- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Функции дополнительного образования детей в контексте личностно-ориентированного подхода в образовании
Функции дополнительного образования детей в контексте личностно-ориентированного подхода в образовании
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колесникова В.В. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Функции дополнительного образования детей в контексте личностно-ориентированного подхода в образовании.
Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования.
Цель дополнительного образования: Создание развивающей образовательной среды, которая способствует выявлению и развитию тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.
Дополнительное образование строится на следующих приоритетных принципах:
-
свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
-
ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
-
возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
-
единство обучения, воспитания, развития;
-
практико-деятельностная основа образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
-
ценностно-ориентационная, направленная на освоение ребенком социальных, культурных, нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;
-
коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умения вести диалог;
-
социально-адаптационная, обеспечивающая ребенку умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества;
-
психотератевтическая, создающая комфортные отношения в коллективе, где ребенок имеет право на ошибку, где он может пережить ситуацию успеха;
-
профориентационная, позволяющая подрастающему поколению достаточно рано получить представление о мире профессий, снизить риск неверного определения своего профессионального труда;
-
культурообразующая, способствующая активному включению ребенка в самые разные пласты культуры, позволяющие не только расширить свой кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения.
В дополнительном образовании сама специфика деятельности детей требует организации образовательного процесса с позиции развивающего обучения. Здесь образовательный процесс имеет менее формализованный характер, по сравнению с базовым образованием, поэтому он ближе к природным основам развития ребенка. Если в школе на уроках обучение инициируется со стороны учителя, то в системе дополнительного образования детей - прежде всего со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности.
Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:
-
способность человека к выбору;
-
умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
-
поиск смысла жизни, творчество;
-
формирование образа "Я";
-
ответственность (в соответствии с формулировкой " Я отвечаю за всё");
-
автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).
Взаимодействие педагога и учащегося в ЛОО
В личностно-ориентированном образовании ученик - главное действующее лицо всего образовательного процесса.
Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори - «помоги мне сделать это самому».
Методы, подходы личностно-ориентированного образования
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
-
возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
-
образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
-
выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
-
распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
-
отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
Отличие ЛОП от традиционного обучения
Традиционный подход
Личностно-ориентированный подход
Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный)
Учение как индивидуальная деятельность
учащегося, её коррекции и педагогическая
поддержка
Вектор развития задан
Обучение не столько задает вектор развития,
сколько создает для этого всё необходимые
условия
Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития
Помощь каждому ученику совершенствовать
свои индивидуальные способности,
развиваться как личность, с учетом
имеющегося у него опыта познания
Вектор развития строится от обучения к учению
Вектор развития строится от ученика
к определению педагогических воздействий,
способствующих его развитию
Задача формирования личности с заданными
свойствами
Обеспечение личностного роста, развивая
способности к стратегической деятельности,
креативность, критичность, смыслотворчество,
систему потребностей и мотивов,
способности к самоопределению,
саморазвитию, позитивную Я-концепцию
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода
-
Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.) 1
-
Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.) 2
-
Педагогические технологии адаптивной школы 3[5 - 8]
-
Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.4 [9]
-
Игровые технологии 5
-
Технологии уровневой дифференциации 6
-
Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)7
-
Технология «Педагогические мастерские» 8