Техника батик и ее применение в работе с детьми на уроках изобразительного творчества

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ах, этот батик - штрих по шёлку,
В прозрачность ткани - капли краски...
Улыбка, вздох... Поправив чёлку,
Я уношусь в реальность сказки.

Это стихотворение полностью описывает процесс создания панно. Занятия батиком действительно уносят от реальности, погружая в удивительный процесс создания эксклюзивных работ. А при самостоятельном выполнении эскизов, работы будут уникальными. Именно поэтому для выполнения выпускной работы была выбрана техника «батик». Батик открывает безграничные возможности для экспериментов и поисков. Изделия в технике «батик» пользуются большой популярностью. Расписывать шёлк становится не только модным, но и престижным. При этом техника практически не меняется, а переносится механически в другие страны и культуры. В последние десятилетия художники разных стран обратили особое внимание на традиционные способы крашения тканей. Они разнообразили древние приемы, и текстильное ремесло вышло на новый виток своей истории, увлекая все большее число художников - и профессионалов, и любителей, и даже тех, кто до сих пор не подозревал в себе художественных способностей.

Ручная вязка, вышивка, изделия домашнего ткачества всегда притягательны. Не снижается интерес и к ручной росписи ткани. Переосмысленная и переработанная в соответствии с требованиями времени, эта техника заняла достойное место среди других видов декоративно - прикладного искусства. Ручная художественная роспись тканей, как своеобразный тип оформления текстильных изделий, имеет многовековую историю. Древнее и неизменно прекрасное искусство батика пришло к нам из Индии и Индонезии, где оно появилось много веков назад. Батик, как особая техника росписи по натуральному шелку, с помощью которой создаются великолепные красочные картины, объединяет в себе красоту и утонченность.

Современный батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Чтобы воплотить в жизнь свой замысел, современные художники нередко сочетают техники между собой. Например, роспись, выполненную в технике холодного батика, могут покрыть трещинами, характерными для горячего, или создать работу сплошь из разноцветных трещин, дополненных небольшими элементами холодного батика.

Батик - batik - индонезийское слово. Часть слова - tik - на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; - ba- хлопчатобумажная ткань. Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать. В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик - конкретная технология окрашивания и украшения ткани.

В словаре Брокгауза и Эфрона встречается: «Батикъ, способъ окрашивания хлопчатобумажныхъ тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе. Этот способъ в общем состоитъ в том, что после того, как контуры рисунка нанесены на ткань, все места, которые должны остаться непрокрашенными, покрываются воскомъ, затемъ после погружения ткани в красильный чанъ и восприятия ею краски, воск снимается».
В Большой Советской Энциклопедии сообщается, что «батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при «горячем» - разогретый воск, при «холодном»- резиновый клей), с последующим окрашиванием в баке или тампонами… Горячий батик издавна известен у народов Индонезии, в особенности на Яве. В Европе батик начали применять в декоративных тканях с начала XX века».

Ручная художественная роспись тканей - своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Это искусство развивали многие народы мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика. Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны.

В начале XVII века в Индонезию вслед за португальцами попадают голландцы. Именно они открыли батик для Европы. Европейцы, будучи людьми менее терпеливыми, впоследствии модернизировали батик, создали электрические батик-штифты - приборы, позволяющие поддерживать воск в расплавленном состоянии.

Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор.

В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной "холодного батика". Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы.

В нашей стране художественная роспись тканей существует примерно с 30-х годов XX века и за время своего существования получила широкое развитие и признание. Способами художественной росписи оформляются главным образом изделия, дополняющие костюм (головные и шейные платки, косынки, шарфы, галстуки), а также купоны женских и детских платьев, вещи для украшения интерьера - занавеси (большие и маленькие), скатерти, салфетки и т. д.

Известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов - так называемых набоек (от слова «набивать», когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).

Особенно широко искусство набойки было развито на Руси. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. В Историческом музее и Музее народного искусства (город Москва), в Эрмитаже и Русском музее (город Санкт-Петербург), в музеях Иванова, Горького, Ярославля, Загорска, Костромы и других городов хранится множество прекрасных образцов этого вида народного искусства, датированных XVII-XIX веками. Там можно увидеть ткани, а также сами резные доски, с которых печатались рисунки. Оба описанных способа украшения тканей существуют до сих пор.

Старинная русская набойка по своим техническим приемам была очень близка батику - разогретый резерв (различные смеси пчелиного воска, смол и других компонентов) наносился вручную на ткань при помощи так называемых квачей (тампонов), штампиков или резных досок. После застывания резерва ткань опускали в чан, как правило, с синей краской - индиго. По окончании процесса крашения ткань просушивали, удаляли резерв, после чего на синем фоне оставался белый узор. Чан, в котором окрашивалась ткань, назывался кубом; отсюда и способ этот получил название кубовой набойки. Нередко наносили масляной краской ярко-красный горох. Эти ткани использовались главным образом для шитья сарафанов, а нередко и мужской одежды.

Позднее, в конце XVII века, научились выполнять так называемую белоземельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашенной ткани. Количество досок соответствовало количеству цветов, образующих рисунок. Резной узор на досках часто дополнялся металлическими вставками в виде гвоздиков без шляпок, печатавших «мелкий горох», или металлических полос, изогнутых соответственно рисунку, при помощи которых узор обогащался тонким контурным рисунком, придающим ткани изящество.

Полотна, украшенные описанным выше способом, применялись не только в костюме, но и в интерьере.

В конце XIX - начале XX века набивные ткани изготовлялись на фабриках и широко использовались не только в сельском, но и в городском интерьере. Рисунки стали разнообразнее и богаче по цветовой гамме. Приобрели известность великолепные ивановские и костромские набойки.

Мастера-рисовальщики и граверы на протяжении многовекового пути развития набойки отбирали и отшлифовывали узоры, главным украшающим мотивом которых становились цветы и листья. В каждом растении эти мастера умели найти главную декоративную характеристику, прорисовать и сколорировать узор таким образом, что он сливался воедино с тканью, не разрушая ее плоскости.

В декоративных набойках нередки были изображения сцен деревенской и городской жизни, птиц и зверей. Поражает мастерство рисовальщиков и граверов, создававших декоративные композиции, необычайно слаженные, ритмичные, где даже фон между элементами орнамента воспринимался как узор. Поэтому изучение старинных образцов набоек необходимо современным художникам, без постижения декоративных закономерностей которых, по существу, невозможно овладеть искусством украшения тканей.

В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ - театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.

В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. «Всекохудожник», Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников-батикистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только в 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделий текстильной, легкой и местной промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз-лозунг: «Каждой советской женщине - по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников-расписников.

Благодаря изысканиям С. Темерина в 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков; первые сюжетные панно на темы «Москва», «Труд», «Весна». Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен. Эти заказы выполнялись в мастерских Художественно-производственного Фонда Союза Художников СССР, расположенных по всей стране. Так, для примера, в Тамбовском Худфонде всю свою творческую жизнь посвятила дизайну тканей и галантереи замечательная художница Н.С. Балагурова. Она использовала технику «холодного» батика, сохраняя при этом стилистику «ивановских ситцев», обогащенных сюжетом или предметностью, от её работ веяло «русским духом».

В Москве сложилась целая цепочка организаций, так или иначе содействующих развитию батика, или, как чаще говорили, росписи ткани:

  • Художественно-производственный Фонд, в котором художники -профессионалы разрабатывали образцы платков, купонных тканей, шарфов, палантинов и других изделий,

  • ВИАЛЕГПРОМ, где эти образцы утверждались и рекомендовались к производству,

  • Худсовет фабрики, где образцы творчески перерабатывались, создавались варианты расцветки и новые проекты, которые направлялись на утверждение обратно в ВИАЛЕГПРОМ,

  • Выставком МОСХ, где лучшие образцы продукции или творческие работы отбирались для участия в выставках,

  • Худсовет Союза Художников СССР, в который принимали лучших художников-батикистов. Их направляли в Дома творчества, загранкомандировки, на всесоюзные и международные выставки.

Так постепенно было воспитано, выращено целое поколение художников, пришедших из учеников и получавших художественное образование параллельно с работой в качестве «расписника». Это А. Талаев, Л. Грасс, И. Трофимова, В. Кравченко. В 70-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском высших художественных училищах, в Текстильном или в Технологическом (УБОН) институтах. Они сознательно выбрали тернистый путь художника, занимающегося исключительно «авторским батиком», выставочными работами и материально существующего благодаря редким, но крупным заказам по оформлению интерьеров общественных зданий, театральных и эстрадных сценических занавесей и т.д.

Именно с этого времени батик стал полноправным «участником» всех художественных выставок, как всесоюзного, так и международного масштаба.




Список использованной литературы

Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. Под ред. Н. Н. Соболева. М.-Л., 1931.

Г у р ь е в а Т. С, Опыты Л. В. Маяковской в оформлении тканей. - Сборник трудов НИИХП, Вып. б. М., 1972.

Т а н к у с О. В., Гороховская Л. М- и др. Технология росписи тканей. М., 1969.

Темсрин С. М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М., 1960.

Ш у м я ц к а я Н. Как создаются рисунки для тканей. - "Декоративное искусство СССР». 19,58, №8.

Брита Хансен. Роспись по шелку. 1997 г.

Энциклопедия « Исчезнувшие цивилизации» книга «Затерянный мир майя». М., 1997 г.

Технология. Этот чудесный батик: конспекты занятий к разделу «Художественная роспись ткани» / авт.-сост. А.А.Ярыгина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 78 с.

Давыдов С.Г. Батик; Техника; Приемы; Изделия - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2006.- 184 с

Волга от Твери до Астрахани. - СПб.: Самолёт, 1862. - VIII, 415 с., 10 литогр., 31 рис

«На главной улице России». Хрестоматия. Стихи Н.Федорова, В.Гришина, В. Пыркова, Н.Палькина . Саратов 2009

Николай Палькин . «Избранное». Приволжское книжное издательство, 1981.

Константин Бальмонт. Очерк «Волга». Журнал «Волга», 1988.

Волга - река русская. - Саратовское книжное издательство. 1954.

Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней / сост. В.И. Вардугин. - Саратов: Надежда. 1996.

Морохин В.Н. Легенды и предания Волги-реки. - Нижний Новгород. Изд.: Книги. 2002.

Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. - М. 2001.

Алпатова И.А. Узорные ткани. Русское декоративное искусство. - М.: Детская литература, 1995. - Т.3.

Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани /Под ред. Н.Н. Соболева.М.Л., 1931.

Вайткявичене Р.В. Первоосновы техники батика / «Школа ипроизводство», -1987. -№8.

Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. - Магнитогорск: АРС-Экспресс, 1996.

Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.- М., 1981.

Корюкнн В.Н. Батик. - Л., 1978.

Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. - М., 1964.

Тангус О.В. и др. Технология росписи тканей. - М., 1960.








© 2010-2022