Роль репертуара в формировании духовно-нравственной культуры в младшем хоре

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №10»



















План-конспект

открытого урока

по теме:

«Роль репертуара в формировании

духовно-нравственной

культуры в младшем хоре»










Выполнила учитель по классу хора

Скорова Татьяна Юрьевна








Железногорск


2014г.

Цель урока: развитие художественного вкуса, духовно-нравственной культуры с помощью хорового репертуара.

Задачи:

Образовательная: закрепить полученные знания о песнях на военно-патриотическую тематику, отработать навыки хорового пения, развивать у обучающихся художественный вкус при исполнении хоровых произведений; совершенствование 2-х голосного пения, ощущения чувства ритма, устойчивого звучания гармонических интервалов.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, гордости за великих защитников нашей Родины.

Дополнительное оборудование:

  • Компьютер

  • Нотные тетради

План урока


  1. Оргмомент. Введение в тему.

  2. Певческая установка. Дыхательная гимнастика.

  3. Песня «Прадедушка». Видеоролик. Значение песен, посвященных победе в Великой Отечественной войне.

  4. Работа над русской народной песней «Как пойду я на быструю речку».

  5. Музыкальная пауза.

  6. Повторение пройденного песенного материала: Халимов «Босоножки для сороконожки», Л.Марченко «Я учу английский».

  7. Итог урока. Домашнее задание.




Ход урока

  1. Оргмомент. Введение в тему.

Сегодня мы постараемся превратить наш урок в праздник при погружении в удивительный мир хоровой музыки. С первых звуков давайте постараемся забыть обо всем, что было перед этим - неприятности, плохое настроение, заботы и шалости. И может быть, после урока все проблемы будут решаемы. Включаем свое внимание, сознание, воображение. Ребята, а покажите мне мимикой с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Вы бываете разные.

Дыхательная гимнастика. Речевой тренинг. Скороговорка.

Вокализ №1. Пение интервалов м2, ч5.

  1. Сегодня наш разговор пойдет о песне А.Ермолова «Прадедушка». Каждую весну люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника - праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую бы не затронула война. С судьбами людей тесно переплелись судьбы песен. Казалось бы какие песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны всем: солдатам они помогали в трудные минуты, с песней на привале отдыхали. А для тех, кто ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернуться к ним невредимыми. Более полувека прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую победу. В годы войны наша страна потеряла многих и многих сыновей и дочерей, которые могли бы жить вместе с нами, воспитывать своих внуков и правнуков. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников отечества, это нашло отражение в песнях. Эти песни - свидетели тех героических лет. В нашей гимназии ежегодно проводятся фестивали патриотической песни, которые играют большую роль в воспитательной работе с обучающимися. Есть песни о войне, написанные авторами уже в мирное время. Большинство вокальных произведений на эту тему - это песни воспоминания, песни - раздумья, песни - память. В них рассказывается о далеких походах, о возвращении солдат на Родину, о боевых друзьях - однополчанах, о фронтовой дружбе. И наш с вами репертуар пополнился произведением военной тематики «Прадедушка». Давайте поговорим, о чем эта песня? Исполнение песни А.Ермолова «Прадедушка». Следим за чистотой унисона, тембровой окраской, динамикой, выдерживаем характер, выразительность.

  2. Работа над русской народной песней «Как пойду я на быструю речку». Народные песни слагались еще в то далекое время, когда музыке никого не учили. Мелодия и слова почти всегда сочинялись одним и тем же человеком. Народные песни почти всегда написаны в куплетной форме. В них встречается песенность, и танцевальность, и маршевость. Но преобладает певучесть, распевность. Их не записывали (не знали музыкальной грамоты), а пели по слуху, передавая из поколения в поколение. Пропетое слово звучало сильнее и выразительнее, чем сказанное, оно становилось музыкой. Позже появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни и делать свои обработки. Русская народная песня легко поется, или во всяком случае ее хочется петь.

Исполнение русской народной песни «Как пойду я на быструю речку вначале отдельно каждой партией (сопрано, альты), затем все произведение все вместе. Следить за правильностью дыхания, звукообразованием, чистотой интонирования.

  1. Музыкальная пауза. Ритмическое упражнение «Поезд».

  2. Повторение пройденного песенного репертуара. Музыка Халимова «Босоножки для сороконожки», Л.Марченко «Я учу английский».

Гимнастика для релаксации.

  1. Подведение итогов урока:

- Какую роль играют произведения военно-патриотической тематики в вашей жизни?

- На что следует обратить внимание во время исполнения песни «Прадедушка»?

- А вам нравится исполнять русские народные песни?

Домашнее задание: Выучить хоровую партию русской народной песни «Как пойду я на быструю речку» на оценку.





Список литературы

1.Асафьев В.- О хоровом искусстве.

2.Алиев И. Основы вокальной педагогики. М., 2001.

3.Апраксина А.«Из истории музыкального воспитания» - М.,1999.

4.Живов В. «Методика работы над средствами исполнительской выразительности» - М., 2000.

5.История музыкального образования как наука и как учебный предмет. Материалы V международной научно-практической конференции. М., 1999.

6.Матвеев Н. Хоровое пение. Изд. Братство. 1998.

7.Никифоров Ю. «Особенности исполнительской интерпретации православных песнопений» (Педагогический вестник № 11/12 - Боровичи, 2001).

8.Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа IX-XX: Учебное пособие. М., 1998.

9.В. Попов «Русская народная песня в детском хоре».

10.Попов В. «Хоровой класс для ДМШ».

11.Попов В., Соколов В. «Школа хорового пения».

12.Струве Г. «Хоровое сольфеджио».

13.Струве Г. «Школьный хор».

14.Струве Г.«Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка». (Методические материалы. М., 1999).

15.«Хоровая музыка. История, аранжировка, обработка хоровых произведений» (лит.-муз. альманах №4 -5- 2001).

16.Емельянов Е.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., Издательство «Планета музыки», 2007г.






Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №10»



















План-конспект

открытого урока

по теме:

«Русская народная песня.

Пение 2-х голосия »










Выполнила учитель по классу хора

Скорова Татьяна Юрьевна









Железногорск



2011г.



Цель урока: совершенствование 2-х голосного пения, навык «цепного» дыхания.

Задачи урока:

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

  • учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;

  • пробудить желание научиться играть на русских народных музыкальных инструментах;

  • в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

  • воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедиа проектор, музыкальные инструменты (ложки, трещотки, бубен, треугольник, коробочка), хоровые партии.

План урока

I. Оргмомент. Введение в тему.

II. Певческая установка. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Пение ступеней.

III. Повторение пройденного материала «Как пойду я на быструю речку» проверка партий на оценку.

IV. Работа над попурри на русские народные песни: «Наша перепелочка», «Во поле береза стояла», «В сыром бору тропина», «Калинка», «По малину в сад пойдем». Канон. Понятие - «цепное дыхание».

V. Музыкальные кроссворды.

VI. Повторение песен: И.Хрисаниди «Детский джаз» с ритмическими движениями.

VII. Итог урока. Домашнее задание.



Ход урока


  1. Оргмомент. Введение в тему.

- Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь и начинаем наш урок.

  1. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Думаем только о вдохе носом. Тренируем только вдох. Вдох - шумный, резкий, короткий. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Вдох делается одновременно с движениями. Счет только на 8, считать мысленно, не вслух.

Упражнения:

  1. «Ладошка».

  2. «Погончики».

  3. «Насос».

  4. «Кошка»

Пение ступеней: I- II -III- IV- V. Работа над 2-х голосием. Вокализ №1.

  1. Повторение пройденного материала - русская народная песня «Как пойду я на быструю речку».

  2. Первые песни ребенок начинает слышать со звуков ласковой колыбельной, которую пела мама. Затем подрастая ребенок сам поет - потешки, прибаутки («Андрей воробей, «Лиса», «Божья коровка» «У кота-воркота»). Подрастая, ребенок поёт народные песни «Во поле береза стояла», «В сыром бору тропина», «Наша перепёлочка». В пении «гласные» - река, «согласные» - берега. Обратить внимание детей на момент вдоха: быстрый, но вместе с тем не судорожный вдох обеспечит работу всего дыхательного аппарата, а значит и образование «опертого звука». Навык «цепного дыхания». Цепное дыхание - специфическое хоровое дыхание, при котором певцы меняют его не одновременно, а как бы "цепочкой", поддерживая непрерывность звучания. Благодаря цепному дыханию в хоре возможно слитное исполнение больших музыкальных фраз и целой пьесы. Правило для певцов при цепном дыхании: не менять дыхания в конце слова, лучше - в середине его, на гласном звуке; после смены дыхания следует вступать на нюанс тише; менять дыхание непринужденно и заранее, не доводя его до "истощения". Пение каноном - вступление второго голоса (игра «Эхо»). Важно научить детей делать вдох в середине выдержанного звука. Еще один навык - пение без сопровождения. Песни должны быть в умеренном темпе, главное в них - достижение напевного звука. Постепенно ускоряя темп, добиваемся необходимой напевности в быстром темпе. Исполнение народных песен: «Наша перепелочка», «Во поле береза стояла», «Калинка», «В сыром бору тропина», «По малину в сад пойдем» с помощью шумовых инструментов.

  3. Музыкальные кроссворды.

I. Разгадав кроссворд, узнаем, как называются значки, которыми записываются музыкальные звуки:

- музыкальный инструмент с двумя клавиатурами;

- музыкальный инструмент в форме стола на трех ножках;

- музыкальный инструмент с грифом и шестью (может быть, с семью) струнами;

- звучит веселая, праздничная….. Слово по вертикали - нота.

II. Если правильно расставить буквы по горизонтали, то по вертикали прочтем название музыкального лада:

- знак альтерации;

- знак альтерации;

- ударение в музыке;

- клавишный инструмент;

- одновременное созвучие 3-х и более музыкальных звуков. Слово по вертикали - минор.

VI. И.Хрисаниди «Детский джаз». Выполнение танцевальных движений во время проигрыша. Следить за артикуляцией, дикцией, четким произношением слов. Исполнение песни «Детский джаз».

Гимнастика для релаксации.

VII. Наш урок подошел к концу. Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Что вам особенно ярко запомнилось?

- Что обозначает выражение «цепное дыхание», пение каноном?

Домашнее задание: Подготовить на оценку русскую народную песню «Как пойду я на быструю речку».




© 2010-2022