• Преподавателю
  • Дополнительное образование
  • Рефлексивный отчет о проведении исследования по теме «Как с помощью активных форм обучения и групповой работы способствовать социализации ученического коллектива в 6 «Б » классе с использованием подхода Lesson Study

Рефлексивный отчет о проведении исследования по теме «Как с помощью активных форм обучения и групповой работы способствовать социализации ученического коллектива в 6 «Б » классе с использованием подхода Lesson Study

Раздел Дополнительное образование
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлексивный отчет о проведении исследования по теме «Как с помощью активных форм обучения и групповой работы способствовать социализации ученического коллектива в 6«Б » классе с использованием подхода Lesson Study.


Человек, который почувствовал ветер перемен, должен

строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.

Стивен Кинг


В настоящее время в сфере образования общепризнана равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21-м веке.

Актуальность данной темы связана с тем, что применение новых подходов в образовании способствует решению всех интересующих нас задач в обучении, а именно:

  1. применение приемов, способствующих развитию одаренности и талантливости учащихся;

  2. раскрытие творческих способностей учащихся при решении заданий с элементами критического мышления;

  3. эффективное использование групповой работы на уроке и создание благоприятной коллаборативной среды при решении дифференцированных заданий с учетом возрастных особенностей учащихся;

  4. развитие навыков критериального оценивания у учащихся.

Так почему же так важны новые подходы в обучении и преподавании для учеников и учителя? Мы с коллегами пришли к выводу, что, независимо от предмета, ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и сохраняют дольше полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. Ученики, которые работают в коллаборативных группах, также кажутся более удовлетворенными своими классами. Работая в группах, учащиеся получают прекрасную возможность поучаствовать в диалогическом обучении, ведь как показывают результаты научных исследований - диалог занимает центральное место на уроке. Именно диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении на уроках английского языка. А работая в коллаборативной среде учащиеся развивают когнитивное мышление, и в конечном итоге способность учащегося к обучению и решению проблем. А ведь это так важно в современной жизни! Вырастить ученика, умеющего и не боящегося решать проблемы и знающего, как найти выход из любой ситуации. Этому способствует использование на уроках элементов критического мышления. Не зря критическое мышление можно назвать «мышление о мышлении». Оно предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Критическое мышление-ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Джон Дьюи является одним из первых исследователей в сфере образования, который признал, что направленность образовательной программы на формирование навыков мышления учеников, обеспечила бы эффективность не только ученикам, но и обществу, и всему демократическому устройству. И конечно же, каждому учителю хотелось бы создать условия для благоприятного развития и достижения максимального успеха в преподавании и обучении учащихся. Ведь воспитание талантливых и одаренных учеников эта задача требующая детального и вдумчивого подхода в планировании уроков. Учителю необходимо владеть целым арсеналом различных приемов для обучения учащихся. Вышеописанные методы дают учителю такую возможность. Если данные отправные точки учителя и ученика кардинально отличаются, то успех обучения находится под вопросом. Если выбрана неподходящая отправная точка, то даже лучшие ученики с трудом будут запоминать новую информацию и забудут ее практически сразу после проведения с ними тестов или экзаменов. Соответственно, на уроках английского языка ученикам предстоит активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: они будут формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки-неотъемлемая часть процесса обучения. Ну и конечно же, важно оценивание-категория, касающаяся любого вида деятельности, в котором планомерно и систематично собраны свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о качестве обучения. Насколько хорошо владеет ученик данным вопросом-настолько успешно продвигается его учёба. Ознакомившись со всем вышеперечисленным, мы предположили, что сочетание приемов 7 модулей может дать прекрасные результаты на уроках английского языка.

Это нам и предстояло проверить. Наши идеи поддержала моя коллега, учитель английского языка КГУ СОШ №16 учитель волонтер Рубцова Т.Н.

Для того, чтобы провести Lesson Study нам было необходимо создать фокус-группу, с помощью, которой мы смогли найти ответы на наши вопросы в данном исследовании.

Фокус-группа в составе учителей Медиевой А.К., Аязбекова Е.У. (учитель третьевого базового уровня) и Васкеевой-Мамаевой О.В.(учитель третьевого базового уровня) под руководством зам.директора Нурфазыловой С.Г. решила провести исследование. Вместе нам предстояло найти ответ на вопрос исследования «Как с помощью активных форм обучения и групповой работы способствовать изучению английского языка и социализации ученического коллектива учащихся в 6 «Б» классе», используя подход Lesson Study с целью повышения активности учащихся, что повлияет на качество знаний учащихся. Для данного исследования выбрали учащихся 6 «Б» класса, учащиеся этого класса обладают активной жизненной позицией, имеют хороший лексический запас, характеризуются высокой когнитивной способностью. Группа состояла из 12 учащихся.

Учитель волонтер Рубцова Т.Н. провела серию последовательных уроков с подходом Lesson Study. Для планирования урока-исследования члены команды выбрали успешные, на их взгляд, стратегии критического мышления, диалогического взаимообучения, критериальное оценивание, самостоятельного обучения, учитывая возрастные особенности учащихся 6 «Б» класса. Было составлено краткосрочное планирование и среднесрочное планирование, и проведено 3 урока. Для уроков с применением подхода «Lesson study» в данном классе была выбрана основная цель «Как с помощью активных форм обучения и групповой работы способствовать социализации ученического коллектива». Цель нами была выбрана не случайно. Класс по комплектации и уровню обучаемости можно отнести к стабильно успевающим. Учеников с низким познавательным уровнем всего двое. В основном дети на учебу мотивированны. Мы наблюдали над тем, как с помощью групповой работы и совместного обучения можно было бы вывести группу на уровень более высокой социальной мобильности.

Для того, чтобы добиться ожидаемых результатов в обучении, необходимо создать условия для освоения, нужную атмосферу на занятиях, дать возможность детям высказаться, ведь порой за них эту миссию выполняем мы учителя, говорим за детей, не слышим ребенка. При планировании уроков нашей задача была построить свою деятельность так, чтобы вовлечь в учебный процесс всех учащихся, повысить мотивацию.

При составлении данных уроков учитывались реальные возможности учеников. Все обучающиеся имеют положительную мотивацию к учебной деятельности, при подготовке к уроку были учтены программные требования.

Цель нашего исследования:

- применяя стратегии критического мышления, критериальное оценивание диалогического взаимообучения, приёмы группового обучения, учителя
активизируют деятельность учащихся на уроках.

-вызвать интерес учащихся к предметам; повысить уровень знаний учащихся.

Таким образом, фокус группа выдвинула гипотезу:

- Если объединить учащихся в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговаривая роль каждого ученика группы в выполнении данного им задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Были определены задачи:

- расширять круг знаний учащихся; воспитывать чувство ответственности за работу; научить детей работать вместе, дружно; подтянуть отстающих учащихся, привлечь их внимание к работе и заинтересовать, научить учащихся самооцениванию и взаимооцениванию.
Ожидаемый результат:

- подтвердить, что групповая работа влияет на повышение активности учащихся на уроках;

- воспитывается сотрудничество;

- формируется адекватная самооценка ученика;

- повышается мотивация в изучении английского языка.

Методы сбора данных:

  1. Наблюдение за учащимися 6 «Б» класса.

  2. Беседа с учителем

  3. Анкетирование учащихся

  4. Интервьюирование учащихся

  5. Фотосъемка деятельности учащихся на уроке.

  6. Мнения учащихся об использовании групповой работы на уроках.

  7. Анкетирование родителей

В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие: планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документирование своих выводов.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ LESSON STUDY

I. СОВМЕСТНОЕ ДЕТАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

II. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УРОКА

III.АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

IV.ПЕРЕПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

V. СОГЛАСОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОДХОДАХ ОБУЧЕНИЯ → ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ОПЫТА



СОВМЕСТНОЕ ДЕТАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Рефлексивный отчет о проведении исследования по теме «Как с помощью активных форм обучения и групповой работы способствовать социализации ученического коллектива в 6«Б » классе с использованием подхода Lesson Study.Рефлексивный отчет о проведении исследования по теме «Как с помощью активных форм обучения и групповой работы способствовать социализации ученического коллектива в 6«Б » классе с использованием подхода Lesson Study.дает учителям возможность построения урока с применением новых стратегий обучения, применение форм познавательной деятельности, обсуждение критериев успеха исследуемых учащихся.

Рефлексивный отчет о проведении исследования по теме «Как с помощью активных форм обучения и групповой работы способствовать социализации ученического коллектива в 6«Б » классе с использованием подхода Lesson Study.Рефлексивный отчет о проведении исследования по теме «Как с помощью активных форм обучения и групповой работы способствовать социализации ученического коллектива в 6«Б » классе с использованием подхода Lesson Study. Рефлексивный отчет о проведении исследования по теме «Как с помощью активных форм обучения и групповой работы способствовать социализации ученического коллектива в 6«Б » классе с использованием подхода Lesson Study.

Ученик А - девочка с высоким уровнем обученности, отличным словарным запасов, творчески подходящей к выполнению заданий, но испытывающая некоторый дискомфорт в общении с одноклассниками. Она старается сама выполнить задание, не проявляет активность в обсуждении урока. Рефлексивный отчет о проведении исследования по теме «Как с помощью активных форм обучения и групповой работы способствовать социализации ученического коллектива в 6«Б » классе с использованием подхода Lesson Study.

Критерии успешности: развить у Бойко В. организаторские, лидерские качества.

Ученик В (Северюхина В.) со средним уровнем обученности, хорошим словарным запасом и выполняющим задания по настроению, имеет хорошие отношения с одноклассниками, но не может работать в команде. Не проявляет активность в обсуждении урока. Рефлексивный отчет о проведении исследования по теме «Как с помощью активных форм обучения и групповой работы способствовать социализации ученического коллектива в 6«Б » классе с использованием подхода Lesson Study.

Критерии успешности: научить Северюхину В. не только самой проявлять активность, когда спрашивает учитель, но и проявлять коммуникативные навыки.

Ученик С (Рыбин Д.) с низким уровнем обученности, ребенок с рассеянным вниманием, скудным словарным запасом, который затрудняется при выполнении заданий, постоянно сомневается во всем. При ответах на вопросы учителя проявляет скованность, стесняется отвечать на вопросы.Было интересно наблюдать за работой именно этого учащегося при выполнении новых заданий, потому что он являлся типичным представителям трех групп на которые делился данный класс по уровню обученности.

Критерии успешности: Вовлечь (Рыбин Д.) в процесс совместного выполнения задания, данного учителем.Рефлексивный отчет о проведении исследования по теме «Как с помощью активных форм обучения и групповой работы способствовать социализации ученического коллектива в 6«Б » классе с использованием подхода Lesson Study.

Проведение и применение подхода Lesson study позволило учителю применить 7 модулей программы. Ведь, если мы научим учащихся критически мыслить, то они научатся тому, как учиться и будут постоянно расширять и углублять знания, раскроется потенциал талантливых и одаренных учеников. Если учителя будут дифференцировать задания с учетом возрастных особенностей учеников и использовать активные формы совместной работы в группах, то появится сотрудничество обучаемых через диалогическое обучение и можно будет реализовать оценивание для обучения, которые не возможны без управления и лидерства обучения, а также будет формироваться саморегуляция у обучаемых. На всех уроках учли групповую форму работы, диалогическое обучение с использованием инструментов критического мышления. Так как при групповой форме работы учащиеся активно взаимодействуют друг с другом, каждый вовлечен в учебный процесс, а при диалогическом обучении, они совместно приобретали знания, научились друг другу задавать вопросы, отвечали на них, производили взаимопроверку. Такие формы работы помогали ученикам раскрыться, самореализоваться.

Главной задачей учителей является поддержание активности, интереса и инерции движения на всех этапах урока.

Именно подход Lesson Study позволил выявить, что учащиеся выражают новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Также происходит живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой кругозор.

Роль учителя состоит в том, что он:

  • направляет усилия учеников в определенное русло;

  • сталкивает различные суждения;

  • создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

  • даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Проведение опроса исследуемых учащихся и совместное обсуждение фокус группы, представление результатов использования LS позволяет видеть учителям, как нужно построить урок, какие приёмы и методы обучения применить, чтобы активизировать деятельность учащихся на уроках.

Например, ученица А, брала всю инициативу на себя, научилась организовывать работу в группе, обсуждать и оказывать помощь ребятам.

На уроке английского языка ученик В предпочитает работать самостоятельно, индивидуально. Ранее не имея навыков работы в группе, стала активно участвовать в обсуждении практической работы. Активно задавала вопросы участникам группы. Это показывает, что его рост в социальном аспекте.

Наблюдая за учеником С на уроке английского языка, учителю были даны рекомендации: определить роль для ученика, что поможет ему готовится тщательно к урокам и на уроке, так как он несет ответственность за работу группы.

На втором уроке он выступал в качестве спикера, давал полные ответы ребята отметили, что «Работа в группе хороша тем, что мы в трудную минуту помогали друг другу и объясняли»; «Работа в группах - это возможность сблизится с одноклассниками в общении и улучшить отношения помогая друг другу. Она учит не бояться задавать вопросы друг другу.

После исследования мы провели анкетирование учащихся, из которого выяснили, что дети привыкли к проведению традиционных уроков, но с интересом относятся ко всему новому, поэтому с удовольствием отнеслись к участию в данном эксперименте.

На этом основании можно сделать вывод, что нашими учениками сделаны первые шаги к саморегулируемому обучению.

Анализируя отчёты учителей-наблюдателей, и учителей, проводивших урок нужно отметить, что у учащихся наблюдается вовлечённость в активную работу, это способствует улучшению психологического климата, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

В заключение можно отметить, что использование подхода Lesson Study помогает учителям:

• увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;

• увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;

• понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся;

• реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы

• использовать возможности Lesson Study в своей учительской практике.

• увидеть процесс обучения в мельчайших деталях

• увидеть, действительно ли процесс обучения проходит так, как планировали

• выяснить, какие способы планирования являются наиболее эффективными

• планировать и осуществлять процесс обучения совместно с коллегами в обстановке сотрудничества

Раньше учащихся смущало, что в группе всего 2 человека, а сейчас дети адаптировались работать по 3-4 человека за эти уроки. Хочется отметить, что создание благоприятных условий для успешной работы, формативное оценивание в виде добрых слов и комплиментов, сигналов рукой и разноцветных стикеров, карточек очень сблизило учащихся данного класса. Если раньше четко прослеживалось разделение учащихся на группы по уровню обученности, то теперь все они старались помочь друг другу, чувствовалось, что работает группа единомышленников.

Анализируя доказательную базу данного исследования (рефлексивные листы, таблички и рисунки учащихся, фотодокументы, беседы с учащимися) мы пришли к выводу, что новые подходы в обучении и преподавании значительно стимулировали изучение английского языка в 6 классах, а именно:

  1. Использование новых подходов в обучении и преподавании привело к повышению мотивации и развитию творческого потенциала учащихся на уроках английского языка; улучшает качество знаний учащихся на уроке, а вдумчивое планирование групповой работы (использование различных форм работы на уроке) благотворно влияют на диалогическое обучение.

  2. Целенаправленное применение групповой работы на различных этапах урока и использование дифференцированных заданий повышает уровень обученности учащихся и способствует их интеллектуальному развитию.

  3. Знакомство учащихся с критериальным оцениванием приучило детей выполнять работу продуманно и качественно, обязательно соблюдать все необходимые условия, обращая внимание на время выполнения задания.

  4. Количественный анализ итогового теста по теме серии последовательных уроков показал отличное усвоение пройденного материала учащимися (и учеников А,В,С), увеличение лексического запаса учащихся в среднем на 30 слов по теме.

  1. Следует отметить положительную динамику личного роста исследуемых учеников А, В, С, которая произошла с ними в течении проведения серии последовательных уроков по всем темам.

  2. Использование новых подходов, в частности, групповая работа сплотила учащихся данного класса, и заставили задуматься для чего нужно диалогическое обучение.

Все данные приведенные в текущем Action Research имеют подтверждения в виде фотодокументов, копий творческих работ учащихся, анкетирования.

Анализируя вышеперечисленные выводы можно утверждать, что гипотеза данного исследования в действии по теме «Как с помощью активных форм обучения и групповой работы способствовать социализации ученического коллектива» полностью подтвердилась. Использование новых подходов в педагогической практике жизненно необходимо для всех - и для учащихся, и для учителей.

Анализируя данное исследование, хочется отметить, что, несмотря на возникающие трудности, нашим подопечным и нам очень понравилось работать с новыми подходами. Мы сделали для себя открытие, что учащиеся и учитель могут наравне сотрудничать на уроке, принося большую пользу этим, чем на традиционном уроке. В будущем мы планируем продолжать обучение учащихся данного класса с использованием новых подходов с целью пополнения своей копилки педагогических находок.

Кроме того есть необходимость подключить всех учителей английского языка нашей школы(на примере с Татьяной Николаевной) для проведения дальнейших исследований на уроках для повышения качества знания и поддержания мотивации к изучению предмета (Lesson Study и Action Research). Конечно же, совместно с заинтересованными учителями, мы продолжим внедрение в свою практику 7 модулей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в КГУ СОШ№16 и развития профессиональной компетенции наших учителей.



© 2010-2022