Методическое пособие Современная игровая индустрия

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества Автозаводского района»










Методическое пособие

«Применение продуктов современной игровой индустрии для расширения условий реализации дополнительных общеобразовательных программ»











Составитель:

Педагог - организатор
детского клуба «Шанс»
Категория: первая

Федосеева Ольга Львовна











г. Нижний Новгород

2016 год.

Содержание


Введение…………………………………………………….3

Пояснительная записка…………………………………….5


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Миссия «игровой индустрии»……………………….6

    2. Сущность и виды игр………………………………..12



  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Применение продуктов игровой индустрии………..19

    2. Общие принципы построения и проведения игр….22

Заключение……………………………………………..28 Список используемой литературы……………………30












Введение

В распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р <Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей> прописаны принципы государственной политики развития дополнительного образования детей.

В написании методического пособия, я буду основываться на одном из них;

«принцип содействия государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные игры (в том числе компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера), игрушки, имитационные модели, способствующие расширению условий реализации дополнительных общеобразовательных программ…».

Общеобразовательная программа дополнительного образования «Затейник», по которой я работаю, имеет социально-педагогическую направленность. Цель программы - социализация личности ребёнка через игровую деятельность.

Содержание программы создаёт условия для приобщения детей к миру игры, для успешного развития интеллектуальных и творческих способностей, двигательной активности, умения самостоятельно организовать полезный, содержательный досуг.

В наши дни дети уже реже носится по двору, играя в "казаков-разбойников", а предпочитает дома открывать "новые миры", сидя у компьютера. Море игровых жанров на все вкусы и направления, постоянное совершенствование программ, выход всё новых игр: и вот уже самая любимая игрушка школьников - компьютер! Нет, футбольные площадки не заросли ещё травой, на роликах и скейтбордах катаются по-прежнему многие. Но, современная индустрия виртуальных развлечений становится всё более популярной у большинство детей. Перед монитором сейчас сидят все дети. Мальчики "рубятся" в стрелялках с ужасными монстрами, или гоняют в симуляторе по трассам на машине. Игры для девочек поспокойнее - раскраски, "одевалки". Взрослым нужно тщательно контролировать этот процесс, вплоть до запрещения, если на экране присутствует излишняя жестокость, или ребёнок становится нервным, раздражительным. Лучше всего, когда ребёнок гармонично сочетает активные игры с игровыми приставками и компьютером.



















Пояснительная записка


Актуальность. Стремление к игре присуще всем детям. Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть - это показатель культуры как личности, так и общества в целом.

Играющий человек стремится к творчеству, к развитию собственного потенциала, развивает игровое самосознание. Эго становиться возможным при обеспечении условий для развития личности.

Дополнительные занятия в атмосфере творчества, способствуют развитию не только творческих способностей, но и формируют его систему ценностей в человеческом общении, работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребенок ощущает свою необходимость, свою значимость в общем деле, свою индивидуальность; воспитывает в себе чувство ответственности и обязательности в исполнении каких-либо поручений, обязанностей.












  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Миссия «игровой индустрии»

Сегодня многие специалисты из области педагогики и психологии говорят о кризисе игровой культуры. А ведь игра для ребёнка является жизненной необходимостью, основным условием для развития и познания мира. Именно сегодня, как никогда остро стоит вопрос о самом качестве, сути детской игры: она стала какой-то невесёлой, агрессивной, индивидуалистической.

Философ - педагог С.И. Гессен утверждал, что игра - «есть именно характерная для детства деятельность, и при том деятельность до крайности неутомимая. Почти не знающая перерывов. Давно уже справедливо отмечено, что нормальный ребёнок всегда занят и что скука и лень - всегда плод дурного воспитания».

В словаре педагогических терминов данное понятие - игра, представлено как вид деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений; особенно важна для детей, где через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Именно игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

Педагоги и психологи говорят, что сегодня не все дети играют, также как не все умеют играть. Многие отмечают ухудшение качества игры. А ведь игра - это процесс, деятельность, передача информации поколениям, отражение культурного наследия и традиций общества, историческое и социальное образование.

Каким образом переходит передача исторического и социального опыта, рассмотрим на примере исследования К.Оталора, аспирантки из Колумбии. Она выполнила уникальное исследование под руководством Д.Б.Эльконина и Л.Ф.Обуховой, в котором проанализированы особенности игры у детей индийской общины Аруако.

  1. Игры - развлечения. Игры, в которых отсутствует сюжет. Девочки племени догоняли друг друга, чтобы пощекотать.

  2. Игры - упражнения. Игры, в которых преобладают физические действия. Дети поднимались на деревья, ползали по бревну, просто бегали; присутствовала борьба среди мальчиков, они сравнивали свои силы.

  3. Сюжетная игра. Частыми сюжетами у детей Аруако были приготовления пищи и сбор фруктов. Но, аспирантка отмечает, что сюжетные игры никогда не воспроизводили существующие в общине социальные отношения, в играх отсутствовали роли отца, матери, Мамо (вождя). Одна из женщин племени объяснила, что дети не играют во взрослых, потому что в таких играх проявляется неуважение к ним. Последнее недопустимо, так как в общине к взрослым относятся с большим уважением.Данный вид игровой деятельности (а именно, сюжетно-ролевая игра) у детей общины Аруако не получает достаточного развития и не достигает развёрнутой формы, по всей вероятности потому, что в общине нет серьёзного отношения к играм и игрушкам, взрослые не учат детей играть, а наоборот, отвергают игру.

  4. Традиционная игра - та, которая передаётся из поколения в поколение, в неё играет всё племя, и взрослые, и дети. В общине Аруако, эта игра - Волчок. Она возникла как результат тесной связи между игрой и трудом. Исторический волчок происходит от веретена. Ребёнок, наблюдая, как мать действует с веретеном, учится вращать сначала фрукты с воткнутыми в них палочками, а затем деревянный волчок, форма которого соответствует руке ребёнка. Эта игра в общине передаётся из поколения в поколение, но обычно играют в неё только мужчины. Если девочка хочет научиться крутить предметы, она не играет в волчок, а крутит веретено и учится прясть.

Особенности игры индейских детей общины Аруако, подчёркивает К.Оталора, определяются тем, что дети с самого раннего возраста вынуждены работать и нести ответственность как взрослые. Ребёнок в племени к 8 годам владеет всеми предметами быта и участвует в общественной жизни племени, поэтому им нет смысла моделировать свою жизнь в символическом плане. Проблемы подросткового возраста не актуальны для общины, так как социальный опыт навязывается взрослыми с раннего детства.

Итак, в основе игры лежат исторические и социальные факторы. Сам сюжет и содержание игры ребёнок заимствует из окружающей действительности. А характер игры и её структура определяется самим обществом.

Во всём мире все дети играют в «Дочки - матери», «Школу», «Больницу», «Магазин», «Войну». По-видимому, через эти игры происходит освоение ребёнком основных видов отношений: забота, обучение, воспитание, конфликт. У каждого ребёнка в этих играх есть своя роль, с ним происходят самые невероятные события, он осваивает новые формы поведения, «примеряет» роль: вчера он был серьёзным Иваном Ивановичем и Анной Сергеевной, завтра он - лекарь, а через пару минут милиционер… Сегодня для мальчишек и девчонки актуальны - «свадьбы», «разводы», «рэкет», «торговля», игры в сериалы типа: «Зачарованные». Давно уже перестали играть в «космонавтов» и «полярников», «строителей» и «швей». Может потому, что перестало наше общество играть?

Ребенку можно сколько угодно рассказывать о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», но лишь через игру, эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого можно научить его действовать и поступать нравственно.

Какие же игры сегодня выбирают дети XXI века?

Для ответа на этот вопрос был проведён социологический опрос для возрастной категории детей от 10-17 лет. Респондентов просили перечислить игры, которые они хотели бы приобрести в данный момент. Результаты оказались следующими:

34% опрошенных - выбрали компьютерные игры;

26% - мягкие игрушки;

10% - настольные игры (малоподвижные);

7% - спортивные.

Аналогичный опрос проводился для родителей (от 20 лет и старше). На вопрос о том, каких игр не хватает их детям, они ответили так:

30% - подвижных, спортивных;

13% - интеллектуально-познавательных и развивающих.

Таким образом, для многих родителей на первом плане главными определены игры спортивного плана, а это значит здоровье и здоровый образ жизни. Для детей - наоборот интерес к новому, неизведанному, а здоровое тело, здоровый дух как видим, на 4-м последнем месте (7%).

Итак, 34% респондентов от 10 до 17 лет приобрели бы сегодня в первую очередь компьютерные игры. Почему именно компьютерные игры привлекают так сильно наше внимание? На это существует множество причин. Во-первых - это новый вид игры, полностью не изученный. Во-вторых - это модно и актуально. В-третьих - компьютер - друг, который тебе всегда и во всем предан. В-четвертых - с кем, если не с ним общаться, если родителям вечно не до тебя? В-пятых - ты всегда в курсе событий. В-шестых - поход на заезжий спектакль или шоу-звезду очень дорогостоящий для кармана родителей - компьютер зачастую компенсирует их в большинстве случаев.

36% родителей считают, что большую часть времени их дети тратят на компьютерные игры, 27% на просмотр телевидения. Таким образом 60% , а это больше половины опрошенных родителей, не знают, чем живут их дети и не находят времени для общения с собственными детьми.

Что же представляют собой современные компьютерные игры?

Профессором А. Федоровым членом Российской ассоциации кинообразования и медиапедагогики было проведено исследование о содержании компьютерных игр. В ходе исследования были получены следующие данные:

Посетителям компьютерных залов были доступны все игры, которые представляли собой интерактивные действия на следующие темы:

криминальные;

военные;

фантастические;

спортивные темы (например, автогонки).

Только 17% компьютерных игр не содержали никаких сцен насилия.

55% игр включали сцены насилия и убийства;

39% игр содержали эпизоды драк разной степени жесткости;

в 35% игр изображались катастрофы.

Автор отмечает, что большинство выбирали в основном «стрелялки». Основными «потребителями» компьютерных игр сегодня являются мальчики от 12 до 15 лет. При этом наиболее популярными среди молодежи являются игры, содержащие интерактивные сцены насилия:

- игры с убийствами и драками;

- пытками.

Любопытно, что игровые предпочтения девочек в целом ничем не отличались от мальчишеских.

Какие же компьютерные игры предпочитают школьники?

34% - аркадные («стрелялки», «топталки»);

31% - приключенческие (квесты, «бродилки»);

13 % - ролевые («ходилки», «бродилки»).

Родители же в большей мере предпочитают логические игры - так ответили большинство - 49%.

Обратимся ещё раз к исследованию, где детям предлагалось перечислить игрушки, которые бы они приобрели в данный момент.

После предпочтения компьютерных игр ребята предпочли бы мягкие игрушки, так ответили 26% опрошенных респондентов.

Что же такое игрушка? Игрушка - очень древнее изобретение человечества. Первые игрушки были обнаружены в могильниках первобытной эпохи. Традиционная игрушка, это мудрое средство народной педагогики, обучающее детей трудовым навыкам, передающее от старшего поколения к младшему накопленный веками опыт. Наши предки считали, что игровые постройки разрушать нельзя, так как веселые детские игры способствуют счастью в доме. Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Самое главное достоинство мягкой игрушки - дарить нежность ребенку. Видимо, выбрав мягкую игрушку, дети определили, что именно нежности, внимания и доброты со стороны взрослых им не хватает сегодня.

Историки утверждают, что мягкая игрушка появилась с начала 18 века. Петр 1 пригласил из Голландии мастериц, которые научили монахинь Хотьковского монастыря под Москвой изготовлять такие игрушки. Это были фигурки зверей и куклы. В конце 19 столетия особенной популярность пользовались плюшевые медведи, кошки, собачки.

Сегодня игрушек - огромное количество. Оказывается, игрушки очень прибыльный бизнес, и «игровая индустрия» расширяется с каждым годом. Сегодня проще купить компьютер, чем уделить внимание и пообщаться с собственным ребенком.


1.2 Сущность и виды игр

Одной из важнейших форм организации досуга, популярной как у детей, так и у взрослых, является игра. Это слово в русском языке чрезвычайно многозначно. Оно употребляется в значении развлечения, в переносном значении. У древних греков понятие «игра» означало действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется «придаваться ребячеству». В последствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг человеческих действий, с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой, доставляющих людям веселье и удовольствие. Итак, игра - это свободное проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически и морально.

В современной «Энциклопедии социологии» игра определяется как «разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и предоставляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей». Действительно, игра - это форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе.

В любой разновидности игры присутствуют в различном соотношении два первоначала. Первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила игры и строго требуется их соблюдение. Нарушение правил ведет к исключению из данной игры. Система правил создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей.

В современной человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  1. развлекательную - это основная функция игры (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  2. коммуникативную - освоение диалектики общения;

  3. самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

  4. игротерапевтическую - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  5. диагностическую - выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  6. функцию коррекции - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  7. межнациональной коммуникации - усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

  8. социализации - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Итак, значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно -рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Существуют различные критерии классификации игр:

  • по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

  • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические);

  • по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);

  • по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические и др.);

  • по числу участников - одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые;

  • по степени регулирования и управления - плановые (организованные менеджером), стихийные, экспромтные (спонтанные);

  • по наличию аксессуаров игры - с предметами и без предметов, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.

Существует множество игр развивающего характера:

  • развитию зрительного восприятия способствуют игры, требующие выбора предмета из группы предметов, отличающихся по внешнему виду, формулируемые по типу фразирования: «Чего не хватает?»;

  • развитию слухового восприятия - игры на слуховое опознавание звучащего предмета при действии с ним, после прослушивания аудиозаписи голосов животных, различных шумов и т.п.;

  • развитию тактильного (осязательного) восприятия - обследование различных предметов, живых объектов и опознание их на ощупь, идентификация по заданному признаку;

  • развитию внимания - игры различительного характера на основании заданного признака, выбранного для данного предмета (по размеру, по пейзажному содержанию);

  • развитию мыслительной деятельности - игры на классификацию резко отличающихся по своим признакам натуральных предметов, их выбор к драматизации басен и стихов;

  • развитию пантомимических навыков - выполнение движений по заданной команде («замри», «зеркало», «угадай и повтори», «изобрази»).

Для каждого вида игр существуют особые методы их подготовки и проведения. В данном случае они будут рассмотрены на примере познавательной игры, направленной на обогащение интеллекта и осмысленно ориентированной на обучение.

Подготовка и проведение познавательной игры.

Познавательная игра может быть посвящена любой теме, при этом считается, что лучшие из подобных мероприятий построены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют человека на овладение знаниями и умениями. Не секрет, что самыми прочными являются те знания, которые получены индивидом самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.

При разработке познавательной игры необходимо иметь в виду:

объем фактических знаний учащихся;

  • сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы (умение планировать и распределять во времени работу, пользоваться справочным материалом);

  • уровень интеллектуального развития;

  • тип внимания, памяти, темперамента;

  • состояние здоровья.

Исходя из возрастных особенностей участников игры и выбора темы, можно приступать к сбору необходимого материала (загадок, стихов, литературных произведений, исторических фактов, пословиц, поговорок, высказываний известный людей, картин художников и т.д.), который потом компонуется в блоки и одевается в «интересную форму». Все задания в блоках должны быть расположены «от простого к сложному», по необходимости сопровождаться световыми, музыкальными эффектами, а также использованием компьютера и проектора и необходимого реквизита.

Организуя основную часть мероприятия, ведущий должен попытаться объединить слово, образ, показ, творческую деятельность, конкурсность.

Какие бы формы игры ни были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:

  • игра должна содействовать сплочению коллектива;

  • иметь познавательное значение

  • создавать условия для творчества;

  • обеспечивать мыслительную активность участников
    игры.

  • соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Полезную для организаторов досуга классификацию интеллектуальных игр предлагает Ю.В. Ганичев:


Основные типы интеллектуальных игр

Таблица№1

ВИКТОРИНА

(форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов)

СТРАТЕГИЯ

(форма интеллектуальной игры, где успех обеспечивается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий)

Тестовая викторина

(участники отвечают на вопросы и получают оценку)

«О, счастливчик!» «Что? Где? Когда?»

«Своя игра»,

«Угадай мелодию» и т.д.

Сюжетная викторина

(организаторы придумывают игровой сюжет, напр.: лошадиные скачки, космическое путешествие, морская регата; участники соответственно становятся жокеями, космонавтами, моряками)

«Колесо истории»

Ролевая стратегия

(путь к успеху - через наилучшее исполнение роли, данной участнику игры)

«Экспромт-театр

«Яхта»

Экономическая стратегия

(путь к успеху - через успешные приобретения и продажи)

«Менеджер»

Боевая стратегия

(путь к успеху - через правильное планирование победы над противником)

Шашки

Шахматы

Особенность интеллектуальных игр - наличие вопросов, предлагаемых участникам, поэтому одна из важнейших задач организаторов - качественный подбор и составление заданий. Допустимыми для интеллектуальных игр являются вопросы на сообразительность, на логическое и ассоциативное мышление, типа «неизвестное об известном», «на приближение». К условно допустимым относятся воспроизводящие вопросы, задания «с уловкой», на перечисление или предполагающие длинный ответ. Недопустимы в познавательной игре вопросы-розыгрыши.

При проведении игры организатору необходимо помнить, что игра должна исключать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ее участников. Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны и гигиеничны.

Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих.

Участники должны хорошо понимать смысл и игры, ее правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли.

Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой.

Конец игры должен быть результативным - победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.

Познавательная игра ни в коем случае не должна быть похожа на школьный урок, т.к. ее главная цель - создать атмосферу поиска, увлеченности, стремление овладеть новыми знаниями.

В своих игровых программах я часто использую интеллектуальные и познавательные игры такие, как «Угадай мелодию», «Своя игра» и другие на основе известных телевизионных играх, используя компьютер и проектор.



2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1Применение продуктов игровой индустрии

Работая в детском клубе педагогом - организатором, по общеобразовательной программе дополнительного образования «Затейник», вместе с воспитанниками организуем и проводим игровые программы, разрабатываем сценарии праздников и театрализованных постановок, используя и применяя продукты современной игровой индустрии (компьютерные программы, презентации, теле - игры, анимационные игры, видео - викторины, музыкальные и танцевальные конкурсы, а так же игровые программы с использованием спортивного инвентаря и театрального реквизита, сценических костюмов).

В детском клубе есть необходимые условия для проведения мероприятий: зал для спортивных программ, зеркальный зал для танцевальных и театральных занятий, зал для досуговых мероприятий, а так же комнаты - классы для творческих занятий и настольных игр.

В последние годы в сфере культурного досуга формируется новое направление - анимация. Технологии анимации предполагают в качестве основных подходов в воспитании «оживление» и «одухотворение» отношений между людьми, широкое использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивая тем самым личности условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные виды деятельности.

Педагогическое значение этих подходов заключается в том, что они не просто формирует у субъекта деятельное культурно-творческое отношение к своему свободному времени, но и наделяют его качествами профессионального организатора досуговых взаимодействий, имеющего серьезный арсенал средств духовно-культурного обогащения досуга других людей.

Анимация для детей и работа с ними носит, как и педагогически- воспитательный аспект мероприятия, так и развлекательный. Педагогическая анимация и её программы направлена на организацию досуговой деятельности в клубе и во время каникулярного отдыха, а так же в других культурных заведениях, через использование театрализованных, игровых, тренинговых средств в обучении.

Сценарии таких программ могут быть разными: тематическими, зрелищно-развлекательными, сюжетно-ролевыми, театрализованными. Сложнее всего написать театрализованный сценарий.

Наличие темы, сюжета, конфликта, художественного приема, сценарного хода, образа, в котором выступает ведущий игровой программы, делают ее более выразительной и впечатляющей.

Существует два периода работы над сценарием:

1. Подготовительный (рождение замысла)

В него входят:

а) выбор темы, определение сверхзадачи,

б) изучение литературы и документов,

в) определение состава действующих лиц, краткая их характеристика, поиск интересных людей, фактического материала.

г) подготовка выразительных средств и средств активизации зрителей,

д) выбор жанра сценария, поиски конфликта,

е) краткое содержание основных вопросов и последовательность событий.

2. Написание сценария

Оно осуществляется по следующей схеме:

а) Определение сюжета, сценарного хода.

б) Логическое расположение и работа над связками эпизодов сценария, их монтажа.

в) Написание литературного сценария согласно законам драматургии и композиции.

г) Оформление сценария.

Советы начинающему сценаристу

Составление сценария - это наиболее трудоемкая часть работы организатора игры. От его умения работать с литературой, его общей эрудиции, его вкуса зависит качество сценария.

Генкин Д.М. считает, что сценарий - это художественно-педагогическая программа организации информации и управления аудиторией. Сценарий можно составлять по-разному: тезисно, подробно. Вот несколько советов, необходимых в любом случае:

в сценарий должны быть внесены стихи, прозаические отрывки, тексты ведущего и исполнителей ролей;

в сценарии обязательно должны быть отмечены все музыкальные и шумовые фрагменты с указанием композиторами и авторов слов;

в сценарии должны быть указаны световые эффекты, технические приемы, художественно-изобразительные средства, игровой реквизит, средства активизации зрителей;

при формировании сценария необходимо указывать: место проведения, дату написания, жанр сценария, аудиторию, автора или составителя сценария; действующих лиц, игровой реквизит и дать советы режиссеру-постановщику или организатору программы;

сценарий должен быть композиционно выстроен (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал).



2.2 Общие принципы построения и проведения игр

Любая игровая программа имеет свою структуру. В основе которой лежит определённый сюжет, в который входит завязка, кульминация и развязка.

Начинается игровая программа, как правило, с небольшого интерактива, где ведущий знакомятся с детьми, располагают их к себе и настраивают на совместную работу.

Далее следует сам игровой блок. Начинать его следует с малоподвижной игры (загадки, викторины, музыкальная игра и т.д.), так как в начале программы дети ещё могут стесняться, такая игра сплотит ребят и создаст дружескую атмосферу.

Далее можно провести с детьми спортивную игру - эстафету, поскольку дети уже готовы к этому времени для работы в команде.

После подвижной игры, для того, чтобы отдохнуть и успокоиться, можно предложить творческие игры, задания, где дети опять будут работать в команде, реализовывать свои творческие способности и развивать своё воображение.

Закончить игровую программу можно общей музыкальной игрой и дать детям возможность потанцевать несколько музыкальных композиций.

Главное правило - это чередовать игры так, чтобы подвижные сменялись малоподвижными, иначе дети могут либо устать физически, либо им будет очень скучно и их внимание начнёт рассеиваться и им станет не интересно. А цель аниматора - суметь удержать на себе внимание детей в течение всего мероприятия.

Несмотря на то, что анимационная игра имеет свои особенности, существуют общие педагогические требования к организации и проведению любых игр:

  • Игра не должна быть опасной, но не следует избегать и трудных элементов, связанных с проявлением смелости, решительности.

  • Игровой инвентарь, различные атрибуты и реквизит должен быть безопасен, удобен, гигиеничен.

  • В игре нельзя допускать эмоционального перенапряжения играющих и болельщиков, ибо игровые эмоции настолько возбуждают играющих, увлекают их, что они иногда не могут правильно оценить свои возможности и действия.

  • В игре важно умело и правильно распределить роли, как главные, так и второстепенные. При этом можно использовать следующие приемы: а) выбор роли по принципу: кто кем хочет быть. б) распределение ролей самим организатором. в) жеребьевка, проводимая в виде считалок. В процессе игры полезно менять роли участников, т.к. иногда постоянное исполнение той или иной роли воспитывает такие отрицательные качества, как зазнайство, чувство превосходства и др.

  • В командных играх необходимо следить за тем, чтобы команды были равны по силам.

  • Очень важно четко, правильно и грамотно объяснить правила и условия игры. Нужно объяснить по следующей схеме: название игры, роли играющих, ход игры, правила игры. Объяснение сопровождать показом или небольшой репетицией. Участники должны хорошо запомнить правила игры и не нарушать их.

  • Особое внимание необходимо уделить судейству игр. Судья обязан строго следить за точностью выполнения правил игры, чтобы не снизить воспитательного эффекта.

  • Очень важно правильно подвести итоги игры. Целесообразно привлекать к разбору игр самих играющих. Объективный анализ приучает к правильной оценке своих действий, повышает сознательную дисциплину.

Игровые задания должны быть посильны. Основа любой игры - преодоление препятствий в достижении цели. Следует помнить, что быстро наскучит игра, если победа в ней дается слишком легко или условия игры не выполнимы.

Необходимо, чтобы все участники имели примерно одинаковую умственную и физическую нагрузку, иначе интересно к игре продает.

Задания должны быть последовательны и логичны. Необходимо учитывать характер предшествующих занятий и настроения играющих. Если это были занятия, требующие больших физических или умственных усилий, то нужна веселая, малоподвижная и несложная игра.

Развивающая функция игр

Есть целый комплекс игр, развивающих те или иные качества человека: память, внимание, творческую фантазию, логическое мышление.

Игры на внимание

1. «Два сигнала» (движение по разным сигналам).

2. «Пожалуйста» (выполнение заданий при употреблении ведущим «волшебного» слова).

3. «Вокруг булав» (хождение по кругу и поднятие булав по условному сигналу массовика).

4. «Раз, два, не собьюсь» (счет в шеренге до 30). Вместо чисел, содержащих цифру 3 или делящихся на 3, говорить «не собьюсь».

5. «В выходные - отдыхать» (хлопать в ладоши только при назывании ведущим рабочих дней недели).

6. «Отвечает сосед справа» (на все простейшие вопросы ведущего к сидящему слева. Проигравшие исполняют творческие задания - спеть, сплясать и т.д.).

Игры на память

1. «Запомните и воспроизведите» (групповую мизансцену).

2. «Скажите и запомните» (двое соревнующихся по очереди произносят названия городов, птиц или предметов, прибавляя все, названное соперником. Кто больше запомнит и повторит слов, не сбившись, - выигрывает).

3. «Зрительная память» (развешанные на стендах предметы после пяти секунд обозрения снять и так же развесить. У кого меньше ошибок?).

4. «Музыкальная память» (в исполненной музыкантом фантазии прозвучали мелодии нескольких популярных песен. Назвать их).

5. «Что изменилось?» (в групповой мизансцене, показанной играющим, произошли едва уловимые изменения. Какие? Выигрывают те, кто обнаружил больше изменений).

6. «Словесный портрет» (воспроизвести по памяти то, что видели: партнера по танцу, одежду музыканта, известную картину и т.д.).

Игры на логическое мышление

1. Слова с разным значением - омонимы. (Массовик, отвечая на вопросы о загаданном слове: «Что с этим сделали?», «Где это видели?», «С чем это видели», помогает участникам сопоставить ответы и отгадать слово).

2. Загадки, тесты (логические задачи).

3. Ребусы.

4. Анаграммы.

5. Головоломки.

6. Шарады.

На развитие творческой фантазии

1. Театрализованные шарады (для зрителей).

2. «Продолжайте рассказ» (по сигналу ведущего, по очереди, на заданную тему).

3. Из частей - целое (кто быстрее сложит полностью репродукцию картины из разрозненных ее частей).

4. Конкурс эрудитов. Сочините надпись к фотографии (рисунку, карикатуре).

5. Конкурс фантастов (на заданную тему с определенным регламентом).

Математические игры

1. Игры с цифровыми карточками (от 0 до 9. Рассказ с арифметическими действиями: сложением, вычитанием, умножением, делением).

2. Логические арифметические загадки. («Летело сто гусей», «Как написать «2» тремя пятерками» и т.д.).

3. Арифметические ловушки. («Сколько концов у одной палки? У двух? У двух с половиной?»).

4. Арифметический квадрат. (Сумма чисел в клетках по диагонали равна сумме чисел в клетках по вертикалям и горизонталям. По известной сумме расставить числа в 9 клетках квадрата).

5. Арифметические парадоксы (5=1, каким образом?).

Литературные игры

1. Викторины.

2. Буриме (сочинение стихов на заданные рифмы).

3. Составление рассказа, слова которого начинаются на заданную букву.

4. Не стать ли вам поэтом? (конкурс на четверостишия, посвященные теме вечера).

5. Конкурс пословиц и поговорок.

Музыкальные игры

1. Викторины на знание творчества композиторов-песенников.

2. Песни из кинофильмов (по мелодии вспомнить, из какого фильма песня).

3. Тематические викторины (на песне - военно-патриотические, лирические, спортивные).

4. Конкурс дирижеров массовым хором.

Актерские, режиссерские игры

1. Конкурс на лучшее воспроизведение театрализованных шарад.

2. Конкурс театрализованных песен.

3. Театрализованных приветствия команд, участвующих в играх.

4. «Что я делаю» (показ действий с воображаемыми предметами).

5. Угадай профессию (пантомимическое изображение).

6. Пантомимический рассказ на заданную тему (литературную, музыкальную и т.д.).

7. Скороговорки.

Танцевальные игры

1. Конкурс на исполнение бытовых танцев (бальных, современных).

2. Массовые танца и хороводы.

Национальные игры

Русские: «Плетни», «Наступление», «Горелки», «Русская лапта»;

Киргизские: «Ордо», «Аркан-Тартыш»; армянские: «Берд»;

Туркменская: «Урды-Калиты»;

Таджикская: «Белая палочка» («Сафед-Чубан»);

Эстонская: «Ребанэ»;

Белорусская «Шпель»;

Казахская: «Бельбеу»;

Азербайджанская: «Занга».

Спортивные игры

Существует также много игр, проявляющих и тренирующих такие способности человека, как силу, ловкость, меткость, ориентацию.

Сила:

1. Перетягивание каната, спортивного кольца.

2. Борьба в цепи (две команды выстраиваются в шеренги и становятся лицом одна к другой. Затем соединяются в одну шеренгу, взявшись под руки через одного. Задача команды - оттолкнуть всю цепь с линии, на которой проходит соревнование).

3. «Тяни в круг»: 6 участников, держа друг друга за предплечья, стараются втянуть соседей в круг, образованный булавами. Сбившие булавы, из соревнования выбывают.

4. «Поднять на спину» («вешать соль»).

5. «Сильные ладони» (соперники, прикасаясь ладонями, пытаются вытолкнуть друг друга за черту).

6. «Бой петухов» (на одной ноге вытолкнуть из круга соперника толчком плеча).

7. «Сильные руки» (жим с упором локтя на столе).

Ловкость:

1. Эстафетные игры на скорость передачи предмета.

2. Русская лапта, круговая лапта.

3. «Защита крепости». Участники игры стараются сбить мячом булаву, которую защищает игрок, отбивающий мяч. Сбивший булаву становится ее защитником.

4. «Сшибалочка» (на бревне).

Меткость, глазомер:

1. «Гонка мячей по кругу (две команды, ставшие в круг через одного, перекидывают мяч друг другу. Какая команда без ошибки быстрее передаст мяч по кругу?)».

2. Кегли.

3. «Попади!» (метание мяча в «пасть» бутафорского зверя).

4. «Кольцеброс» (накидывание колец на щит со штырями).

Ориентация:

1. «Футболисты» (на точность удара по мячу).

2. «Перенос предметов» (со стула на стул).

3. «В трех соснах» (ходьба между булавами. Кто обойдет «змейкой» больше булав).

4. «Ходьба с биноклем» по прямой линии, начерченной на полу. Задача - не сойти с этой «дороги».

5. «Слышу звон - не знаю, где он» (идти на звук колокольчика, чтобы поймать соперника).

Игра - есть активная форма отдыха, средство ликвидации физического и психологического напряжения, поэтому физиологическая функция игры способствует физическому развитию человеческого организма.




Заключение

Игры и развлечения стали составной частью анимационного жанра 21 века. Это новое направление призвано вдохнуть «душу» в социально-досуговую деятельность, в педагогику игры. Характерной особенностью анимационных игр является то, что это именно коллективные игры (групповые, командные), в которых создаются отношения, основанные на дружбе, справедливости, взаимопомощи, ответственности игроков перед своей группой. У детей в этих играх формируются так необходимые им навыки коллективной жизни и бесконфликтного общения.

Игра, как правило, предполагает самостоятельную совместную деятельность, в которой объединены общие переживания. Она способствует развитию таких качеств характера, как настойчивость, чувство коллективизма, находчивость, быстрота реакции, дисциплинированность, выдержка, наблюдательность, способность логически мыслить и т.д.

Человек рассматривает игру как источник удовольствия, радости и наслаждения. Активность рождается из непосредственных побуждений: человек играет не ради какого-то практического эффекта, а потому что ему нравится. И здесь велика роль гедонистической функции игры. Организатор игры должен всегда помнить, что от богатства замысла игры, степени увлеченности играющих зависят силы и способность к умственному и волевому усилию при раскрытии своих навыков, способностей. Это значит, что игра направлена преимущественно на удовлетворение эстетических переживаний. Ее всегда сопровождает чувство радости, прекрасного, возвышенного, героического, наслаждения от победы, успеха, от достижения результата. Эмоционально эстетическая направленность, нравственная насыщенность театрализованных и сюжетно-ролевых игровых программ делают их результативной формой воспитания детей и подростков.

Игра может разбудить любознательность, любопытство, желание пойти в музей, в театр, показать образцы культуры поведения, хорошего вкуса, эстетического идеала. Игра сопутствует нам на протяжении всей жизни - от младенчества до глубокой старости. И возраст здесь не помеха. И, поэтому, педагогические функции игры, жизненная важность ее для формирования характера человека не вызывают сомнения. Через игру человек познает жизнь.






,


Список используемой литературы

  1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. - М., 2006.

  2. Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие. - М., 2003.

  3. Воловик А.Ф. Педагогика досуга. - М., 1998.

  4. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие. - М., 2002.

  5. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками. - М., 2004.

  6. Нужнова Н.М. Методы организации зрелищно-игрового досуга: Учебное пособие. - Улан-Удэ, 2000.

  7. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме. М.,2008.

  8. Шубина И.Б. Драматургия и режиссура зрелища. Игра, сопровождающая жизнь: Учебно-методическое пособие. - Ростов-н/Д, 2006




© 2010-2022