Особенности оценивания результатов деятельности учащихся по дополнительной общеобразовательной программе «Мастерская природы»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности оценивания результатов деятельности учащихся по дополнительной общеобразовательной программе

«Мастерская природы»

Обучение как процесс взаимодействия преподавания и учения может быть эффективным только тогда, когда его цель определена диагностично, то есть таким образом, чтобы их достижение могло быть объективно обнаружено и оценено.

Диагностика позволяет систематизировать и наглядно оформить наши представления об обучающихся, которые у нас занимаются, организовать деятельность с использованием методов, максимально раскрывающих потенциал каждого ребенка.

Анализ результатов диагностики позволяет педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.

В идеале для каждой программы необходимо создавать комплекс диагностических методик, отвечающих целевым установкам образовательной программы.

Диагностика решает следующие задачи:

- анализирует процесс и результаты развития учащихся;

- анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину обученности, умения использовать накопленные знания, навыки, владение способами творческой деятельности);

- анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания (уровень воспитанника и сформированность поведения.

Осуществляя диагностическую работу педагог выполняет следующие функции:

- развивающую - в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения и личностной активности;

- коррекционную - цель многих методик устранение пробелов в усвоении программы;

- и даже психотерапевтического - различные диагностические технологии (рисунки, красочные карты с заданиями, игры, интересные тесты), нравятся детям и способствуют развитию познавательного процесса.

Универсальные способы отслеживания результатов:

1. Педагогическое наблюдение

2. Беседа

3. Тестирование

4. Игры

5. Творческие задания

6. Викторины, конкурсы

7. Выставки.

Образовательная программа педагога дополнительного образования является индивидуальным продуктом методической деятельности и поэтому для каждой программы разработаны индивидуальные критерии для определения результативности усвоения образовательной программы и свой пакет диагностических методик.

Для успешной реализации образовательной программы с детьми младшего школьного возраста «Мастерская природы», разработано методическое обеспечение программы включающее в себя дидактический материал, каждый тесно связан с диагностикой..

Образовательная диагностика - это процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью анализа, оценивания и корректирования обучения.

На первом году обучения цель предварительного контроля: выявить знания об окружающем мире; умения владения материалами и инструментами; бумага, клей, ножницы, карандаш.

Для этого я использую:

- игру «угадай цветок». Каждому учащемуся раздаются листы, где он читает стишок и раскрашивает цветок;

- викторину «Волшебные краски природы»;

- практическое задание: игра «Ботаническое лото». Детям предлагается на листе бумаги вырезать несложные геометрические фигуры и составить из них: цветок, яблоко, рыбку, солнышко.

В качестве текущего контроля можно провести дидактические игры; «Осенью», «Не пропусти растение», «Узнай по описанию».

На втором году обучения цель предварительного контроля: повторение изученного и подготовка к более усложненным темам тех же разделов.

II год обучения предлагается тест-игра:

- «Угадай лепесток»

- дидактические игры на листочках «Назови лишнее слово», «Продолжи предложение» (презентация).

Цель игр: обобщение и выявление знаний о растениях, плодах.

Проверить практические умения предлагается творческое задание:

оформить закладки в экологическом стиле.

Учащиеся третьего года обучения проверяют и обобщают свои знания по викторине «В гостях у Природы» и отгадывая природно-ботанический кроссворд.

Промежуточный контроль осуществляется по разделам учебного курса. Цель диагностирования качеств усвоения учащимся структурных основ и взаимосвязей изученного раздела.

Дети первого года обучения проверяют свои знания, выполняя задания:

- дорисуй листочки;

- цветочный диктант;

- укрась рисунок перетертыми цветами и листьями.

Для второго года обучения предлагаются задания:

- заполни таблицы;

- разгадай кроссворд;

- оживи картинку с помощью природного материала.

Учащимся третьего года обучения интереснее тестироваться.

Тест «Природа в искусстве», Тест 3.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель этого контроля проверить знания, умения и навыки воспитанников по всем разделам программы. Он может иметь форму творческого задания, контрольной работы, устного опроса (викторина), зачета.

Образовательная программа педагога дополнительного образования является индивидуальным продуктом методической деятельности и поэтому для каждой программы разработаны индивидуальные критерии оценивания.

Младшим школьникам легче учиться и познавать окружающий мир в игре. Поэтому большинство заданий имеет игровую форму:

- наряди фигурку в листики (презентация);

- дорисуй портрет цветами;

- посели зернышки в домик;

- поставь букет в вазу.

Часть заданий для малышей разработаны в форме таблиц, инструкций, которые учащиеся заполняют во время диагностики (презентация):

- таблица «Виды природного материала по происхождению»;

- таблица «Виды, свойства и применение природного материала в ДПИ»;

- инструкция «Правила сбора природного материала»;

- инструкция «Способы засушивания листьев и цветов»;

- инструкция «Поэтапное выполнение аппликации из природного материала»;

- памятка «Виды аппликации»;

- памятка «Основы композиции».

Активизирует познавательную деятельность и помогают настроиться на позитивную работу - набор занимательного материала:

- стихи, загадки, сказки о временах года, животных, растениях, природных явлениях;

- пословицы, поговорки.

Применение на занятии этого материала помогает детям в изучении русского народного творчества, развивает воображение, образное мышление, речь, способность глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Представленный диагностический материал позволяет провести мониторинг знаний, умений навыков детей по разделу «Флористика».

.Критериями усвоения программы учащимися являются следующие показатели:

- владение теоретическим материалом на уровне самостоятельного применения в практической деятельности, поэтапное планирование и самостоятельное изготовление творческой работы.

- самостоятельное изготовление изделий декоративно-прикладного творчества с небольшой корректировкой педагога.

- выполнение изделия по образцу при помощи педагога.

Предложенный диагностический инструментарий позволяет выявить знают ли дети

- виды и свойства цветов и листьев,

- способы сбора, засушивания, хранения природного материала,

- виды аппликаций, виды мозаики, технологическую последовательность выполняемой работы

- основы композиции

- правила техники безопасности.

Критериями усвоения программы учащимися являются следующие показатели:

- владение теоретическим материалом на уровне самостоятельного применения в практической деятельности, поэтапное планирование и самостоятельное изготовление творческой работы.

- самостоятельное изготовление изделий декоративно-прикладного творчества с небольшой корректировкой педагога.

- выполнение изделия по образцу при помощи педагога.


© 2010-2022