Программа по внеурочной деятельности Социальное творчество школьников Цветоводство

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе Примерной программы внеурочной деятельности Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова «Социальное творчество школьников», 2011г.
Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 29»




УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______________А.А. Максимова

«__»___________2015


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Социальное творчество школьников»

на 2015 - 2016 учебный год


5 класс

Срок реализации - 1 год






Составитель:

Волокитина Л.Д.

учитель истории и обществознания

Духовного краеведения Подмосковья


2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе Примерной программы внеурочной деятельности Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова «Социальное творчество школьников», 2011г.

Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут осуществляться любых сторон и проблем общественной жизни, в том числе развития культурной и природной среды существования общества.

В условиях модернизации современного образования, переход на более качественный уровень подготовки обучающихся к адаптации в условиях динамично развивающегося общества в современной педагогической практике приоритетной является задача формирования ключевых компетенций школьников, то есть способности применять полученные знания и умения на практике в различных сферах жизнедеятельности. В связи с этим педагогические подходы, технологии должны быть ориентированы на достижение каждым школьником определенного практического результата. Причем результат образовательной деятельности должен быть индивидуален для каждого ученика и соотнесен с его потребностями и возможностями. Технология проектной деятельности решает задачу формирования у школьника стремления получать конкретный, осязаемый продукт своей образовательной деятельности.

В условиях введения предпрофильной подготовки и профильного обучения широко используется метод проектов, так как он подразумевает получение результата. Человек творит прекрасное, создавая произведения искусства. Творчество природы наиболее трогательно проявляется в растениях. Выращивание цветочно - декоративных растений - большое искусство, требующее постоянного внимания и заботы. Чтобы правильно ухаживать за комнатными растениями, необходимы теоретические знания. Озеленение помещений (жилых, служебных и др.) в настоящее время получает все большее распространение. Содержание пыли в воздухе комнаты, где выращиваются растения, резко снижается, а количество углекислого газа не повышается, т.к. растения его поглощают. Кроме того, почти все растения обладают фитонцидными свойствами, т.е. способностью выделять в воздух летучие вещества, убивающие микроорганизмы, осуществляя дезинфекцию окружающего нас воздуха. Вся работа курса направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, элементов ухода за ними. Работа направлена на воспитание любви к живой природе. Через изучение взаимодействия человека с природой, детям прививаются эстетические навыки, развивается эмоциональная сфера. Условия организации занятий позволяют использовать личностно - ориентированный подход в обучении, формировать интерес к естественным наукам, создавать условия для развития творческого потенциала учащихся.

Актуальность программы социального направления:

Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач, в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности согласуются со способностью жить в обществе в гармонии с окружающей природной средой. Занятия в кружке позволяет ученику научиться готовить рабочее место к работе, правильно пользоваться инструментом, соблюдать правила охраны труда, техники безопасности; видеть конечную цель своей деятельности, планировать ее, действовать в команде, грамотно оформить и представить результат работы над проектом.

Цель курса: Воспитание творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду, удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умению применять свои знания на практике.

Задачи курса:

Обучающие:

1. Дать понятие о биологических и морфологических особенностях цветочно - декоративных растений и их роли в жизни человека.

2. Формировать познавательный интерес при сборе информации о растениях.

Развивающие:

1.Сформировать у детей системный подход к изучению растений.
2.Формировать интереса к науке, исследовательской деятельности.

3.Развивать понимание неразрывности биологических связей в живой природе и необходимости в сохранении окружающего мира;
4.Развивать интеллектуальные и творческие способности детей, их воображение и духовный мир;

Воспитательные:
1.Воспитать у детей любовь к природе.

2.Воспитывать бережное отношение ко всему живому, рациональное использование природных ресурсов.
3.Воспитывать эстетический вкус при выращивании растений и оформлении цветочных композиций и клумб;

4.Формировать духовную культуру и нравственность.
5.Формировать общественно активную личность, способную реализовать себя в социуме.

Примерная программа внеурочной деятельности школьников основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип неадаптивной социализации является альтернативой образовательному принципу социальной адаптации. Он предполагает воссоздание в педагогическом мышлении или образовательной реальности некоторой устойчивой социальной конструкции, к жизни в которой педагоги готовят воспитанников. Традиционно это сводится к составлению набора необходимых социальных умений и навыков. Однако в условиях нестабильного развивающегося социума подобный подход имеет существенные ограничения.

«Неадаптивная социализация» предполагает образовательное обеспечение возможности создания школьникам собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным технологическим условием выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект, что в частности имеет значение и для повышения уровня социальной ответственности молодого поколения. Основной образовательный результат возникает за счет педагогического сопровождения индивидуального социального действия и рефлексии школьника.

Принцип природосообразности. Предполагает, что социально преобразующая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а так же формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность - одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические задачи.

Принцип культуросообразности предполагает, сто социальное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры.

Трактовка принципа коллективности применительно к социальному творчеству предполагает, что социально преобразующая добровольческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создать условия для позитивно направленных гражданского самосознания, самоопределения, и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагогов и учащихся в социальном творчестве. Диалогичность в воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение « школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в в логике замысел-реализация-рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но желаемое и будучи осуществленное в результате его активности. Ученик должен представить, что это должно быть и чем это должно быть для него.

Возраст обучающихся - 11-12 лет. Сроки реализации данной программы - учебный год.

Формы и методы проведения занятий разнообразны - практические работы, опыты, наблюдения, беседы, экскурсии. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы - защита проектов, участие в выставках

Содержание программы

Тема 1. Введение (2 часа)

Ознакомление с планом работы. Работа с литературой. Цветочно-декоративные растения, их значение в природе и жизни человека. Комнатные растения, очищающие воздух. Правила безопасного поведения на занятиях кружка. Запуск проекта.

Практическое занятие. Экскурсия в конференц-зал. Ознакомление с цветочно-декоративными растениями, используемыми в его озеленении. Десять золотых правил цветовода.

Тема 2. Характеристика комнатных растений и почв.(2 часа)

Классификация комнатных растений. Декоративнолистные комнатные растения. Декоративноцветущие комнатные растения. Кактусы. Особенности строения комнатных растений. Световой режим растений. Шкала освещенности. Нарушения светового режима. Сигналы опасности. Естественное и искусственное освещение. Температурный режим комнатных растений. Шкала температур. Нарушение температурного режима. Сигналы опасности. Водный режим растений. Шкала полива. Нарушения водного режима, сигналы опасности.

Характеристика почвенных смесей. Дерновая земля. Субстракты. Составление почвенных смесей для разных групп растений. Смеси, не содержащие землю. Выращивание комнатных растений без почвы. Гидропоника.

Тема 3. Уход за комнатными растениями (5 часов)

Влажность воздуха. Шкала влажности воздуха. Правила поддержания необходимой влажности воздуха. Опрыскивание, группировка, двойной горшок.

Практическое занятие. Полив и купание растений. Полировка. Правила полива растений разных экологических групп. Особенности ухода за комнатными растениями осенью и зимой. Уход за растениями во время отпуска. Как определить, что растению тесен горшок. Пересадка и перевалка комнатных растений. Замена верхнего слоя земли. Формовка комнатного растения. Прищипка, обрезка, очистка омоложение.

Практическое занятие. Методика пересадки и омоложения комнатных растений.

Размножение комнатных растений. Размножение отводками, отпрысками, усами. Размножение стеблевыми и листовыми черенками. Как укоренять черенки. Укоренение в пакете, в тепличке, в горшке. Размножение кусочками стебля. Размножение делением куста, воздушными отводками, семенами, спорами.

Практическое занятие. Размножение комнатных растений черенками и делением куста.

Тема 4. Основы агрохимии. (4 часа)

Болезни и вредители комнатных растений. Тля, нематода, мучнистый червец, щитовка, паутинный клещ, трипс и др. Как определить поражение растения. Неотложная помощь комнатным растениям. Профилактика и способы борьбы с вредителями и болезнями. Трудности и проблемы, возникающие при выращивании растений. Ошибки в уходе.

Практическое занятие. Определение заражения растений болезнями и вредителями. Питание комнатных растений. Минеральные удобрения. Чем подкармливать. Нерастворимые порошки и гранулы, таблетки и палочки, жидкие удобрения. Когда растению требуется подкормка. Сигналы опасности. Правила внесения удобрений.

Практическое занятие. Подкормка растений конференц-зала. Особенности осенне-зимнего периода.

Тема 5. (3 часа)

Паспортизация растений. Информация, необходимая для правильного ухода за растением.

Практическое занятие. Изготовление паспортов комнатных растений.

Практическое занятие. Защита проекта. Конкурс фотографий «Мой зимний сад»

Модуль 2

Тема 6. Все о клумбах. (4 часа)

Введение. Типы клумбовых растений. Теплолюбивые однолетники, теплолюбивые многолетники, холодостойкие двулетники, холодостойкие многолетники, холодостойкие однолетники, экзотические теплолюбивые многолетники, луковичные растения. История клумбовых растений. Правила безопасного поведения на занятиях.

Классификация однолетников их особенности и использование в клумбовом цветоводстве. Теплолюбивые, холодостойкие, влаголюбивые, засухоустойчивые, теневыносливые, светолюбивые, рассадные, без рассадные.

Регулярные виды цветочного оформления. Партер. Клумба. Бордюр. Рабатка. Модульный цветник. Солитер. Виды клумб. Сплошные посадки, регулярная клумба, нерегулярная клумба, ковровая, орнаментальная. Весенняя, летняя, осенняя клумбы.

Композиционные элементы ландшафтного дизайна. Размещение растений в цветнике. Составление плана цветника.

Колористика. Цвет. Цветовой круг. Окраска цветков. Цветовые схемы. Монохромная схема, схема сближенных цветов, контрастная, полихромная схемы.

Практическое занятие.

Проектирование клумб.

Тема 7. Проектирование клумбы. (3 часа)

Практическое занятие. Замер земельного участка под клумбу, исследование почвы, имеющихся насаждений. Составление плана-схемы в соответствии с имеющимся семенным материалом.

Практическое занятие. Расчет количества растений на клумбу. Ревизия семенного материала. Подготовка грунта, посадочных ящиков, инструментов.

Конкурс эскизов (планов) цветочных клумб.

Тема 8. Рассада. (10 часов)

Практическое занятие. Методика посева семян на рассаду в помещении. Типы семян, сведения о прорастании семян. 8 шагов на пути к успеху.

Практическое занятие. Выращивание рассады, Основы агротехники. Сроки посева, подготовка грунта, температура для прорастания. Правила проведения пикировки рассады. Подкормка азотными, или комплексными удобрениями.

Контейнерные растения. Основные сведения. Типы контейнеров. Растения для контейнеров. Оформление и размещение контейнеров. Уход за контейнерными посадками. Особенности ухода.

Практическое занятие. Работа по уходу за рассадой. Особенности полива и подкормки. Уход за контейнерными растениями конференц-зала.

Практическое занятие. Пикировка всходов. Правила проведения.

Альпийская горка, рокарий. Правила создания и уход за растениями альпинариев.

Практическое занятие. Работа по уходу за рассадой.

Болезни и вредители рассады и клумбовых растений. Повреждения листьев и стеблей, Повреждения корней, повреждения цветков. Профилактика, меры борьбы с болезнями и вредителями.

Практическое занятие. Работа по уходу за рассадой.

Практическое занятие. Подготовка клумбы к высадке рассады. Перекопка, рыхление, разметка.

Практическое занятие. Работа по высадке рассады на клумбу.

Тема 9. Итог проекта (2 часа)

Практическое занятие. Анализ растений, высаженных на клумбу. Составление списка растений, рекомендованных для выращивания на пришкольном участке.

Практическое занятие.

Защита проекта. Презентация работы по проекту.

Тематическое планирование

№п/п

Название модуля и занятий

Общее количество часов

Число теоретических занятий

Число практических занятий

Модуль 1 «Комнатное цветоводство. Проект «Зимний сад» 1 полугодие, 16 часов

1

Ознакомление с планом работы. Работа с информационными источниками по цветоводству Запуск проекта. Цветочно-декоративные растения, их значение в природе и жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях кружка.

1

1

-

2

Экскурсия: «Знакомство с комнатными растениями конференц-зала. Основные мероприятия по уходу за комнатными растениями.

1

-

1

3

Характеристика комнатных красивоцветущих и декоративно-лиственных растений. Особенности строения комнатных растений. Световой, воздушный, водный режим растений

1

1

-

4

Характеристика типов почв. Составление почвенных смесей для разных групп растений. Выращивание комнатных растений без почвы. Гидропоника

1

1

-

5

Полив и купание растений. Правила полива растений разных экологических групп. Особенности ухода за комнатными растениями осенью и зимой.

1

-

1

6

Пересадка и перевалка комнатных растений. Составление почвенных смесей. Прищипка, обрезка, омоложение.

1

1

-

7

Методика пересадки и омоложения комнатных растений

1

-

1

8

Размножение комнатных растений

1

1

-

9

Размножение комнатных растений черенками и делением куста.

1

-

1

10

Болезни и вредители комнатных растений. Профилактика и способы борьбы с вредителями и болезнями

1

1

-

11

Определение заражения растений болезнями и вредителями.

1

-

1

12

Питание комнатных растений. Характеристика видов удобрений. Правила внесения удобрений.

1

1

-

13

Подкормка растений конференц-зала. Особенности осенне-зимнего периода.

1

-

1

14

Паспортизация растений.

1

1


15

Изготовление паспортов комнатных растений.

1

-

1

16

Защита проекта. Конкурс фотографий «Мой зимний сад»

1

-

1


Итого:

16

8

8

Модуль 2. «Клумбовое цветоводство. Проект «Школьная клумба» 2 полугодие 19 часов.

17

Введение. Типы клумбовых растений. История клумбовых растений. Правила безопасного поведения на занятиях.

1

1

-

18

Классификация однолетников их особенности и использование в клумбовом цветоводстве.

1

1

-

19

Виды клумб. Композиционные элементы ландшафтного дизайна.

1

1

-

20

Колористика. Цветовые схемы. Проектирование клумб.

1

-

1

21

Замер земельного участка под клумбу, исследование почвы, имеющихся насаждений. Составление плана-схемы.

1

-

1

22

Расчет количества растений на клумбу. Ревизия семенного материала. Подготовка грунта, посадочных ящиков.

1

-

1

23

Методика посева семян на рассаду в помещении. Условия успеха.

1

-

1

24

Выращивание рассады, Основы агротехники.

1

-

1

25

Контейнерные растения. Особенности ухода.

1

1

-

26

Работа по уходу за рассадой. Особенности полива и подкормки.

1

-

1

27

Пикировка всходов. Правила проведения.

1

-

1

28

Альпийская горка, рокарий. Правила создания и уход за растениями альпинариев.

1

1

-

29

Работа по уходу за рассадой

1

-

1

30

Болезни и вредители рассады и клумбовых растений. Меры борьбы.

1

1

-

31

Работа по уходу за рассадой

1

-

1

32

Подготовка клумбы к высадке рассады. Перекопка, рыхление, разметка.

1

-

1

33

Работа по высадке рассады на клумбу

1

-

1

34

Анализ растений, высаженных на клумбу. Составление списка растений, рекомендованных для выращивания на пришкольном участке.

1

-

1

35

Защита проекта. Презентация работы по проекту.

1

-

1

Итого:

19

6

13

Результаты освоения курса.

Личностные результаты:

проявление познавательных интересов;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

осознание необходимости общественно-полезного труда;

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам

Метапредметные результаты:

алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

проявление инновационного подхода к решению практических задач;

самостоятельная организация выполнения различных творческих работ;

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения эстетических ценностей;

соблюдение норм и правил культуры труда, норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

рациональное использование информации для проектирования и создания объектов труда;

оценка технологических свойств сырья, материалов и областей применения

ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

владение способами научной организацией труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда.

В трудовой сфере:

планирование технологического процесса и процесса труда;

подбор материалов с учетом характера объекта

проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, правил безопасности труда, трудовой технологической дисциплины;

подбор и применение оборудования с учётом областей их применения

В мотивационной сфере:

оценивание своей способности готовности к труду,;

осознание ответственности за качество результатов труда

В эстетической сфере:

дизайнерское проектирование, художественное оформление объекта, эстетическое и рациональное оснащение рабочего места

В коммуникативной сфере:

формирование рабочей группы для выполнения проекта, умение общаться в группе

В физико-психологической сфере: сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности

Материально-техническое обеспечение программы курса внеурочной деятельности

Материалы:

  1. Семена

  2. Земля (почва)

  3. Удобрения

  4. Комнатные растения

Инструменты:

  1. Лопаты

  2. Лопаточка

  3. Грабли

  4. Лейка

Оборудование:

  1. Ящики для рассады

  2. Контейнеры для семян

  3. Компьютер

  4. Проектор

  5. Аудиторская доска с магнитной поверхностью и набором для крепления плакатов и таблиц

Учебно-методическое обеспечение программы курса внеурочной деятельности

1.1.Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова Примерной программы внеурочной деятельности «Социальное творчество школьников», 2011г.

1.2.Ю.Ю.Баранов. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации; пособие для учителей общеобразовательных организаций-М.: Просвещение, 2013.

1.3.Л.В.Галецкая (и др.) «Озеленение пришкольного участка: рекомендации, планирование работы, справочные материалы». Волгоград, «Учитель», 2013г.

1.4.А. Нестерова, Газоны, цветники и дорожки,
изд. Вече, 2002

1.5. Ханнеке ван Дейк, Клумбы и бордюры, изд. Лабиринт Пресс, 2003

1.6. О Ганичкина Любимые цветы М. Оникс, 2008

1.7.Комнатные растения от А до Я. М. ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006

1.8. Д.Г. Хессайон «Все о комнатных растениях» книга 1 ,Москва, «Кладезь-букс» 2009г, книга 2-2005 г.

1.9.Д.Г.Хессайон. «Все о клумбовых растениях» Москва, «Кладезь-букс» 2006г.

1.10. Д.Г.Хессайон. «Все о контейнерных растениях» Москва, «Кладезь-букс» 2003г.

1.11.Ян Ван дер Неер. «Все о комнатных растениях, очищающих воздух» Москва «ОНИКС» 2006г.

1.12.Н.Кингсберри. «Миксбордеры. Дизайн и посадка» Москва, «Кладезь-букс» 2005г.

1.13.Е.Г.Колесникова «Лучшие однолетники" Москва, «Кладезь-букс» 2006г

1.14.А.Ю.Сапелин «Справочник ландшафтного дизайнера» словарь терминов

Москва, «Кладезь-букс» 2010г.

1.15. И.Ю. Бочкова «Создаем красивый цветник. Основы проектирования, принципы подбора растений». Москва ЗАО «Фитон+» 2006г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________

«___»__________2015год.





13


© 2010-2022