- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Эссе Тренды современного образования
Эссе Тренды современного образования
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чичур Н.П. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Эссе «Тренды современного образования»
Проблемы образования и тренды современного образования сейчас активно обсуждаются и в прессе, и в интернет-сообществе, и на правительственных заседаниях и в учреждениях образования. Уже не первый год идет реформа системы образования, которая вызывает неоднозначные оценки в обществе.
Меня как педагога дополнительного образования волнует эта тема. Я познакомилась с рядом нормативных документов:
-
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 г.г.
-
Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики.
-
Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 год.
-
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
-
Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.
-
Государственная программа Хабаровского края "Развитие образования в Хабаровском крае".
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Какие новшества и актуальные тенденции развития ожидают нас в сфере образования в ближайшее время?
Мобильность и информационная открытость. Гуманизация - это основная тенденция современного российского образования. Она связана с повышением внимания и уважения к личности ученика. С гуманизацией образования связана и его гуманитаризация.
Еще один тренд в образовании - это онлайн-обучение.
Персонификация и индивидуальный подход.
Современное образование должно открывать большие возможности для интеллектуального развития учащихся. Изучение различных природных объектов, их состава, строения, свойств, функций, законов развития формирует у школьников умения осуществлять различные умственные действия, такие как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, индукцию, дедукцию, структурирование, обобщение, высказывание предположений, гипотез, содержательных суждений и пр.
Задачи использования потенциала сферы дополнительного образования, по формированию навыков 21 века, поддержке одаренных детей, корреспондируют с задачами Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Мне кажется, что каждый человек - целая вселенная. Его жизнь уникальна, и возможно, поэтому интересна окружающим.
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным, талантливым, гениальным? На мой взгляд, ответ не так прост, как кажется. Я считаю, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Но одаренность можно рассматривать и как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные.
Одарённость - уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.
Чтобы это реализовать, необходимы системный подход к обучению одаренных детей, современная диагностика их способностей, соответствующее программное обеспечение, новые учебники, а также профессионализм учителя, способного работать с одаренными детьми.
Я заметила, что одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
Для развития мыслительного процесса на занятиях экологии я использую задания для одаренного ученика, которые начинаются со слов: "сформулируйте", "установите", "соотнесите", "покажите взаимосвязь", "объясните смысл", "найдите противоречия", "выскажите свою точку зрения". Часто на занятиях конкурсы эрудитов, задаю вопросы на "засыпку" (вопросы повышенной сложности), интеллектуальные марафоны. Развитию одаренности способствует и групповая работа на уроке; она ценна тем, что внутригрупповая проблема, которую решают все члены группы, сближает детей, таким образом, учебные дела сменяются человеческими отношениями. В группе создают что-то новое, что выводит их на более высокий уровень саморазвития, дает возможность быть авторами идей, активными творцами, умение ставить перед собой цель и искать способы ее достижения.
Для работы с одаренными детьми была составлена образовательная программа для одаренных и талантливых детей в области экологии, составлен индивидуальный образовательный маршрут.
Одаренные дети занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью, решают творческие и нестандартные задачи, используют ИКТ, участвуют в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, участвуют в различных краевых, всероссийских и международных конкурсах, занимают призовые места, что позволяет принимать участия в поездках в другие страны по обмену опытом в природоохранной и экологической деятельности. Дети самостоятельно организуют природоохранные акции и проводят занятия с младшими школьниками.
Самые одаренные учащиеся поступают в краевую очно-заочную экологическую школу и далее - в высшие учебные заведения естественно-биологического направления, медицинские Вузы.
Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность испытания новых чувств и переживаний по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их, и просто мечтать. Очень важно, чтобы наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое для него пространство.
Задача педагога - поверить в ученика, разглядеть и помочь развить в каждом ребенке творческое начало, то особенное, индивидуальное, что в последствие может стать талантом. От педагога зависит судьба сегодняшних одаренных детей, а завтра - будущих известных ученых, поэтов, врачей. Нужна всего лишь поддержка, внимание, участие в судьбе ребенка
Римский философ Луция Аннея Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Да, действительно, педагог должен сегодня не только учить, но и уметь учиться, в том числе и у своих учеников.
Я благодарна судьбе за то, что много лет назад поступила в Томский государственный университет имени В.В. Куйбышева и получила профессиональные педагогические навыки по предмету химия и теперь могу учить других. Я горжусь тем, что работаю «огранщиком алмазов».
Автор: Чичур Наталья Павловна - методист по экологии, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ЦВР п. Ванино