Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике 5 класс

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение к образовательной

программе основного общего

образования школы




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кулужбаевская основная общеобразовательная школа»


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ «Кулужбаевская ООШ»

____________ Бикбаева Ф.С..

«____»____________20___ г.


«Утверждаю»

И.о.директора МКОУ «Кулужбаевская ООШ»

_________ Шарипова О.Г.

Приказ № ___ от «___»__________20____ г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Я учу башкирский язык» для 5 класса

на 2015 - 2016 учебный год



Уровень образования - основное общее образование

Срок реализации - 1 год




Составил: Мухарямова Л.И.

учитель башкирского языка


Пояснительная записка по внеурочной деятельности «Я учу башкирский язык» 5 класс

общеинтеллектуальное направление

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, и является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документах:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

  1. г. № 1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

  1. г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35916 (с 21.02.2015 года).

3. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и эт-нокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего об-разования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалифи-кации работников образования. - Челябинск : ЧИППКРО, 2013. - 164 с.

Цель: Развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах, для достижения высокого уровня интеллектуального развития личности обучающегося.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Башкирский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению башкирского языка в школе.

Курс башкирского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • воспитание интереса и любви к башкирскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;

  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о башкирском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах башкирского языка, об основных нормах башкирского литературного языка, о башкирском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Одна из основных задач - организация работы по овладению обучающимися прочными и осознанными знаниями Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Планирование составлено на основе программы по родному башкирскому языку и литературе для учащихся-башкир I - XI классов школ с русским языком обучения. Составители: Тикеев Д.С., Тулумбаев Х.А., Вильданов А.Х., Давлетшина М.С., Хуснутдинова Ф.А., Хажин В.И. - Ижевск, издательство «КнигоГрад» , 2008г. Программа допущена Министерством образования и науки РБ.

Общая характеристика курса

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

  • моральное поощрение инициативы и творчества;

  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

  • создание проблемной ситуации;

  • техника поэтапного формирования умственных способностей;

  • развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;

  • методы групповой работы;

  • методы индивидуальной работы.

Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшую загадку, сказку, рисунок. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

Значительное место при проведении занятий занимают игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания, речи детей.

Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  • игрового самочувствия;

  • от простого к сложному;

  • от элементарного фантазирования к созданию образа.

Существует большое разнообразие интеллектуально-игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Программа представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:

- Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;

- Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

- Развивать образное мышление;

- Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

- Развивать творческие способности;

- Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;

- Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

Краткое описание содержания программы

Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня по конкретным видам внеучебной деятельности школьников. Программа имеет возрастную привязку: для 5-го класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности; формирующая позитивное отношение к базовым ценностям.

Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружковой работы общеинтеллектуальной направленности «Я учу башкирский язык»:

Игры на развитие речи;

Объединение по группам;

Игры на развитие внимания;

Упражнения на развитие логической связи;

Упражнения на развитие логического мышления.

Определение порядка и логической связи между предметами;

Название предметов по их признакам;

Исследовательские и практические работы по определению логических связей между предметами.

Формы организации внеурочной деятельности

Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Организуются теоретические и практические занятия. Теоретические занятия педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практические занятия организуются благодаря участию в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, республики, а также участию в диспутах, олимпиадах, соревнованиях, интеллектуальных клубах, проектах, конкурсах, викторинах, познавательных играх.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приёмов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором атегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить

и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.





Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения данного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы для работы с текстами.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных

вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос.

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Оценивать предъявленное готовое решение.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.

Составлять тексты из частей речи. Определять место данного слова в предложении.

Реализация программы рассчитана на 1год начального образования, объёмом в 30 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Место проведения занятий - учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 11.-12 лет

Учебно - тематическое планирование



Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1.

Һаумы, мәктәп! Здравствуй, школа!

1



2.

Хуш, йәшел йәй! С.Ҡудаш. До свидания, зеленое лето! С.Кудаш.

1



3.

Алтын көҙ. Золотая осень.

1



4.

Кешене кеше итеүсе - хеҙмәт. Труд человека.

1



5.

Нимә насар, нимә яҡшы? Что такое хорошо, что такое плохо?

1



6.

Әкиәттәр илендә. В стране сказок.

1



7.

Башҡорт халыҡ әкиәттәре. Башкирские народные сказки.

1



8.

Тәүге ҡар. Ф.Рәхимғолова. Первый снег. Ф. Рахимгулова.

1



9.

Яланда ҡыш. С.Агиш. На поляне зима. С.Агиш.

1



10.

Уралда. На Урале.

1



11.

Башҡорт ырыуҙары. Башкирские племена.

1



12.

Тыуған яғым. Р.Шаммас. Мой край родной.

1



13.

Туған тел. Р.Бикбаев. Родной язык.

1



14.

Башҡортостан йылғалары. Реки Башкортостана.

1



15.

Башҡортостандың халыҡ артистары. Народные артисты РБ.

1



16.

Хикмәтле ҡар. С.Муллабаев. Странный снег. С.Муллабаев.

1



17.

Йырҙар. Песни.

1



18.

Илемдең халыҡтары. Р.Ниғмәти. Народы моего родного края. Р. Нигмати.

1



19.

Башҡортостандың күренекле рәссамдары. Выдающиеся художники РБ.

1



20.

Ҡаһарманлыҡ юлынан. По следам героизма.

1



21.

Катюшаны йырлай ҡарттар. Ә. Моратов. "Катюшу" поют старики. А.Муратов.

1



22.

Предметты, кешене күрһәтеүсе һүҙҙәр.

1



23.

Әсәйҙәр байрамы. Мамин праздник.

1



24.

Башҡортостандың күренекле яҙыусылары. Выдающиеся писатели РБ.

1



25.

Башҡортостандың күренекле шағирҙары. Выдающиеся поэты РБ.Поэты Кунашакского района.

1



26.

Ҡанатлы дуҫтарыбыҙ. Мои пернатые друзья.

1



27.

Яҙ етте. Наступила весна.

1



28.

Яҙғы күренештәр. Весенние приметы.

1



29.

Сыйырсыҡ. Р. Ғарипов. Скворец. Р.Гарипов.

1



30.

Тамсы менән тамсыҡай. Ә.Хәмәтдинова.Капель и капелька. А.Хаматдинова.

1



31.

Башҡортостан. Башкортостан.

1



32.

Балаларҙың тормошо һәм эштәре. Жизнь и творчество детей.

1



33.

Ауылда һабантуй. В деревне сабантуй.

1



34-35

Үтелгәндә ҡабатлау. Йәй. Повторение пройденного материала. Лето.

1



Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Я учу башкирский язык».

В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;

  • устанавливать общие признаки;

  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

  • определять последовательность действий;

  • находить истинные и ложные высказывания;

  • наделять предметы новыми свойствами;

  • переносить свойства с одних предметов на другие.

Список литературы

1.Учебник: Башкирский язык. Учебник для учащихся-башкир 2 класса школ с русским языком обучения. Тулумбаев Х.А., Набиуллина М.М. - Уфа: Книга, 2008;

2. Методическое пособие, сборник диктантов по башкирскому языку для 1-4классов .-Уфа: Китап, 1997.- 255с.;

3. Учебный словарь, башкиро-русский русско-башкирский,Усманова М.Г.,Саяхова Л.Г., Киньягулова З.И., Уфа: 2006 ;

4. Русско- башкирский учебный словарь, Саяхова Л.Г., Ураксин З.Г., Асадуллина Ф.Ф., Сахипова З.Г., Уфа: Китап, 2001

5. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-

составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. - М : Просвещение, 2013. - 96 с.

6. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2014. - 224 с.

7. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе : пособие для учителей общеобразоват. организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. - М. : Просвещение, 2014. - 127 с.

8. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. - М. : Просвещение, 2014. - 177 с.

9. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2011. - 96 с.

10. Концепция и модель оценки качества воспитания в системе общего образования : научно-методическое пособие / Л. В. Алиев и др. - М. : Центр Пед. поиск, 2013. - 96 с.

11. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П. В. Степанов И. В. Степанова. - М. : Центр Пед. поиск, 2011. - 96 с.



© 2010-2022