- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа внеур. деятельности Мир рукоделия
Программа внеур. деятельности Мир рукоделия
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ластовенко Ю.Р. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 75»
Согласовано:
Утверждаю:
на заседании НМС
Директор
_______Н.С.Копылова
Протокол № 4 от
«25» июня 2015 г.
Приказ от
"___" августа 2015 г.
Председатель НМС
______О.А.Воденникова
№ _____
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Мир рукоделия
для начальной школы
на 2015-2016 учебный год
Составлено учителем
Ластовенко Юлией Рабхатовной
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:
1)Закон «Об образовании»;
2)Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», где определен обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требований к уровню подготовки выпускников основной школы образовательной области «Технология»;
3) Учебный план МБОУ "ООШ №75" на 2015-2016 учебный год;
4) Положение о рабочей программе педагога.
5) Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
6) Нормативные документы Министерства образования РФ, регулирующие учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях.
Цели и задачи изучения
-
формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующей личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации;
-
формирование знаний и умений использование средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услугу в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора;
-
подготовку обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей;
-
формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
-
развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
-
ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;
-
развитие художественной инициативы;
-
воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
-
воспитание уважения к народным обычаям и традициям;
-
ознакомление учащихся с профессиями по обработке тканей и пищевых продуктов, с профессией дизайнера.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной
В рабочей программе нет тематических отличий от примерной программы, в рабочей программе распределение часовой нагрузки по темам произведена самостоятельно на основе тематического планирования.
Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю).
Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса,
их сочетание, формы контроля
Творческое объединение «Мир рукоделия» проводится во внеурочное время, носит интегрированный характер.
В программе внеурочная деятельность представлена в виде творческой мастерской. Занятия по рукоделию расширяют и углубляют теоретический и практический материал, происходит освоение приемов работы с атласными лентами.
Занятия обеспечивают реализацию основной идеи стандарта второго поколения - взаимосвязи образовательного пространства, обеспечивающего развитие универсальных учебных действий школьника. Комплексность дает обучающимся выбор направления художественно-прикладной деятельности, а также в тесной взаимосвязи ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества.
Рабочая программа строится на следующих принципах:
-
Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
-
Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
-
Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый..
Формы организации процесса обучения:
-
Индивидуальная
-
Парная
-
Групповая
-
Фронтальная
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки обучающихся комплексно по следующим компонентам:
-
система знаний;
-
умения и навыки (предметные и общие учебные);
-
способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
-
включенность обучающегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
-
взаимопроверка обучающимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
Формы подведения работы объединения отличаются публичностью, как правило, это выставки, конкурсы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:
личностные:
у обучающихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у обучающихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;
метапредметные:
регулятивные
у обучающихся должны быть сформированы следующие знания:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
обучащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
обучающиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать технологические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных технологических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
обучающиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
обучающиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
предметные:
в познавательной сфере:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
2) практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
3)уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
4) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
5) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов;
6) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
7) овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
1) планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
3) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
4) выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
5) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
6) документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
1)оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
2)согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
3)формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
4)выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
5)стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
1)овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
2)рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
3)умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
4)рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
5)участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
1)практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
2)установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
3)сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
4)адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письмен ной речью; построение монологических контекстных
высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
2) соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
3)сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Результативность Программы:
К концу года обучающиеся получат возможность знать:
* физические, механические и технологические свойства используемых материалов;
* название и назначение ручных инструментов и приспособлений;
* правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
* простейшие процессы и приёмы обработки используемых материалов;
К концу года обучающиеся получат возможность уметь:
* видеть конечную композицию и анализировать её с учётом практического назначения
* выполнять простейшие процессы и приёмы обработки материалов;
* использовать физические, механические и технологические свойства разных материалов при изготовлении изделия;
* выбирать способы соединения деталей;
* экономно размечать материалы с помощью шаблонов, резать по линиям разметки, соединять детали;
* выполнять различные изделия в соответствии с условиями его использования;
* создавать поделку по образцу, с натуры, по заданным условиям и по представлению;
* выполнять изделия аккуратно;
* связно и последовательно рассказать о своей работе, её предназначении;
* правильно организовывать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
* соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
Методы оценки результативности программы:
Количественный анализ:
* Посещаемость;
* Статистические данные;
* Фиксация занятий в рабочем журнале;
* Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
* Практические материалы.
Качественный анализ:
* Формирование новых навыков и умений;
* Анализ успешности деятельности и достижение целей;
* Анализ диагностического материала;
* Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Итоги детской деятельности- выставки детского творчества; участие в конкурсах; использование поделок в качестве подарков и сувениров.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
* рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;
* различать предметы рукотворного мира;
* выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
* использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов при изготовлении изделий;
* анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
* организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);
* понимать приемы безопасного использования ручных инструментов;
* экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку;
* отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (ткани, ниток, ленты) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
* анализировать устройство изделия, определять его назначение;
* выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя, создавать самим схемы и изделия;
* конструировать и моделировать несложные технические объекты;
* бережно относиться к природе как источнику сырья;
* создавать изделия по образцу, по мере накопления знаний и умений заниматься творческой деятельностью, создавать творческие работы по собственному замыслу, самостоятельно выбирая материал, способы вышивки, прогнозируя результат;
* выполнять технологический процесс изготовления изделия с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя);
• анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя);
• работать в коллективе.
Содержание учебного курса
В рабочей программе выделяется 4 раздела.
В первом разделе - «Подготовка к технике Канзаши» (2 часа) - раскрывается содержание следующих понятий: правила безопасной работы с инструментами, учащиеся знакомятся с содержанием курса, творческого объединения «Рукоделие», с работами детей, выявляют имеющиеся умения по работе с лентами. Рассматривают материал, необходимый для работы. Выполняют рисунки цветов и схемы вышивок.
Во втором разделе «Лепестки и листики и техника их выполнения» (6 часов) - обучающиеся учатся выполнять различные лепестки и листья. Формируют правильные приемы работы; воспитывают аккуратность и усидчивость.
Третий раздел «Выполнение различных цветов» (16 часов) включает в себя знакомство обучащихся со строением различных цветов, показом последовательности наложения лент с учетом строения цветка. В процессе работы дети учится выполнять основные элементы Канзаши. Формируют безопасные и правильные навыки работы; развивают художественный кругозор; воспитывают аккуратность и усидчивость. Практическая работа включает в себя выполнение панно на канве: «Юбилейная корзина», «Желтые нарциссы», «Райские птицы», «Тюльпаны».
Раздел «Творческие работы» (8 часов) предусматривают создание сувениров и подарков: праздничной вазы, праздничного букета, шкатулки для рукоделия.
Обучающиеся выполняют эскиз, подбирают материалы, разрабатывают схему и выполняют работу самостоятельно
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Дата проведения занятия
Раздел учебной программы
по учебному курсу
Тема занятия
Количество
часов,
отведенных на освоение программного материала
Основные виды учебной деятельности
(УУД)
1
Подготовка к технике Канзаши.
Вводное занятие.
Правила безопасной работы с инструментами
1
Познавательные - учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами..
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность
2
Материаловедение
1
Познавательные- учащиеся ознакомятся с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы;
Регулятивные- учащиеся научатся подбирать материал в зависимости от выбранного изделия;
Личностные - самоопределение:
что уже известно, а что нет.
3-8
Лепестки и
листики
техника их выполнения.
Лепестки и листики
и техника их выполнения
6
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.
Познавательные - научатся выполнять различные лепестки и листья;
Личностные- художественно-эстетическое
оценивание
9-12
Выполнение различных цветов
Основные элементы сборки цветов
4
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.
Познавательные - ознакомятся со строением различных цветов, узнают последовательность наложения лент с учетом строения цветка, научатся выполнять основные элементы вышивки: ромашки, подснежники, майор, ирис, розы, бутоны, пестики, сформируют безопасные и правильные навыки работы;
Личностные- художественно-эстетическое
оценивание.
13-15
Панно «Юбилейная корзина"
3
16-18
Панно
«Желтые нарциссы»
3
19-21
Панно «Райские птицы»
3
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные - научатся формулировать последовательность выполнения изделия;
использовать при выполнении задания иллюстративный материал., ознакомятся со строением различных цветов, узнают последовательность наложения лент с учетом строения цветка, научатся выполнять основные элементы вышивки, сформируют безопасные и правильные навыки работы;
Личностные- смыслообразование
ориентация в социальных ролях и
межличностных отношений.
22-24
Панно «Тюльпаны»
3
25-27
Творческие работы
Сувениры
"Праздничная ваза"
(бумагоплетение)
3
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность.
Личностные- научатся проявлять познавательную инициативу,
Познавательные- научатся использовать подручные материалы, выполнять действия по плану;
Коммуникативные - научатся работать с соседом по парте и в группе.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений.
28-29
Сувенир
"Праздничный букет"
(бумагопластика)
2
30-32
Шкатулка для рукоделия
3
Методическое обеспечение.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Школа Канзаши/ Л. Т. Шереминская. - М.: Эксмо, 2012.
3. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. - М.: Мой мир, 2011.
4. Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
5. «Девчонки и мальчишки» журнал 2008, 2009, 2010 г.
6. «Рукоделие» журнал 2012-2014гг
7. nsportal.ru социальная сеть работников образования
8. proshkolu.ru/
9. pedsovet.su
10. tehnologi.su/
11. metodisty.ru/
12. uchportal.ru/
13. festival.1september.ru/
14. bookin.org.ru/
15. it-n.ru