Программа кружка Литературное краеведение

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное образование «Кобяйский улус»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куокуйская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»







Рабочая программа кружка

«Литературное краеведение»

(5-8 классы)



Учитель: Унарова Саргылана Николаевна,

высшая квалификационная категория









с. Аргас, 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Академик Д.С. Лихачев пишет: « Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна» У каждого из нас есть еще « свой милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место, где мы родились, и оно несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край в свою очередь, - познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.

Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого значительно возрастает. Курс «Литературное краеведение» стал повсеместно вводиться в школах, а также в средних специальных учебных заведениях. Программа курса подробно изложена в сборнике: Литературное краеведение: Метод. рекомендации.- Иваново.2000.

Программу «Литературное краеведение» для средней школы предлагают также Л.Н. Таганов, доктор филологических наук, совместно с кандидатом филологических наук Н.В. Капустиным (Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. - Иваново, 1995.-29с.)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКА

Мы считаем необходимым взять за основу изучения в курсе литературного краеведения литературу местную. Этот курс призван дать достаточно полное целостное представление о литературном процессе Оренбургского края и выявить связь известных русских писателей с этим краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные виды деятельности, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причем важнейшим развивающим фактором может оказаться внесением в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанными с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

Цели и задачи курса

Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактам и из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

Цель программы: изучение литературного наследия родного Кобяйского улуса.

Задачи:

- раскрытие особенностей художественной литературы родного улуса; ее внутренних взаимосвязей и связей с историческими судьбами;

- предоставить возможность публикаций в улусной газете «Дабаан», выпустить сборник стихов и рассказов, стенгазет, участия в улусных, республиканских НПК.

- развитие художественно-творческих способностей обучающихся, эмоционально-эстетического восприятия явлений действительности в искусстве и культуре родного края;

- формирование устойчивого интереса к литературе и чтению.

активизация познавательной деятельности учащихся;

-формирование информационной культуры-

-формирование навыков коммуникативного общения;

-формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности-расширение кругозора учащихся

-закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.

Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры своего края, способствовать воспитанию любви к Родине; играет большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.

МЕСТО КРУЖКА В РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Программа кружка рассчитана на обучающихся 5-7 классов. На занятия кружка отводится 9 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Методы исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.

Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.

Формы занятий данного курса как традиционные - это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие.

Одно из условий школьного краеведения - руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет возможности для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать учеников. Учитель должен хорошо знать край, изучать его и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение так же приносит пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается его педагогическое мастерство, он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного села. Краеведение для учителя - верный путь к научной исследовательской деятельности.

Программа предполагает изучение литературного наследия и творчества писателей и поэтов - земляков.

Изучение литературного краеведения родного края призвано сформировать у обучающихся художественный способ познания мира.

Деятельность кружка направлена на патриотическое воспитание учащихся с помощью исторической пропаганды, литературного наследия родного улуса, формирующих у детей чувство гордости и сознание уважения к истории, литературе нашего края.

Формы и методы проведения занятий:

  • проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;

  • экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;

  • поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;

  • просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

  • составление словаря музейных терминов,

  • ведение дневника индивидуального краеведческого исследования;

  • разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;

  • обновление экспозиций музея; презентация музея или защита проекта;

  • участие в конкурсе экскурсоводов; работа в библиотеке, архиве;

  • встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;

  • подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;

  • выставка рисунков по материалам экскурсий.

Учебно-тематический план

Раздел. Тема

Форма

Содержание

Кол-во

1. Знакомьтесь - музей

Всего

270 час.

1. Путь к музею

Вводный урок

История создания первого музея: типы музеев.

Исторические и краеведческие музеи.

Музейные предметы - памятники истории и культуры.

Язык вещей.

Мировоззрение людей.

2

2. Что такое музей?

Беседа

Представление разнообразия памятников -музейных экспонатов: предметы, документы, фотографии, методы их сбора в музей; результат экспедиций, случайные находки, приобретение

2

3. Путешествие по музею

Заочное

Обзорная экскурсия по музею, первое знакомство с экспозициями музея

2

4. Рассказы о музейных профессиях

Вводный урок. Беседа

Рассказ о музейных профессиях

3

5. «Грани таланта»

Игра «Экспозиционер»

Закрепление пройденного материала. В процессе игры дети создают проект выставки на любую тему

2

6. Формирование фондов. Источниковедение

Беседа. Урок -практикум

Формирование фондов. Научно-вспомогательный и основной фонд. Учет и хранение фондов. Типы источников, их подлинность, значимость и ценность

2

7. Музейная коллекция

Урок-слайд

Ознакомить с несколькими коллекциями и собраниями мировой художественной культуры. Эрмитаж. Архитектурный ансамбль Кремля. Третьяковская галерея. Представить коллекции живописи и графики якутских художников

2

8. Литературные музеи Якутии

Беседа

Республиканский музей П.А. Ойунского, музей комплекс «Бор» с. Мытаах, литературный музей Таллан Бурэ, Заблоцского - Чысхаана, музей Куннук Ураастыраба….

5

9. История нашего музея

Урок-встреча

2

10. Н.А. Лугинов - писатель современности

Жизнь и творчества писателя.

Родословная писателя. Учителя писателя. «Чыныс Хаан ыйаа5ынан»

20

Писатели Кобяйского улуса

1. Олонхосуты Кобяйского улуса

Кырса Содуот. Его олонхо «Бэриэт Бэргэн».

Собиратель олонхо Муотаан.

Братья Павловы- знаменитые олонхосуты нашего села.

10

10

10

2. Зачинатели

Беседа-практикум

Жизнь и творчества Т.Е. Сметанина.

Судьба И.Р. Петрова

10

10

3. Истории литературного кружка Кобяйской школы

Беседа-практикум

«Сардана», «Куннээх сарсыарда».

Руководители литературного кружка Биилин, П. Тулааьынап

10

4.

Беседа-практикум

Руководитель кружка «Куннээх сарсыарда», прозаик, журналист

10

5. И.Н. Левин

Беседа-практикум

Поэт, драматург. Сказка в поэме «Кылыы Боотур»

10

6. В.И. Иванов- певец Лунхи

Беседа-практикум

Жизнь и творчества писателя земляка «Песни Лунхи», журналистское перо писателя.

10

7. «Сурэ5им хоьоон чорооно» П.С. Максимов

Беседа-практикум

Поэт. Философ. Переводчик.

10

8. Гражданин № 1

Беседа-практикум

Жизнь и творчества В.Н. Федорова. Таас Тумус. Главный редактор газеты.

10

9. И.И. Иннокентьев

Беседа-практикум

Прозаик. Драматург. Журналист

10

10. И.И. Егоров «Олус элбэх учугэйдээх»

Беседа-практикум

Поэт. Драматург. Поэт песенник.

10

11. К.С. Эверстов

Беседа-практикум

«Айдаар араллааннара», «Туман буолбут таптал»

10

12. П. Ламутский

Беседа-практикум

Поэт. Прозаик. Автор первого романа на эвенском языке. Педагогическая деятельность

10

13. Братья Кривошапкины «Эбээн норуотун чулуу уолаттара»

Беседа-практикум

Первый народный из эвенов А. Кривошапкин, Д. Кривошапкин перевод олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур»

Журналист П. Кривошапкин

20

13. Баргачаан «Табалаах кыраай хоьоонньута»

Беседа-практикум

Поэт.

5

14. Ф. Егорова- первая женщина журналист Якутии

Беседа-практикум

Жизнь и творчество. Газета «Кыым»

5

15. В.Т. Варламов

Беседа-практикум

Спортсмен, журналист.

5

16. Д.Д. Сметанин

Беседа-практикум

Корресподент, краевед. Сказитель

5

17. Местные авторы

Беседа-практикум

П.Е. Соловьев.

М.П. Спиридонова

Семен Сельский

Г.В. Иванов

5

18. Е.П. Гуляев - Мандыйа

Беседа-практикум.

Стихи о родном крае. Родословное

5

19. Творческие Кобяковы

Беседа-практикум

П. Кобяков- Оьуордуурап, П.С. Кобяков., Г.К. Кобяков, А. Кобяков, И. Кобяков

10

20. Савва Тимофеев- Ыллык

Беседа-практикум

Стихи. Режиссер народного театра

2

21. Журналист Н. Терехов

Беседа-практикум

Статьи.

2

22. Авторы из Мукучи

Беседа-практикум

Григорьев, Лана Юргина , А.Д. Иванов - Тогой

5

23. В. Попова

Беседа-практикум

Стихи о природе, о жизни

4

24. Кобяйская земля - колыбель творчества.

Беседа-практикум

Природа Кобяйского улуса

5

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРС:

Учащиеся должны знать:

  • основную музейную терминологию;

  • функции и задачи музея.

  • цели, методы и этапы научно-исследовательской работы музея;

  • роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея.

  • структуру фондов и фондовую документацию;

  • особенности хранения и экспонирования музейных предметов.

  • характеристику музейной экспозиции;

  • особенности экспозиционно-выставочной работы;

  • основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок.

  • виды культурно-просветительной деятельности музея;

  • правила написания, подготовки и проведения экскурсии.

  • механизм проведения экскурсий;

  • правила поведения экскурсовода.

Учащиеся должны уметь:

  • свободно ориентироваться в музейной терминологии.

  • правильно пользоваться музейной терминологией;

  • работать с основной документацией при подготовке научной концепции выставки.

  • работать с основной документацией на стадии комплектования материалов;

  • умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки.

  • работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки.

  • грамотно пользоваться письменной речью;

  • учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст.

  • ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

  • строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.



МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на

народных традициях. - М.: Народное образование, 2002.

2. Все музеи Москвы. - М., 1997;

3. «Домашнее воспитание» - Приложение к журналу «сельская школа», №№1-4, 2000 г.;

4. Музееведение. Музеи исторического профиля. - М., 1988.

5. Музейный мир России. - М., 2003;

6. «Народное образование» - Общественно-педагогический журнал, 2001, 2002, 2003 гг.

7. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное

искусство, 1998.

8. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. - М., 2001.

9. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана

памятников: В 3 т. - М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000.

10. Сотникова С.И. Музеология. - М., 2004.

11. Фролов А.И. Музеи Москвы. - М., 2003.

12. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. - М., 2003.

13. Юренева Т.Ю. Музееведение. - М., 2003.



© 2010-2022