- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Дополнительная образовательная программа по изобразительному исскусству
Дополнительная образовательная программа по изобразительному исскусству
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гасиева Т.Т. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«ПАЛИТРА»
дополнительная образовательная программа
по изобразительному искусству
возраст детей: 6-13 лет
срок реализации программы: 3года
Составитель: Келехсаева Элла Юрьевна,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ЦЭВД «Творчество»,
г. Владикавказ, РСО-Алания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.
Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей.
Все дети без исключения- художники. Воспринимают всё образно и ярко.
Своевременное выявление способностей влияет на становление личности ребенка, успех в профессиональной карьере.
Программа обучения в изостудии ориентирует ребенка на решение задач художественного образования и эстетического воспитания - обучение и воспитание как единое целое.
Программа раскрывает характер обучения изобразительному искусству в изостудии, как комплексный процесс формирования у обучающихся духовной культуры, овладение ими - основами художественной культуры.
Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей и подростков с учетом их возможностей и мотивации, воспитание нравственных качеств личности обучающегося, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
Цель:
Занятия изобразительным искусством в изостудии - это приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний, представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность.
Задачи:
-
Эстетически воспитывать обучающихся, формировать их духовную культуру и потребность постоянно общаться с изобразительным искусством.
-
Обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений, навыков.
-
Развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей развития личности ребенка.
Программа рассчитана на три года обучения:
1 год - дети 6-8 лет
2 год - дети 8-10 лет
3 год - дети 10-13 лет
Каждый год обучения имеет свою общую тематическую направленность:
1 год - «Искусство видеть»
2 год - «Ты и искусство»
3 год - «Искусство вокруг нас»
С первого года обучения обучающимся предлагаются занятия по специальным дисциплинам:
-
рисунок
-
живопись
-
композиция
-
декоративно-прикладное искусство
Все эти дисциплины имею самостоятельное значение, в то же время, дополняя друг друга.
На первом году обучения воспитывается осознание связей человека с искусством, идя от чувств ребенка до близкого ему мира природы и сказки, от связей с представлениями у разных народов о красоте жизни, красоте человека.
На втором году обучения углубляется познание этих связей; обучающиеся познают отличие разных видов зрительно-пространственных искусств и их взаимосвязь в жизни.
В основе третьего года обучения лежат групповые занятия.
Обучению 1 года отведено 144 учебных часа в году; 2 года - 216 учебных часов в году; 3 года - 216 учебных часов в году.
Каждая группа занимается 2-3 раза в неделю по 2 часа.
На профессионально-углубленном уровне остается также 216 часов в году. На профессионально-углубленном уровне обучающиеся занимаются по 6 часов в неделю.
Для наиболее успешного выполнения программы предусмотрены следующие виды занятий:
-
рисование с натуры
-
рисование на заданные темы (по представлению)
-
декоративное рисование
-
композиция
-
живопись
-
папье-маше
-
беседы об изобразительном искусстве
-
подготовка к выставке
Все виды занятий в процессе обучения должны быть взаимосвязаны и проводятся в течение учебного года.
I. Рисунок
С рисунка начинается всякое изображение формы и плоскости. Рисунок является основной дисциплиной в системе художественно-педагогического образования, имеет неограниченные возможности для развития творческих способностей обучающихся. В процессе обучения рисунку необходимо научить:
-
пользоваться рисовальными (графическими) материалами
-
правильно передавать форму, строение, пропорции, пространственные отношения
-
передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений
II. Живопись
В живописи художник создает художественные образы красками. Надо научить учащихся различать цвета, тон и насыщенность.
Обучаясь живописи, дети учатся правильно видеть и передавать цвет предметов и цветовые отношения. Постоянная работа с красками поможет развивать цветоощущения обучающихся, что позволит им обогатить свое восприятие окружающего мира.
-
Научить обращаться с гуашью, акварелью, различным приемам
-
Дать знания об основных и дополнительных цветах, цветовых гаммах, способах
получения различных цветов и оттенков -
Помочь в развитии видения цвета
III. Композиция
Композиция обозначает и сочинение, и составление, и расположение. Обучение воспитанников основам композиции в изобразительном искусстве, развитие их творческих способностей.
-
Развивать творческое воображение и мышление обучающихся
-
Развивать умения и навыки творческой работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства
-
Учить понимать выразительные способности различных изобразительных материалов в технике
IV. Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство своими корнями связано с народным искусством, ДПИ обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре.
ДПИ тесно связано с живописью, графикой, скульптурой, архитектурой, так как его изобразительными средствами являются: цвет, линия, форма, пространство.
Язык ДПИ отличается условностью, декоративностью, декоративной композицией.
-
Формировать вкус, умения понимать произведения искусства
-
Знание технологий и приемов
-
Развитие эмоционально-оценочного отношения к традиционной культуре
-
Сочетать индивидуальные и коллективные формы работы
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
Тема занятия
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие
2
-
2
2
Рисование с натуры
6
16
22
3
Живопись
4
19
23
4
Композиция
3
16
19
5
Рисование на темы. Иллюстрация
8
28
36
6
Декоративно-прикладное искусство
6
28
34
7
Итоговое занятие
1
3
4
8
Культурно-досуговая деятельность
2
2
4
Итого:
32
112
144
Содержание программы 1 года обучения
-
Введение
-
ознакомить обучающихся с содержанием курса обучения
-
вызвать интерес к занятиям изобразительным искусством
-
ознакомить с оборудованием
-
Рисование с натуры
-
учить передавать простейшую форму в рисунке, пространственное положение и цвет предметов
-
учить приемам работы с гуашью, карандашом; элементарным правилам композиции при рисовании с натуры; формировать у обучающихся навыки рисования по памяти и представлению
Содержание занятий предполагает рисование с натуры простых по форме и очертаниям предметов, доступным детям средствами.
Темы: «Натюрморт», «Осенний букет», «Домашние животные».
-
Живопись
В арсенале живописи, кроме всех прочих средств выражения, есть ещё одно мощное средство - цвет, применяемый наиболее многогранно и сильно в живописи. Занимаясь живописью, дети узнают законы цветовидения, учатся видеть многоцветие мира и передавать его в своих работах. Узнают живописные произведения художников разных эпох, посещают музеи и выставочные залы, осваивают художественные краски (гуашь, акварель).
Темы: Пейзаж (осенний, зимний, весенний, летний)
Этюды деревьев, птиц
Техника работы гуашью - передача фактуры при помощи технических приемов.
-
Композиция
Занятия по композиции в условиях нашей студии не могут вестись обособленно. Они заключаются в обучении наблюдательности и умению увиденное разместить на плоскости, чтобы изображение становилось художественным образом. Это происходит одновременно на занятиях по рисунку и живописи. Ни одно художественное произведение, к какому жанру или виду искусства оно не относилось - натюрморту, портрету, пейзажу или сюжетной композиции - не может быть выполнена без знакомства с законами композиции. Ребята учатся вести работу от эскиза, этюда до законченного варианта.
Предполагаемые темы занятий: «Мир увлечений», «Осень в городе».
-
Рисование на темы и иллюстрирование
-
учить обучающихся передавать смысловую связь между предметами
-
развивать творческое воображение у обучающихся, фантазию
-
учить простейшим навыкам, законам композиции
Содержание занятий предполагает рисование на основе наблюдений или по представлению.
Темы: «Собираем урожай», «Осенний дождь», «Кем я хочу стать»
Иллюстрирование
-
учить умению передавать смысловую связь между предметами и героями
-
учить умению передавать своё отношение к сюжету художественными средствами
-
наряду с воображением включать фантазию
-
учить выбирать правильно тональные отношения с учетом пропорций и цвета
Содержание занятий предполагает рисование на основе прочитанных произведений - сказок, рассказов.
Темы: «Иллюстрирование сказок», «Снежная королева».
-
Декоративно- прикладное искусство
Содержание занятий по декоративно-прикладному рисованию предусматривает рисование несложных узоров и их составление, т.е. орнамента. В полосе, круге с растительными и геометрическими элементами животного мира. В процессе работы, используя симметрию и ритм.
-
развивать цветовое восприятие у детей, творческое воображение, чувство ритма, композиции
-
формировать интерес к декоративно-прикладному искусству
-
воспитывать уважение и интерес к народному творчеству
Темы: «Ковер», «Сказочные букеты». Предусмотрены коллективные работы.
Папье-маше
-
учить детей различать пропорции и пластику
-
ознакомить с простейшими приемами и навыками лепки из папье-маше, развивать творческое воображение
Содержание обучения лепки из папье-маше предусматривает не только лепку кукол, предметов быта, животных, простейших форм, но и подмечать их характерные черты. Ознакомить обучающихся с особенностями техники.
Темы: «Декоративные куклы», «Любимые животные», «Птицы».
-
Культурно-досуговая деятельность
Развивать творческие способности обучающихся, познавательную активность детей, воображение, фантазию, культуру общения в коллективе. Выставки, конкурсы.
Прогнозируемые результаты 1 года обучения
В результате 1 года обучения обучающийся должен
знать:
-
существуют разнообразные материалы и выразительные средства, которыми пользуются художники
-
художники в своих произведениях выражают мысли, свое отношение к изображаемому
-
значение слов «художник», «гуашь», «карандаш», «натюрморт», «пейзаж»…
-
значение основных и дополнительных цветов
-
разные виды художественной деятельности - рисование, живопись, аппликация…
уметь:
-
пользоваться красками, кистью, массой для лепки, ножницами
-
наблюдать натуру и передавать в рисунке её особенности
-
полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно
-
находить цвета для изображения разных времен года
-
смешивать краски, пользоваться палитрой
-
пользоваться графическими материалами (гуашь, цветные карандаши, мелки)
-
лепить способом вытягивания из целого куска массы
-
различать и передавать в композиции первый и второй план
-
сотрудничать друг с другом
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
Тема занятия
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие
3
2
5
2
Рисование с натуры
3
24
27
3
Живопись
5
45
50
4
Композиция
4
25
29
5
Рисование на темы. Иллюстрация
4
27
31
6
Декоративно-прикладное искусство
5
43
48
7
Итоговое занятие
2
18
20
8
Культурно - досуговая деятельность
2
4
6
Итого:
28
188
216
Содержание программы 2 года обучения
-
Введение
-
ознакомить обучающихся с курсом обучения
-
вызвать интерес к занятиям изобразительным искусством
-
воспитывать уважение и отношение к труду человека в изготовлении предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства
-
требования по безопасности труда на занятиях. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета
-
Рисование с натуры
-
закрепить умения анализировать форму, пространство, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности разных предметов
-
развивать и совершенствовать умение видеть, передавать пропорции, пространственное положение, перспективу, свет, тень и их композицию на листе
-
развивать умение в передаче гармонии цветовых оттенков в рисовании натюрморта, пейзажа либо натуры
-
способствовать развитию графических навыков
-
пробовать лепить декоративно
-
развивать фантазию
-
выстраивать композицию, достигая выразительности деталей
-
применять знания об орнаменте, ритме, пластике, цвете
-
проведение бесед с обучающимися на темы: «Изображение животных великими художниками» (Рембрандт, 17 век, Ф. Гойя, Делакруа…)
-
красота природы в картинах И.Шишкина, Левитана, Айвазовского, Куинджи..
Темы: «Рисование предметов быта (натюрморт), «Рисование животных в статичных позах и в движении»
-
Живопись
В живописи художник создает художественные образы красками. Необходимо научить обучающихся различать цвета, их тон и насыщенность. При обучении живописи необходимо:
-
научиться обращаться с художественными материалами (гуашь, акварель)
-
уметь пользоваться знаниями об основных и дополнительных цветах, цветовых гаммах, способах получения различных цветов и их оттенков
Темы: «Зоопарк», «Праздник в городе».
-
Композиция
Обучение основам композиции является постановка коротких, узких, понятных задач на то или иное средство композиции - контрасты цвета, размера, формы, симметрии, ритма, пропорции; статика - движение, форма - антиформа
Темы «Цирк», «Театр», «Дворец» ( многофигурная композиция).
-
Рисование на темы и иллюстрирование
-
совершенствовать и закреплять знания и всё, что связано с композицией
-
перспектива, пропорции, построение, объем, светотень, и, конечно же, цвет предметов
-
добиваться выразительности рисунка (образ персонажа), смысловой связи персонажей, оригинальной композиции, контраста
Содержание занятий предусматривает дальнейшее развитие знаний, умений и навыков. Обучающиеся продолжают рисовать на темы окружающей жизни на основе наблюдений.
Темы: «Древний город», «Хмурый день», «Транспорт».
Иллюстрация
-
совершенствовать и закреплять умения в композиции - пространственное положение, цвет предметов, объем, учитывать характерные особенности персонажей
-
закреплять знания работы с различными графическими материалами, тушью (работа кистью, перо), пастелью, различными цветными мелками
-
очень важно в рисовании иллюстрации знание законов композиции - передача первого плана и второстепенных; законы перспективы
-
развивать умение изображать пейзаж по литературному произведению
Необходимо обучать детей способам передачи движения в рисунке (картиной плоскости на зрителя, движения по диагонали, круге, чувству ритма).
Темы: «Сюжеты русских народных сказок», «Мой любимый сказочный герой»
-
Декоративно-прикладное искусство
-
закрепить умения выразительно строить декоративную композицию, творчески используя цвет, силуэт, пластику и ритм
-
дальнейшее совершенствование умения самостоятельно выполнять декоративную композицию на основе художественных особенностей произведений искусства
В содержание раздела включается ознакомление с приемами различной символики. Обучающиеся выполняют эскизы оформления различных изделий на основе орнаментальной и сюжетной декоративной композиции.
Темы: «Сосуд-птица», «Сосуд-зверь», «Замок».
Беседы: «Древние образы в народном искусстве», «Осетинские художественные промыслы»
Папье-маше
К особому виду творчества относятся изделия из папье-маше. Буквально в переводе с французского слово «папье-маше» означает «жёваная бумага» и представляет собой способ склеивания бумаги маленькими кусочками в 5-7 слоев по определенной форме или модели. Существуют несколько технологических приемов папье-маше.
Темы: Панно (декоративная тарелка), ваза.
-
Итоговое занятие
-
закрепить знания и умения по курсу обучения
-
выявить реальный уровень знаний учащихся в различных направлениях изобразительной деятельности с помощью устного опроса и итогового занятия
Коллективная работа «Мой город».
-
Культурно-досуговая деятельность
Развивать познавательную активность учащихся, воображение, фантазию. Осуществлять нравственное и эстетическое воспитание детей.
Работа с детским коллективом с помощью родителей. Подготовить вернисаж детских работ (изобразительное и декоративно-прикладное искусства).
Прогнозируемые результаты 2 года обучения
В результате 2 года обучения обучающиеся должны
знать:
-
роль художников в создании предметно-пространственной среды различных настроек, города в оформлении зрелищ, театров, спектаклей..
-
лучшие работы художников хранятся в музеях, разные виды музеев
-
наряду с усвоенными ранее новые термины: «архитектура», «скульптура», «живопись», «графика», «музей», «портрет», «театр»…
-
книги для детей, оформленные художниками - иллюстраторами В.М. Васнецовым, М.А. Врубелем…
уметь:
-
работать на основе изучения натуры над натюрмортом, пейзажем
-
работать в определенной цветовой гамме (холодной, теплой)
-
передавать движения фигуры человека и животного в рисунках
-
обогащать изображение предметов характерными деталями
-
передавать пространственные планы способом загораживания и уменьшения предметов
-
сотрудничать друг с другом при создании коллективных работ
-
проводить экскурсии по выставкам детских работ в течение учебного года
Третий год обучения - завершающий, он закрепляет все полученные представления, знания и умения. Данный этап обучения позволяет обучающимся сравнивать проблемы искусства прошлого и настоящего. В подростковом возрасте наиболее бурно протекает формирование осознанного отношения к себе и к миру, подростки наиболее активно пытаются определить личные нравственные и эстетические позиции и критерии в отношениях с окружающим миром.
Учебно-тематический план 3 года обучения
№
Тема занятия
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие
3
2
5
2
Рисование с натуры
3
24
27
3
Живопись
5
45
50
4
Композиция
4
25
29
5
Рисование на темы. Иллюстрация
4
27
31
6
Декоративно-прикладное искусство
5
43
48
8
Итоговое занятие
2
18
20
9
Культурно - досуговая деятельность
2
4
6
Итого:
28
188
216
Содержание программы 3 года обучения
-
Введение
Обучение 3 года связано с переходом обучающихся на следующую ступень развития. Акценты в работе становятся на достижение более сложных изобразительных приемов. В основе концепции лежит не разделение на привычные предметы: рисунок, живопись, композицию, а на направление развития творческого потенциала личности.
-
изучение свойств художественных средств и технологий с ними
-
развитие образно-логического мышления
-
формирование осознанного научно-художественного видения природных форм и использование их в творчестве
-
изучение, анализ и применение в творчестве знаний мировой художественной культуры
-
воспитание способности к самореализации и саморазвитию
-
Рисование с натуры
-
применять умения анализировать форму, пространство; строить правильно тональные отношения, подбирать цвет изображаемых предметов; улавливать характерные особенности предметов
-
совершенствовать умение видеть, правильно передавать пропорции, пространственное положение, композицию
-
передавать колорит и цветовые оттенки в рисовании пейзажа, натюрморта
-
беседы с обучающимися на темы: «Голландская живопись» (Гольбейн младший, П. Брейгель)
Темы: «Моя комната» (рисование интерьера), «Мама» (портрет)
-
Живопись
Обучаясь живописи, дети учатся:
-
правильно видеть и передавать цвет предметов и цветовые отношения (локальный цвет предмета в световоздушной среде)
-
получает необходимые знания, навыки на практических занятиях изобразительного искусства
-
учиться передавать предметы в условиях световоздушной среды тоном и цветом, развивает видение цвета
Темы: «Осенняя гармония» (натюрморт), «Первые весенние цветы» (пейзаж).
-
Композиция
Композиция в переводе с латинского языка обозначает «сочинение, составление, расположение». Композиция как учебный предмет ставит своей целью: обучение основам композиции в изобразительном искусстве.
-
воспитывать художественно-эстетическую культуру и художественный вкус
-
формировать умение анализировать произведения искусства и собственные работы
-
вести целенаправленные наблюдения окружающей действительности
Темы: «Народные гулянья», «Масленица».
-
Рисование на темы и иллюстрирование
-
совершенствовать знания о композиции, перспективе, пропорциях
-
совершенствовать знания о цветовидении
-
эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения в рассказе о них
Содержание занятий предусматривает дальнейшее развитие знаний и умений. Обучающиеся продолжают рисовать на основе наблюдений («Осень в городе», «Деревья и птицы»).
Иллюстрация
-
совершенствовать умения в композиции - пространственное положение, учитывая характерные особенности персонажей
-
применять цветовую гамму, играющую на образ
-
применять знания работы с различными графическими материалами (тушь, перо, пастель)
-
применять законы перспективы
-
изображать пейзажи по литературному произведению
-
видеть и изображать образы персонажей по литературному замыслу
Темы: «Сказки народов мира» (по выбору), «Любимое стихотворение».
-
Декоративно-прикладное искусство
-
применять знания и умения выразительно строить декоративную композицию
-
использовать знания об орнаменте
-
использовать ритм, пластику, гармонично использовать цвет
Обучающиеся выполняют поделки в технике папье-маше (куклы, елочные игрушки, предметы интерьера).
-
Итоговые занятия
-
закрепить знания и умения
-
выявить реальный уровень знаний обучающихся в различных направлениях изобразительной деятельности с помощью беседы-опроса и итогового занятия
Коллективная работа - панно «Дворец моей мечты» (смешанная техника).
-
Культурно-досуговая деятельность
-
развивать познавательную активность обучающихся
-
посещение музеев своего города (краеведческий, художественный)
-
подготовить вернисаж детских лучших работ (изобразительного и декоративно-прикладного искусства).
Прогнозируемые результаты 3 года обучения
В результате 3 года обучения обучающиеся должны
знать:
-
рисунок - основа языка изобразительного искусства
рисунок - основа мастерства художника
значение рисунка в работе художника (графика, живописца, скульптора, архитектора, художника-прикладника) -
колорит, свет, объем - средства художественной выразительности - живопись
-
правила и законы цветовидения, ахроматические и хроматические цвета, теплые и холодные
-
пространство, композиция - основа художественной выразительности - композиция
-
роль тона и цвета в изображении пространства
-
особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура
-
основные жанры изобразительного искусства
-
известные музеи мира и России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи
-
выдающиеся произведения скульптуры, живописи, графики
-
выдающиеся произведения русского изобразительного искусства и художников своего края
уметь:
-
делать по наблюдению с натуры зарисовки отдельных предметов, человека
-
цветом передавать пространственные планы (передний, дальний, средний)
-
изображать природу и постройки, передавать их расположение в пространстве
-
передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунок, цвета
-
конструировать объёмы формы, усложняя их декоративными деталями
-
свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций
Художественные материалы, инструменты, технологии
Особая роль отводится обучению навыкам и умениям обращения с различными материалами во всевозможных техниках и поисками нетрадиционных методов их использования, опять же с целью воспитания неординарно мыслящего художника.
В обучении современного художника должны использоваться художественные средства, которыми пользуются современные художники в мире
Использование материалов вне правил неожиданно остросовременно, позволяет обучающимся проявить свою творческую инициативу в изобретении различных способов использования материалов.
Список используемой литературы
-
Б. Неменский «Мудрость красоты», М.- Просвещение, 1987г.
-
Л.А. Латынин «Образы народного искусства», М. - Знание, 1983г.
-
О.С. Попова «Русские художественные промыслы», М. - Знание, 1984г.
-
Н.Н. Ростовцева «Академический рисунок», М.- Просвещение, 1973г.
-
Искусство: Детская энциклопедия, М. - Педагогика, 1992г.
-
А.Зайцев «Наука о цвете и живописи», Искусство, 1986г.
-
А.Б. Щербаков «Искусство и художественное творчество детей»
-
В.М. Неменский «Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания»
-
Е.В. Мичурина «Ван Гог»
-
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 -ух томах
-
С.А. Токарев, Т.А. Курочкина «И.Н. Крамской»
-
«Живопись 1920-1930г.г. Государственный Русский музей»
Владикавказ