- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике 5 класс
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мухарямова Л.И. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Приложение к образовательной
программе основного общего
образования школы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Кулужбаевская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МКОУ «Кулужбаевская ООШ»
____________ Бикбаева Ф.С..
«____»____________20___ г.
«Утверждаю»
И.о.директора МКОУ «Кулужбаевская ООШ»
_________ Шарипова О.Г.
Приказ № ___ от «___»__________20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Я учу башкирский язык» для 5 класса
на 2015 - 2016 учебный год
Уровень образования - основное общее образование
Срок реализации - 1 год
Составил: Мухарямова Л.И.
учитель башкирского языка
Пояснительная записка по внеурочной деятельности «Я учу башкирский язык» 5 класс
общеинтеллектуальное направление
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, и является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документах:
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
-
г. № 1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
-
г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35916 (с 21.02.2015 года).
3. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и эт-нокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего об-разования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалифи-кации работников образования. - Челябинск : ЧИППКРО, 2013. - 164 с.
Цель: Развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах, для достижения высокого уровня интеллектуального развития личности обучающегося.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Башкирский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению башкирского языка в школе.
Курс башкирского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-
воспитание интереса и любви к башкирскому языку;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
-
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
-
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
освоение знаний о башкирском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах башкирского языка, об основных нормах башкирского литературного языка, о башкирском речевом этикете;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Одна из основных задач - организация работы по овладению обучающимися прочными и осознанными знаниями Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Планирование составлено на основе программы по родному башкирскому языку и литературе для учащихся-башкир I - XI классов школ с русским языком обучения. Составители: Тикеев Д.С., Тулумбаев Х.А., Вильданов А.Х., Давлетшина М.С., Хуснутдинова Ф.А., Хажин В.И. - Ижевск, издательство «КнигоГрад» , 2008г. Программа допущена Министерством образования и науки РБ.
Общая характеристика курса
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
-
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
-
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
-
моральное поощрение инициативы и творчества;
-
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
-
регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
-
создание проблемной ситуации;
-
техника поэтапного формирования умственных способностей;
-
развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
-
методы групповой работы;
-
методы индивидуальной работы.
Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшую загадку, сказку, рисунок. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.
Значительное место при проведении занятий занимают игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания, речи детей.
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
-
игрового самочувствия;
-
от простого к сложному;
-
от элементарного фантазирования к созданию образа.
Существует большое разнообразие интеллектуально-игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.
Программа представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:
- Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
- Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- Развивать образное мышление;
- Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- Развивать творческие способности;
- Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
- Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Краткое описание содержания программы
Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня по конкретным видам внеучебной деятельности школьников. Программа имеет возрастную привязку: для 5-го класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности; формирующая позитивное отношение к базовым ценностям.
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружковой работы общеинтеллектуальной направленности «Я учу башкирский язык»:
Игры на развитие речи;
Объединение по группам;
Игры на развитие внимания;
Упражнения на развитие логической связи;
Упражнения на развитие логического мышления.
Определение порядка и логической связи между предметами;
Название предметов по их признакам;
Исследовательские и практические работы по определению логических связей между предметами.
Формы организации внеурочной деятельности
Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Организуются теоретические и практические занятия. Теоретические занятия педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практические занятия организуются благодаря участию в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, республики, а также участию в диспутах, олимпиадах, соревнованиях, интеллектуальных клубах, проектах, конкурсах, викторинах, познавательных играх.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
-
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
-
освоение эвристических приёмов рассуждений;
-
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором атегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
-
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить
и проверять простейшие гипотезы;
-
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
-
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы для работы с текстами.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос.
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Оценивать предъявленное готовое решение.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
Составлять тексты из частей речи. Определять место данного слова в предложении.
Реализация программы рассчитана на 1год начального образования, объёмом в 30 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Место проведения занятий - учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 11.-12 лет
Учебно - тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
план
факт
1.
Һаумы, мәктәп! Здравствуй, школа!
1
2.
Хуш, йәшел йәй! С.Ҡудаш. До свидания, зеленое лето! С.Кудаш.
1
3.
Алтын көҙ. Золотая осень.
1
4.
Кешене кеше итеүсе - хеҙмәт. Труд человека.
1
5.
Нимә насар, нимә яҡшы? Что такое хорошо, что такое плохо?
1
6.
Әкиәттәр илендә. В стране сказок.
1
7.
Башҡорт халыҡ әкиәттәре. Башкирские народные сказки.
1
8.
Тәүге ҡар. Ф.Рәхимғолова. Первый снег. Ф. Рахимгулова.
1
9.
Яланда ҡыш. С.Агиш. На поляне зима. С.Агиш.
1
10.
Уралда. На Урале.
1
11.
Башҡорт ырыуҙары. Башкирские племена.
1
12.
Тыуған яғым. Р.Шаммас. Мой край родной.
1
13.
Туған тел. Р.Бикбаев. Родной язык.
1
14.
Башҡортостан йылғалары. Реки Башкортостана.
1
15.
Башҡортостандың халыҡ артистары. Народные артисты РБ.
1
16.
Хикмәтле ҡар. С.Муллабаев. Странный снег. С.Муллабаев.
1
17.
Йырҙар. Песни.
1
18.
Илемдең халыҡтары. Р.Ниғмәти. Народы моего родного края. Р. Нигмати.
1
19.
Башҡортостандың күренекле рәссамдары. Выдающиеся художники РБ.
1
20.
Ҡаһарманлыҡ юлынан. По следам героизма.
1
21.
Катюшаны йырлай ҡарттар. Ә. Моратов. "Катюшу" поют старики. А.Муратов.
1
22.
Предметты, кешене күрһәтеүсе һүҙҙәр.
1
23.
Әсәйҙәр байрамы. Мамин праздник.
1
24.
Башҡортостандың күренекле яҙыусылары. Выдающиеся писатели РБ.
1
25.
Башҡортостандың күренекле шағирҙары. Выдающиеся поэты РБ.Поэты Кунашакского района.
1
26.
Ҡанатлы дуҫтарыбыҙ. Мои пернатые друзья.
1
27.
Яҙ етте. Наступила весна.
1
28.
Яҙғы күренештәр. Весенние приметы.
1
29.
Сыйырсыҡ. Р. Ғарипов. Скворец. Р.Гарипов.
1
30.
Тамсы менән тамсыҡай. Ә.Хәмәтдинова.Капель и капелька. А.Хаматдинова.
1
31.
Башҡортостан. Башкортостан.
1
32.
Балаларҙың тормошо һәм эштәре. Жизнь и творчество детей.
1
33.
Ауылда һабантуй. В деревне сабантуй.
1
34-35
Үтелгәндә ҡабатлау. Йәй. Повторение пройденного материала. Лето.
1
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Я учу башкирский язык».
В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
-
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
-
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
-
проговаривать последовательность действий;
-
учиться высказывать свое предположение (версию);
-
учиться работать по предложенному педагогом плану;
-
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
-
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
-
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
-
учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
-
учиться выражать свои мысли;
-
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
-
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
-
сравнивать предметы по заданному свойству;
-
устанавливать общие признаки;
-
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
-
определять последовательность действий;
-
находить истинные и ложные высказывания;
-
наделять предметы новыми свойствами;
-
переносить свойства с одних предметов на другие.
Список литературы
1.Учебник: Башкирский язык. Учебник для учащихся-башкир 2 класса школ с русским языком обучения. Тулумбаев Х.А., Набиуллина М.М. - Уфа: Книга, 2008;
2. Методическое пособие, сборник диктантов по башкирскому языку для 1-4классов .-Уфа: Китап, 1997.- 255с.;
3. Учебный словарь, башкиро-русский русско-башкирский,Усманова М.Г.,Саяхова Л.Г., Киньягулова З.И., Уфа: 2006 ;
4. Русско- башкирский учебный словарь, Саяхова Л.Г., Ураксин З.Г., Асадуллина Ф.Ф., Сахипова З.Г., Уфа: Китап, 2001
5. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-
составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. - М : Просвещение, 2013. - 96 с.
6. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2014. - 224 с.
7. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе : пособие для учителей общеобразоват. организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. - М. : Просвещение, 2014. - 127 с.
8. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. - М. : Просвещение, 2014. - 177 с.
9. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2011. - 96 с.
10. Концепция и модель оценки качества воспитания в системе общего образования : научно-методическое пособие / Л. В. Алиев и др. - М. : Центр Пед. поиск, 2013. - 96 с.
11. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П. В. Степанов И. В. Степанова. - М. : Центр Пед. поиск, 2011. - 96 с.