Авторское эссе Портрет современного педагога

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ФГБОУ ВО Южно -Уральский государственный аграрный университет

Троицкий аграрный техникум











Эссе «Портрет современного педагога»


Преподаватель ТАТ Южно-Уральского ГАУ

Прибытова Олеся Сергеевна





















Эссе на тему «Портрет современного педагога»


«Всегда - учиться, все - знать!

Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

М. Горький


Этапы жизни человека образно сравнивают с временами года. Рождение человека напоминает весеннее пробуждение природы, стремление к солнцу, теплу. Мои воспоминания о детстве связаны с теплым окружением близких и значимых для меня людей.

Утро, еще туман не рассеялся над рекой, а мы деревенские ребятишки бежим гурьбой в школу, где нас встречает добрая учительница, зародившая во мне интерес к этой значимой во все времена профессии - «учить его величество - народ». Тогда, в раннем возрасте, я считала, что только родители могут посвящать свою жизнь детям, дарить тепло и доброту, радоваться успехам и победам. Однако именно первая учительница смогла перевернуть мои представления! Ее педагогическое мастерство и любовь к детям сделали мою учебу по-настоящему удивительной и увлекательной. Сегодня, будучи взрослой, я понимаю, что мне невероятно повезло с первым учителем, которая стала для меня жизненным примером, образцом стремления к постоянному саморазвитию.

Обучаясь в сельскохозяйственном вузе, я познакомилась с прекрасными преподавателями, которые творчески, с интересом подходили к своему делу. Они вкладывали в свой предмет не только знания, но и душу. Таких мастеров своего дела я всегда слушала с вниманием, заряжаясь их эмоциями и перенимая интерес к предмету. Меня всегда удивляла и восхищала способность преподавателей так красочно и интересно подать материал, что даже «слабые» студенты понимали и свободно оперировали им. Такой подход учил нас свободно мыслить, а не перенимать без критики «окостеневшие» догмы.

Жизнь сложилась так, что после окончания вуза, я, конечно, могла пойти работать по специальности, но чувствовала, что она не такая творческая, и свобода мысли, творение всегда будут на втором месте после исполнительности. Фактически это означало для меня не горение, а тление, ибо я ощущала непреодолимое стремление к познавательной деятельности, саморазвитию и самореализации, поэтому сочла возможным поступить в аспирантуру и реализовать себя в качестве преподавателя. Обучаясь в аспирантуре, жизнь снова познакомила меня с замечательными людьми. Курс педагогики в аспирантуре открыл мне глаза на мои, тогда еще смутные, представления о работе преподавателя. Теперь они стали ясными, четкими, отражающими мои желания к самореализации.

Позади аспирантура, защита кандидатской диссертации и сейчас, находясь на этапе «начала лета» - личностного становления, расцвета, я понимаю, что все это долгое время я шла к осуществлению своей детской мечты - стать педагогом, похожим на мою первую учительницу.

Сегодня я - преподаватель специальных дисциплин в одном из известных и уважаемых учебном заведении страны - Троицком аграрном техникуме Южно -Уральского государственного аграрного университета. Шаг за шагом, день за днём я познаю основы профессии преподавателя посредством посещения занятий «Школы педагогического мастерства» в университете, участия в мастер-классах, самообразования. В настоящее время получаю высшее педагогическое образование, и в скором времени мой статус преподавателя будет подтвержден дипломом.

Почему так важно для преподавателя профессионального образования стремление к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию?

Опираясь на современную социально-философскую мысль, прихожу все больше к осознанию того, что образование превратилось в важнейшую социальную ценность человека. В современном обществе образование должно быть ориентировано на перспективу, на такой образ мира, который обеспечит не только выживание, но и устойчивое развитие социума. А это значит, что образование не может лишь репродуцировать интеллектуальные ресурсы, информацию, знания, рассчитанные на решение проблем наличного бытия. Образование должно готовить людей, способных к постоянному саморазвитию, решению задач будущего, поэтому оно должно опережать наличное бытие, экстраполировать образовательные технологии и знания на будущее, носить инновационный характер.

Данные позиции означают, что в каждом профессиональном учебном заведении должны быть созданы условия для непрерывного саморазвития субъектов образовательного процесса, к которым относятся и преподаватель, и обучающиеся. Специфика образовательного процесса в учебном заведении, готовящего специалистов среднего звена, по мнению И.А. Зимней, заключается в «реципрокности» т.е. взаимоосуществляемости и взаимодополняемости процессов саморазвития обучающегося и преподавателя. У преподавателя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, как считает В.И. Андреев, появляется еще одно значимое качество - он становится способным прогнозировать и корректировать стратегии творческого саморазвития своих учеников.

В настоящее время подготовка специалистов является сложнейшим педагогическим процессом, в котором должно быть обеспечено многоаспектное развитие и саморазвитие студентов. В этом процессе закладываются и развиваются не только профессиональные компетенции, но и формируются их основные социальные, профессионально важные и личностные качества, что требует комплексного, системного подхода к обеспечению соответствующего педагогического процесса, особую роль в котором играют преподаватели.

Воспитать профессионала-творца, способного принести в этот мир новое, прекрасное, способного изменить мир к лучшему - сложная задача, а чтобы с ней справиться необходимо искать новые формы работы, стараться делать свои занятия не только познавательными, но и творческими, разнообразить задания, применять новые формы и технологии.

Имея хотя и небольшой стаж преподавания, я понимаю, что к преподавателю профессиональных учебных заведений можно с полным основанием отнести слова о том, что «учителем надо родиться, а не только сделаться, чтобы быть действительно учителем». В нашей работе много трудностей и лежит большая ответственность за профессиональную подготовку будущих специалистов. Именно поэтому компетентность, мировоззрение преподавателя, его профессионально-педагогическая культура, подход к каждому явлению оказывают влияние на обучающихся.

Основным направлением моей профессиональной деятельности является реализация компетентностного подхода, проявляющегося в профессиональной подготовке студентов на основе спроектированной модели будущего специалиста, востребованного на рынке труда и отвечающего условиям социально-экономического развития страны.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и, если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». По существу, в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели и находите оптимальные пути достижения их достижения. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания.

В современных условиях профессиональные учебные заведения представляют собой те социальные институты, с которых начинается национальное возрождение России. Современные стандарты образования, специфика и творческий характер деятельности преподавателя предъявляют высокие и справедливые требования к представителям этой профессии и уровню подготовки студентов. Во все времена, а сегодня особенно, Настоящий преподаватель должен обладать такими качествами, как увлеченность профессией, высокая трудоспособность, стремление к исследовательской деятельности, обширность научных знаний и стремление к совершенствованию педагогического мастерства.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине - действительным служением Родине». Эти слова могут быть применены во многих сферах деятельности, в том числе, и преподавательской. Их можно трактовать как один из эффективных принципов обучения «Делай, как я!» А для этого надо иметь не только формальное, но и моральное право выступать в качестве положительного примера, образца для подражания. Здесь уместным будет отметить принцип единства слова и дела: нельзя призывать молодёжь вести здоровый образ жизни, укреплять здоровье, а самому злоупотреблять спиртным, курить, не соблюдать даже элементарных требований гигиены труда, быта и питания.

Учебно-воспитательный процесс при подготовке профессиональных кадров в настоящее время немыслим без применения разнообразных технических и информационных средств обучения, однако даже самая совершенная материальная база образовательного процесса имеет второстепенное значение, а на первый план в качестве ключевого звена целенаправленного педагогического процесса выступают преподаватели, поскольку живое общение наставников и воспитанников нельзя заменить никакими техническими средствами. Именно профессиональная культура преподавателя является ключевым звеном и одновременно выступает в качестве критерия развития учебного заведения. В соответствии с указанными требованиями, педагог должен постоянно повышать уровень своего образования, оттачивать педагогическое мастерство.

Следуя современным принципам обучения, стараюсь вложить частичку себя в обеспечение качества знаний студентов, их способность стать в будущем грамотными специалистами. Прислушиваюсь к мнению студентов, готова принять точку зрения, отличную от моей; всегда открыта для познания нового, готова приобретать знания вместе со своими студентами, не опасаясь показаться некомпетентной. Путь познания труден и тернист, но нужно прилагать усилия для того, чтобы чего-то достичь, поэтому перед каждым студентом ставлю цели и задачи, при решении которых он делает маленький шаг на пути становления специалиста, достигая маленькой победы, «нахождения в состоянии успеха».

Курсы повышения квалификации, новая литература, апробирование программы новых учебных дисциплин - все это ведет к повышению уровня профессионально-педагогической квалификации, и сам замечаешь, как интересно общаться с тобой студентам, если ты несешь в себе что-то новое! Моим профессиональным кредо стали слова, сказанные В.О. Кольцовым: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь».

Стараясь шагать в ногу со временем, считаю, что современный компетентный преподаватель должен уверенно владеть широким спектром современного профессионального инструментария, востребованного потребителями образовательных услуг - студентами: техническими средствами обучения, навыками составления презентации, информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), работы с электронной почтой, педагогическими технологиями обучения, что, несомненно, не только облегчает труд преподавателя, но и повышает его профессиональный статус, служит показателем его информационно-коммуникационной компетентности, позволяющей подготовить конкурентоспособного, компетентного специалиста, способного добиться профессионально-личностного успеха.

С искренним глубоким уважением смотрю на своих коллег и наставников, влюблённых в профессию, за плечами которых огромный педагогический опыт, и они помогают нам начать свой профессиональный путь. Как же не расплескать и не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои наставники? Наверное, нужно просто любить свою работу, верить, что у моей профессии большое будущее и повторять слова Я.А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем».

Каков портрет современного педагога? Думаю, я смогла ответить на этот вопрос относительно педагогов профессионального образования. Надеюсь, когда-нибудь и я смогу повести за собой учеников, что под силу сделать только такому педагогу, который сможет их увлечь и объяснить, что в мире нет ничего, что не может быть поучительным, как это смогли сделать мои Учителя, мои Наставники.









© 2010-2022