Практические задания по теме Муниципальное право

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Практические задания по теме «Муниципальное право»


Задача №1.


На территории с высокой плотностью населения имеются два хутора на разных берегах реки. Река брода не имеет. Мост находится на 20 км. ниже по течению.

Вопрос: Могут ли эти два хутора быть объединены в одно поселение, если в течение рабочего дня сходить пешком из одного хутора в другой не представляется возможным?

Ответ: В соответствии с п.11 ст.11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях (п. 11 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ), однако в данном случае речь идёт о территории с высокой плотностью населения. Так что ответ однозначен: не могут.

Задача №2.


Главой администрации Н-ской области издано постановление о реформе библиотечного дела на территории области. Главам муниципальных районов поручается в месячный срок провести реорганизацию всех библиотек области.

Вопрос: Можно ли данное постановление реализовать на практике?

Ответ: Данное постановление можно реализовать на практике только при условии принятия соответствующих постановлений в муниципальных образованиях области. В соответствии со ст.14-16 ФЗ-131 организация библиотечного дела на территории соответствующих муниципальных образований отнесена к вопросам местного значения соответственно поселений, муниципальных районов (межпоселенческие библиотеки) и городских округов. Разумеется, существуют государственные библиотеки регионального уровня. Если реформа библиотечного дела в данной области действительно необходима, её можно осуществить совместными усилиями органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

Задача №3.


В посёлке Луговое был проведён референдум о газифицикации данного сельского поселения. Было принято решение о сборе с каждого жителя 15 тыс. руб. для проведения газоотвода высокого давления из райцентра до посёлка.

Вопрос: Какие нормы закона были нарушены при проведении данного референдума?

Ответ: Поскольку в данном случае речь идёт о проведении газоотвода из районного центра, то данный референдум фактически рассматривал вопросы местного значения муниципального района, что противоречит ч.4 п.1 ст.15 ФЗ-131.

Задача №4.


Проведён местный референдум об изменении взаимной границы двух муниципальных образований. Решение принято положительное.

Вопрос: Каким правовым актом данное решение должно быть закреплено?

Ответ: Ответ прост: законом субъекта РФ. В соответствии со статьёй 12 ФЗ-131, изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).

Необходимо учитывать также следующее:

  • Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 ФЗ-131, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

  • Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 ФЗ-131, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

  • Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

  • Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, установленной пунктом 6 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Задача №5.


При подготовке устава сельского поселения группа депутатов предложила провести выборы на территории поселения нового совета по мажоритарной системе. В поселении проживают 1 500 избирателей и в его составе находятся два хутора: в одном - 150 избирателей, в другом - более 300.

Вопрос: Какие организационные мероприятия необходимо провести для осуществления данного предложения?

Ответ: Прежде всего, необходимо сформировать одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа с соблюдением требования о примерном равенстве одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. Избирательный округ образует единую территорию: не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий. Поэтому в данном случае на территории каждого хутора должен быть создан избирательный округ (округа).

При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Кроме того, необходимо образовать избирательные участки постановлением главы местной администрации поселения с тем, чтобы на территории каждого из хуторов находился избирательный участок (ст.18 и 19 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Задача №6.


Представительный орган городского округа принял решение об установлении новой формы налога - на недвижимость. Этот налог должен платиться непосредственно жителями, имеющими отдельные здания, строения и сооружения.

Вопрос: Правомерно ли поступила городская Дума?

Ответ: городская Дума поступила неправомерно. В соответствии с п.2 ст.16 ФЗ-131, действительно, к вопросам местного значения городского округа относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа. В соответствии с п.10 ст.35 указанного закона, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Необходимо, правда отметить, что нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации (п.12 ст.35). Однако п.1 ст.47 ФЗ-131 говорит о том, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, то есть к данному постановлению применяется особое правовое регулирование.

В соответствии же с п.6 ст.12 ч.1 Налогового Кодекса РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом. Ст.15 ч.1 Налогового Кодекса вводит закрытый перечень местных налогов (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ):

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Как видим, налога на недвижимость здесь нет.

Задача №7.


Жители сельского поселения Петровское обратились к главе муниципального района с предложением освободить от должности главу этого сельского поселения в связи с тем, что он проживает в другой местности и со своими обязанностями не справляется.

Вопрос: Дайте рекомендации жителям сельского поселения: что бы они могли реально сделать в целях отзыва главы муниципального образования?

Ответ: Глава муниципального района не имеет полномочий по освобождению от должности главы сельского поселения, входящего в данный район. Жители данного сельского поселения могут отозвать главу сельского поселения (ч.9 п.6 ст.36 ФЗ-131) в случае его избрания непосредственно жителями данного поселения, а в случае его избрания из состава представительного органа действия по его освобождению от должности может предпринять сам представительный орган (в соответствии с уставом поселения) либо жители могут попытаться отозвать его как депутата, что автоматически повлечёт за собой в случае успешной процедуры отзыва сложение им полномочий главы поселения.


Задача №8.


Областная Дума приняла Закон о порядке избрания глав муниципальных образований, в соответствии с которым глава каждого муниципального образования избирается из состава представительного органа муниципального образования, а местную администрацию возглавляет управляющий, избираемый по контракту на конкурсной основе?

Вопрос: Законна ли такая система муниципального управления? Что необходимо сделать для её утверждения?

Ответ: В данном случае областная Дума поступила неправомерно. В соответствии с п.3 ст. 34 порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Только наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст.36 ФЗ-131 глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию (п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ);

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя (п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ);

4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации (п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ);

5) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона исполняет полномочия его председателя (п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).

В соответствии с п.2 ст.37 ФЗ-131 главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Задача №9.


Местная администрация обязала жителей улицы Вишнёвой повесить за свой счёт на домах указатели с названием улицы и номером дома?

Вопрос: Правомочно ли такое требование?

Ответ: Такое требование в большинстве случаев не может быть признано правомочным. Во-первых, оно не может быть обращено к жителям, проживающим в муниципальном жилом фонде, содержание которого возложено на ОМСУ муниципального образования. Во-вторых, оно принято с превышением полномочий местной администрации.


Задача №10.


В муниципальном районе организовано платное дошкольное образование.

Вопрос: Необходимо ли организовывать ещё и доступное бесплатное дошкольное образование?

Ответ: На этот вопрос можно дать однозначный ответ. В соответствии с ч.1 п.1 ст.15 ФЗ-131 организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района. Более того, в соответствии с п.2 ст.43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Задача №11.


Во время исполнения депутатских полномочий гражданину стали известны некие обстоятельства, интересующие следствие. Как известно, за отказ от дачи свидетельских показаний наступает уголовная ответственность, но данная информация была доверена гражданину как депутату для дальнейшего независимого депутатского расследования.

Вопрос: Как имеет право поступать депутат?

Ответ: Данный вопрос является дискуссионным только в случае, если речь идёт о депутате Государственной Думы ФС РФ. Примечание к ст. 308 УК гласит, что не подлежит уголовной ответственности лицо за отказ от дачи показаний против себя самого, своего супруга или близких родственников. Данная норма является реализацией свидетельского иммунитета, предусмотренного ст. 51 Конституции РФ. Согласно ст. 56 УПК РФ не могут допрашиваться в качестве свидетеля: 1) судья, присяжный заседатель об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по уголовному делу; 2) защитник подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовному делу; 3) адвокат - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи; 4) священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди; 5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий. Таким образом, депутат Госдумы может отказаться от дачи свидетельских показаний, а депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа местного самоуправления - нет.

Задача №12.


Вопрос: Имеет ли право стать высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации гражданин в возрасте 29 лет, доктор экономических наук, профессор, награждённый государственными орденами?

Ответ: Не имеет. В соответствии с п.3 ст.17 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет (п. 3 в ред. Федерального закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ). Так что данному лицу необходимо подождать ещё минимум один год.

Задача №13.


Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ до окончания срока своих полномочий решил выехать на постоянное место жительства на Украину?

Вопрос: Посредством каких средств связи он может руководить своим субъектом РФ?

Ответ: В данном случае речь может идти о том, что данное лицо утрачивает своё право руководить субъектом РФ. В соответствии с тем же п.3 ст.17 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, каковым и является Украина.

Задача №14.


В структуре системы управления городом отсутствует отдел по работе с населением, поэтому население не информировано о деятельности органов местной власти и не имеет возможности участвовать в решении проблем местного значения.

Вопрос: Ваши варианты возможности решения данной ситуации (не менее 2-х с обоснованием эффективности).

Ответ: Среди вариантов решения этой проблемы может быть как непосредственное создание отдела по работе с населением, так и создание информационно-аналитического отдела (управления), которому могут быть приданы функции информирования избирателей о деятельности органов местного самоуправления, а также сбор и анализ данных о социальных, политических процессах, происходящих в городе, об оценке населением деятельности ОМСУ. И первый, и второй варианты могут быть эффективны. Необходимо отметить, что вопросы компетенции информационно-аналитического отдела (управления) более обширны, чем в первом варианте.


Задача №15.


В сентябре 2004 г. Воронежская областная Дума приняла постановление о передаче поселка «Краснолесный» из состава г. Воронежа в состав Верхнехавского района. Жители поселка не согласны с данным решением.

Вопрос: Если учесть, что поселок не имеет общих границ с г. Воронежем, а жители поселка референдум не проводили, как можно выйти из этой ситуации?

Ответ: Данная нелёгкая правовая и управленческая ситуация была решена в результате реформы законодательства о местном самоуправлении. Первоначальная редакция Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ не допускала включения более чем одного городского населенного пункта в состав городского округа, в связи с чем поселок Краснолесный был наделен статусом городского поселения и включен в состав Верхнехавского района. Изменение территориальной принадлежности вызвало резкую негативную реакцию жителей поселка. Кроме того, Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ была изменена норма, не позволяющая включать в состав городских округов более одного городского населенного пункта. Органы местного самоуправления города Воронежа обратились в Воронежский городской суд, который признал решение об образовании городского поселка Краснолесный в составе Верхнехавского муниципального района с исключением его территории из состава города Воронежа незаконным.

Задача №16.


Местным органам власти муниципального образования не хватает финансовых средств на восстановление окружающей среды, а именно, для очищения местной реки, которую загрязняет завод федерального значения, расположенный на территории этого муниципального образования. Завод превышает предельно допустимые нормы сбросов загрязняющих веществ в данную реку, при этом он исправно платит штрафы. Но законодательство таково, что заводу выгоднее платить штрафы, чем затрачивать огромные средства на покупку новейшего очистного оборудования. Тогда местные органы власти решили повысить штрафы за нарушение предельно допустимых норм сбросов и издали соответствующий документ. Но завод отказывается платить, мотивируя тем, что он является заводом федерального значения и обязан платить только те штрафы, которые установлены федеральным законодательством, возникла конфликтная ситуация.

Вопрос: Обоснуйте правомерность действий каждой из сторон. Ваши предложения по разрешению возникшей конфликтной ситуации.

Ответ: Данная ситуация имела под собой реальную основу и была связана с конфликтом администрации городского округа город Воронеж и руководством ОАО «Воронежсинтезкаучук». Обе стороны действовали в рамках собственного понимания законодательства и ответственности перед населением города. В данном случае вопрос может быть решён либо путём компромисса, либо в судебном порядке. Администрация городского округа может обратиться в суд с требованием о приостановлении деятельности предприятия как наносящего вред здоровью жителей муниципального образования.


Задача №17.


В начале 2004 г. Нововоронежская городская Дума приняла решение об освобождении от должности главы исполнительной власти Нововоронежа Синицына В.Н., который был избран на эту должность общегородскими выборами.

Вопрос: Почему решением городского суда Синицын В.Н. был восстановлен в своей должности, что при этом нарушили депутаты Думы, может ли в этот конфликт вмешиваться областная власть?

Ответ: Городской суд отменил решение Нововоронежской городской Думы в связи с тем, что в данном случае был нарушен устав города, не предусматривавший освобождение от должности главы города представительным органом. Данную проблему ряд депутатов пытались разрешить через проведение местного референдума, который также носил спорный правовой характер и не состоялся в связи с низкой явкой избирателей. Более подробно об этом можно прочитать в статье В.А.Лихоносовой «Особенности организации и проведения референдума в условиях местного самоуправления» (на примере г. Нововоронежа) в сборнике «Российская модель местного самоуправления…» (по материалам межрегиональной научно-практической конференции). В соответствии со ст.73 ФЗ-131 возможно вмешательство областной власти в данный конфликт через роспуск представительного органа МСУ, допустившего нарушение. Но основания в этом случае для роспуска пока не являются достаточными. Они будут достаточными, если представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не примет в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменит соответствующий нормативный правовой акт.

© 2010-2022