Авторская программа кружка Начальное техническое моделирование

Раздел Дополнительное образование
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная программа


Рабочая программа кружка « Начальное техническое моделирование с элементами ТРИЗ» для 2Б класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, ФЗ РФ «Об образовании», типовых программ по «Начальному техническому моделированию» . Настоящая программа является одним из вариантов дополнительного образования детей 7-8 - летнего возраста, дающий начальные технические знания и понятия, позволяющий реализовать их в практической деятельности и выработать навыки работы с инструментом и материалами. Основой ее является ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию на занятиях активным техническим творчеством. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 35 недель, всего 70 часов.

Актуальность программы обусловлена:

-необходимостью формирования ценностно-смысловой ориентации учащихся и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях,

-необходимостью формирования креативной личности, обеспечивающий организацию учащимися своей учебной деятельности, и включают действия постановки и решения проблем, обеспечивают умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, сверстниками и взрослыми.

Развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) - одна из основных задач образования по стандартам второго поколения.

Данная программа:

  • открывает перед ребенком мир черчения и геометрии, мир восприятия объекта, как набор повторяющихся объемов, развивая абстрактное мышление;

  • развивает конструкторско-художественные способности, чувство красоты через связь с природой;

  • расширяет кругозор; подготавливает ребенка к работе с техникой на более сложном уровне;

  • формирует начальные технические знания для более успешного усвоения школьной программы по математике, черчению, физике и астрономии;

позволяет участвовать ребенку в коллективном творчестве с минимальным «багажом» знаний и умений.

Главная цель программы - формирование интереса к техническому творчеству, создание условий для всестороннего развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через жка

  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;

  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

  • внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда. Использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

  • коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, то есть договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

  • первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

  • первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;

  • творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Основополагающие педагогические принципы программы:

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

  • принцип наглядности;

  • опора на интерес ребенка;

  • индивидуальный темп движения;

  • гуманистичность.

Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого начал в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий.

В основу предлагаемой программы заложен принцип использования знаний и умений не по прошествии временного срока или окончании определенного курса, а на третьем-четвертом занятии. Инновационным аспектом программы является воспитание гражданской позиции в общественной жизни через включение в коллективную работу, независимо от степени мастерства, позволяющее развивать новые качества личности необходимые для адаптации к требованиям, предъявляемым обществом.

Ожидаемые результаты освоения программы

Личностные результаты: готовность обучающегося целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета технического моделирования, способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие задания могут быть им успешно решены; познавательный интерес к техническому моделированию как науке. Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага.

Знать основные функции ученика и учителя на занятии.

Знать основные правила общения, уметь их применять.

Знать правила поведения на занятии, уметь их применять.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия.

Уметь формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

Уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем.

Уметь на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез.

Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.

Знать последовательность из 10 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль усвоения нового знания), приобрести опыт их прохождения.

Знать правила работы в паре и в группе, уметь их применять.

Знать правила поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать правила культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму, приобрести опыт определения истинных и ложных ценностей.

Оценка результатов образовательной деятельности

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся за пределами образовательного учреждения. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

Нельзя упускать из виду оценочно-воспитательного значения экскурсий в детские объединения технического творчества, на предприятия и природу. Для оценивания результативности экскурсий используется ряд психологических методов: беседа, наблюдение, опрос. Акцентирование внимания ребенка на отдельных деталях натуры развивает наблюдательность, возбуждает абстрактное мышление и создает предпосылки к сравнению, осмыслению и реализации увиденного. Все виды оценочных мероприятий предусматривают совместно с учащимися анализ, обсуждение и выработку решений для реализации, что является важным в процессе дальнейшего выбора направления технического творчества воспитанников.



Учебно-тематический план (при нагрузке 2 часа в неделю)



Тема занятий

Количество часов

всего

на теорию

на практику

Вводное занятие

2

1

1

Материалы и инструменты

4

1

3

Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей.

4

1

3

Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.

8

2

6

Сувениры.

10

2

8

Техника в жизни человека.

10

2

10

Бумагопластика.

14

2

12

Работа с разными материалами.

12

2

10

Экскурсии

4

2

-

Итоговые занятия

2

1

2

Итого

70

16

54



Содержание

Занятия по предмету состоят из нескольких частей, объединенных одной темой. Они предполагают обязательное разнообразие различных видов деятельности:

  • теоретическая подготовка в форме бесед, викторин, демонстрации

наглядных пособий, моделей и т.д.;

  • практическая работа;

  • экскурсии в объединения образовательного учреждения по текущей

теме для восприятия изготавливаемой модели в сопутствующей инфраструктуре;

  • итоговый этап в виде испытательного момента движущейся модели;

  • участие в соревновании готовых моделей

Тема 1. Вводное занятие.

Знакомство с кружком - почему такое название - «Начальное техническое моделирование с элементами ТРИЗ». Содержание работы кружка. Правила поведения в мастерской. Показ образцов готовых моделей.

Тема 2. Материалы и инструменты.

Некоторые сведения из истории бумаги. Знакомство с видами бумаги (писчей, газетной, рисовальной, цветной, калькой), названием и основными свойствами (прочностью, отношением к влаге). Виды картона. Определение направления волокон картона. Общее понятие о производстве бумаги и картона, их сортах, свойствах, применении. Инструменты и приспособления применяемые в творческом объединении (ножницы, нож, молоток, плоскогубцы, шило, кисти для клея и красок), правила пользования ими. Организация рабочего места. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона и способы их сборки. Инструменты, применяемые при обработке бумаги и картона. Назначение инструментов, правила пользования ими, правила хранения. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом (ножницами, шилом, иглой, карандашом, кисточкой). Операции по обработке бумаги и картона:

  • разметка («на глаз», сгибанием, по шаблону и т.д.);

  • резание (по прямолинейному и криволинейному контуру, симметричное вырезание);

  • сгибание и складывание;

  • сборка (склеивание, соединение нитками, проволокой, щелевой способ соединения).

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: опыты с бумагой, симметричное вырезание, вырезание по прямолинейному и криволинейному контуру.

Тема 3. Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей.

Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая или центровая линия. Понятие о шаблонах, трафаретах. Способы их применения. Экономия материалов, бережное отношение к инструментам и приспособлениям.Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ технических объектов и сопоставление с геометрическими телами. Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел. Приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление из плотной бумаги или картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным выполнением чертежей разверток. Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек на основе выполнения разверток.

Тема 4. Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.

Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление знаний о геометрических фигурах: прямоугольнике, квадрате, треугольнике, круге, половине круга, овале. Вырезание из бумаги четырехугольника и круга по шаблонам, деление их на равные части путем сгибания и складывания. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Аппликация. Её виды, назначение. Элементы предварительного планирования предстоящих трудовых действий.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление «Геометрического конструктора» из плотной бумаги или картона (набора геометрических фигур, различны по форме, размерам и цвету), изготовление аппликаций из геометрических фигур, простейших настольных игр, подвижных игрушек.

Тема 5. Сувениры.

Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: кубе, шаре, цилиндре. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами. Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. Разметка по шаблону на бумаге, ткани. Приемы и способы выполнения некоторых сувениров и игрушек из картона, бумаги, деталей готовой формы (тарных коробок). Способы соединения деталей при помощи клея, ниток, проволоки. Способы и приемы отделочных работ. Правила безопасной работы.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление цветов из бумаги, новогодних сувениров, полезных подарков- копилка, подставка под карандаши, шкатулка, подвеска - мобиль.

Практическая работа. Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми объемными формами. Изготовление объемных действующих моделей из разных материалов.

Тема 6. Техника в жизни человека.

Общее понятие о транспорте, его видах и значении. Современные достижения в развитии автомобильного, воздушного и водного транспорта. Понятие о моделях транспортной техники и их разновидностях. Действующие (движущиеся), настольные (стендовые), контурные (силуэтные), полуобъемные, объемные модели. Детали контурной модели: силуэт, рама, корпус, двигатель, движители, руль. Способы изготовления силуэтных и полуобъемных моделей. Знакомство с основными рабочими операциями в процессе практической работы с бумагой и картоном. Подбор необходимого материала для изделия. Понятия «деталь», «изделие». Рациональный раскрой материала. Совершенствование способов и приемов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам. Контроль деталей с помощью шаблонов. Резание бумаги и картона ножницами по прямым и кривым линиям разметки. Контроль деталей. Вырезание деталей из бумаги, сложенной пополам (симметричное вырезание) или в несколько слоев (гармошка). Правила соединения деталей из бумаги и картона с помощью клея. Отделка моделей. Подбор цветовой гаммы. Работа с самоклеющейся бумагой.

Практическая работа: изготовление силуэтных автомобилей, конструирование моделей вездехода, лунохода, ракетной установки, истребителя.

Тема 7. Бумагопластика.

Понятие о бумагопластике, об основных приемах (техниках) используемых в изготовлении поделок (техники: витая спираль, бумажный комочек, звезда, петли, пушистый шарик, гофрировка, кулечек, фонарик). Совершенствование приемов работы с ножницами, портновской булавкой, циркулем-измерителем. Правила безопасной работы с данными инструментами.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок в технике: витая спираль, бумажный комочек, звезда, петли, пушистый шарик, гофрировка, фонарик.

Тема 8. Работа с разными материалами.

Знакомство с классификацией природного материала (растительного, животного, органического и неорганического происхождения) их свойствами и способами обработки. Ознакомление с бросовым материалом (пластмасс, поролон, пенопласт, пластиковые бутылки, стаканчики, капсулы от шоколадного яйца, полиэтилен) и способами его обработки. Совершенствование навыков оформления готового изделия.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок из пенопласта, пластиковых бутылок, кожи, поролона, яичной скорлупы, проволоки, гофрированного картона.

Тема 9. Экскурсии. Знакомство с учреждениями дополнительного образования, кружками. Экскурсии в объединения технического творчества. Посещение выставок, соревнований, проводимых в ЦДОД. Участие в различных мероприятиях школы .

Тема 10. Итоговые занятия. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?». Выставка моделей, поделок, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.

Необходимые материалы и инструменты

Материалы: альбомная бумага, цветная бумага, цветной картон, ватман, бумага масштабно-координатная, калька, гуашь, клей ПВА, пластилин, проволока разного диаметра, скотч.

Инструменты: ножницы, кисти клеевые, кисти акварельные, линейки, треугольники, трафареты, лекала, ластики, карандаши, фломастеры, маркеры, циркуль,

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

тема

Кол-во

часов

Дата по плану

Факт дата

Содержание занятия

Контрольно-оценочная деятельность

1-2

Вводное занятие. Содержание работы кружка. Правила поведения в мастерской. Показ образцов готовых моделей

2

4.09.15

Знакомство с кружком - почему такое название - «Начальное техническое моделирование с элементами ТРИЗ». Содержание работы кружка. Правила поведения в мастерской. Показ образцов готовых моделей

Работа с образцами материалов.

Материалы и инструменты. -4часа

3-4

Материалы и инструменты. Некоторые сведения из истории бумаги. Опыты с бумагой, симметричное вырезание.

2

11.09

Некоторые сведения из истории бумаги. Знакомство с видами бумаги (писчей, газетной, рисовальной, цветной, калькой), названием и основными свойствами (прочностью, отношением к влаге). Виды картона. Определение направления волокон картона. Общее понятие о производстве бумаги и картона, их сортах, свойствах, применении. Инструменты и приспособления применяемые в творческом объединении (ножницы, нож, молоток, плоскогубцы, шило, кисти для клея и красок), правила пользования ими. Организация рабочего места. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона и способы их сборки.

разметка («на глаз», сгибанием, по шаблону и т.д.);

резание (по прямолинейному и криволинейному контуру, симметричное вырезание);

сгибание и складывание;

сборка (склеивание, соединение нитками, проволокой, щелевой способ соединения

5-6

Материалы и инструменты. Инструменты, применяемые при обработке бумаги и картона. Вырезание по прямолинейному и криволинейному контуру.

2

18.09

Инструменты, применяемые при обработке бумаги и картона. Назначение инструментов, правила пользования ими, правила хранения. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом (ножницами, шилом, иглой, карандашом, кисточкой). Операции по обработке бумаги и картона:

  • разметка («на глаз», сгибанием, по шаблону и т.д.);

  • резание (по прямолинейному и криволинейному контуру, симметричное вырезание);

  • сгибание и складывание;

  • сборка (склеивание, соединение нитками, проволокой, щелевой способ соединения).

разметка («на глаз», сгибанием, по шаблону и т.д.);

резание (по прямолинейному и криволинейному контуру, симметричное вырезание);

сгибание и складывание;

сборка (склеивание, соединение нитками, проволокой, щелевой способ соединения

Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей- 4 часа

7-8

Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.

Изготовление из плотной бумаги или картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным выполнением чертежей разверток.

2

25.09

Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ технических объектов и сопоставление с геометрическими телами. Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел. Приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек на основе выполнения разверток.

9-10

Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек на основе выполнения разверток

2

02.10

Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая или центровая линия. Понятие о шаблонах, трафаретах. Способы их применения. Экономия материалов, бережное отношение к инструментам и приспособлениям..

изготовление из плотной бумаги или картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным выполнением чертежей разверток.

Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей-8

11-12

Изготовление набора геометрических фигур, различных по форме, размерам и цвету

2

09.10

Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление знаний о геометрических фигурах: прямоугольнике, квадрате, треугольнике, круге, половине круга, овале. Вырезание из бумаги четырехугольника и круга по шаблонам, деление их на равные части путем сгибания и складывания..

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление «Геометрического конструктора» из плотной бумаги или картона (набора геометрических фигур, различны по форме, размерам и цвету), изготовление аппликаций из геометрических фигур, простейших настольных игр, подвижных игрушек

13-14

Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей.

2

16.10

Расширение и углубление знаний о геометрических фигурах: прямоугольнике, квадрате, треугольнике, круге, половине круга, овале. Вырезание из бумаги четырехугольника и круга по шаблонам, деление их на равные части путем сгибания и складывания. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: на основе изготовленного «Геометрического конструктора» из плотной бумаги или картона (набора геометрических фигур, различны по форме, размерам и цвету), изготовление аппликаций из геометрических фигур,

15-16

Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей.

2

23.10

Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление знаний о геометрических фигурах: прямоугольнике, квадрате, треугольнике, круге, половине круга, овале. Вырезание из бумаги четырехугольника и круга по шаблонам, деление их на равные части путем сгибания и складывания. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Аппликация. Её виды, назначение. Элементы предварительного планирования предстоящих трудовых действий.

.

изготовление аппликаций из геометрических фигур, простейших настольных игр, подвижных игрушек

17-18

Изготовление макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей.

2

30.10

Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Аппликация. Её виды, назначение. Элементы предварительного планирования предстоящих трудовых действий.

.

изготовление аппликаций из геометрических фигур, простейших настольных игр, подвижных игрушек

Сувениры- 10

19-20

Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: кубе, шаре, цилиндре. Изготовление цветов из бумаги.

2

13.11

Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: кубе, шаре, цилиндре. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление цветов из бумаги

21-22

Сувениры. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами. Изготовление новогодних сувениров

2

20.11

Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами. Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. Разметка по шаблону на бумаге, ткани. Приемы и способы выполнения некоторых сувениров и игрушек из картона, бумаги.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление новогодних сувениров,

23-24

Сувениры. Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. Изготовление полезных подарков- копилка

2

27.11

Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. Разметка по шаблону на бумаге, ткани. Приемы и способы выполнения некоторых сувениров и игрушек из картона, бумаги.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление полезных подарков- копилка,

25-26

Сувениры. Приемы и способы выполнения некоторых сувениров и игрушек из картона, бумаги. Изготовление полезных подарков- подставка под карандаши

2

4.12

Приемы и способы выполнения некоторых сувениров и игрушек из картона, бумаги. Способы соединения деталей при помощи клея, ниток, проволоки. Способы и приемы отделочных работ. Правила безопасной работы.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление полезных подарков- подставка под карандаши,

27-28

Сувениры. . Способы соединения деталей при помощи клея, ниток, проволоки. Способы и приемы отделочных работ. Правила безопасной работы.

2

11.12

Приемы и способы выполнения некоторых сувениров и игрушек из картона, бумаги. Способы соединения деталей при помощи клея, ниток, проволоки. Способы и приемы отделочных работ. Правила безопасной работы.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а; подвеска - мобиль.

Техника в жизни человека -10

29-30

Общее понятие о транспорте, его видах и значении. Современные достижения в развитии автомобильного, воздушного и водного транспорта. изготовление силуэтных автомобилей,

2

18.12

Общее понятие о транспорте, его видах и значении. Современные достижения в развитии автомобильного, воздушного и водного транспорта. Понятие о моделях транспортной техники и их разновидностях. Действующие (движущиеся), настольные (стендовые), контурные (силуэтные), полуобъемные, объемные модели. Детали контурной модели: силуэт, рама, корпус, двигатель, движители, руль.

Практическая работа: изготовление силуэтных автомобилей.

31-32

Изготовление силуэтных автомобилей. Понятие о моделях транспортной техники и их разновидностях

2

25.12

Понятие о моделях транспортной техники и их разновидностях. Действующие (движущиеся), настольные (стендовые), контурные (силуэтные), полуобъемные, объемные модели. Детали контурной модели: силуэт, рама, корпус, двигатель, движители, руль.

Практическая работа: изготовление силуэтных автомобилей,

33-34

Техника в жизни человека. Подбор необходимого материала для изделия. Понятия «деталь», «изделие». Рациональный раскрой материала. Конструирование моделей вездехода

2

15.01

Знакомство с основными рабочими операциями в процессе практической работы с бумагой и картоном. Подбор необходимого материала для изделия. Понятия «деталь», «изделие». Рациональный раскрой материала. Совершенствование способов и приемов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам. Контроль деталей с помощью шаблонов.

Практическая работа: конструирование моделей вездехода.

35-36

Техника в жизни человека. Совершенствование способов и приемов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам.

2

22.01

Совершенствование способов и приемов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам. Контроль деталей с помощью шаблонов. Резание бумаги и картона ножницами по прямым и кривым линиям разметки. Контроль деталей.

Практическая работа: конструирование моделей лунохода.

37-38

Техника в жизни человека.

Вырезание деталей из бумаги, сложенной пополам (симметричное вырезание) или в несколько слоев (гармошка).

Конструирование ракетной установки

2

29.01

Резание бумаги и картона ножницами по прямым и кривым линиям разметки. Контроль деталей. Вырезание деталей из бумаги, сложенной пополам (симметричное вырезание) или в несколько слоев (гармошка).

Практическая работа: конструирование ракетной установки,

Бумагопластика- 14

39-40

Понятие о бумагопластике, (техника: витая спираль), Правила безопасной работы с инструментами Совершенствование приемов работы с ножницами, Изготовление поделок в технике: витая спираль

2

05.02

Понятие о бумагопластике, об основных приемах (техниках) используемых в изготовлении поделок.Техника витая спираль.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок в технике: витая спираль

41-42

Бумагопластика. Совершенствование приемов работы с ножницами, портновской булавкой, основные приемы используемые в изготовлении поделок: бумажный комочек

2

12.02

Понятие о бумагопластике, об основных приемах (техниках) используемых в изготовлении поделок (техники: витая спираль, бумажный комочек, звезда, петли, пушистый шарик, гофрировка, кулечек, фонарик).

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок в технике: бумажный комочек,

43-44

Бумагопластика. Совершенствование приемов работы с ножницами, портновской булавкой, циркулем-измерителем основные приемы используемые в изготовлении поделок: звезда

2

19.02

Понятие о бумагопластике, об основных приемах (техниках) используемых в изготовлении поделок (техники: витая спираль, бумажный комочек, звезда, петли, пушистый шарик, гофрировка, кулечек, фонарик).

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок в технике: звезда.

45-46

Бумагопластика. Правила безопасной работы с инструментами, основные приемы используемые в изготовлении поделок: звезда

2

26.02

Совершенствование приемов работы с ножницами, портновской булавкой, циркулем-измерителем. Правила безопасной работы с данными инструментами

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок в технике: витая спираль, бумажный комочек, звезда, петли, пушистый шарик, гофрировка, кулечек, фонарик).

47-48

Бумагопластика. Правила безопасной работы с инструментами, основные приемы используемые в изготовлении поделок: звезда

04.03

Совершенствование приемов работы с ножницами, портновской булавкой, циркулем-измерителем. Правила безопасной работы с данными инструментами

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок в технике: звезда, петли

49-50

Бумагопластика. Правила безопасной работы с инструментами, основные приемы, используемые в изготовлении поделок: пушистый шарик, кулечик.

2

11.03

Совершенствование приемов работы с ножницами, портновской булавкой, циркулем-измерителем. Правила безопасной работы с данными инструментами

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок в технике: пушистый шарик, кулечек, фонарик

51-52

Бумагопластика. Правила безопасной работы с инструментами, основные приемы используемые в изготовлении поделок: гофрировка, фонарик

2

18.03

Совершенствование приемов работы с ножницами, портновской булавкой, циркулем-измерителем. Правила безопасной работы с данными инструментами

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление в технике: гофрировка, кулечек, фонарик

Работа с разными материалами.-12 ч

53-54

Знакомство с классификацией природного материала растительного, животного, органического и неорганического происхождения, изготовление поделок из пенопласта

.

2

01.04

Знакомство с классификацией природного материала растительного, животного, органического и неорганического происхождения) их свойствами и способами обработки.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок из пенопласта

55-56

Совершенствование навыков оформления готового изделия. Ознакомление с бросовым материалом (пластмасс, поролон, пенопласт, пластиковые бутылки, стаканчики, капсулы от шоколадного яйца, полиэтилен) и способами его обработки изготовление поделок из пластиковых бутылок

2

08.04

Ознакомление с бросовым материалом (пластмасс, поролон, пенопласт, пластиковые бутылки, стаканчики, капсулы от шоколадного яйца, полиэтилен) и способами его обработки. Совершенствование навыков оформления готового изделия.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок из пенопласта, пластиковых бутылок,

57-58

Ознакомление с бросовым материалом капсулы от шоколадного яйца, яичная скорлупа , полиэтилен и способами его обработки, изготовление изделия из яичной скорлупы

2

15.04

Знакомство с классификацией природного материала (растительного, животного, органического и неорганического происхождения) их свойствами и способами обработки. Ознакомление с бросовым материалом (пластмасс, поролон, пенопласт, пластиковые бутылки, стаканчики, капсулы от шоколадного яйца, полиэтилен) и способами его обработки. Совершенствование навыков оформления готового изделия.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок из яичной скорлупы,

59-60

Ознакомление с бросовым материалом, гофрированный картон и способами его обработки. Совершенствование навыков оформления готового изделия, изготовление поделок из гофрированного картона

2

22.04

. Ознакомление с бросовым материалом (пластмасс, поролон, пенопласт, пластиковые бутылки, стаканчики, капсулы от шоколадного яйца, полиэтилен) и способами его обработки. Совершенствование навыков оформления готового изделия.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок из гофрированного картона

61-62

Ознакомление с бросовым материалом (пластмасс, поролон, пенопласт, пластиковые бутылки, стаканчики, капсулы от шоколадного яйца, полиэтилен) и способами его обработки. Совершенствование навыков оформления готового изделия.

2

29.04

Ознакомление с бросовым материалом (пластмасс, поролон, пенопласт, пластиковые бутылки, стаканчики, капсулы от шоколадного яйца, полиэтилен) и способами его обработки. Совершенствование навыков оформления готового изделия.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а: изготовление поделок из кожи, поролона,

Экскурсии- 4 часа

63-64

Знакомство с учреждениями дополнительного образования, кружками. Экскурсии в объединения технического творчества. Посещение выставок, соревнований, проводимых в ЦДОД. Участие в различных мероприятиях школы .

2

06.05

Знакомство с учреждениями дополнительного образования, кружками. Экскурсии в объединения технического творчества. Посещение выставок, соревнований, проводимых в ЦДОД. Участие в различных мероприятиях школы .

экскурсия

65-66

Знакомство с учреждениями дополнительного образования, кружками. Экскурсии в объединения технического творчества. Посещение выставок, соревнований, проводимых в ЦДОД. Участие в различных мероприятиях школы .

2

13.05

Знакомство с учреждениями дополнительного образования, кружками. Экскурсии в объединения технического творчества. Посещение выставок, соревнований, проводимых в ЦДОД. Участие в различных мероприятиях школы .

экскурсия

Итоговые занятия-4 часа

67-68

Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?». Подготовка выставки моделей, поделок, изготовленных в течение года.

2

20.05

Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?».

Подготовка выставки

69-70

Подведение итогов работы за год. Выставка моделей, поделок, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов

2

27.05

Подведение итогов работы за год. Выставка моделей, поделок, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов

Конкурс; Умелые ручки



Требования к результатам изучения программы

Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

Обучающийся научится:

  • называть основные виды профессиональной деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д.;

  • организовывать рабочее место с помощью учителя: с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками, фольгой); с инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом, челноком, пяльцами.);

  • соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;

  • различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • называть традиционные для своего края народные промыслы и ремёсла;

  • определять виды декоративно-прикладного искусства (хохломская роспись, городецкая роспись, дымковская игрушка), их особенности, рассказывать об истории их возникновения и способах создания.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Обучающийся научится:

  • экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия или проекта;

  • выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;

  • выполнять простейшие эскизы и наброски;

  • изготавливать простейшие изделия (плоские и объёмные) по слайдовому плану, эскизам;

  • выполнять разметку материала с помощью циркуля, по линейке, через копировальную и калькированную бумагу, по шаблону, на глаз;

  • выполнять разметку симметричных изделий;

  • оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;

  • узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств: использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль); чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;

  • применять приёмы безопасной работы с инструментами и приспособлениями: использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком, ножницами, челноком, пяльцами, использовать безопасной работы с яичной скорлупой,

Обучающийся получит возможность:

  • изготавливать простейшие изделия (плоские и полуобъёмные) по готовому образцу;

  • осмыслять возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;

  • осмыслять значение инструментов и приспособлений в практической работе.

  • оформлять изделия по собственному замыслу;

  • выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;

  • подбирать наиболее походящий материал для выполнения изделия.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

  • выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения;

  • анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;

  • изменять детали конструкции изделия, для создания разных его вариантов;

  • анализировать тестовый и слайдовый планы изготовления изделия;

  • изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.

Обучающийся получит возможность:

  • изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;

  • создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.

Проектная деятельность

Обучающийся научится:

  • восстанавливать и/или составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому и/или текстовому плану;

  • выделять этапы проектной деятельности;

  • определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя;

  • проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям.

Обучающийся получит возможность:

  • определять задачи каждого этапапроектной деятельности;

  • развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные

У обучающегося будут сформированы умения:

  • принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;

  • дополнять слайдовый и/или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике, недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;

  • изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;

  • проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;

  • осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;

  • контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;

Обучающийся получит возможность для формирования умений:

  • обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;

  • проводить самооценку;

  • воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.

Познавательные

У обучающегося будут сформированы умения:

  • находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;

  • использовать знаки, символы, схемы для заполнения «Технологической карты» и в работе с материалами учебника;

  • проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их изготовления под руководством учителя;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия;

Обучающийся получит возможность для формирования умений:

  • создавать небольшие устные сообщения, используя материалы учебника, собственные знания и опыт;

  • выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить её в различные знаково-символические системы, выделять учебные и познавательные задачи;

Коммуникативные

У обучающегося будут сформированы умения:

  • слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;

  • договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнёра при работе в паре и над проектом;

  • выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия,

  • формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;

  • проявлять инициативу в ситуации общения.

Обучающийся получит возможностьдля формирования умений:

  • воспринимать аргументы, приводимые собеседником;

  • учиться договариваться, учитывая интересы партнёра и свои;

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы умения:

  • положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека как создателя и хранителя этнокультурного наследия;

  • ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека и культурно-историческому наследию;

  • представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;

  • потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;

  • представления о значении проектной деятельности;

  • простейшие навыки самообслуживания (уход за одеждой, ремонт одежды).

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;

  • этических норм на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;

  • способности оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность;

  • представления о себе как о гражданине России;

  • бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны и родного края;

  • уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;

  • эстетических чувств (прекрасного и безобразного);

  • потребности творческой деятельности;

  • собственных интересов, склонностей и способностей.



.



© 2010-2022