Функции дополнительного образования детей в контексте личностно-ориентированного подхода в образовании

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Функции дополнительного образования детей в контексте личностно-ориентированного подхода в образовании.

Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования.

Цель дополнительного образования: Создание развивающей образовательной среды, которая способствует выявлению и развитию тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.

Дополнительное образование строится на следующих приоритетных принципах:

  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

  • единство обучения, воспитания, развития;

  • практико-деятельностная основа образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • ценностно-ориентационная, направленная на освоение ребенком социальных, культурных, нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;

  • коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умения вести диалог;

  • социально-адаптационная, обеспечивающая ребенку умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества;

  • психотератевтическая, создающая комфортные отношения в коллективе, где ребенок имеет право на ошибку, где он может пережить ситуацию успеха;

  • профориентационная, позволяющая подрастающему поколению достаточно рано получить представление о мире профессий, снизить риск неверного определения своего профессионального труда;

  • культурообразующая, способствующая активному включению ребенка в самые разные пласты культуры, позволяющие не только расширить свой кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения.

В дополнительном образовании сама специфика деятельности детей требует организации образовательного процесса с позиции развивающего обучения. Здесь образовательный процесс имеет менее формализованный характер, по сравнению с базовым образованием, поэтому он ближе к природным основам развития ребенка. Если в школе на уроках обучение инициируется со стороны учителя, то в системе дополнительного образования детей - прежде всего со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности.

Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

  • способность человека к выбору;

  • умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;

  • поиск смысла жизни, творчество;

  • формирование образа "Я";

  • ответственность (в соответствии с формулировкой " Я отвечаю за всё");

  • автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Взаимодействие педагога и учащегося в ЛОО

В личностно-ориентированном образовании ученик - главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори - «помоги мне сделать это самому».

Методы, подходы личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

  • возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;

  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

  • выделение групп учащихся по знаниям, способностям;

  • распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;

  • отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

Отличие ЛОП от традиционного обучения

Традиционный подход

Личностно-ориентированный подход

Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный)

Учение как индивидуальная деятельность

учащегося, её коррекции и педагогическая

поддержка

Вектор развития задан

Обучение не столько задает вектор развития,

сколько создает для этого всё необходимые

условия

Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития

Помощь каждому ученику совершенствовать

свои индивидуальные способности,

развиваться как личность, с учетом

имеющегося у него опыта познания

Вектор развития строится от обучения к учению

Вектор развития строится от ученика

к определению педагогических воздействий,

способствующих его развитию

Задача формирования личности с заданными

свойствами

Обеспечение личностного роста, развивая

способности к стратегической деятельности,

креативность, критичность, смыслотворчество,

систему потребностей и мотивов,

способности к самоопределению,

саморазвитию, позитивную Я-концепцию

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода

  • Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.) 1

  • Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.) 2

  • Педагогические технологии адаптивной школы 3[5 - 8]

  • Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.4 [9]

  • Игровые технологии 5

  • Технологии уровневой дифференциации 6

  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)7

  • Технология «Педагогические мастерские» 8



© 2010-2022