ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ:

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ

(методические рекомендации для педагогов)

Фролов Николай Иванович,

педагог дополнительного образования

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на занятии является этап рефлексии.

Что такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексии:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  2. рефлексия деятельности;

  3. рефлексия содержания учебного материала.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с группой в начале и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, (например, зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние учащихся на занятии, а желтый - спокойное и ровное, красный - тревожное).

2. Рефлексия деятельности

Применение этого вида рефлексии в конце занятия дает возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия, используя например прием «лестницы успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время занятия, т.е. оценить достигнутые результаты.

3. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:

  • эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;

  • рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);

  • достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

При разработке рефлексивной методики педагогу необходимо учитывать следующее:

  • возрастные особенности учащихся;

  • особенности предмета;

  • состав группы;

  • тему и тип занятия;

  • необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

На занятиях в объединении «Шахматист» апробированы следующие приемы рефлексии.

В случае рефлексии настроения и эмоционального состояния детям младшего школьного возраста, например, предлагается рефлексивный прием «Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета - мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета - занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Или рефлексивный прием «Яблоня» - на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на занятии и насколько продуктивным было занятие для учащихся.

В случае использования рефлексивного приема «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на занятии. Можно также использовать карточки со значками - вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.

Для анализа эмоционального состояния можно предложить учащимся сделать цветовую миниатюру, отражающую их удовлетворённость занятием. Например, нарисовать в конце занятия плакат «Мое разноцветное настроение».

Творческим является следующий рефлексивный прием - учащимся раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами его рисуют, изображая те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром или букетом в руке, или же тяжёлой сумкой), что будет дополнять общее впечатление. Понравилось ли мне занятие? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?

Для детей старшего школьного возраста необходимо использовать более сложные приемы рефлексии. Например, можно предложить им оценить свою работу на том или ином этапе занятия оценками (по аналогии с известной социальной сетью) или значком «like». Также можно попросить ребят в конце занятия оценить свою работу и общее впечатление от занятия тезисом или афоризмом.

Эффективным является прием рефлексии «Одним словом». Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают его состояние на занятии:

  1. Раздражение.

  2. Злость.

  3. Радость.

  4. Равнодушие.

  5. Удовлетворение.

  6. Вдохновение.

  7. Скука.

  8. Тревога.

  9. Покой.

  10. Уверенность

  11. Неуверенность.

  12. Наслаждение.

Можно использовать прием рефлексии «Термометр». Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от -12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце занятия. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна -12, +12 или 0.

Педагогу важно не только узнать и понять эмоциональное состояние учащегося в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стало занятие. Ребята должны оценить свою активность на занятии, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность занятия, коллективную работу. С этой целью можно провести рефлексию в виде устного опроса:

  • «Я узнал(а) много нового»;

  • «Мне это пригодится в жизни»;

  • «На занятии было над чем подумать»;

  • «На все вопросы, возникающие в ходе занятия, я получил(а) ответы»;

  • «На занятии я работал(а) добросовестно и цели занятия достиг(ла)».

Педагог просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов на поставленные вопросы, затем тех, у кого четыре и три плюса и т.д.

Рефлексия в конце занятия позволяет подвести его итоги, обсудить то, что узнали, и то, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Для этого учащимся предлагается рефлексивный прием «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Рефлексия в форме анкетирования позволяет в конце занятия осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятию. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы занятия обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На занятии я работал

2.Своей работой на занятии я

3.Занятие для меня показалось

4.За занятие я

5.Мое настроение

6.Материал занятия мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


Рефлексия эмоционального состояния и настроения на занятии может пройти в виде Определения индекса удовлетворенности учащегося занятием.

За 3-5 мин до конца занятия каждый учащийся отмечает то состояние, которое он испытывает на занятии.

Состояние

+1

0

-1

Состояние

Интерес




Скука

Азарт




Апатия

Защищенность




Беззащитность

Самостоятельность




Подчиненность

Удовлетворенность




Неудовлетворенность

Чувство успеха




Чувство неудачи

Радость общения




Чувство одиночества

Уверенность




Неуверенность

Подъем настроения




Спад настроения

Чувство новизны




Ощущение стандартности


Индекс удовлетворенности:

  • от 0 до 0,4 (не включая 0,4) - низкий;

  • от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) - близкий к норме;

  • от 0,6 и выше - высокий.

Рефлексия учащимися деятельности на занятии.

В качестве рефлексивного приема используется небольшая анкета, в которой

учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в нем:

1. Я считаю, что занятие было

интересным ___________________ скучным.

2.Я научился

многому _______________________ малому.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно __________________ невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии

часто _________________________ редко.

5. Результатами своей работы на занятии я

доволен ______________________ не доволен.

Обсуждая в конце занятия результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для того, чтобы закончить занятие на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в занятие и благодарят друг друга и педагога за проведенное занятие. Такой вариант окончания занятия дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Таким образом, рефлексия на занятии - это совместная деятельность учащихся и педагога. Рефлексивная деятельность на занятии - не самоцель, а подготовка для развития важных качеств личности: самостоятельности, умения оценить свои действия и их результаты, конкурентоспособности, т.е. рефлексия направлена на формирование личности ребенка, готового к жизни и самореализации в современном мире.

Использованная литература:

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.

  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.

  3. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». - СПб.: Издательство «Образование - Культура», 2002г.

  4. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. - Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. - М.: Просвещение, 2004г


1


© 2010-2022