюд» g-mollГ.

В.Мотов «Этюд» a-moll

Ф.Бургмюллер «Этюд»C-dur

В.Мотов «Этюд» d-moll

Герц «Этюд»B-dur

К.Черни переложение Е.Муравьевой «Этюд»С-dur

К.Черни «Этюд» С-dur

Примерная экзаменационная программа

1 вариант

Е.Дербенко "В старые добрые времена»a-moll

Д.Бортнянский «Соната» C-dur

Р.Н.П. обр.Аз.Иванова «Ах, Самара-городок»

А.Приват «Колдунья»

2 вариант

И.С. Бах «Ария»Es-dur

А.Репников Концертино»I часть

Б.Н.П. обр.А.Эшпая «Перепелочка»

А.Доренский «Дивертисмент в старинном стиле»

Экзаменационные требования

1.Технический зачет

Требования, соответствующие программе каждого класса:

· Этюды

· Гаммы и арпеджио

· Музыкальные термины:

2-3 классы - динамические оттенки,

3-4 класс - основные обозначения темпов,

5-6 класс - характер исполнения произведений.

2.Академический концерт

Требования, соответствующие программе каждого класса:

· Исполнение наизусть двух разнохарактерных произведений.

3. Выпускной экзамен

1. Полифония:

· Части из танцевальных сюит, партит И. С. Баха, Ф. Генделя и др.

· Прелюдии, фуги, фугетты.

2.Произведение крупной формы:

· Соната (I ч. или II и III части);

· Вариации.

3. Произведение, основу которого составляет обработка народной песни или танца.

4.Виртуозная пьеса или концертный этюд.

5.Ансамбль.

Выпускник исполняет на выпускном экзамене от трех до пяти произведений, в соответствии с программными требованиями профессионального учебного заведения следующего уровня.

III.Требования к уровню подготовки обучающихся

1. Планируемые результаты освоения программы.

Реализация данной программы способствует целостному развитию комплекса общих художественно-эстетических и специальных музыкальных способностей. В программе реализуются две объективные и социально обусловленные тенденции:

первая тенденция: отражает принцип доступности музыкального образования для каждого ребенка;

вторая тенденция: направлена на выявление и воспитание одаренных детей.

В итоге реализация программы позволит:

· усовершенствовать существующую в ДШИ практику работы с одаренными детьми;

· сформировать методические принципы по выявлению и развитию одаренных детей;

· создать систему мониторинга личностного развития одаренных детей;

· повысить профессиональную компетентность педагогов в работе с одаренными детьми;

· обеспечить систему комплексной поддержки развития одаренных детей.

В результате реализации данной программы учащийся освоит основы музыкальной грамоты, овладеет основами музыкально-эстетических, музыкально-теоретических и музыкально-практических видов деятельности, будет уметь артистично исполнять на аккордеоне музыкальные произведения и, пользуясь художественными сравнениями, описывать характерные черты музыкального произведения и их взаимодействие в музыкальном образе.

Одна из особенностей игры на аккордеоне состоит в том, что исполнитель должен охватить все элементы музыкальной ткани и согласовать их между собой таким образом, чтобы наиболее ярко донести до слушателя замысел композитора. Чтобы выполнить эти задачи учащийся должен обладать целым комплексом навыков.

Результатом освоения программы «Специальность. Аккордеон» является приобретение учащимися сформированного комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих реализовать многообразные возможности в музыкальном исполнительстве. По окончании обучения учащийся:

Должен знать:

· произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, пьесы, обработки народных песен и танцев, этюды, эстрадные миниатюры);

· профессиональную терминологию;

· строение музыкальной формы произведения;

· художественно-исполнительские возможности аккордеона;

· методику разучивания музыкальных произведений.

Должен уметь:

· грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в игре в ансамбле;

· применять знания по музыкальной грамоте в работе над произведениями;

· управлять процессом исполнения музыкального произведения, читать с листа произведения различных жанров;

· самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

· самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

· создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

· уметь анализировать произведения искусства;

· самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании музыкального произведения;

· давать оценку своей самостоятельной работе и публичному выступлению.

Должны быть сформированы:

· навыки грамотного разбора текста и владение основными аппликатурными формулами;

· навыки по воспитанию слухового контроля,

· навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности;

· навыки интерпретации авторского текста;

· навыки владения различными видами техники исполнительства, использования художественно оправданных технических приемов;

· навыки владения координацией, объединяющей три важных фактора: мышление, слух и двигательно-игровой процесс.

· навыки репетиционно-концертной работы в подготовке к публичному выступлению;

2. Требования к уровню технической подготовки учащихся.

В целях стимулирования технического продвижения учащихся должны проводиться технические зачеты, на которых учащиеся исполняют этюд и гаммы. В течение всего периода обучения учащийся должен показать на зачетах гаммы из всех групп: мажорные, минорные, диезные, бемольные.

Организовать изучение гамм, аккордов, арпеджио рациональнее по группам согласно аппликатурному принципу. Работая над гаммами, педагог должен сосредоточиться на выработке у ученика точных, активных пальцев, ощущения опоры в клавиатуру в сочетании с активностью, цепкостью кончиков пальцев, гибкости запястья, ведущих ощущений в крупных частях рук - участие мышц локтя, плеча, спины, интонационной объединенности и красоты звучания. Таким образом, задачи при изучении гамм сводятся к следующему:

· ладотональная ориентировка;

· воспитание аппликатурной дисциплины;

· освоение мажоро-минорной системы;

· выработка автоматизации движений;

· достижение пальцевой беглости, ровности, выносливости;

· выразительности звучания.

При игре арпеджио направить внимание на воспитание боковых движений с помощью локтя, формирование приема «раскрытия руки», «раскрытия ладони». При изучении этюдов следует подходить индивидуально в зависимости от возможностей ученика, его способностей и задач (стратегических и тактических), обращая внимание на тщательную работу над партией каждой руки, координации и синхронности движений, воспитывая мышечную пластику и «дышащие руки».

3. Требования к уровню развития навыков чтения с листа.

Полноценная учебно-воспитательная работа в классе аккордеона предполагает включение в работу с учениками различных форм музицирования: ансамблей, навыков чтения с листа.

Одной из важных форм обучения игре на аккордеоне является овладение навыками чтения нот с листа. Обучение методике «графического» восприятия нотной записи открывает огромные возможности в освоении техники чтения нот. Свободное владение этим навыком позволяет высвободить время для работы над исполнительским мастерством, для совершенствования технических возможностей учащихся. Работа по развитию навыков чтения нот с листа должна вестись систематически с первого года обучения.

Ускоренному восприятию нотной графики, быстрому «схватыванию» горизонтали, затем вертикали способствуют следующие приемы:

· построение ритмических формул (методики К.Орфа, Г.Богино, Т.Смирновой и др.).

· быстрое чтение мелодической линии, мелодического рельефа;

· быстрое чтение вертикали (упражнения Е. Тимакина и др.).

· обучение игре не глядя на клавиши.

· воспитание аппликатурных навыков (освоение позиционных формул, аппликатуры гамм, аккордов, арпеджио).

3.Требования к уровню подготовки выпускника

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение предпрофессиональной подготовки учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Таким образом, выпускник к концу прохождения курса программы обучения должен:

· знать основные исторические сведения об инструменте;

· знать конструктивные особенности инструмента;

· знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;

· знать основы музыкальной грамоты;

· знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;

· знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. Д.);

· знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. Д.);

· знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на аккордеоне;

· знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;

· уметь самостоятельно настраивать инструмент;

· уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;

· уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;

· уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;

· уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;

· уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;

· иметь навык игры по нотам;

· иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого музицирования;

· приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях.

Реализация программы обеспечивает:

· наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

· комплексное совершенствование игровой техники аккордеониста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;

· сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности аккордеона для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

· знание художественно-исполнительских возможностей гитары;

· знание музыкальной терминологии;

· знание репертуара для аккордеона, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (сонаты, сюиты, вариации) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;

· наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;

· навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

· навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

· наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

· наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

IV.Формы и методы контроля, система оценок

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Оценки качества знаний по «Специальности. Аккордеон» охватывают все виды контроля:

· текущий контроль успеваемости;

· промежуточная аттестация учащихся;

· итоговая аттестация учащихся.

Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

· поддержание учебной дисциплины,

· выявление отношения учащегося изучаемому предмету,

· повышение уровня освоения текущего учебного материала.

Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

· контрольные

уроки,

· академические

зачёты,

· прослушивания

к конкурсам, отчетным концертам.

Промежуточная аттестация

· определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.

· зачеты (показ части программы, технический зачет),

· академические концерты,

· переводные экзамены,

· экзамены

Итоговая аттестация

· определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета.

· экзамен - проводится в

выпускном классе: 5 (6).

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5(6), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

2.Контроль и учет успеваемости

Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.

Успеваемость учащихся по программе «Специальность. Аккордеон» учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, зачетах или контрольных уроках по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.

Форма и репертуар зачетных выступлений учащегося планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащегося.

В соответствии с учебным планом в 5 классе учащиеся сдают выпускной экзамен. В остальных классах проходят школьные академические концерты, которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, апрель). Для показа на академических концертах из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником не менее 4 произведений различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается.

Уровень технической подготовки учащегося проверяется на техническом зачете - контрольном прослушивании гамм и этюдов, который проходит 2 раза в год с оценкой в середине первого и второго полугодия. Каждый учащийся на своем техническом уровне должен показать хорошую выучку в области постановки исполнительского аппарата, а также грамотное, осознанное и аккуратное в звуковом отношении исполнение своей зачетной программы.

Кроме того, преподавателям также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах отдела, а также проводить каждую четверть в своем классе концерт для родителей. Исполнение самостоятельно подготовленных произведений рекомендовано выносить на классные и родительские собрания.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе и в классе дополнительного года обучения. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом.

На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

· оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;

· оценка ученика за выступление на академическом концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;

· другие выступления ученика в течение учебного года.

3.Критерии оценки выступления учащегося на академическом концерте, зачете, экзамене:

Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.

В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.

Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.

Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.

Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.

Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.

Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению

Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заместителем директора школы по ИМР. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Необходимым условием для успешного обучения на аккордеоне является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов - штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).

Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.

Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.

Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса, а также обработок на народные и популярные мелодии. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности аккордеона.

В классе аккордеона при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры. Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.

2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

При планировании самостоятельной работы обучающихся по предмету «Специальность. Аккордеон» учитываются все виды внеаудиторной работы. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемым на ее выполнение, которое определяется учебным планом предмета «Специальность. Аккордеон», реализуемым в образовательном учреждении.

· самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

· периодичность занятий - каждый день;

· объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 6 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.

V. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1. Учебная литература

1.П. Чекалов. Пьесы и этюды для аккордеона - М.: Советский композитор, 1983

2.В. Лушников. Школа игры на аккордеоне - М.: Музыка, 1975

3.Альбом начинающего аккордеониста. Вып.19 - М.: Советский композитор, 1983

4.А.Мирек. Самоучитель игры на аккордеоне - М.: Музыка, 1979

5.Альбом начинающего аккордеониста. Вып.12 - М.: Советский композитор, 1979

6.П.Лондонов. Народная музыка для балалайки и аккордеона - Ленинград: Музыка, 1984

7. А.Мирек. Самоучитель игры на аккордеоне - М.: Музыка, 1988

8.Альбом начинающего аккордеониста. Вып.22 - М.: Советский композитор, 1985

9.Этюды для аккордеона. Вып.19 - М.: Советский композитор, 1986

10.Г.Наумов. - П.Лондонов. Школа игры на аккордеоне - М.: Музыка, 1981

11.Педагогический репертуар аккордеониста. Вып.7 - М.: Музыка, 1977

12.Хрестоматия аккордеониста 1-2 кл. - М.: Музыка, 1973

13.Педагогический репертуар аккордеониста. Вып.5 - М.: Музыка, 1980

14.Педагогический репертуар аккордеониста. Вып.10 - М.: Музыка, 1981

15.Аккордеонист на эстраде в. 4 - М.: Советский композитор, 1973

16.Старинные русские романсы в переложении для баяна или аккордеона. Вып.3 - Ленинград: Музыка 1988

17.И.Штраус. Венский вальс в обр. для аккордеона. Тетр.3-5 - Киев: Музыкальная Украина, 1976

18.Д.Шостакович. Вальс из сюиты Златые горы - М.: Музыка, 1960

19.Педагогический репертуар аккордеониста. Вып.7 - М.: Музыка, 1977

20.Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып.24 - М.: Советский композитор, 1986

21.Полифонические пьесы для аккордеона. Вып.2 - М.: Советский композитор, 1980

22.М.Двилянский. Этюды для аккордеона - М.: Музыка, 1985

23.Этюды для аккордеона. Вып.5 - М.: Советский композитор, 1980

24.Этюды для аккордеона. Вып.10 - М.: Советский композитор, 1983

25.Аккордеон в музыкальной школе. Вып.40 - М.: Советский композитор, 1977

26.Концертные пьесы для аккордеона. Вып.15 - М.: Советский композитор, 1978

27.Педагогический репертуар аккордеониста. Вып.9 - М.: Музыка, 1980

28.Репертуар начинающего аккордеониста. Вып.3 - М.: Советский композитор, 1975

29.Школа игры на аккордеоне - М.: Музыка, 1973

30.Аккордеонисту-любителю. Вып.9 - М.: Советский композитор, 1981

31.Альбом начинающего аккордеониста. Вып.12 - М.: Советский композитор, 1979

32.Альбом начинающего аккордеониста. Вып.8 - М.: Советский композитор, 1975

33.Аккордеон в музыкальной школе. Вып.39 - М.: Советский композитор, 1977

34.Альбом начинающего аккордеониста. Вып.13 - М.: Советский композитор, 1980

35.Альбом начинающего аккордеониста. Вып.14 - М.: Советский композитор, 1980

36.В.Лушников. Школа игры на аккордеоне - М.: Музыка, 1985

37.Педагогический репертуар аккордеониста 3-5кл.Вып. 9 - М.: Советский композитор, 1989

38.П.Лондонов. Пьесы, обработки и этюды для аккордеона - М.: Музыка, 1978 39.Школа игры на аккордеоне. Р.Бажилин. - М.,2000 40.Начальная школа игры на баяне. П.Говорушко. - Л.,1988 41.Школа игры на баяне. А.Басурманов. - М.,1987 42.Школа игры на аккордеоне. П.Лондонов. - М.,1983 43.Самоучитель игры на аккордеоне. А.Мирек.- М., 1991 48.Альбом начинающего аккордеониста. Вып.25. Сост. М.Цыбулин. - М.,1986

49.Пед.репертуар аккордеониста. Вып.9. Сост. Ю.Акимов. - М.,1980

50.Аккордеон в музыкальной школе. Вып.54. Сост. М.Двилянский. - М.,1986

51.Нотный альбом баяниста. Вып.13. Сост. А.Басурманов - М.,1992

52.Народные песни и танцы в обработке для баяна. Вып.13 .Сост.

М.Цыбулин.- М.,1984

53.Народные песни и танцы в обработке для баяна и аккордеона. Вып.19. Сост. С. Павин. - М.,1987

54.Народные песни и танцы в обработке для баяна и аккордеона. Вып.25. Сост.С. Павин. - М.,1987

55.Первая полифоническая школа для баянистов и аккордеонистов. Тетр.1,2. В.Брызгалин.- К.,2001

56.Полифонические пьесы И.С.Баха и его сыновей. Сост. Ю.Лихачёв. - С.П.,1998

57.Лучшие мелодии в доступном переложении. Вып.1,2,3,4. Сост. В.Чириков. - С.П.,1998

58.Кюфтель-тюфтель. Пьесы для баяна и аккордеона. Г.Колобов. - Т.,2000

59.Спутник ученика-баяниста. Вып.4. Сост. И.Бурый, Н.Корецкий - К.,1990

60.Пьесы для аккордеона. Я.Табачник.- К.,1990

61.Популярные эстрадные пьесы. Вып.1,2. - Л., 1990

62.Хрестоматия аккордеониста 1-2кл. Сост. В.Бушуев. - М.,1979

63.Танго. А. Пьяццолла. Тетр. 1,2. - С.П.,1998

64.Черни на аккордеоне. Этюды из соч.299. - С.П.,1998

65.Этюды для баяна на разные виды техники. 1 класс. - К.,1974

66.Этюды для баяна на разные виды техники. 2 класс. - К.,1974

67.Этюды для баяна на разные виды техники. 3 класс. - К.,1974

68.Этюды для баяна на разные виды техники. - К.,1974

69.Этюды для баяна. - К.,1974

70.Хрестоматия баяниста. Сост. В.Алексеев, С. Павин. - М.,1971

71.Прогрессивная школа игра на баяне. Сост. Ю.Акимов. - М.,1986

Альбом баяниста. В.И. Елецкий. В.7. - Е.,2005

72.Буду виртуозом В.Елецкий. - К.,2005

73.Альбом баяниста. В.Елецкий. - Е.,2003

74.Детский альбом. В.Елецкий. Ч.1,2., - Е.,2004

75.Л.Федчна. Музыкальный алфавит. - С.-П., 2009

76.Сост.В.Зайцев. Обучение с увлечением. - М.,2008

77.Сост.Е.Муравьёва. Сонатины и рондо. - С.-П.,2005

78.А.Доренский. Эстрадно-джазовые сюиты 1-3кл. - Р.-Д.,2007

2.Методическая литература

1.О.Школяр. Искусство слышать. - «Радуница»,1994

2.Э.Гловацкий. Обучение детей в подготовительной группе ДМШ. - К.,1990

3.С.Махлышева. Детская психология. - М.,2009

4.Ф.Брянская. Формирование и развитие навыков чтения нот с листа. - М.,2008

5.И.Домогацкая. Развитие музыкальных способностей детей 3-5лет. - М.,2008

6.А.Вищинский. Процесс работы исполнителя над музыкальным произведением. - М.,2008

7.А.Жаворонкова. Возрастная психология. - М.,2008

8.А.Шевченко. О воспитании комплексного ощущения музыкального времени у начинающего музыканта. - Д-к.,1988

9.Н.Ромасенко. Дифференцированный подход к обучению уч-ся в ДМШ. - К.,1989

10.Е.Иглина. Активизация музыкального творчества в работе с детьми.- Д.,1997

11.Л.Бочкарёв. Психология музыкально деятельности.- М.,1997

12.В.Мотов. Методика обучения игре на баяне, аккордеоне.- М.,1988

13.М.Ихманицкий. Воспитание навыков интонирования.- М.,1989

14.М.Говорушко. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.6.- Л.,1985

15.И.Гузий. Изучение уровней сформированности музыкально-эстетической культуры уч-ся ДМШ.- К.,1990

16.М.Говорушко. Методика обучения игре на народных инструментах.- Л.,1975

17.Н.Возелова. Словарь-справочник методиста.- С.,2006

18.В.Аверин. Работа над музыкально-исполнительским образом.- Д.,1987

19.Л.Глаголева. Звукотворчество в процессе обучения детей музыке.- Д.,1991

20.Т.Горевая. Проблема эстрадного волнения в исполнительской практике.- Д.,1989

21.Л.Варавина. Искусство звукообразования на баяне.- Р.-Д.,1999

22.Н.Корыхалова. Чтобы музыка звучала.- М.,1999

23.Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 - М.: Музыка, 1978.

24.Коган Г. У врат мастерства. - М.: музыка, 1977.

25.Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1982.

26.Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. - Л.: Советский композитор, 1963.

27.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры, изд.5. - М.: Музыка, 1988.

28.Савшинский С.И. Работа над музыкальным произведением. - Л.: Советский композитор, 1961.

29.Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.-Л., 1947.

30.Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М.: Музыка, 1968.

31.Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М.: Музыка, 198

32.В.Брызгалин. Словарь юного исполнителя. - К.,2001



© 2010-2022