Интегрированный урок математики в коррекционной школе

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Интегрированный урок математики в коррекционной школе
Автор: Чеченина Светлана Ивановна
Место выполнения работы: Ресурсный центр обучения детей с использованием дистанционных образовательных технологий,
г. Нижний Новгород



В статье рассмотрена проблема проведения интегрированных уроков математики в коррекционной школе как возможность формирования у учащихся целостного представления о мире, всеобщих законах вселенной.



Математика - это язык,

на котором написана книга природы.

(Г. Галилей)



Современная система образования направлена на формирование образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, происходящих вокруг. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию мировой культуры.

Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. Одним из способов их формирования является интеграция учебных дисциплин. Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире; во-вторых, это нахождение общего в предметных знаниях. Интеграция также - средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции, на обновление существующей узкой специализации в обучении и призвана не заменить обучение классическим учебным предметам, а соединить получаемые знания в единую систему.

Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами современной школы мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне. Вопросов становится ещё больше, если спроектировать эту проблему на предмет математики в коррекционной школе. Готовых решений здесь найти ещё труднее.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; с задержкой и комплексными нарушениями развития. В концепции для детей с ОВЗ предложено овладение следующими математическими знаниями [1]:

  1. Начала математики (понятие «числа», вычисления, решение простых арифметических задач и др.);

  2. Способность пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.)

  3. Развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.

Одним из средств достижения положительных результатов является использование в коррекционной школе интегрированных уроков. Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. Что касается уроков математики, мне кажется оправданным и результативным использование темы золотого сечения. Первые сведения о золотом сечении, Божественной мере красоты, можно дать ученикам в 5 классе, изучая прямоугольник, понятия отношения, а позднее, продолжая и расширяя эти сведения, в темах о пропорции. Познакомить учеников с золотым сечением в архитектуре, живописи, биологии; инициировать учеников на поиск преметов золотого сечения вокруг нас - всё это можно сделать, используя достаточный материал в Интернете. К теме «Подобие треугольников», в 8 классе дети придут со знанием золотого сечения. За основу урока можно взять презентацию учителя Одышевой О.В.[4]. Ученики могут подготовить к уроку небольшие сообщения (презентации) по своим силам и интересам: о золотом сечении в архитектуре, живописи, дизайне, природе, литературе, музыке. Кто-то из учеников (или учитель) расскажет о древнем мистическом символе, «пентаграмме». Пентаграмма считалась символом здоровья - гармонии в человеке - и служила у пифагорейцев опознавательным знаком. На примере пентаграммы можно предложить много задач: на нахождение и построение подобных «золотых» треугольников, отрезков, связаных золотым сечением и их бесконечной вложенности. Кеплер говорил, что золотое сечение постоянно воспроизводит само себя. Оно нередко встречается в живой природе в строении таких организмов, части которых приблизительно подобны целому - например, в раковинах наутилуса, в расположении листьев на побегах и т.д. Подтверждение этому ребята увидят на уроке.

Интегрированный урок математики в коррекционной школе



На этом уроке можно решить многие задачи.

Образовательные:

совершенствование умений определять подобные треугольники по данным рисунка;

обучение практическим навыкам применения свойств подобия фигур к решению задач на построение;

ознакомление учащихся с методом построения «золотого сечения» отрезка с помощью циркуля и линейки;

обучение умению применять данный метод при решении задач на построение;

обучение учащихся умению доказывать правильность своих выводов и суждений при решении задач.

Развивающие:

формирование умений слушать, наблюдать, подмечать закономерности, обобщать, проводить рассуждения по аналогии;

содействие развитию логического мышления и внимания учащихся, их творческих способностей через различные виды деятельности;

развитие математической речи учащихся;

развитие способности эмоционально-образного восприятия учащимися математических понятий посредством примеров из мировой художественной культуры и из окружающего мира;

показ связи математики с другими предметами: история, литература, биология, мировая художественная культура и т.д.


Воспитательные:

формирование интереса к предмету математики;

воспитание нравственного отношения к роли математики в окружающей действительности, формирование целостного восприятия общей картины мира;

воспитание уважения к культуре разных народов мира.


О золотом сечении можно ещё не раз вспомнить на уроках математики: при решении квадратных уравнений, в темах «Иррациональные числа», «Последовательности», «Предел последовательности», использовать в проектной деятельности с учащимися.

Развитие самого «проблемного» ребенка в контексте культурных ценностей открывает ему возможность осмысления собственного существования, задает ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление занять активную жизненную позицию в сообществе. Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок с ОВЗ овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества [1].

Литература

  1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Учреждение РАО «Институт коррекционной педагогики»

  2. edu.ru/db/portal/obschee/

  3. Волошинов А.В. Математика и искусство: Кн. для тех, кто не только любит математику или искусство,но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. - 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Просвещение, 2000г.

  4. lyambir.ucoz.ru/load/uroki/zolotoe_sechenie/1-1-0-4

  5. vzms.org/Bendukidze/Benukidze-1.htm



© 2010-2022