- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Роль репертуара в формировании духовно-нравственной культуры в младшем хоре
Роль репертуара в формировании духовно-нравственной культуры в младшем хоре
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Скорова Т.Ю. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №10»
План-конспект
открытого урока
по теме:
«Роль репертуара в формировании
духовно-нравственной
культуры в младшем хоре»
Выполнила учитель по классу хора
Скорова Татьяна Юрьевна
Железногорск
2014г.
Цель урока: развитие художественного вкуса, духовно-нравственной культуры с помощью хорового репертуара.
Задачи:
Образовательная: закрепить полученные знания о песнях на военно-патриотическую тематику, отработать навыки хорового пения, развивать у обучающихся художественный вкус при исполнении хоровых произведений; совершенствование 2-х голосного пения, ощущения чувства ритма, устойчивого звучания гармонических интервалов.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, гордости за великих защитников нашей Родины.
Дополнительное оборудование:
-
Компьютер
-
Нотные тетради
План урока
-
Оргмомент. Введение в тему.
-
Певческая установка. Дыхательная гимнастика.
-
Песня «Прадедушка». Видеоролик. Значение песен, посвященных победе в Великой Отечественной войне.
-
Работа над русской народной песней «Как пойду я на быструю речку».
-
Музыкальная пауза.
-
Повторение пройденного песенного материала: Халимов «Босоножки для сороконожки», Л.Марченко «Я учу английский».
-
Итог урока. Домашнее задание.
Ход урока
-
Оргмомент. Введение в тему.
Сегодня мы постараемся превратить наш урок в праздник при погружении в удивительный мир хоровой музыки. С первых звуков давайте постараемся забыть обо всем, что было перед этим - неприятности, плохое настроение, заботы и шалости. И может быть, после урока все проблемы будут решаемы. Включаем свое внимание, сознание, воображение. Ребята, а покажите мне мимикой с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Вы бываете разные.
Дыхательная гимнастика. Речевой тренинг. Скороговорка.
Вокализ №1. Пение интервалов м2, ч5.
-
Сегодня наш разговор пойдет о песне А.Ермолова «Прадедушка». Каждую весну люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника - праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую бы не затронула война. С судьбами людей тесно переплелись судьбы песен. Казалось бы какие песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны всем: солдатам они помогали в трудные минуты, с песней на привале отдыхали. А для тех, кто ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернуться к ним невредимыми. Более полувека прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую победу. В годы войны наша страна потеряла многих и многих сыновей и дочерей, которые могли бы жить вместе с нами, воспитывать своих внуков и правнуков. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников отечества, это нашло отражение в песнях. Эти песни - свидетели тех героических лет. В нашей гимназии ежегодно проводятся фестивали патриотической песни, которые играют большую роль в воспитательной работе с обучающимися. Есть песни о войне, написанные авторами уже в мирное время. Большинство вокальных произведений на эту тему - это песни воспоминания, песни - раздумья, песни - память. В них рассказывается о далеких походах, о возвращении солдат на Родину, о боевых друзьях - однополчанах, о фронтовой дружбе. И наш с вами репертуар пополнился произведением военной тематики «Прадедушка». Давайте поговорим, о чем эта песня? Исполнение песни А.Ермолова «Прадедушка». Следим за чистотой унисона, тембровой окраской, динамикой, выдерживаем характер, выразительность.
-
Работа над русской народной песней «Как пойду я на быструю речку». Народные песни слагались еще в то далекое время, когда музыке никого не учили. Мелодия и слова почти всегда сочинялись одним и тем же человеком. Народные песни почти всегда написаны в куплетной форме. В них встречается песенность, и танцевальность, и маршевость. Но преобладает певучесть, распевность. Их не записывали (не знали музыкальной грамоты), а пели по слуху, передавая из поколения в поколение. Пропетое слово звучало сильнее и выразительнее, чем сказанное, оно становилось музыкой. Позже появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни и делать свои обработки. Русская народная песня легко поется, или во всяком случае ее хочется петь.
Исполнение русской народной песни «Как пойду я на быструю речку вначале отдельно каждой партией (сопрано, альты), затем все произведение все вместе. Следить за правильностью дыхания, звукообразованием, чистотой интонирования.
-
Музыкальная пауза. Ритмическое упражнение «Поезд».
-
Повторение пройденного песенного репертуара. Музыка Халимова «Босоножки для сороконожки», Л.Марченко «Я учу английский».
Гимнастика для релаксации.
-
Подведение итогов урока:
- Какую роль играют произведения военно-патриотической тематики в вашей жизни?
- На что следует обратить внимание во время исполнения песни «Прадедушка»?
- А вам нравится исполнять русские народные песни?
Домашнее задание: Выучить хоровую партию русской народной песни «Как пойду я на быструю речку» на оценку.
Список литературы
1.Асафьев В.- О хоровом искусстве.
2.Алиев И. Основы вокальной педагогики. М., 2001.
3.Апраксина А.«Из истории музыкального воспитания» - М.,1999.
4.Живов В. «Методика работы над средствами исполнительской выразительности» - М., 2000.
5.История музыкального образования как наука и как учебный предмет. Материалы V международной научно-практической конференции. М., 1999.
6.Матвеев Н. Хоровое пение. Изд. Братство. 1998.
7.Никифоров Ю. «Особенности исполнительской интерпретации православных песнопений» (Педагогический вестник № 11/12 - Боровичи, 2001).
8.Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа IX-XX: Учебное пособие. М., 1998.
9.В. Попов «Русская народная песня в детском хоре».
10.Попов В. «Хоровой класс для ДМШ».
11.Попов В., Соколов В. «Школа хорового пения».
12.Струве Г. «Хоровое сольфеджио».
13.Струве Г. «Школьный хор».
14.Струве Г.«Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка». (Методические материалы. М., 1999).
15.«Хоровая музыка. История, аранжировка, обработка хоровых произведений» (лит.-муз. альманах №4 -5- 2001).
16.Емельянов Е.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., Издательство «Планета музыки», 2007г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №10»
План-конспект
открытого урока
по теме:
«Русская народная песня.
Пение 2-х голосия »
Выполнила учитель по классу хора
Скорова Татьяна Юрьевна
Железногорск
2011г.
Цель урока: совершенствование 2-х голосного пения, навык «цепного» дыхания.
Задачи урока:
-
формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
-
учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;
-
пробудить желание научиться играть на русских народных музыкальных инструментах;
-
в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
-
воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедиа проектор, музыкальные инструменты (ложки, трещотки, бубен, треугольник, коробочка), хоровые партии.
План урока
I. Оргмомент. Введение в тему.
II. Певческая установка. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Пение ступеней.
III. Повторение пройденного материала «Как пойду я на быструю речку» проверка партий на оценку.
IV. Работа над попурри на русские народные песни: «Наша перепелочка», «Во поле береза стояла», «В сыром бору тропина», «Калинка», «По малину в сад пойдем». Канон. Понятие - «цепное дыхание».
V. Музыкальные кроссворды.
VI. Повторение песен: И.Хрисаниди «Детский джаз» с ритмическими движениями.
VII. Итог урока. Домашнее задание.
Ход урока
-
Оргмомент. Введение в тему.
- Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь и начинаем наш урок.
-
Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Думаем только о вдохе носом. Тренируем только вдох. Вдох - шумный, резкий, короткий. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Вдох делается одновременно с движениями. Счет только на 8, считать мысленно, не вслух.
Упражнения:
-
«Ладошка».
-
«Погончики».
-
«Насос».
-
«Кошка»
Пение ступеней: I- II -III- IV- V. Работа над 2-х голосием. Вокализ №1.
-
Повторение пройденного материала - русская народная песня «Как пойду я на быструю речку».
-
Первые песни ребенок начинает слышать со звуков ласковой колыбельной, которую пела мама. Затем подрастая ребенок сам поет - потешки, прибаутки («Андрей воробей, «Лиса», «Божья коровка» «У кота-воркота»). Подрастая, ребенок поёт народные песни «Во поле береза стояла», «В сыром бору тропина», «Наша перепёлочка». В пении «гласные» - река, «согласные» - берега. Обратить внимание детей на момент вдоха: быстрый, но вместе с тем не судорожный вдох обеспечит работу всего дыхательного аппарата, а значит и образование «опертого звука». Навык «цепного дыхания». Цепное дыхание - специфическое хоровое дыхание, при котором певцы меняют его не одновременно, а как бы "цепочкой", поддерживая непрерывность звучания. Благодаря цепному дыханию в хоре возможно слитное исполнение больших музыкальных фраз и целой пьесы. Правило для певцов при цепном дыхании: не менять дыхания в конце слова, лучше - в середине его, на гласном звуке; после смены дыхания следует вступать на нюанс тише; менять дыхание непринужденно и заранее, не доводя его до "истощения". Пение каноном - вступление второго голоса (игра «Эхо»). Важно научить детей делать вдох в середине выдержанного звука. Еще один навык - пение без сопровождения. Песни должны быть в умеренном темпе, главное в них - достижение напевного звука. Постепенно ускоряя темп, добиваемся необходимой напевности в быстром темпе. Исполнение народных песен: «Наша перепелочка», «Во поле береза стояла», «Калинка», «В сыром бору тропина», «По малину в сад пойдем» с помощью шумовых инструментов.
-
Музыкальные кроссворды.
I. Разгадав кроссворд, узнаем, как называются значки, которыми записываются музыкальные звуки:
- музыкальный инструмент с двумя клавиатурами;
- музыкальный инструмент в форме стола на трех ножках;
- музыкальный инструмент с грифом и шестью (может быть, с семью) струнами;
- звучит веселая, праздничная….. Слово по вертикали - нота.
II. Если правильно расставить буквы по горизонтали, то по вертикали прочтем название музыкального лада:
- знак альтерации;
- знак альтерации;
- ударение в музыке;
- клавишный инструмент;
- одновременное созвучие 3-х и более музыкальных звуков. Слово по вертикали - минор.
VI. И.Хрисаниди «Детский джаз». Выполнение танцевальных движений во время проигрыша. Следить за артикуляцией, дикцией, четким произношением слов. Исполнение песни «Детский джаз».
Гимнастика для релаксации.
VII. Наш урок подошел к концу. Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Что вам особенно ярко запомнилось?
- Что обозначает выражение «цепное дыхание», пение каноном?
Домашнее задание: Подготовить на оценку русскую народную песню «Как пойду я на быструю речку».