Доклад «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ООП»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ООП.»

Вся система коррекционно-развивающей помощи в нашем учреждении призвана социально реабилитировать и социально адаптировать ребенка с ООП к реалиям окружающего мира. целенаправленно подготовить детей к жизни в обществе и сформировать для каждого ребёнка максимально возможный уровень самостоятельности.

Работа проводится с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей каждого отдельно взятого ребенка. В первые 2 недели пребывания здесь, ребенка обследуют все специалисты, составляют на каждого ИПР. В соответствии с которой и строится последующая работа с ребенком. Программа корректируется каждые 6 месяцев.Общепринятой структуры- индивидуальной образовательной программы не существует. Мы лишь выбираем программы из числа рекомендованных к применению и адаптируем их с учетом психофизических особенностей детей с ООП. В основном мы опираемся на программу, утвержденную МОН РК, составленной д.п.н. Сулейменовой Р.Л. В процессе обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта. Вся работа строится на основе некоторых дидактических принципов. Главный принцип в работе с особыми детьми - это практическая направленность обучения,только в процессе проведения практических занятий можно развивать у детей с особенностями в развитии речь, корригировать недостатки их мышления, воспитывать целенаправленную деятельность, формировать положительные эмоционально-волевые качества. Использование принципа целостности предполагает взаимосвязь в работе всех специалистов, т.е. одна и та же тема изучается и логопедом и дефектологом, закрепляется во время занятий с воспитателем. Также можно считать бесполезной работу по развитию речи без специальных занятий с инструктором ЛФК

Принцип доступности предусматривает выполнение только посильной для детей работы.

Для того, чтобы глубоко умственно отсталые дети смогли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать особенности каждого воспитанника, т.е. осуществлять принцип индивидуального подхода. Реализация данного принципа невозможна без дифференциации воспитанников в процессе обучения.

Например, у детей с болезнью Дауна по сравнению с другими детьми пассивный словарь значительно превышает активный, что особенно наглядно проявляется в связной речи.

По-разному проявляются у детей нарушения в двигательной сфере. В частности, у воспитанников с синдромом Дауна мелкая моторика пальцев рук нарушена в большей степени, что необходимо учитывать в трудовом обучении. Эмоциональная сфера детей с болезнью Дауна находится на более высоком уровне по сравнению с интеллектуальной сферой. Многим из них присущи положительные личностные свойства: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны. Относительная сохранность эмоциональной сферы этой группы детей позволяет довольно успешно организовать и проводить с ними коррекционную работу.

Что касается детей с фенилкетонурией (ФКУ), то многим из них свойственны расстройства поведения: состояние психомоторного возбуждения с двигательной расторможенностью, импульсивные поступки, расстройства настроения. Эти дети отличаются выраженной истощаемостью и это своеобразие личностных свойств воспитанников следует учитывать при проведении с ними занятий (разумная дозировка материала, частная смена форм деятельности и т.д.).

Дети с детским церебральным параличом страдают сложным сочетанием дефектов: наряду с умственной отсталостью также более глубоким недоразвитием речи и дефектами двигательного праксиса. Педагогическая помощь должна быть направлена на всемерное развитие их моторики и речи в комплексе. Наиболее полное развитие познавательной деятельности детей с особенностями в развитии обеспечивается лишь тогда, когда обучение строится на основе принципа наглядности и практической деятельности с реальными предметами.

Наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в процессе обучения детей с особенностями в развитии.

Различные средства наглядности применяются и на уроках развития речи, трудовой подготовке, физкультуре. При этом предлагаемый детям наглядный материал должен быть свободен от лишних деталей. Если, например, картина перегружена множеством персонажей и предметов, о которых учитель не намерен говорить, это может привести к отрицательному эффекту - «особый» ребёнок не усвоит самого главного. Необходимо привлекать внимание детей к существенным деталям изображения, которые иначе могут остаться незамеченными. Все лишнее целесообразно убирать или закрывать.

Специфика сопровождения в нашем учреждении такова, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для благоприятного развития ребенка. Работая в идеологии «команды», каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Специально созданная система сопровождения, состоит из 2 блоков: медико-социальный (мед.персонал, воспитатели, ЛФК, массаж, соц работники) и психолого-педагогический(педагоги-дефектологи, логопед, специалисты творческого развития, психолог).


Доклад «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ООП».

Логопедическая работа является важной частью комплексного медико-социального психолого-педагогического сопр Коррекционно-логопедическая работа основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, ЛФК), направленными на развитие двигательных функций . Необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений общей, артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей рук. С помощью медикаментозной терапии улучшаются обменные процессы в головном мозге; физиотерапевтическое лечение, массаж, ЛФК повышают общий тонус и работоспособность. Этот комплекс мер обеспечивает ребенку удовлетворительную физиологическую базу для успешного продвижения в речевом и психическом развитии.

Развитие речи предполагает:

- нормализацию артикуляционной и мелкой моторики (снижение тяжести проявления спастического пареза, гиперкинезов и атаксии);

- развитие физиологического и речевого дыхания, голоса;

- нормализацию просодических компонентов речи (мелодико-интонационной и темпово-ритмической стороны);

- развитие фонетико-фонематической системы: артикуляционного праксиса, дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;

- увеличение пассивного и активного словарного запаса;

- развитие лексических значений слов;

- развитие способности словоизменения;

- развитие способности словообразования;

-развитие структуры предложения: нераспространенного и распространенного, простого и сложного;

- развитие связной речи: диалогической и монологической.


© 2010-2022