Система духовно-нравственного воспитания в дополнительном образовании

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование духовно-нравственных ценностей

в системе дополнительного образования

методист дополнительного образования МОУ лицея «МОК № 2» Сосновских И.Г.

Система дополнительного образования детей в нашем лицее, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ, предоставляет наряду с общеобразовательной школой значительные возможности для современного решения задач духовно-нравственного воспитания.

Цель дополнительного образования - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Дополнительное образование детей строится на принципах гуманистической педагогики. Философы, педагоги, психологи, стоявшие у ее истоков, утверждали право ребенка идти своим путем, иметь свои вкусы и интересы, а от педагога требовали относиться к своему воспитаннику с уважением, ценить его внутренний мир и право на свободу выбора, поскольку «все подлинное в человеке может быть только свободным, идущим изнутри».

При этом свобода рассматривается не как абсолютное благо, а как большая ответственность в выборе между добром и злом, как источник творческого роста и способ ухода от зла. Этот тезис является основным в духовном воспитании, цель которого - в обеспечении связи добра и свободы.

Основными принципами организации духовно-нравственного развития и воспитания являются:

- нравственный пример педагога

(Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения);

- социально-педагогическое партнерство

(педагоги доп. образования реализуют в работе с семьей форму социально-педагогического партнерства, т.е. семья как равный партнер в решении управленческих, образовательных и воспитательных задач;

- индивидуально-личностное развитие (личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность);

- интегративность программ

(Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы (объединены) в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную);

- социальная востребованность воспитания

(Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества).

В сфере личностного развития духовно - нравственное воспитание осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание патриотизма и гражданственности.

2. Воспитание морального сознания и нравственных убеждений.

3. Воспитание трудолюбия.

4. Формирование экологической культуры.

5. Формирование семейных ценностей.

6. Эстетическое воспитание.

Как это происходит на кружковых занятиях?

У нас нетобразовательных программ военно-патриотического направления, но эта тема звучит на многих кружковых занятиях в беседах, стихах, песнях, танцах.

Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями - такие задачи ставит перед собой руководитель ансамбля чтецов «Поэтическая лира» и театрального коллектива Иванова Витольда Анатольевна. Великая Отечественная война для детей -очень далекое прошлое, но забывать о нем мы не имеем права - это с детства будут помнить ее воспитанники. А школьный конкурс чтецов «Гой, ты Русь, моя родная!», посвященный юбилею Сергея Есенина, по инициативе педагога вырос в открытую городскую творческую гостиную, когда каждое стихотворение призывало к добру, пробуждало любовь и душевную радость, становилось источником свежего вдохновения. А учащиеся младшей группы провели творческую акцию «Ситцевая Русь», они ходили на занятия кружков других направлений и читали бессмертные стихи Сергея Есенина.

На занятиях хореографического ансамбля «Визави» педагог Донина Анжелика Александровна проводит пятиминутки поэзии, читала стихи поэтов военных лет, рассказывала детям о подвиге советского народа, о русской культуре. Наверное, потому и появились в этом коллективе русские танцы и хореографическая картинка «Город русских моряков», которые демонстрируют широту движения, удаль, особенную жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства и уважение к истории своего народа.

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. И задача наших педагогов - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей.

Перед учащимися возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения, будь то песня про слоненка, про домового или пчелку, про ласковую осень или веселый новый год. У детей вырабатывается потребность собираться вместе, чтобы попеть. Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство сострадания и сопереживания, подчеркивает красоту окружающего мира.

Используя мультимедийное сопровождение песен, Наталья Михайловна знакомит своих воспитанников с историей нашей страны, с красотой родного края, воспитывает чувство гордости за свой народ и свою землю.

Духовно нравственное воспитание у Поющих звезд продолжается и после учебных занятий. Это познавательно-развлекательные поездки в города Крыма, обязательные экскурсии в историческое прошлое крымских городов, экскурсии по местам боевой славы, знакомство с творчеством ровесников в детском театре «Золотой ключик» в Евпатории.

Система обучения и воспитания в образцовой шоу-группе «Поющие звезды» дает высокие результаты. На республиканском конкурсе «Крым в моем сердце» коллектив занял 1 место и солистка Шведова Майя с песней «Возрождайся, Россия» тоже 1 место.

Отдельно нужно сказать о песнях гражданского звучания, прославляющих свою Родину, свой народ, великие подвиги, которые пишет Виктория Викторовна сама для своего хора мальчиков и вместе с ними их исполняет. «Живи, моя земля», «Песня о Джанкое», «Мой Крым», «Память в наших сердцах» - вот живой пример нравственности самого педагога.

В этом году у нас открылся новый кружок «Школьный музей» руководитель Турчин Виктор Семенович. Имея личный огромный материал по краеведению, педагог дает детям системные представления о народах, населяющих Крым, понимание их общей исторической судьбы, опыт социальной и межкультурной коммуникации. Воспитанники кружка уже приняли участие во всероссийском конкурсе «Отечество», на республиканском этапе 3 человека стали победителям, на городском этапе МАН 4 человека - призеры, а участница 15 Международного конкурса «Память о Холокосте - путь к толерантности» Гиц Екатерина приглашена в Москву на итоговую конференцию.

Большие возможности в развитии нравственных представлений детей и их духовного мира оказывает изобразительное искусство, имеющее яркое эмоциональное воздействие и формирующее у детей образное мышление. В изобразительном творчестве ребенок всегда четко выражает то, что ему нравится, а что нет, тех, кому он сочувствует или кого осуждает. Руководитель изостудии Белова Элла Станиславовна в беседах по истории изобразительного искусства на примере картин исторического и батального жанра воспитывает патриотические чувства детей, при беседе о картинах бытового или портретного жанра педагог раскрывает тему семейного воспитания, учить давать оценку общественным явлениям, формирует у воспитанников представления о большой и крепкой семье, анималистический жанр, натюрморт и пейзаж раскрывают перед детьми красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Все беседы об изобразительном искусстве закрепляются практическими занятиями, чтобы ребенок мог пропустить через себя полученный материал.

Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания детей. Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Поделки, сделанные руками детей вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в семейный быт как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции - это красной нитью проходит через все занятия на кружках декоративно-прикладного творчества.

Ценностное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни формируется на занятиях в кружках спортивно-оздоровительного направления. С первого класса занимаются дети в кружке настольного тенниса. Приобретение двигательного опыта, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактика асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей - такие задачи решаются на занятиях кружка настольного тенниса. Кроме того, формируются личностные качества ребенка: коммуникабельность, воля, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами во время командных выступлений.

В ансамбле современного спортивного танца «Очарование» соединяются воедино и оздоровительное направления развития ребенка и художественно-эстетическое. Концертные номера этого коллектива объединяют в себе классический танец и элементы акробатики, народные тенденции и современные ритмы, большое значение приобретает психологический настрой и индивидуальность исполнения, что очень важно для обогащения эмоционально-эстетического опыта воспитанников в хореографической деятельности.

Самое важное - научить детей правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих людей и машин. Эту задачу выполняет кружок ЮИД. Ответственность за свою жизнь необходимо воспитывать в детях, ведь из­вестно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей орга­низма, из-за необдуманного риска. Программа кружка ЮИД способствует профессиональному самоопределе­нию подростков, воспитанию любви к жизни. Команда старших школьников участвовала во Всероссийской интернет-олимпиаде «Дорога без опасности», заняла 16 место из 5 тысяч команд со всех уголков России. Воспитанники средней группы провели профилактическую акцию в детских садах г.Джанкоя «Стой! Жди! Иди!», а юные младшие инспектора дорожного движения приняли участие в интернет-викторинах по ПДД, заняли призовые места.

В.А.Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытывающий радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности - несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства - первостепенная задача педагогики». Ощутить радость труда и чувство гордости позволяет детям участие в разнообразных конкурсах. Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, ребенок получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. Но при выполнении работ на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача - научить детей правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, не тщеславиться перед другими, а радоваться за ближнего и помогать ему. А так же учить детей понимать ответственность за выставляемые работы, за их нравственное содержание, которое должно оказывать положительное влияние на зрителя. За 1 полугодие воспитанники поучаствовали в 8 республиканских, 30 всероссийских и 26 международных конкурсах.

Кроме участия в конкурсах и выставках у кружковцев есть возможность участвовать в благотворительных акциях. У учащихся формируется понимание, что своим трудом они могут доставить радость ближнему человеку не за материальное вознаграждение, а за награду, заключающуюся в улыбке и благодарности человека, находящегося в более печальных жизненных условиях. Творческие коллективы и солисты выступают с концертами в городском реабилитационном центре, а еще мы участвовали в благотворительной акции «Белый цветок».

Да, сегодня мы сталкиваемся с огромным потоком негативной и вредной для наших детей информации. Конечно, важно говорить о том, что плохо, но еще важнее говорит о том, что хорошо, так как именно те примеры, которые мы разбираем с детьми запоминаются и находят эмоциональное отражение в их сознании.

В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

6



© 2010-2022