Развитие воображения у детей

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА



ВНЕШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»





Развитие воображения у детей посредством

декоративно-прикладного творчества















2010



СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение……………………………………………………………………..

2. Уровни творческого восприятия у детей занятых кружковой деятельностью………………………………………………………………….

3. Связь эмоций и воображения, в формировании культуры чувств ребёнка..

4. Взаимосвязь творчество-воображение,и виды мотиваций к творческой активности…………………………………………………………………….

5. Творческий процесс и его основные этапы в декоративно-прикладном творчестве………………………………………………………………………

6. Вывод

7. Литература





2

1. Введение

Сегодня декоративно-прикладное творчество является составной частью системы художественного образования. Это одно из самых эффективных средств привлечения детей к культурному наследию и духовным ценностям - народной культуры Украины. Из года в год усиливается интерес к этому массовому, поистине всеобщему творчеству, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразить по законам гармонии и красоты своё непосредственное окружение.

Последовательное и непрерывное приобщение учащихся к богатству народной культуры, искусству содействует активному развитию их способностей и потребности к творческому самовыражению. Процесс приобщения кружковцев к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учётом психофизических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если кружковец младшей группы обучения, то процесс обучения протекает на эмоционально-чувствительной основе, а начиная с пятого класса, оно строится больше на познавательном, аналитическом уровне, обязательно сохраняя в ней эмоционально-образного, творческого начала. Воспитанники овладевают основами декоративно-прикладного творчества на материале народного, затем, классического и современного декоративно- прикладного искусства.В кружковой деятельности закладывается основа, где доминирующая ролдь принадлежит активной художественной деятельности и творческому самовыражению кружковцев в среде искусства. Вместе с тем ,практика показывает , что процесс творческой активности на уроках прикладного творчества протекает вяло.На практике в рамках одного вида деятельности используются традиционные, упрощённые подходы с целью углубления восприятия, а не развития творческого воображения и самостоятельности , самовыражения личности.

В реализации данной проблемы особое значение имеют формы и методы декоративно-прикладжного творчества, которые в полной мере способствуют развитию воображения детей.

Творческую активность и развитие воображения у детей в разных видах деятельности рассматривали психологи Б.М Теплов, Т.С Комароова, Л.С Выготский,Н.Нзотов, А.Нлеонтьев,С.Дмаксименко, А.М Матюшкин

Вопросами методики в области художественного образования занимались Е.В Белкина, Л.М Любарская,Н.В Резниченко, О.В Калиниченко,В.С Кузин и др.

Исходя из того, что на сегодня кружковая деятельность приравнена к общеобразовательной системе образования и должна стать одной из граней воспитания в ребёнке духовности, пестовать в нём творческую личность, для которого характерна высокая эмоцианальная культура, процесс преподавания декоративно-прикладного творчества должен отвечать современным требованиям и условиям, способствующим росту творческого воображения

Поэтому наиболее целесообразным является использование разных видов интеграции художественных знаний кружковцев,проблемно-эвристических, интерактивных методов.

На основе вышеизложенного с учётом актуальности проблемы, была определена цель методичкской разработки:»Развитие воображения у детей посредством декоративно-прикладного творчества».

Занимаясь с детьми декоративно-прикладным творчеством, я как педагог понимаю, что одним из главных условий творческого развития ребёнка является развитое воображение детей, поэтому целью данной работы является поиск путей формирования воображения у детей занимающихся декоративно-прикладным творчеством.

Учебные задачи, которые стоят в ходе творческого обучающего процесса:

1. Познакомить с основными видами декоративно- прикладного искусства.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративно-прикладного творчества, формировать основы эстетического восприятия.


3. Способствовать развитию познавательной активности детей в декоративно-прикладном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

4. Развитие воображения детей в ходе творческого процесса обучения.

Для достижения поставленной цели неолбходимо:

- постоянное изучение новой литературы по данной проблеме

- изучение практического опыта коллег по декоративно-прикладному творчеству

- использование информационных технологий, методик проблемного обучения

2 Уровнитворческого восприятия у детей занятых кружковой деятельностью

Восприятие произведений декоративно-прикладного творчества начинается у детей с трёх базовых вопросов ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?

Вопрос «ЧТО?». Это когда ребёнок, пришедший на занятия кружка, получает наиболее сильное зрительное впечатление от увиденных в кабинете работ (это первое эстетическое переживание)

Вопрос КАК?. Это внимание к технике исполнения, в которой выполнена вещь. Ребёнку уже интересен не только внешний вид работы, но появляется интерес, каким образом она была выполнена (роспись, резьба, макраме, ткачество)

Вопрос ЗАЧЕМ?. И ответ на этот вопрос уже более серьёзен, он затрагивает смысловую связь вещи с её социальной функцией с мировосприятием человека, предлагает раскрытие некоей тайны.Тайна даёт повод к развитию воображения.

Существует несколько степеней активности детского воображения. Самая низкая степень проявляется во сне, когда воспринимаются какие-либо картинки, или образы независимо от нашего сознания. Воображение более активно в грёзах. Грёзы обычно содержат образы того, к чему стремится ребёнок, того, что на данный момент заманчиво для него. Еще более активно

воображение при чтении книг, просмотре картин, прослушивании музыки. Это воссоздающее воображение на основе словесного описания, условного изображения, слухового восприятия, создаёт образ. Высший уровень


развития воображения проявляется в творчестве. Творческое воображение - это создание совершенно нового, оригинального образа, не существующего до сих пор.Занимаясь на кружке ребята активно общаются между собой, с преподавателем, входе непренуждённого общения дети открываются, рассказывают о своих переживаниях, снах, фантазируют на темы волнующие их детское воображение и педагогу остаётся лишь правильно направлять этот корабль детской фантазии.Очень помагает в этой работе прослушивание музыки, детских ауди -сказок.(приложение №1)

3 Связь эмоций и воображения, в формировании культуры чуств ребёнка

Воображение и эмоции в жизни ребёнка взаимосвязаны. Французский психолог Т.Рибо доказывал, что все формы творческого воображения заключают в себе эмоциональные моменты. Всякое чувство, эмоции воплощаются в образы. Эмоции как бы собирают впечатления, мысли, и образы, созвучные настроению человека. Таким образом - богатая, эмоциональная жизнь детей стимулирует воображение. Вывод напрашивается сам собою: используя богатство эмоциональных состояний ребёнка, можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать культуру чувств ребёнка Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, можно формировать культуру чувств ребёнка Уроки декоративно-прикладного творчества - это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, это совместная деятельность, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребёнка. В этом плане мудрое высказывание М.М Пришвина-«Не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться», предоставляется мне бесценной формулой педагогического сотрудничества и особенно оно близко специфике работы в кружковой деятельности.Занимаясь долгое время кружковой деятельностью я поняла ,что когда дети вырываются из привычной им обстановки, едем в другой город, идём в поход, то возникает как раз этот эмоцианальный взрыв творческой активности при котором ребёнок может сочинять интерестные работы по декоративно-прикладному творчеству, рисуем эскизы на обрывках бумаги, а потом как правило из них получаются очень интересные панно.Восторг от ощущения прекрасного даёт энергию творить, даёт заряд творческой активности на долгое время.

Воображение - это создание нового в форме образов, представлений. Воображение очень ценное психологическое свойство человека. Одно из разновидностей воображения - фантазия, и она есть качество величайшее.

Воображение есть некий отход от действительности . Человек воображает то


чего ещё не видел, что ещё не существует, но источник воображения находится в нашем реальном внешнем мире.

Воображение - одна из форм отражения действительности. Как бы не было ново то, что создано фантазией человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности. Чем больше знаний и наблюдений у ребёнка, тем больше у него возможностей воображения. Поэтому так важно в кружковой деятельности накопление знаний об искусстве, просмотр журналов, посещение различных выставок, просмотр видеоматериалов. Такие знания дают толчок к развитию воображения. Я использую каждую возможность посещения выставок, как прикладного творчества так и изобразительного искусства, это даёт со времением большой эффект в развитие творческого воображения, ребята учатся понимать работы художников, уважать и сопереживать чужому миру фантазий, это большой урок эмоцианального восприятия другой творческой личности.

Воображение очень тесно связано с процессом познания реального мира, общения с природой. Поэтому так важны в этой связи постоянные выезды на природу, походы, когда ребёнок видит всё величие и чистоту природы, всматривается в загадочные образы облаков, ловит звуки навивающие сказочные образы. Необходимо чтобы в такие моменты ребёнок раскрылся, дал своему воображению волю и запомнил надолго то состояние творческого возбуждения.

Воображение тесно связано со всеми проявлениями личности, с индивидуальными особенностями восприятия и мышления ребёнка, со своеобразием его эмоций и чувств, с волевыми качествами личности ребёнка. Поэтому очень важен индивидуальный подход к каждому ребёнку, чтобы помочь раскрыться творческому воображению ребёнка. Понять при каких условиях, в какой среде наиболее раскрывается творческое воображение у кружковца. Образное воображение у детей младшего возраста ещё крайне не устойчиво и легко меняется под влиянием различных факторов. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие. Развитие воображения у детей создаёт предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное воспитание в свою очередь развивает воображение.

С детства нас учили сдерживать эмоции, обуздывать желания, подчинятся.

правилам. Спору нет, мы должны управлять своими эмоциями. Но управлять


- не значит подавлять. Говоря о стимулах творческой активности, нельзя не сказать о любопытстве, которое заставляет детей делать необыкновенные вещи, иногда бывая главным побудителем творческой активности.


4 Взаимосвязь творчество-воображение , и виды мотиваций к творческой активности

Основная роль в творчестве принадлежит воображению. Принципиально новое невозможно логически вывести из старого. Тогда возникает вопрос: можно ли всё-таки обучить творчеству? Если творчество зависит от культуры и образования ребёнка, то в силах педагога расширить границы творческого воображения следующими средствами:

- развитие базы знаний;

- создание правильной атмосферы для творчества (новые технологии) эвристический метод, мозговой штурм, метод проектов и т.д;

- поиск аналогий (пытаясь сформулировать творческое решение задачи, важно вспоминать аналогичную задачу).

Творчество для человека играет ту же роль что и витамины: их нужно немного, но если их нет, то болезнь неизбежна. Существует два основных вида мотивации к творчеству:

- внутренняя - (это удовольствие от творческих способностей, желание проявить себя);

- внешняя (практическая выгода, стремление отличится, восхищение других и т.д ).

Вначале внешняя потребность к творчеству перерастает у детей во внутреннюю потребность. Познавая красоту народного творчества, кружковец испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства радости, восторга. Образуются образные представления мышления, воображения. Всё это вызывает у детей


стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народного декоративно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус. Взаимосвязь творчество-воображение рождает разнообразные как художественные, так и интеллектуальные способности.

Большая роль в активизации творческой активности принадлежит педагогу, можно сказать много красивых возвышенных слов и они останутся не услышанными, если эти слова не подкрепляются делами конкретными. Мои ученики общаясь со мной, бывая у меня дома видят мою постоянную работу над своими личными работами в области декоративно-прикладного и изобразительного творчества, чтобы учить ребят я постоянно учу себя и учусь у своих коллег. Работа творческого человека очень интересна, это и поездки на международные конкурсы, встречи с интересными не ординарными личностями , просмотры и участие в различных выставках. Ребята слушают рассказы, смотрят видео и фото материал и у них возникает стимул к творческой деятельности к самоусовершенствованию .


5 Творческий процесс и его основные этапы в декоративно-прикладном творчестве

Воображение - это психологический процесс создание нового в форме образа, представления идеи. Воображение проходит две стадии репродуктивная и продуктивная. У младших детей воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, оно даёт толчок фантазии. У детей младшей группы к десяти годам, и то не у всех наблюдается творческая переработка полученных впечатлений, комбинируя их ,получаются новые сочетания, они наглядны и конкретны. С возрастом различные воображения все в большей степени базируются на освоение технических приёмов, действий той или иной техники декоративно0прикладного творчества. Развитие воображения в области прикладного искусства начинает базироваться на технических знаниях и умениях. В игре впервые формируются процессы активности воображения ребёнка, процессы отвлечённого мышления.

Стимулирование творческой активности ребят младшей группы кружка основывается на креативности мышления, как источник воображения, вдохновение и фантазии.»Вдохновение - состояние когда в человеке как- бы вдохнули дар, способность, внутреннее содержание, т.е.- одухотворение. Человек видит(слышит, понимает и т.п ) то что недоступно другим людям и ему самому в «обычном» состоянии. «Фантазируя ребёнок младшего возраста как - бы играет. В этом проявляется креативность его мышления,


источник творчества.

Психолог Уоллес отмечает четыре этапа творческого процесса:

- подготовка (педагог формулирует задачу, и вместе с учениками пытаемся её решить);

- инкубация (на какой-то период времени мы переключаемся от этой задачи на другую проблему);

- просветление (интуитивное проникновение в суть задачи);

- проверка (испытание или реализация решения творческой проблемы);

Этот процесс четырёх аспектов срабатывает на практике в кружковой работе, помогает зарождению творческих идей, замыслов. К движущим силам творческого воображения относится всё, что может стать мотивом, источником энергии для начала творческого процесса. Изучая в кружке мифы древних славян, мы просматриваем материал со всех точек зрения,художественные произведения написанные на эту тему, картины созданные на основе мифов и легенд, слушаем музыку, идём на экскурсию в фольклорный театр русской песни, где наблюджаем костюмы разных областей России, изучаем и расшифровыываем символы вышивки , весь накопленный материал идёт в разработку будущих работ по декоративно-прикладному творчеству. Детям имея столь разнообразный материал легко представить и вообразить картины прошлого, нарисовать в своей фантазии картины которые потом можно материлизовать на практике.(приложение №2)

Развитие воображения у детей

6 Вывод

Развивая детское воображение, которое является двигателем творческого процесса, мы воспитываем интересную, многогранную личность, самостоятельно мыслящую, которая может созидать. Внедряя новые технологии и не забывая о старых давно апробированных методологических изысканиях в кружковую деятельность, получаем стабильную результативность в воспитании молодого талантливого поколения. Дети, которые занимались в кружке семь-восемь лет, начинают уже творчески подходить к решению любой проблемы, потому что именно воображение даёт толчок к нахождению не тривиальных ответов в жизненных ситуациях. Занятие в кружке даёт им веру в себя, в свой талант, повышает самооценку. По многолетним наблюдениям, я вижу как и в школе улучшается результативность учёбы, повышается уровень знаний. В атмосфере гуманности и психологической раскрепощённости, в атмосфере красоты ими же созданных работ, ребята раскрывают свои возможности и


таланты. Необходимо их просто любить и верить, что каждый из них может стать великим художником-прикладником, если к своим умениям и навыкам привнесёт максимум усилий и трудолюбия. Познавая декоративно - прикладное творчество, ребята расширяют свой кругозор, расширяют круг общения с интересными людьми. Сопоставляя творческий труд по призванию и полученное удовлетворение от него, они обязательно постараются внести красоту своего труда в жизнь.













10

ЛИТЕРАТУРА


  1. Гудилин С. И Основы декоративно- прикладного искусства. методические рекомендации М. Интерсигнал 1997

  2. Ермолаева Н.В. «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство»

  3. Зеленина Е.Л «Играем, познаём, рисуем». М. Просвещение 1996

  4. ред. Неменского Б.М «Искусство вокруг нас» М. Просвещение 1997.

  5. Селевко Г.К Современные образовательные технологии. - М:Народное образование, 1998. - 255 с.

  6. Шпикалова Т.Я Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства. Методические рекомендации





11

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ



Фамилия: Тимощук

Имя: Людмила

Отчество: Ивановна

Район, населённый пункт: Автономная республика Крым

Город: Красноперекопск

Полное название учебного заведения: Внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» Красноперекопского городского Совета Автономной республики Крым

Должность: руководитель образцового художественного коллектива декоративно-прикладного творчества «Кудесница»

Педагогический стаж: 15 лет, 10 тарифный разряд

Учёная степень (звания): Відмінник освіти України - 2009 г.

Награды: Грамота городского управления образования - 2000 г.

Грамота Министерства образования и науки АРК - 2001 г.

Грамота городского Совета - 2003 г.

Грамота Министерства образования и науки Украины - 2005 г.



ХАРАКТЕРИСТИКА


Тимощук Людмила Ивановна - руководит образцовым художественным коллективом декоративно-прикладного творчества «Кудесница» внешкольного учебного заведения «Центр детского и юношеского творчества» Красноперекопского городского Совета Автономной республики Крым с 1995 года. Художественное воспитание осуществляет согласно Закона Украины «О внешкольном образовании», базового компанента с использованием традиционных и инновационных технологий. С 2003 года кружку присвоено звание «Образцовый художественный коллектив». За последние 5 лет и в настоящее время имеет нагрузку в количестве 24 часов в неделю. Коллектив состоит из 3-х групп воспитанников:

  • группа начального уровня - 16 чел.;

  • группа основного уровня - 13 чел.;

  • группа высшего уровня - 13 чел.

Высококвалифицированный, творческий педагог. Умело и нестандартно подходит к выбору средств и методов при подготовке и проведении занятий. Глубоко изучает тонкости прикладного искусства. Пребывает в постоянном творческом поиске нового, интересно, необычного. Воспитывает в детях любовь к окружающему миру, учит видеть его красоту.

В процессе кружковой деятельности, экскурсий и походов способствует пробуждению у детей эстетического чувства, художественного вкуса, овладению деятельностью декоративно-прикладного искусства. В работе формирует навыки и умения путём развития конструктивного мышления.

На занятиях выявляет наиболее талантливых детей, помогает им проявить свои творческие способности в таких направлениях как: ткачество, макраме, батик, флористика, изделия из стекла, костей, природного материала и др. Работы её коллектива отличаются сложностью и оригинальностью исполнения, разновидностью представленных композиций. Особое внимание уделяет воспитанию юных граждан Украины путём привлечения их к богатствам украинской национальной культуры и искусства. Организовывает этнографические экспедиции с целью возрождения и изучения национальных традиций, обрядов и внедрения их в учебно-воспитательный процесс. За значительный вклад в развитие и популяризацию гончарного искусства, воспитания молодёжи на высокохудожественных образцах национальных культур мира награждена Почётной Грамотой II, III, IV Международного молодёжного гончарного фестиваля «Опишня - 2010».

Тимощук Людмила Ивановна является победителем открытого республиканского конкурса-защиты проектов по организации работы с одаренными детьми, заняв 2 место в номинации «Психолого-педагогические аспекты работы с одарёнными детьми».

Достигла высоких успехов в художественном образовании и эстетическом воспитании. Неоднократно её воспитанники становились обладателями Гран-При Ассамблеи одарённых и талантливых детей Крыма, "Лавровой ветви", победителями Всеукраинских, республиканских творческих консурсов-выставок: "Прикосновение к истокам", "Дети и море", "Планета юных мастеров", Международного молодежного фестиваля гончарного искусства в пгт Опишня, Полтавской области - Калиниченко Оксана, Неустроева Валентина, Пономарева Марина, Глушкова Алена, Панасюк Виталий, Шапковская Алёна. По итогам работы премия Совета Министров Автономной Республики Крым присуждена её воспитанникам:

  • Панасюку Виталию в 2008-2009 учебном году;

  • Шапковской Алёне в 2009-2010 учебном году;

  • Панасюку Виталию в 2010-2011 учебном году.

Является заведующей отдела декоративно прикладного творчества и изобразительного искусства. Активно пропагандирует свой опыт работы в периодической печати, средствах массовой информации:

  • газета «Школа» №10(71) 2009 г. - педагогическая работа «Красота - как проводник духовности»;

  • журнал «Позашкілля» №3 , март 2010 г.: педагогическая работа «Красота - как проводник духовности»;

  • журнал «Делаем сами» №16 июнь 2010 г.: методические разработки «Тканая сумочка», «Фантазии из стекла».

В марте 2010 года в выставочном зале Крымского Республиканского

ЦДЮТ экспонировалась выставка работ ведущего коллектива Автономной Республики Крым - «Кудесница», где было представлено более 80 работ.

На основании решения коллегии управления образования от 08.09.10 Тимощук Людмиле Ивановне присуждена Премия Краснореперекопского городского совета за особые заслуги в обучении, воспитании учащихся, обновление содержания и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, разработку и внедрение новых технологий.

Толерантна, справедлива, добродушна, активна, отзывчива. Пользуется уважением среди коллег, воспитанников и родителей.


Директор ЦДЮТ М.И.Марценовская



ВЫПИСКА

ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

внешкольного учебного заведения

«Центр детского и юношеского творчества»

«09»сентября 2010 г. №3

СЛУШАЛИ: Тимощук Людмилу Ивановну, руководителя образцового художественного коллектива декоративно-прикладного творчества «Кудесница»,

о методической разработке «Развитие воображения у детей посредством декоративно-прикладного творчества» Тимощук Людмилы Ивановны, руководителя образцового художественного коллектива декоративно-прикладного творчества «Кудесница», претендующей на присвоение педагогического звания: руководитель кружка-методист.

РЕШИЛИ:

1. Одобрить методическую разработку «Развитие воображения у детей посредством декоративно-прикладного творчества» Тимощук Людмилы Ивановны, руководителя образцового художественного коллектива декоративно-прикладного творчества «Кудесница», претендующей на присвоение педагогического звания: руководитель кружка-методист.

«09»сентября 2010 г.

Директор ЦДЮТ М.И.Марценовская

Приложение №1

Урок декоративно-прикладного творчества, итоговое занятие

Тип урока: комбинированный

Использованный метотод:объяснительно-иллюстративный

Формы организации на уроке:коллективная,индивидуальная.

Методическая особенности урока: использование праздника и выставки как элемента воспитания любви к декоративно-прикладному творчеству.

Цель урока:

1. Подведение итогов работы кружка за 15 лет, ознакомление кружковцев и гостей с выставочным материалом разных поколений кружковцев.

2. Привитие любви к декоративно-прикладному творчеству.

3. Проведение в рамках праздника мастер-класса ребят для своих сверсников и родителей

Оборудование

1.Ткацкие рамки, челноки.

2. Подушки-валики, струбцины, ножниц

3.Стеклорез, ленейка,планшет

4.Рамка,стеклянная трубочка для батика, степле

5.Ткань, береста, нитки, карандаши, стекло, резерв, краски и т.д

Ход урока:

1.Введение в тему урока.

Важной задачей итогового урока является организация живого общения между кружковцами и приглашёнными гостями.На 15 летие кружка пришло много гостей это и первые ученики «Кудесницы» и ребята с других декоративно-прикладных и технических кружков, пришли родители .

Вначале произошло торжественное открытие выставки, где ребята услышали много хороших слов о своей деятельности.

Участие фольклорного театра «Лепота» воссоздало аромат народной культуры, учасники выставки услышали несколько народных песен в исполнении театра «Лепота».

2. Мастер-класс кружковцев.

Ребята провели экскурсию для гостей по свему кабинету, на примере панно нашего класса рассказали о различных видах декоративно-прикладного творчества. На каждом столе были подготовлены инструменты и матреалы по различным видам декоративно-прикладного творчества.Кружковцы вначале показали свои умения и навыки, а далее все желающие могли испытать свои силы в разных видах творчества

3.По окончании мастер-класса лучших учеников «Кудесници» впервые участвующих в выставке посвятили торжественно и с уже отработанным ритуалом в УЧЕНИКОВ образцового кружка декоративно-прикладного творчества «Кудесница». За хорошую работу в кружке многие ребята получили грамоты.(фото материал прилагается)

4.Вместе с гостями произошло чаепитие, где происходили импровизированные диалоги, игры.

Итогом нашего праздника-выставки было хорошее настроение кружковцев их родителей и наших гостей. Ребята - новички ощутили всю значимость и красоту нашей работы, они увидели преемственность поклений ребят занимающих ся декоративно-прикладным творчеством

Приложение №2

Урок во 2 группе кружка «Кудесница»

Декоративно-прикладное творчество Полтавской области

Ткачество и керамика.

Тип урока: комбинированный.

Использованный метод: объяснительно - иллюстративный.

Форсы организации кружковцев на уроке: коллективная, индивидуальная.

Методическая особенность урока: использование компьютерных технологий.

Цель урока:

1. Познакомить ребят с основными видами декоративно-прикладного творчества полтавской области(пос. Опишня).Дать представление об области применения народного искусства.

2. Формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.

3. Развивать творческий подхъод к исследованию народного искусства, художесчтвенный вкус.

Оборудование:

1. Компьютер, диски

2. Презентация «Декоративно-прикладного творчества Полтавской области.Ткачество, керамика.

3.Листы в клетку, фломастеры, цветные карандаши, рамка для ткачества.

Ход урока.

1.Техника безопасности в кружке.

2.Введение в тему урока.

Полтавская земля всегда славилась своими мастерами, одарёнными людьми.При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о практическом её назначении, но и о красоте. Сегодня мы поговорим о Решитиловских гобеленах полтавкой области(просмотр видео материала)

3. Ткацкое ремесло на полтавщине.

Неотъемлемыми предметами жилища были ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей.Сырьём для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть.Укже с 7-8 лет в семье крестьян девочки приучались к ткачеству и прядению. До совершщеннолетия они успевали приготовитьт для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники настольники, рубахи. Вышитых рушников должно было не менее 12 штук. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями из своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбие невесты. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.(просмотр видео материала)Сорочки на полтавщине главным образом вышивались белыми нитками, очень редко красными или серыми. Манишки белых сорочек в старых образцах украшали белым узором выполненных гладью. Узор обводился чёрным или цветными полосами. Полтавский рушник интересен тем , что на полотенце предварительно наносили рисунок, который потом зашивался, от чего и приобрёл название полтавкого шва

4. Виды орнаментов полтавской области на рушниках тканых, на керамических изделиях.(просмотр видео материала )

-геометрический;

-растительный;

-зооморфный;

Каждая линия и знак имели свой смысл.

В геометрических фигурах ромба или круга изображалось солнце-символ тепла и жизни. Прямой линией изображалась земля, а волнистой земля.

Растительные узоры символизируют плодородие земли. Калина - символ любви, виноградная лоза - любимый мотив в росписи на керамики полтавщине.

Фигуры животных также встречаются в вышивках, керамики. Олень и конь приносит счастье, благополучие. Птица - символ богатства

5. Глина- одно из самых распространённых природных материалов, освоенных человеком ещё в глубокой древности. Высокая пластичность материала позволяла изготавливать из него множество необходимых в быту предметов - главным образом посуду, украшения, культовые фигурки.

Вещи из обажёной глины принято называть керамикой.

Бывая на международном конкурсе в Опишне полтаской области с учениками мы близко познакомились с керамикой полтавщины, посетили множество музеев и познакомились с мастерами керамистами, также прошли множество мастер- классов. Теперь мы посмотрим керамику на видеоматериале привезенном с о сталици керамистов Опишне.

6.Зарисовка орнаментов ребятами и выполнение их в технике ткачества

7.Подведение итогов

Мало гордиться искусством своего народа, надо быть достойными преемниками лучших традиций.

8.Выставка лучших работ.


© 2010-2022