Стастья Хакасский цикличный календарь - продукт детского творчества, как одно из средств приобщения детей к национальной культуре

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хакасский цикличный календарь - продукт детского творчества,

как одно из средств приобщения детей к национальной культуре

Шалганова Г. А., педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Усть-Абаканский ДДТ»

«Всякое дерево, у которого обрублены корни, рано или поздно засыхает и погибает, так и человек, отрёкшийся от своих предков, неминуемо придёт не только к своей погибели, но и к гибели своего древнего Рода»

(Волхв Велимудр)

Время глубоких преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества повышает требования к уровню образования учащихся. К сожалению, в настоящее время в образовательном пространстве ребенка еще существует проблема утраты народных традиций. В связи с этим, прослеживается нарушение связи поколений, влияние западной культуры и глянцевого гламура, отсутствие практического применения предметов национальной культуры. Организация проектной, исследовательской деятельности в учреждении дополнительного образования детей - мощная основа развития инновационного процесса для решения общих задач обучения и воспитания подрастающего поколения на традициях народного прикладного искусства.

Проектно-исследовательская технология - это система интегрированных процедур в образовательном процессе. Данная технология включает в себя многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, методы сбора и обработки данных, исследовательский метод, проблемный, поисковый и другие методы.

Зачастую, выполняя свои должностные обязанности, мы даже не задумываемся о том, что внедряем нововведение, выполняем какую-либо исследовательскую работу. Просто бывает тесно работать в рамках стандарта, и педагог начинает творить, изобретать.

Декоративно-прикладное искусство - творчество разных народов, веками не теряющее своих традиций, является одним из проявлений национальной культуры.

С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю неповторимость рукодельных работ, созданных мамами и папами, бабушками и дедушками. Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом. Занятия декоративно- прикладным искусством способствуют совершенствованию трудовых, технологических навыков у детей и подростков, развитию у них эстетического вкуса, творческой активности, уважения к труду [2, 135].

Мастерская декоративно- прикладного творчества «Светлица» в Усть- Абаканском Доме детского творчества существует уже несколько лет. В мастерской работает три цеха: цех «Керамика», цех «Тестопластика», цех «Макраме». От простых лепных и плетёных изделий, направленных на развитие мелкой моторики кисти рук, до изготовления художественных работ на выставки - этот путь ребёнок проделывает с интересом и удовольствием. Чтобы поддерживать такой интерес, нужен постоянный творческий рост педагога, интересные идеи и умение воплощать их в изделие, в продукт детского труда.

Работа по образовательной программе мастерской декоративно- прикладного творчества « Светлица» включает в себя блок ознакомления детей с хакасской культурой: хакасский фольклор, быт, солярные знаки, наскальные рисунки и т.д., выполнение как отдельных предметов, так и композиций.

Как привлечь детей к выполнению коллективной работы в народном варианте? Интересным выходом для нас стало деление детей на подгруппы. Подгруппы складывались по возрастному, гендерному признаку, по интересам.

Рассмотрим работу подгрупп на примере изготовления хакасского цикличного календаря в цехе «Керамика». В данном случае, деление на подгруппы происходило по возрастному признаку: 7 - 8 лет, 10 - 11 лет. Одна подгруппа собирала и обрабатывала данные о хакасском календаре, другая подгруппа готовила эскизы календаря.

Подгруппа детей старшего возраста сообщила много интересной информации: как хакасская система счёта времени фиксировала короткие промежутки светового дня, суточный период, месяцы, сезоны и лунные годы [3, 252]. «Художественный совет», созданный из ребят второй подгруппы, определял более интересную информацию. Ею оказалась информация о цикличном календаре, представленная в таблице №1[1, 17].

Таблица №1

Хакасский циклический календарь


хакасский

мышь

лошадь

корова

овца

лисица

человек

заяц

курица

ящерица

собака

змея

свинья

китайский

крыса

лошадь

бык

коза

тигр

обезьяна

кот

петух

дракон

собака

змея

свинья

японский

крыса

лошадь

вол

овца

тигр

обезьяна

кролик

петух

дракон

собака

змея

кабан

калмыцкий

мышь

лошадь

корова

овца

барс

обезьяна

заяц

курица

дракон

собака

змея

свинья

Дети провели сравнительный анализ восточных календарей, отметили большое сходство, заострили внимание на различиях, сделали вывод о том, что хакасам были известны 12 типичных характеров Восточного гороскопа, основывающегося на 12-летнем цикличном лунном календаре.

Дети более младшего возраста работали в проектном отделе. Их задачей было разработать эскизы календаря. Они защищали свои эскизы - проекты, предлагали выполнить животных в плоскости, в объёме. «Худсовет», теперь уже из другой детской подгруппы, выбирал самый достойный эскиз. Обратили внимание на то, что хакасы связывали с поведением небесных светил не только будущие урожаи в растениеводстве, изменение погоды в зависимости от лета и зимы, но и с тем, как будут пополняться их стада овец, лошадей, каким будет урожай на пушнину и диких зверей, как влияют созвездия на судьбы отдельных людей и всего мира.

Таким образом, был сделан вывод о том, что хакасы доверяли цикличному календарю. А это значит, что символы цикличного календаря должны нести в себе позитивную энергию, добро и защиту от плохой энергетики. Колокольчик, как оберег, как раз та самая фигура, которая своим звоном отгоняет злых духов, разрушает негативную энергетику.

Итак, дети самостоятельно решили выполнить фигурки животных цикличного календаря в форме колокольчиков. К тому же, они добавили к календарю тринадцатый колокольчик с изображением на нём хакасского солнечного божества. В процессе лепки колокольчиков и плетения вспомогательных элементов принимали участие ребята обеих подгрупп. Так родилась совместная работа «Хакасский цикличный календарь». Структура работы над изделием отображена в рисунке 1.

Цех «Керамика»

Стастья Хакасский цикличный календарь - продукт детского творчества, как одно из средств приобщения детей к национальной культуреСтастья Хакасский цикличный календарь - продукт детского творчества, как одно из средств приобщения детей к национальной культуре

Информационный отдел: подбор информации, работа с литературой;

Проектный отдел: изготовление эскизов;

Стастья Хакасский цикличный календарь - продукт детского творчества, как одно из средств приобщения детей к национальной культуреСтастья Хакасский цикличный календарь - продукт детского творчества, как одно из средств приобщения детей к национальной культуре

Хакасский цикличный календарь

Рисунок 1.

Структура работы над хакасским цикличным календарем


Китайская мудрость гласит: «Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, дай мне сделать это, и это станет моим навсегда». Проделав большую исследовательскую работу, пропустив через свои руки процесс совместного изготовления изделия, ребенок сохранит в памяти информацию о хакасском цикличном календаре.

Данная работа является победителем районной выставки декоративно-прикладного творчества, призером (2 место) республиканской выставки декоративно-прикладного творчества, проводимой в рамках фестиваля «Юные таланты» в 2007 году.

Каждый из нас, изначально, по своей природе - исследователь. И как важно не сужать мировоззрение наших воспитанников, а развивать в них способность активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.

Участие детей в исследовательской работе неизменно дает свои плоды: они становятся интеллектуально богаче, творчески активнее и самостоятельнее, у них повышается самооценка и уверенность в себе.

Человек не должен отказываться от своей родной и близкой культуры, отрекаться от культуры своих предков, от своей истории и традиций в угоду каким-либо новым веяниям или «учениям», человек должен изучать свою культуру, самобытные традиции, древнюю мудрость своих предков.


Использованная литература:

1. Бутанаев, В. Хакасский календарь. Гороскоп. Гадание. [Текст]/ В. Бутанаев. - Абакан: УПП Хакасия, 1991. - 32 с.

2. Иванченко, В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. [Текст]/Т. П. Лакоценина. - Ростов - на - Дону: Учитель, 2006. - 283 с.

3. Энциклопедия Республика Хакасия, том №1.[Текст] / Кузьмин В. А. - Красноярск: Поликор, 2007. - 432 с.

© 2010-2022