Реферат на тему «Трактат Франсуа Куперена «Искусство игры на клавесине»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Детская школа искусств №8



Реферат

«Трактат Франсуа Куперена

«Искусство игры на клавесине»





Разработала

преподаватель фортепианного отделения

Лучкова Светлана Николаевна





Ульяновск

2016

Содержание


Введение

1. Особенности клавесинного стиля Куперена

2. Трактат «Искусство игры на клавесине»

Заключение

Введение

Вторая половина 17 - начало 18 веков была эпохой расцвета литературы и искусства. Имена Лафонтена, Корнеля, Монтескье, Рассина, Люлли, Куперена - созвездие блистательных талантов. Куперен родился в Париже в 1668 году и прожил 65 лет. Искусство Куперена имело признание при дворе. Он обучал игре на клавесине сына короля Франции Людовика Дофина герцога Бургундского. Его ценили как клавесиниста, композитора, органиста капеллы и как педагога.

Сведения о биографии Куперена очень скудные и основываются на слухах и преданиях, но осталось много его художественных творений. Во Франции в 30-е годы было издано полное двенадцати-томное издание, сохранившее все авторские ремарки в неприкосновенности. Благодаря этому изданию мы можем расширить свое познание личности Куперена, так как он отразил себя в своих музыкальных произведениях и сопутствовавших им предисловиях и трактатах. Раньше Куперена знали, как клавесинного композитора, теперь в обиход вошли его камерные, вокальные и органные пьесы.


  1. Особенности клавесинного стиля Куперена

Для произведений Куперена характерна образная конкретность. Он сам писал, что при сочинении пьес всегда имеет конкретный сюжет и названия его пьес соответствуют его мыслям идеям и ассоциациям. Если классифицировать пьесы Куперена по их образно-жанровому характеру, то это будут танцы, пасторали, мелодии в народном духе, пьесы в лютневых традициях, пьесы торжественного характера и полифонические пьесы. Начиная со второго сборника появляются пьесы, которые не умещаются в эту классификацию. Смешение различных элементов приводит к появлению пьес элегически - мечтательного характера и искрящиеся виртуозные пьесы.

Клавесинный стиль Куперена отличается от других клавирных стилей. Для него свойственно сочетание ясности, четкости и зыбкости. Вместо тянущегося звука мы часто слышим звук прерываемый, обрамленный украшениями. Украшения у Куперена усиливают мелодическую линию, становясь органическим элементом музыкальной ткани. Куперен избегает отдаления друг от друга звуковых планов, сближая голоса и ограничивается диапазоном в две с половиной октавы в полном соответствии с лютневыми традициями. В клавесинном стиле Куперена различается два стиля письма - гомофонный (вертикальный) в танцах и полифонический (горизонтальный) в двухголосных пьесах. Клавесинный стиль Куперена с годами претерпел большие изменения. Он стал более чистым, более точным и более простым. В нем меньшую роль стали играть украшения, арпеджирование и подобные приемы. Общей чертой всех произведений Куперены является програмность.

2. Трактат «Искусство игры на клавесине»

Первый трактат, написанный в 1696 году назывался «Правила аккомпанемента господина Куперена, королевского органиста». Второй трактат «Искусство игры на клавесине» опубликован в 1716 году. Это развернутое методическое руководство по клавирному искусству, в котором собраны воедино практические советы крупного мастера клавесиниста. В этом трактате, помимо дидактических наставлений, нашли место и эстетические взгляды Куперена, кстати весьма противоречивые, сочетающие в себе дух строгой регламентации с проявлениями чувств. В этом двойственная природа его эстетики. В трактате нашло отражение и двойственное отношение Куперена к вычурному искусству, получившему в то время широкое распространение в аристократических салонах. Наряду с рекомендациями, абсолютно чуждыми манерности, мы встречаемся у Куперена со склонностью к изысканности и витиеватости.

Основное эстетическое требование Куперена - следовать разуму, И сам он мыслит здраво и просто. Он не делает широких теоретических обобщений, его цель - дать играющим на клавесине практические советы. Можно утверждать, что Куперен был первым, кто стал последовательно разрабатывать вопросы методики первоначального обучения игры на клавесине. Он показал необходимость обучения детей уже в возрасте шести - семи лет. «Это не значит, что поздний возраст исключается, но естественно, что для постановки и разработки рук для профессиональной игры на клавесине чем раньше, тем лучше».

Уделено внимание положению корпуса и рук. «Для изящества исполнения нужно сидеть на правильной высоте, чтобы локти, кисти рук и пальцы были на одном уровне с клавиатурой». Середина корпуса должна совпадать с серединой клавиатуры. Детям под ноги нужно что-нибудь подкладывать, чтобы ноги не болтались и могли поддерживать равновесие тела. «Во время игры на клавесине корпус должен быть несколько наклонен вправо и правая нога должна быть обязательно повернута наружу».

Чтобы избавиться от гримас во время игры, Куперен советовал ставить перед собой на пюпитр зеркало. Для тех, кто держит высоко или низко запястье, Куперен советовал использовать гибкую трость, продетую над или под кистью, при этом «трость не должна давить на кисть играющего». Во время игры нельзя качать головой или корпусом, нельзя отбивать ритм ногой, необходимо сидеть свободно.

Первое время нужно пользоваться «клавиатурой со слабым оперением». «Хорошее исполнение зависит от гибкости и свободы пальцев, а не от силы». Жесткость игры появляется, когда ребенку приходится перенапрягать свои маленькие руки. «Мягкость туше зависит от возможно более близкого расстояния между клавишами и пальцами».

Он по-новому подошел к организации первых уроков «дети не должны заниматься в отсутствии преподавателя, чтобы не испортить то, что ему так тщательно внушалось. Родителям или тем, кому доверено воспитание детей, следует проявлять меньше нетерпения и больше доверия к учителю, разумеется, предварительно убедившись в правильности своего выбора».

Куперен предлагал ученикам делать небольшие пальцевые упражнения в виде различных пассажей, начиная с самых простых. Таким образом, ему незаметно удавалось подвести их к ясности и изяществу в исполнении украшений. Советовал разминать пальцы и растягивать их во всех направлениях.

Куперен внимательно следил за последовательностью обучения и четким планированием учебной работы, тщательного распределения времени. Помимо принципа наглядности, он узаконил принцип постепенности и прочности обучения. Сперва практика, потом теория, сперва легкое, затем трудное, сперва небольшие упражнения, затем пьесы, сперва игра медленная, затем быстрая.

Куперен уделил внимание эстетике аппликатуры. «Правильная аппликатура» во многом помогает хорошей игре. «Одна и также мелодия, один и тот же пассаж в зависимости от аппликатуры производит различный эффект».

Куперен изложил в трактате свой взгляд на природу клавесина, охарактеризовав его особенности, достоинства и недостатки. К достоинствам он отнес «точность, четкость, блеск, диапазон». К недостаткам - невозможность усилить или ослабить силу звуков которые как бы «даны каждый в отдельности» и не имеют большой протяженности, а также трудность повторения одного и того же звука.

В своем трактате Куперен попытался дать точные расшифровки украшений в специальном разделе «Украшения, применяемые при игре на клавесине». Таблицы украшений, помещенные в конце издания, дают представление об особенностях орнаментики, используемой Купереном, однако, несмотря на свой рационализм, он не избежал неточностей и противоречий.

В своих суждениях о фразировке и динамике Куперен сравнивает музыку с поэзией. Содержатся в трактате и рассуждения о необходимости играть наизусть.

Заключение

Куперен, как музыкант, отличался редкой добросовестностью. Это сказалось и в сфере творчества и в сфере исполнительства. Он старался предохранить музыку от случайностей исполнения и сознательно шел против существовавшего в его время обычая предоставлять исполнителю максимум инициативы. Он вводил подробные исполнительские ремарки, точно помечая украшения с их расшифровкой в специальных таблицах, в отдельных случаях указывая необходимую аппликатуру. Вводил специальные ремарки, обьесняющие характер того или иного эпизода и способа его исполнения.

Таким образом, делать все на совесть было основным требованием Куперена. За кажущейся простотой соображений Куперена скрывается глубокое познание своего предмета, не устаревшее и в наши дни.

Очень ценил методические указания Куперена И.С. Бах. Куперен явился лучшим мастером французской клавесинной школы и оказал большое влияние на своих современников и последующее поколение композиторов.




Список литературы

1. Франсуа Куперен «Искусство игры на клавесине». Музыка, М. - 1973.

2. Я. Мильштейн «Франсуа Куперен. Искусство игры на клавесине». Музыка, М. - 1973.

© 2010-2022