- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Дополнительная общеразвивающая программа Литературно-музыкальная гостиная (5 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа Литературно-музыкальная гостиная (5 класс)
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Трегубова В.В. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 32»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ»
ВОЗРАСТ - 12 лет
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ - 1 год
В.В.Трегубова,
Учитель русского языка и литературы
г. Нижневартовск, 2015
Пояснительная записка
к программе курса «Литературно-музыкальная гостиная»
Курс «Литературно-музыкальная гостиная» введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках гуманитарного и эстетического направлений.
Программа дополняет школьные программы, адресована учащимся 5-х классов и рассчитана на 35 часов в год ( 1 час в неделю по 40 минут ). Срок освоения программы - 1 год.
Актуальность выбора определена необходимостью эстетического и эмоционального развития учащихся, их потребностью в реализации творческого потенциала, стремлением к литературному и музыкальному творчеству, необходимостью эмоциональной разрядки.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом среднего общего образования. Отличительными особенностями являются:
1.Основанная на литературном и музыкальном материале, программа способствует целостному восприятию мира и обогащению эмоциональной сферы учащихся.
2. В основу организации работы с учащимися положен системно - деятельностный подход.
3.Выбраны виды организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного курса.
4. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Цель занятий по программе курса «Литературно- музыкальная гостиная» - вовлечь учащихся в литературно- музыкальное творчество, способствовать развитию воображения и эмоциональной сферы, расширить литературный и музыкальный кругозор, приобщить к занятиям искусством.
Задачи программы:
1. развитие эмоциональной сферы учащихся;
2.приобщение к литературному и музыкальному творчеству;
3.эстетическое воспитание учащихся;
4. формирование положительного отношения к общекультурным ценностям;
5. развитие коммуникативных навыков учащихся.
2
Особенности организации учебного процесса
Занятия « Литературно - музыкальной гостиной » носят практический характер. Они включают разучивание музыкальных и литературных произведений, инсценирование их фрагментов; индивидуальное, групповое и коллективное литературное творчество - создание поэтических и прозаических текстов в разных жанрах, подготовку вечеров, посвящённых творчеству отдельных поэтов и писателей, с использованием в них музыкальных номеров, элементов театрального действия; выпуск газеты « Пёстрая лента »
и посещение театральных постановок, творческих вечеров нижневартовских поэтов.
На занятиях будут использоваться и традиционные методы и приёмы - беседы, рассказы учителя, сообщения учащихся.
Особое место занимают задания на ассоциативное восприятие литературного, музыкального произведения или картины (рисунка); создание текста, созвучного по мысли, форме, настроению (либо продолжающего произведение), выполнение рисунков, возникших по ассоциации, подбор мелодии к поэтическому тексту.
Выпуская газету (планируются 4 выпуска - «осенний», «зимний», «весенний» и «летний»), учащиеся дополняют свою творческую деятельность элементами журналистики и оформительским искусством.
Одним из видов деятельности предполагается создание коллективных творческих работ: каждый последующий учащийся продолжает тему (мысль, картину, рассказ) предыдущего с целью «настроить» себя на другого человека, почувствовать, насколько возможно, его мысли и настроение, испытать, что в коллективном деле успех зависит от каждого в отдельности и общего взаимопонимания.
Для учащихся, проявивших особый интерес к музыкальному творчеству, учитель планирует преподавание элементарных навыков игры на шестиструнной гитаре.
В курсе занятий планируются встречи с интересными людьми (поэтами, музыкантами, художниками).
«Литературно - музыкальная гостиная» осуществляет межпредметные связи с литературой (занятия строятся на материале художественных, преимущественно внепрограммных, произведений); с уроками русского языка ( речевое творчество опирается на опыт, приобретённый на уроках развития речи); с уроками музыки и изобразительного искусства ( поэтические тексты, положенные на музыку, обладают особой силой эмоционального воздействия, а произведения изобразительного искусства дополняют и обогащают восприятие литературных и музыкальных произведений).
Формы проведения занятий: уроки группового, коллективного и индивидуального речевого творчества, знакомства с музыкальными произведениями и их разучивания, театральные мастерские и уроки с элементами изобразительного творчества, литературно - музыкальные вечера и встречи.
3
Ожидаемые результаты освоения программы
Личностными результатами освоения курса «Литературно - музыкальная гостиная» в 5-м классе является формирование следующих умений:
-- развитие потребности самовыражения посредством литературного и музыкального творчества;
-- расширение литературного, музыкального и художественного кругозора - общекультурного пространства, с которым взаимодействует учащийся;
-- положительная эмоциональная реакция на коллективные занятия литературным и музыкальным творчеством (в среде единомышленников);
-- развитие эмоциональной сферы в соприкосновении с искусством.
Метапредметными результатами освоения курса является формирование следующих учебных действий:
-- видеть явления целостно, с разных сторон;
-- владеть приёмами ассоциативного мышления;
-- уметь создавать образ посредством слова, музыки, рисунка и «читать» образы, созданные в литературе, музыке, живописи;
-- использовать возможности фантазии и творчества для решения нестандартных учебных (впоследствии - профессиональных )задач.
-- Предметными результатами освоения курса является формирование следующих умений:
-- выразительно, ярко, самобытно передавать в словесной форме впечатления, мысли, переживания;
-- создавать авторские (оригинальные, нестандартные) образы в поэтических и прозаических текстах разных жанров;
-- глубоко проникать в замысел автора литературного произведения, «прочитывая» его образы и сопереживая им;
-- соотносить различные по времени и месту создания художественные тексты,
видеть, как перекликаются они в едином общекультурном пространстве;
-- создавать музыкальные образы, созвучные литературному источнику.
4
Содержание программы
5 кл. (35ч.)
Музыка стиха. (звучание поэзии С. Есенина к юбилею поэта).
Творчество нижневартовских ровесников. (По страницам поэтического сборника «Зори Самотлора»). Песни о Нижневартовске.
По следам любимых песен, стихотворений и музыкальных произведений (избранные песни репертуара пионерского лагеря, шуточные песни и стихотворения, пьесы «Времён года» и «Детского альбома» П.И.Чайковского).
Зима в поэзии, музыке, живописи (зимние краски и звуки, темы, образы, настроения). «От печали до радости…»
Поэзия Юнны Мориц и её музыкальное выражение.
«Маленький принц» в литературе и музыке (к юбилею книги).
Встреча с интересным человеком (Наталья Идиятуллина).
Поэтическая мастерская. Николай Заболоцкий.
Юнуш Корчак. «Король Матиуш-I». Сказка на все времена. Маленький человек в большом мире.
Растревоженное сердце (весна в поэзии, музыке, живописи).
«Кругом война…» Дню Победы посвящается (музыкально - поэтический вечер).
«Слышу голос из прекрасного далёка…» Будущее глазами ребят. (Фантастическая тема в литературе, живописи, музыке).
«Литературно - музыкальна гостиная» приглашает гостей (избранные творческие работы, концертные номера, литературная газета, театральные сценки).
«Пёстрая лента» - «Литературно - музыкальная гостиная» в материалах
стенгазеты.
Учебно-методические средства обучения:
1. Шмелёв Д.Н. Слово и образ.М.,1964
2.Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990
3.Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М.: Советский писатель,1987
4.Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М.: Педагогика,1991
5. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа,1996
6. Владимирский С.Н. Гитара для всех / М. «Пионерская правда»: Рось: Фантастика для всех,1994
7. Зори Самотлора. - Екатеринбург: Издательский дом «Пакрус», 2002
Учебно-тематический план
№ п/п
Содержание темы
Кол-во
часов
1.
Вводное занятие. «По секрету всему свету» (ребята рассказывают о себе, учитель знакомит с идеей «Литературно-музыкальной гостиной»).
1
2.
Музыка стиха (звучание поэзии С.Есенина ). «Отговорила роща золотая», «Я по первому снегу бреду»… М. Цветаева об осени.
3
3.
Творчество нижневартовских ровесников (стихотворения Татьяны Коломиец, Александры Игониной, Марка Андреева, Алексея Царёва и других авторов) - по страницам поэтического альманаха «Зори Самотлора».Песни о Нижневартовске А.Селивёрстова, Ш.Бадамшина.
Встреча с Иваном Левченко.
3
4.
Любимые песни, стихотворения, музыкальные произведения («Там, где выжжена солнцем дорожка», «Город этот выдумал один художник», «Отчего на голове не растут цветочки?», «Розовый слон»;
Пьесы «Времён года» и «Детского альбома» П.И.Чайковского…).
3
5.
Зима в поэзии, музыке, живописи. «У леса на опушке», «Остыли реки…», «Котёнок и щенок», новогодние стихотворения. Зимние зарисовки.
3
6.
Встреча с интересным человеком. Наталья Идиятуллина - поэт, художник, музыкант, тренер. Выставка картин художницы.
1
7.
Странные стихи (поэзия Юнны Мориц и её музыкальное выражение). «Щепка», «Не секрет, что друзья не растут в огороде…», «Деревня».
2
8.
Сказка на все времена (Януш Корчак. «Король Матиуш I». Маленький человек в большом мире. Отзыв о книге в свободной форме (стихотворение, рисунок, песня…).
3
9.
Поэтическая мастерская. Николай Заболоцкий («В этой роще берёзовой», «Некрасивая девочка»…).
2
10.
«Маленький принц» в литературе и музыке (юбилею книги посвящается).
3
11.
Растревоженное сердце (весна в поэзии, музыке, живописи). «Зелёная карета», «Весеннее танго»…
2
12.
«Кругом война…» Музыкально-поэтический вечер, посвящённый Дню Победы.
2
13.
«Слышу голос из прекрасного далёка…» Будущее глазами ребят (фантастическая тема в литературе, музыке, живописи). «Ночь прошла, словно прошла боль»(песня из к/ф «Отроки во Вселенной»
3
14.
«Литературно-музыкальная гостиная» приглашает гостей (концертная программа).
1
15.
«Пёстрая лента» - наша стенгазета (готовим выставку в библиотеке).
2
16.
Итоговое занятие. Награждение наших начинающих поэтов, художников, музыкантов.
1
Всего: 35 ч.