Рабочая программа Якутский фольклор

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа Якутский фольклорРабочая программа Якутский фольклорРабочая программа Якутский фольклорРабочая программа Якутский фольклорРабочая программа Якутский фольклорРабочая программа Якутский фольклорРабочая программа Якутский фольклорРабочая программа Якутский фольклорРабочая программа Якутский фольклорМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

ОА «Город Якутск»

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов МОБУ СОШ № 19

Протокол № ___

от «___»____ 2015

СОГЛАСОВАНО

замдиректора по УВР Костромина В.Б.________

«____ »__________ 2015

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ № 19

Шарапова Л.Н.___________

«____» __________ 2015

Рабочая учебная программа по фольклору



















Учитель: Монастырева Акуча Юрьевна













Якутск 2015 г.

Введение

Эпическое творчество и современная культура представляют собой симбиоз неразделимый, ибо связи их выражаются не только в форме преемственности, живая фольклорная традиция неизбежно испытывает влияние фольклорных - творческих коллективов.

Патриотизм функционирует и проявляется через национальность первоначальном понятии этого слова - приверженность и любовь к своему народу. Чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущения духовной связи с родным народом. Национальное чувство ведет народ к духовному расцвету. Чем выше чувство национального, чем более человек осознает сущность и историческую роль своего народа, тем ярче его достоинства. Здоровое чувство принадлежности к собственной нации так же естественно, как любовь ребенка к родителям, родному дому, как склонность его к родному языку.

Опыт жизни в культурном многообразии приобретается с годами, и важно научить детей тому, что нет хороший и плохой, высокий или низкий, развитой и неразвитой культуры. Они просто разные, не похожие друг на друга, имеющие свои достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны.




Пояснительная записка.

За последние годы возрождении, сохранении и развитии самобытной культуры народа саха достигнуты заметные сдвиги. Большое внимание уделяется народному творчеству, фольклору, героическому эпосу «Олонхо», всенародному празднику «Ысыах», варганной музыке «Хомус», к народным запевалам (тойук, осуохай) и.т.д.

В целях повышения качества проводимых традиционных мероприятий, внедрения новых форм, обновления содержания требуются пропаганда якутской традиционной культуры. Важно проводить данный вид работы с начальных классов в целях сохранения и развития преемственности с дошкольным образованием и приобщением детей с раннего возраста к родной культуре.

Основная цель программы: создание социального культурного пространства, способствующего народно-художественному и духовному, эстетическому развитию учеников сохраняя традиции народа саха. Приобретение детей к богатству национальной культуры, традициям и обычаям. Поиск и поддержка способных и одаренных детей, содействие их воспитанию в благоприятных условиях.

Основная задачи:

  • Привлечение учеников к фольклорному творчеству.

  • Развитие творческого потенциала учеников.

  • Познакомить детей с устным творчеством олонхо.

  • Научить играть на народном инструменте хомус.

  • Возрождение народных обычаев, традиций, обрядов, песен, танцев и.т.д.

  • Работа над строем, ансамблем.

  • Повышение общекультурного уровня участников программы и социального окружения.

  • Пропаганда «новых имен» дебютантов в области фольклорного творчества.

  • Создание и реализации социально значимых творческих проектов.

  • Обмен опытом, проведение мастер - классы.

Направление деятельности: народная инструментальная музыка, устное народное творчество, фольклорный жанр (тойук, осуохай, народное пение), народная хореография.

Ожидаемые результаты:

По итогам обучения участники ансамбля должны знать:

  • Историю и значений народного творчества;

  • Особенности и традиции в национальной культуре родной республики;

  • Иметь основы знаний об искусстве других народов и национальностей, живущих в нашей республике.

Ученики должны уметь:

  • Воспринимать и выражать свое понятие о значении фольклора, национальной культуры;

  • На практике обращать внимание на содержательный смысл народного искусства, связать с явлениями жизни общества;

  • Самостоятельно анализировать по изучаемой тематике;

  • Водить и запевать осуохай (национальное хоровое пение), петь народные песни, тойук, играть на хомусе и других национальных инструментах;

Ученики должны освоить:

  1. Основные жанры народного творчества и фольклора народов Якутии;

  2. Обычаи, обряды народов республики;

  3. Основное содержание наиболее значимых эпических произведений устного творчества народа саха (олонхо, осуохай).

Воспитанники ансамбля после окончания полного курса обучения владеют уровнем знаний и подготовки, соответствующей успешному участию в конкурсах, фестивалях.

Для успешной реализации данной программы необходимо:

Материально - техническое обеспечение:

  • Специально оборудованные кабинеты для занятий с детьми;

  • Народные музыкальные инструменты: хомус, купсуур и.т.д.

  • Магнитофон, видео-аудио аппаратура, наборы СД - дисков, микрофоны и др.;

  • Народные костюмы.

Наименование разделов

Практическая часть

Количество часов

Домашнее задание

1.

Народный танец -хоровод «Осуохай»

Разучивание слов для запевала.

Учить слова Осуохая.

2.

Прослушивание

Осуохая.

3.

Разучивание мелодии осуохая.

Повторить мелодии осуохая.

4.

Роль запевалы -осуохай.

Разучивание танца. Ходьбы.

Повторить танец.

5.

Разучивание танца с песней.

6.

Якутские народные песни

Прослушивание народных песен.

Выбор песни.

7.

Учить песни. Мелодии.

Научиться петь самостоятельно.

8.

Поставить композиции

9.

Якутские загадки

Загадай загадки

Найти загадки

10.

11.



12.

13.

14.



15.

16.

17.



18.

19.

20.

Скороговорки-чабыр5ах





Попурри - народных песен.





Героический эпос -Олонхо .



Тойук - народное пение

Разучивание слов скороговорки

Скороговорка с пением. Учить мелодию.

Ставить номер скороговорки с группой.

Выбор песен.

Учить слова, мелодию

Ставить номер попурри с группой.

Выбор олонхо.



Прослушивание тойука.



Выучить песни из олонхо

Повтор песни тойук.

Учить слова скороговорки.

















Развивать кылысах.

Импровизировать тойук.

Список научно-методической литературы.

1.К.Д.Уткин «Голосом живой природы», КИФ «Ситим» Якутск, 1993г.

2.А.С.Адамова «Оскуола5а хомус куруьуога», Покровск, 1997г.

3.А.Е.Захарова «Якутский фольклор», Якутск, 1993г.

4.Е.П.Жирков «Как возродить национальную школу. Шаги РС(Я)», Москва 1992г.

5.К.Д.Уткин «Культура народа Саха» Якутск, 1998г.

6.А.П.Окладников «Прошлое Якутии до присоединения к русскому государству», Якутск 1949г.

7.М.Н.Жирков «Якутская народная музыка», Якутск, 1981г.

8.И.А.Худяков «Краткое описание Верхоянского округа», Л., 1969г.

9.В.Л.Серошевский «Якуты», С.-Петербург, 1896г.

10.И.Е.Алексеев «Искусство игры на якутском хомусе», Якутск, 1988г.

11.Н.А.Алексеев «Традиционные религиозные верования якутов», Якутск, 1991г.

12.Г.М. Кривошапко «Музыкальная культура якутского народа», Якутск, 1982г.

13.Г.У.Эргис «Очерки по якутскому фольклору», М., 1974г.

14.Г.В.Ксенофонтов «Шаманзм. Избранные труды», Якутск, 1992г.

15. А.Е.Кулаковский «Научные труды», Якутск, 1979г.

16.С.В.Ястремский «Образцы народной литературы якутов», Л., 1929г.

17.А.И.Гоголев «Историческая этнография якутов», Якутск, 1986г.

18. И.В.Пухов «Якутский героический эпос олонхо», М.,1962.г.



© 2010-2022