- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности Радуга
Программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности Радуга
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова Л.И. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБУДО г. Иркутска ЦДТ
Образовательная программа
дополнительного образования детей
художественно-эстетической направленности
Радуга
Возраст детей: 7 - 15 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель: Кузнецова Лариса Ивановна,
педагог дополнительного образования
Иркутск 2016 г.
Пояснительная записка
Художественно-творческая деятельность включает в себя не только процесс создания, но и восприятия, общения. Опыт работы с детьми с каждым годом всё больше и больше убеждает в том, что нет детей, не способных к изобразительной деятельности. К творчеству способен каждый ребёнок! Каждый по-своему имеет право на самовыражение и успех. И поскольку правильно построенная художественно-изобразительная деятельность приближается к игре, ребёнку предоставляется возможность широкого выбора форм для самовыражения. В отличие от других видов творчества (музыка, пение, танец и т.д.), художественно-изобразительная деятельность имеет фиксированный результат в виде живописных, графических, декоративно-прикладных и других произведениях. К этим продуктам творческой деятельности всегда можно обратиться. Рассмотреть самому, показать другим, сделать центром внимания многих людей на выставке. В этом случае поднимается социальная значимость успеха ребёнка. К успеху детей в изобразительном творчестве ведут многие психолого-педагогические установки и ориентиры. Для развития интереса и способностей у детей большое значение имеет широкий спектр предоставляемых материалов. В этом случае ребёнок сможет познакомиться с выразительностью каждого из них, сравнить и, брать может, уже на первых этапах приобщения к художественному творчеству, выбрать для себя наиболее доступные и любимые. Кроме этого, в процессе работы различными материалами, а также их сочетаниями, у детей расширяется опыт восприятия выразительности своих рисунков, постепенно переносящийся на профессиональное искусство. В художественно-эстетическое творчество особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Дети любят и умеют рисовать, поэтому изобразительная деятельность является ведущей в процессе творческого развития.
Образовательная программа «Радуга» направлена на создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур. Программа позволяет не только научить детей рисовать, но и учит их восхищаться красотой, пробуждает интерес к искусству, обеспечивает возможность работы в удобном живописном материале, что позволяет без лишних затрат реализовать каждый творческий всплеск каждого ребенка.
Новизной программы является применение в работе многообразия художественных техник и материалов: акварель, гуашь, пастель, аппликация, бумагопластика, батик. Предавая особое значение, разнообразию художественных техник и материалов, известный художник-педагог Я. Башилов, сравнивает их с музыкальными инструментами: «Как плохой инструмент не стимулирует к определённым достижениям в музыке, так и бедный изоматериал не даёт ребёнку соответствующих импульсов в работе».
Актуальность программы обусловлена ее социальной значимостью, так как в настоящее время изобразительное искусство востребовано обществом.
Цель программы: развитие творческих способностей через изобразительную деятельность.
Задачи:
-
образовательные: формировать знания, умения и навыки по изобразительной деятельности;
-
воспитательные: формировать свободного человека культуры, творческую индивидуальность;
-
развивающие: развивать творческие способности, образное мышление, умение использовать нестандартные приемы в решений и реализации творческих идей.
Отличительные особенности заключаются в программе на развитие их психоэмоционального и интеллектуального здоровья, которое предполагает культуру эмоциональных проявлений, формирование открытой познавательной картины мира, единых эмоционально-образного и иррационально-логического восприятия мира. Через организованную работу с восприятием цвета ребёнком происходит положительная корректировка эмоционально психического состояния детей на уроке.
Возраст детей занимающихся в детском объединении, 7-15 лет. Набор детей - свободный. Учебные группы комплектуются из ребят с разницей в возрасте не более двух-трех лет, так как у обучающихся примерно одинаковый уровень знаний и общность интересов.
Срок реализации программы - 4 года. Предусмотрены индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
При реализации данной программы применяются следующие образовательные технологии: личностно-ориентированная технология, технология разноуровнего обучения, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационные технологии.
- Личностно-ориентированная технология. Каждому обучающемуся уделяется максимальное внимание. Учитываются уровень знаний, умений учащихся, их склонности, потребности.
- Технология разноуровнего обучения. Несмотря на то, что учебные группы комплектуются из ребят с небольшой разницей в возрасте и близкими интересами, уровень знаний и умений у учащихся часто сильно отличается. И дети с более скромными успехами имеют возможность наблюдать за работой детей, опережающих остальных. Более сильным учащимся предлагаются задания с повышенным уровнем сложности.
- Здоровьесберегающая технология. После каждых 45 или 40 минут на перемене проводятся подвижные игры. Кабинет, в котором проходит занятие регулярно проветривается. Кабинет теплый, отсутствуют сквозняки. Время школьных каникул максимально используется для экскурсий, совмещающихся с прогулкой, играми на свежем воздухе.
- Информационно-коммуникационные технологии. Для показа различного наглядного материала используется проектор и экран, ноутбук, стоящий на столе для небольшой группы или индивидуально. При этом используются возможности сравнения при показе разного наглядного материала одновременно. Для участия в онлайн-конкурсах педагог фотографирует работы детей и размещает на различных ресурсах.
Программа предусматривает следующий режим занятий: первый год обучения - занятия 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год), второй и последующие годы обучения - занятия 2 раза по 3 часа (216 часов в год).
Ожидаемые результаты.
После первого года обучения:
- должны знать: элементарные правила смешивания цветов; об особенности работы акварельными и гуашевыми красками; понятия основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета; понятия о составлении композиции;
- должны уметь: соблюдать последовательное выполнение рисунка; сравнивать свой рисунок с изображением предметов; правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции и цвет; применять новое в декоративном оформлении в аппликации.
После второго года обучения
- должны знать: простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, декоративно-прикладной работе; понятия-живопись-графика; простейшие сведения смешивания основных красок для получения более холодного и более тёплого оттенков;
- должны уметь: выполнять изображения отдельных предметов; передать в рисунке свет, тень, полутень; использовать различную штриховку для выявления объёма; разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи; самостоятельно выбирать сюжеты для композиции по заданной теме.
После третьего года обучения
- должны знать: основные виды и жанры искусства; основные средства в световых отношениях, выделение главного центра, высота горизонта; изменение цвета в зависимости от смешивания красок (акварельных, гуашевых, пастельных).
- должны уметь: использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы росписи; анализировать изображаемые предметы, пространственное положение, особенности цвета.
После четвертого года обучения
- должны знать: разные виды искусства и средства выразительности искусства, композиции; чувствовать и передать гармоничное сочетание цветов.
- должны уметь: рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства; определять, к какому виду жанра относится; грамотно изображать в разной технике
В процессе освоения образовательной программы предусмотрена система педагогического контроля знаний, умений, навыков.
Способы проверки: опрос, тестирование, выполнение заданий, упражнений. Зачётные занятия в виде теоретических и практических заданий. Оценка личностных качеств обучающихся и диагностика развития творческих способностей.
Формы подведения итогов реализации программы: участие в выставках и конкурсах различного уровня. по окончании года или полугодии может быть проведена выставка работ учащихся. По окончании четырёхлетнего курса обучения воспитанники получают сертификат о дополнительном образовании, разработанный в учреждении.
Тематические планы на первый и второй годы обучения
Примерный тематический план первого года обучения
№
Наименование разделов и тем
Общее
кол-во часов
В том числе
теория
практика
1
Вводное занятие
2
2
2
Рисование с натуры (пейзаж, натюрморт)
36 =10+26
6
30
3
Рисование на темы
44
3.1 Композиции на заданные, литературные темы, по памяти и представлению
34 = 12 + 22
3,5=1,5+2
30,5
3.2 Рисование на свободную тему
10 = 4 + 6
10
4
Декоративно-прикладная работа
44
4.1 Аппликация, Бумажная пластика
26 = 14 + 12
3=1,5+1,5
23
4.2 Составление декоративных композиций
18 =14+4
2=1,5+0,5
16
5
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
8 = 4 + 4
8
6
Экскурсии
4 = 2+ 2
4
7
Подготовка к итоговой выставке
2
1
1
8
Итоговая аттестация
4
1
Итого:
144
23,5
120,5
Количество часов по темам и порядок изучения каждой темы может меняться в зависимости от условий.
I полугодие
1 год обучения
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Календ. сроки
Кол-во часов
Теор.
Практ.
Всего
1
Вводное занятие
14.09
2
2
2
Композиция на заданную тему
16.09
0,5
1,5
2
3
Композиция на заданную тему
21.09
2
2
4
Осенний лист. Рисование с натуры
23.09
0,5
1,5
2
5
Осенние листья. Рисование с натуры
28.09
2
2
6
Составление декоративных композиций
30.09
0,5
1,5
2
7
Орнамент в полосе
5.10
2
2
8
Орнамент в полосе растительный
7.10
0,5
1,5
2
9
Орнамент из осенних листьев
12.10
2
2
10
Орнамент зооморфный
14.10
2
2
11
Орнамент в квадрате
19.10
0,5
1,5
2
12
Орнамент растительный в квадрате
21.10
2
2
13
Городской пейзаж. Композиции на заданные темы
26.10
0,5
1,5
2
14
Городской пейзаж. Композиции на заданные темы
28.10
2
2
15
Экскурсия в художественный музей
2.11
2
2
16
Рисование на свободную тему
4.11
2
2
17
Беседа об изобразительном искусстве.
9.11
2
2
18
Рисование на свободную тему
11.11
2
2
19
Новогодний подарок. Бумажная пластика
16.11
0,5
1,5
2
20
Новогодний подарок. Бумажная пластика
18.11
2
2
21
Композиция на литературную тему
23.11
0,5
1,5
2
22
Композиция на литературную тему
25.11
2
2
23
Новогоднее украшение. Бумажная пластика
30.11
0,5
1,5
2
24
Новогоднее украшение. Бумажная пластика
2.12
2
2
25
Натюрморт из овощей. Рисование с натуры
7.12
0,5
1,5
2
26
Натюрморт из овощей. Рисование с натуры
9.12
2
2
27
Натюрморт из овощей. Рисование с натуры
14.12
2
2
28
Новогодняя открытка. Аппликация
16.12
0,5
1,5
2
29
Новогодняя открытка. Аппликация
21.12
2
2
30
Новогодняя открытка. Аппликация
2312
2
2
31
Беседа об изобразительном искусстве
28.12
2
2
32
Итоговая аттестация
29.12
2
2
Итого
15
49
64
II полугодие
1 год обучения
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Календ. сроки
Кол-во часов
Теор.
Практ.
Всего
1
Натюрморт из геометрических тел
11.01
0,5
1,5
2
2
Натюрморт из геометрических тел
13.01
2
2
3
Натюрморт из геометрических тел
18.01
2
2
4
Композиция на заданную тему
20.01
0,5
1,5
2
5
Композиция на заданную тему
25.01
2
2
6
Натюрморт из бытовых предметов
27.01
0,5
1,5
2
7
Натюрморт из бытовых предметов
1.02
2
2
8
Натюрморт из бытовых предметов
3.02
2
2
9
Открытка к 23 февраля. Аппликация
8.02
0,5
1,5
2
10
Открытка к 23 февраля. Аппликация
10.02
2
2
11
Композиция на заданную тему
15.02
0,5
1,5
2
12
Композиция на заданную тему
17.02
2
2
13
Открытка к 8 марта. Аппликация
22.02
0,5
1,5
2
14
Открытка к 8 марта. Аппликация
24.02
2
2
15
Рисование на свободную тему
29.02
2
2
16
Натюрморт из бытовых предметов
2.03
0,5
1,5
2
17
Натюрморт из бытовых предметов
7.03
2
2
18
Натюрморт из бытовых предметов
9.03
2
2
19
Орнамент в круге
14.03
0,5
1,5
2
20
Орнамент в круге
16.03
2
2
21
Беседа об изобразительном искусстве
21.03
2
2
22
Экскурсия в музей
23.03
2
2
23
Беседа об изобразительном искусстве
28.03
2
2
24
Рисование на свободную тему
30.03
2
2
25
Натюрморт из бытовых предметов
4.04
0,5
1,5
2
26
Натюрморт из бытовых предметов
6.04
2
2
27
Композиция на заданную тему
11.04
0,5
1,5
2
28
Композиция на заданную тему
13.04
2
2
29
Открытка к 9 мая. Аппликация
18.04
0,5
1,5
30
Открытка к 9 мая. Аппликация
20.04
2
2
31
Композиция на заданную тему
25.04
0,5
1,5
2
32
Композиция на заданную тему
27.04
2
2
33
Композиция на заданную тему
2.05
2
2
34
Натюрморт из бытовых предметов
4.05
0,5
1,5
2
35
Натюрморт из бытовых предметов
9.05
2
2
36
Композиция на заданную тему
11.05
0,5
1,5
2
37
Композиция на заданную тему
16.05
2
2
38
Рисование на свободную тему
18.05
2
2
39
Подготовка к итоговой выставке
23.05
1
1
2
40
Итоговая аттестация
25.05
2
2
Итого:
15
65
80
Примерный тематический план второго года обучения
№
Наименование разделов и тем
Общее
кол-во часов
В том числе
теория
практика
1
Вводное занятие
2
2
-
2
Рисование с натуры (пейзаж, натюрморт)
60 =24+34
5=2+3
55
3
Рисование на темы
72
3. Композиции на заданные, литературные темы, по памяти и представлению
60 = 26 + 36
6=2,5 +3,5
54
3.2 Рисование на свободные темы
12 = 4+ 8
-
12
4
Декоративно-прикладная работа
62
4.1 Аппликация, Бумажная пластика
42 = 20 +22
4=2+2
38
4.2 Составление декоративных композиций
20 =12+8
2=1+1
18
5
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
8 = 4 + 4
8=4=+4
-
6
Экскурсии
8 = 4+ 4
8 = 4+ 4
-
7
Подготовка к итоговой выставке
2
1
1
8
Итоговая аттестация
2
2
-
Итого:
216
38
178
Количество часов по темам и порядок изучения каждой темы может меняться в зависимости от условий.
I полугодие
2 год обучения
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Календ.
сроки
Кол-во часов
Теор.
Практ.
Всего
1
Вводное занятие
10.09
2
2
2
Осенние листья. Рисование с натуры
14.09
2
2
3
Осенние листья. Рисование с натуры
16.09
2
2
4
Беседа об изобразительном искусстве
17.09
2
2
5
Композиция на заданную тему
21.09
0,5
1,5
2
6
Композиция на заданную тему
23.09
2
2
7
Композиция на заданную тему
24.09
2
2
8
Натюрморт с овощами. Рисование с натуры
28.09
0,5
1,5
2
9
Натюрморт с овощами. Рисование с натуры
30.09
2
2
10
Натюрморт с овощами. Рисование с натуры
1.10
2
2
11
Натюрморт с овощами Рисование с натуры
5.10
2
2
12
Осенний пейзаж. Композиция на заданную тему
7.10
0,5
1,5
2
13
Осенний пейзаж. Композиция на заданную тему
8.10
2
2
14
Составление декоративных композиций
12.10
0,5
1,5
2
15
Орнамент растительный в квадрате
14.10
2
2
16
Орнамент в круге
15.10
2
2
17
Орнамент из осенних листьев
19.10
2
2
18
Домашний питомец. Композиция на заданную тему
21.10
0,5
1,5
2
19
Домашний питомец. Композиция на заданную тему
22.10
2
2
20
Домашний питомец. Композиция на заданную тему
26.10
2
2
21
Орнамент зооморфный
28.10
0,5
1,5
2
22
Орнамент в квадрате
29.10
2
2
23
Экскурсия в художественный музей
2.11
2
2
24
Композиция на свободную тему
4.11
2
2
25
Экскурсия на выставку
5.11
2
2
26
Композиция на заданную тему
9.11
0,5
1,5
2
27
Композиция на заданную тему
11.11
2
2
28
Новогодний подарок. Бумажная пластика
12.11
0,5
1,5
2
29
Новогодний подарок. Бумажная пластика
16.11
2
2
30
Новогодний подарок. Бумажная пластика
18.11
2
2
31
Новогодний подарок. Бумажная пластика
19.11
2
2
32
Натюрморт из овощей. Рисование с натуры
23.11
0,5
1,5
2
33
Натюрморт из овощей. Рисование с натуры
25.11
2
2
34
Натюрморт из овощей. Рисование с натуры
26.11
2
2
35
Городской пейзаж. Композиция на заданную тему
30.11
0,5
1,5
2
36
Городской пейзаж. Композиция на заданную тему
2.12
2
2
37
Городской пейзаж. Композиция на заданную тему
3.12
2
2
38
Композиция на свободную тему
7.12
2
2
39
Новогоднее украшение. Бумажная пластика
9.12
0,5
1,5
2
40
Новогоднее украшение. Бумажная пластика
10.12
2
2
41
Новогоднее украшение. Бумажная пластика
14.12
2
2
42
Натюрморт из геометрических тел. Рисование с натуры
16.12
1
1
2
43
Натюрморт из геометрических тел. Рисование с натуры
17.12
2
2
44
Натюрморт из геометрических тел. Рисование с натуры
21.12
2
2
45
Новогодняя открытка. Аппликация
23.12
1
1
2
46
Новогодняя открытка. Аппликация
24.12
2
2
47
Новогодняя открытка. Аппликация
28.12
2
2
48
Беседа об изобразительном искусстве
30.12
2
2
Итого
14
82
96
II полугодие
2 год обучения
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Календ. сроки
Кол-во часов
Теор.
Практ.
Всего
1
Рисование на свободную тему
11.01
2
2
2
Натюрморт из геометрических тел
13.01
0,5
1,5
2
3
Натюрморт из геометрических тел
14.01
2
2
4
Натюрморт из геометрических тел
18.01
2
2
5
Композиция на заданную тему
20.01
0,5
1,5
2
6
Композиция на заданную тему
21.01
12
2
7
Композиция на заданную тему
25.01
2
2
8
Орнамент в круге
27.01
0,5
1,5
2
9
Орнамент в круге
28.01
5
2
10
Открытка к 23 февраля. Аппликация
1.02
0,5
1,5
2
11
Открытка к 23 февраля. Аппликация
3.02
2
2
12
Открытка к 23 февраля. Аппликация
4.02
2
2
13
Натюрморт из бытовых предметов
8.02
0,5
1,5
2
14
Натюрморт из бытовых предметов
10.02
2
2
15
Натюрморт из бытовых предметов
11.02
2
2
16
Композиция на заданную тему
15.02
0,5
1,5
2
17
Композиция на заданную тему
17.02
2
2
18
Открытка к 8 марта. Аппликация
18.02
0,5
1,5
2
19
Открытка к 8 марта. Аппликация
22.02
2
2
20
Открытка к 8 марта. Аппликация
24.02
2
2
21
Рисование на свободную тему
25.02
2
2
22
Натюрморт из бытовых предметов
29.02
0,5
1,5
2
23
Натюрморт из бытовых предметов
2.03
2
2
24
Натюрморт из бытовых предметов
3.03
2
2
25
Композиция на заданную тему
7.03
0,5
1,5
2
26
Композиция на заданную тему
9.03
2
2
27
Композиция на заданную тему
10.03
2
2
28
Натюрморт из бытовых предметов
14.03
0,5
1,5
2
29
Натюрморт из бытовых предметов
16.03
2
2
30
Натюрморт из бытовых предметов
17.03
2
2
31
Аппликация, бумагопластика
21.03
0,5
1,5
2
32
Аппликация, бумагопластика
23.03
2
2
33
Рисование на свободную тему
24.03
2
2
34
Экскурсия в музей
28.03
2
2
35
Беседа об изобразительном искусстве
30.03
2
2
36
Экскурсия на выставку
31.03
2
2
37
Композиция на заданную тему
4.04
0,5
1,5
2
38
Композиция на заданную тему
6.04
2
2
39
Натюрморт из бытовых предметов
7.04
0,5
1,5
2
40
Натюрморт из бытовых предметов
11.04
2
2
41
Орнамент в квадрате
13.04
0,5
1,5
2
42
Орнамент в квадрате
14.04
2
2
43
Композиция на заданную тему
18.04
0,5
1,5
2
44
Композиция на заданную тему
20.04
2
2
45
Композиция на заданную тему
21.04
2
2
46
Открытка к 9 мая. Аппликация
25.04
0,5
1,5
2
47
Открытка к 9 мая. Аппликация
27.04
2
2
48
Открытка к 9 мая. Аппликация
28.04
2
2
49
Композиция на заданную тему
2.05
0,5
1,5
2
50
Композиция на заданную тему
4.05
2
2
51
Натюрморт из бытовых предметов
5.05
0,5
1,5
2
52
Натюрморт из бытовых предметов
9.05
2
2
53
Натюрморт из бытовых предметов
11.05
2
2
54
Композиция на заданную тему
12.05
0,5
1,5
2
55
Композиция на заданную тему
16.05
2
2
56
Композиция на заданную тему
18.05
2
2
57
Беседа об изобразительном искусстве
19.05
2
2
58
Рисование на свободную тему
23.05
2
2
59
Подготовка к итоговой выставке.
25.05
1
1
2
60
Итоговое занятие, награждение
26.05
2
2
Итого:
17
103
120
Количество часов по темам и порядок изучения каждой темы может меняться в зависимости от условий.
Содержание программы первого года обучения
1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Знакомство с содержанием программы, правила поведения в кабинете. Организационные вопросы. Понятие о творческой деятельности изостудии. Оборудование, материалы, инструменты и техника безопасности при работе с ними.
2. Рисование с натуры (натюрморт, пейзаж). Рисование с натуры натюрморта, пейзажа. Знакомство детей с акварельными красками, смешивания основных цветов желтый, красный, синий. Беседа по картинам художников. Последовательное построение натюрморта карандашом. Умения представлять объекты в различных пространственных положениях. Умение изображать рисунок в цвете. Основные понятия: пейзаж, натюрморт, букет, акварельные и гуашевые краски. Практическая работа: «Осенние листья», «Натюрморт с овощами», «Натюрморт из геометрических тел», «Рисование натюрморта из одного - трёх предметов», «Весенний пейзаж».
3. Рисование на темы: рисование по памяти и представлению отдельных предметов, композиции на заданные, свободные и литературные темы. Беседа о художниках И.В Васильеве, С.В Саврасове. Понятия композиция. Последовательная работа над дальним и ближним планом. Последовательное заполнение листа. Творческое владение цветом. Правильная передача цветовых решений. Практическая работа: «Рисование животных», «Городской пейзаж», «Осенний пейзаж», «Зимний пейзаж», «Сказочные герои», композиции, посвященные Дню матери, Новому году, 23 февраля, 8 марта, 9 мая. «Рисование на свободную тему»
4. Декоративно-прикладная работа: аппликация, бумагопластика, составление декоративных композиций. Беседа об истории аппликации, бумагопластики. Техника работа с бумагой: плоскостные и полуобъёмные композиции. Понятие об орнаменте, виды орнаментов. Практическая работа: аппликация из бумаги, выполнение открыток к Новому году, 23 февраля, 8 марта, 9 мая; бумажная пластика «Новогодние украшения, игрушки из цветной бумаги, снежинки»; составление орнаментов в полосе, квадрате, в круге.
5. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Беседы о художниках разных эпох по репродукциям картин.
6. Экскурсии. Проведение экскурсии на выставке декоративно-прикладного творчества в музеи. Встречи с художниками. Прогулки по парку, зарисовки.
7. Подготовка к итоговой выставке. Отбор и оформление и выполненных работ. Развеска.
8. Итоговая аттестация. Диагностика развития знаний, умений, навыков.
Содержание программы второго года обучения
1.Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Знакомство с содержанием программы, правила поведения в кабинете. Организационные вопросы. Понятие о творческой деятельности изостудии. Оборудование, материалы, инструменты и техника безопасности при работе с ними.
2.Рисование с натуры (пейзаж, натюрморт, букет). Рисование с натуры осенних листьев, букетов цветов. Букет от фран. слова. Повторение правил работы с акварельными красками, смешивания цветов. Беседа по картинам художника Л.К Саврасова и др. Последовательное построение натюрморта карандашом. Умение представлять объекты в различных пространственных положениях. Умение изображать рисунок в цвете. Основные понятия: натюрморт, букет, пейзаж, акварельные и гуашевые краски. Практическая работа: «Осенние листья», «Натюрморт с овощами», «Осенний букет», «Натюрморт из геометрических тел», «Натюрморт из одного - трех бытовых предметов», «Весенний букет», «Весенний пейзаж».
3. Рисование на темы: рисование по памяти и представлению отдельных предметов, композиции на заданные, свободные и литературные темы. Беседа о художниках Машкове, Пахомове, И.В Поленове и др. Понятия композиция, иллюстрация. Последовательное заполнение листа. Творческое владение цветом, Последовательная работа над дальним и ближним планом. Правильная передача цветовых решений. Практическая работа: «Рисование животных», «Сказка», «Городской пейзаж», «Осенний пейзаж» «Зимний пейзаж», «Весенний пейзаж», композиции, посвященные Дню матери, Новому году, 23 февраля, 8 марта, 9 мая. «Рисование на свободную тему»
4. Декоративно-прикладная работа: аппликация, бумагопластика, составление декоративных композиций. Беседа об истории аппликации, бумагопластики. Техника работа с бумагой, картоном: плоскостные, полуобъёмные и объемные композиции. Понятие об орнаменте, виды орнаментов. Практическая работа: аппликация из бумаги, выполнение открыток к Новому году, 23 февраля, 8 марта, 9 мая; бумажная пластика «Новогодние украшения, игрушки из цветной бумаги, объемные снежинки»; составление орнаментов в полосе, квадрате, в круге.
5. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Беседы о художниках разной эпохи. Беседы по репродукциям картин и о деятельности художников.
6. Экскурсии. Проведение экскурсии на выставке декоративно-прикладного творчества в музеи. Прогулки по парку, зарисовки.
7. Подготовка к итоговой выставке. Отбор и оформление и выполненных работ. Развеска.
8. Итоговая аттестация. Диагностика развития знаний, умений, навыков.
Методическое обеспечение
Основной формой работы с детьми являются учебные занятия. Для стимулирования интереса к обучению используются такие формы проведения занятий как: экскурсия, творческая мастерская, встреча с художником, выставки и презентации творческих работ и другие.
Для эффективной реализации образовательной программы используется система педагогических методов, обеспечивающих единство методов обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе; ведущими методами при этом выступают организация деятельности и наблюдение. Выбор конкретных педагогических методов определяется целью учебного занятия, содержанием образовательного процесса, возможностями и особенностями детского коллектива.
Дидактические материалы: для качественной организации образовательного процесса необходима научно-методическая литература по профилю бумагопластика, аппликация; календарно-тематическое и поурочное планирование; методические разработки открытых занятий по технологии бумагопластика, аппликация; вспомогательные средства обучения: схемы, инструкционные и технологические карты, раздаточный материал, инструменты и приспособления, разработки по формированию, закреплению и контролю знаний, умений и навыков, иллюстративный материал по профилю.
Техническое оснащение занятий:
-
оборудование: кабинет, оборудованный ученическими столами и стульями по возрасту, люминисцентные лампы, светильники, полки для хранения наглядных пособий;
-
инструменты и материалы: кисточки, акварельные краски, гуашевые краски, палитры, баночки для воды, бумага для акварели, для черчения, писчая формата - А3, А4, стирательные резинки, карандаши, цветная бумага, картон, ножницы, клей, рамочки.
Возможные формы подведения итогов по теме, разделу: выставка детского творчества, конкурс, фестиваль творческих достижений, открытое занятие и другое.
Список литературы
-
Альбом «Бумажная пластика-цветы»- М.: 2001 г.
-
Альбом «Бумажная пластика-кристаллы»- М.: 2001 г.
-
Альбом «Бумажная пластика- Акулы и статуи»- М.: 2001 г.
-
Горяева Н.А. «Первые шаги»- М.: Просвещение, 1991 г.
-
Дорожин Ю.Г. «Сказочная гжель»- М.: 2000 г.
-
Дорожин Ю.Г. «Жостово»- М.: 2000 г.
-
Дорожин Ю.Г. «Городецкая роспись»- М.: 2000 г.
-
Орлова Л.В. «Хохломская роспись»- М.: 2000 г.
-
Кузин В.С. Кубышина Э.И 2Изобразительное искусство»- М.: Просвещение, 1988 г.
-
Каменская В.Б «основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»- М.: 1997 г.
-
Никольская О. «Основы художественного ремесла. Волшебные краски»- М.: 1998 г.
-
Шевчук А.В. «Дети и народное творчество»- М.: 1998 г.
-
Шорохов Е.В. «Основы художественного ремесла»- М.: Просвещение, 1986 г.
-
Циркулин Н.А. Умелые руки»- М.: 1997 г.
-
«Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителей»- М.: Просвещение, 1991 г.