Сценарий мероприятия на тему Мы разные, но мы вместе!

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Приобщение детей к национальной культуре

посредством фольклора народов Татарстана.

«Мы разные, но мы вместе!»


«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей

не передаются по наследству,

в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь,

и чем раньше начинается формирование этих качеств,

тем большую устойчивость они приобретут».

Э.К. Суслова

Задачи:

1.Приобщать обучающихся к национальной культуре посредством фольклора народов Татарстана, познакомить с государственной символикой Республики Татарстан.

2. Формировать национальное самосознание, патриотизм, уважение к историческому прошлому Татарстана, интерес к изучению и сохранению семейных и национальных традиций.

3.Развивать навык поисковой деятельности, общения и совместной деятельности в коллективе, опыт публичного выступления, культуру речи.

4. Воспитывать толерантное отношение к культуре народов Татарстана и окружающему миру, уважение к родителям, близким и друг к другу.


Сценарий.

Звучит мелодия, на фоне которой педагог читает стихи.

1.Есть своя родная земля

У ручья и у журавля.

И у нас с тобой есть она-

И земля родная одна. (П .Синявский «Родная земля»)

2.Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой растем!

П-г:

-Вы, наверное, догадались, дети, что сегодня мы будем говорить о нашем родном крае. Но сначала скажите, как называется наша страна, в которой мы живем?

Дети : Россия.

П-г: Верно. Есть большая страна на планете - это Россия

/слайд 1-карта России/.

Велика и необъятна наша страна. А вот насколько она величава и чем богата, предлагаю узнать из м/ф. Итак, СМОТРИМ!

МУЛЬТ - РОССИЯ!

П-г: И вот в этой необъятной стране есть наша республика, которая называется…

Дети: Татарстан /слайд 2/

П-г: Нашу республику не зря называют многонациональной. Здесь живут рядом русские и татары, удмурты и марийцы, чуваши и башкиры. Давайте посмотрим, всех ли мы назвали.

/слайд3- нац.состав/

Слайд4

Слайд 5

Сегодня с ребятами старшей группы мы предлагаем вам познакомиться поближе с нашими соседями.

Девочка в нац. костюме ( ст.гр): Стих. «Я русская»/слайд 6 /

П-г: Русский народ подарил нам очень много песен, сказок, легенд, игр, поговорок! А вот что знаете вы, мы сейчас проверим!

1.Какие русские песни вы знаете? ( 2 команды мам)- «угадай мелодию»

2.А знаете ли вы русские народные сказки? (2 команды дети)

3.Кто больше - пословицы - поговорки. (мамы - дети)

П-г: А теперь всем вместе мы предлагаем вам поиграть в русские народные игры. Их проведут с вами ___________________


Дети старшей танцевальной группы одеты в национальные костюмы.

Одна пара проводит игру «Дударище», вторая пара -«Гори ясно»

Игра Дударь, дударь, дударище

Дударь, дударь, дударище
Старый, старый старичище
Его под колоду
Его под сырую
Его под гнилую
- Дударь, дударь, что болит?

- Голова.

Дударь, дударь, дударище
Старый, старый старичище
Его под колоду
Его под сырую
Его под гнилую

- Дударь, дударь, что болит?

- Ножки болят.

Дударь, дударь, дударище
Старый, старый старичище
Его под колоду
Его под сырую
Его под гнилую

- Дударь, дударь, что болит?

- Здоров!

Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь». Пропев песенку хором спрашивают у «дударя»: «Дударь, дударь, что болит?» «Дударь» отвечает : «Голова» (спина, брови, уши, и т.д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают : «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из крута на своё место другого и игра продолжается.

Игра «Гори,гори ясно»

Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и читают четверостишье: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Огонь сильней, беги быстрей!».

В центре хоровода стоит «водящий» с красным платком в руке. После слов, водящий подходит к любой паре в кругу и разбивает их платком, который выставляет за внешний край круга. Дети, которых «разбили», бегут в разные стороны по кругу. Кто быстрее схватит платок, тот выиграл и встает в круг, становится водящим. Игра повторяется.

П-г: А теперь, я хочу обратить ваше внимание на русский народный костюм.

Давайте назовем его основные части: сарафан, кокошник, косоворотка и т.д

Русский народный костюм/слайд 6/

П-г: Ну что ж, поблагодарим ребят! И отправимся с вами дальше .Кто- нибудь подскажет мне, что это за народность?

Удмурты /слайд9/.


/Видео мульт Удмуртия/

П-г: О каких великих людях удмуртского края вы услышали в мультфильме? (Калашников, Чайковский)

Удмуртия, как и многие другие республики богата поэтами, писателями и композиторами, которые посвятили свое творчество любимому краю .

Давайте послушаем стихи известного удмуртского поэта Флора Васильева.


Выходят дети старшей группы в удм.нац. костюмах

1. Край рябиновый ,наша Удмуртия,!

Вновь дивятся твоей красотой небеса.

Ты сильна и красива, родная Удмуртия!

Край зеленый, родные места!

2. О, Удмуртия! Славить тебя не устану

Край ручьев, италмасов, рябин!

Я люблю тебя нежно, как маму,

Край пахучих лугов и осин!

3. Удмуртия! Моя родная сторона!

Какою красотою славится она!

Богатые леса, широкие поля.

Рябина и калина у крыльца!

4. Хватает Волги широты и сини ,

Но с Камою она еще синей!

И для меня бы не было России

Без маленькой Удмуртии моей!

Педагог : А теперь я расскажу вам о символах Удмуртии. Одним из таких символов является желтый цветок - купальница европейская. В народе его называют Италмасом. /слайд 10/.

Существует легенда, что в цветке Италмаса душа несчастной девушки.

«Жила в селе Алнаши скромная девушка и звали ее Италмас. Нравились ей цвета желтый и зеленый. И на работе , и на игрищах ее можно было увидеть в желтом платьице и зеленом передничке. Всем она нравилась своим трудолюбием, но счастья, к сожалению, у нее не было. Однажды из дальней деревни приехали какие -то люди, чтобы выкрасть Италмас для одного богатого родственника. Они выждали ее на берегу реки Пойма, куда она пришла на свидание к своему любимому смелому охотнику Замбатыру. Не знала она, что он лежит связанный недалеко от места встречи. Бросились на девушку непрошеные гости , но вырвалась она из их рук и спряталась в густой траве. Стала шептать Италмас какие -то заклинания. После этого покрылось все густым туманом, а сама девушка исчезла. Когда туман рассеялся, луг преобразился - покрылся золотыми цветочками, а Италмас словно растаяла. С тех пор называют удмурты купальницу Италмасом.


А поэты слагают об этом цветке стихи.

Ранней весной,
Будто желтый алмаз,
Гордый и смелый
Расцвел италмас.
Маленьким солнышком
Выйдя на луг,
Светит один -
Без друзей и подруг.
Все они скоро
Появятся тут:
Станет теплее -
Луга зацветут.
Но и зимою
Я вспомню не раз
Стойкость твою,
Золотой италмас.

В Ванюшев.

Желтый цвет Италмаса находит свое отражение и народном костюме удмуртов. Рассмотрим его подробнее.

Удмуртский костюм./слайд11/

А теперь познакомимся с удмуртскими играми, которые приготовили для вас ребята.

Игра «Растяпа»

Играющие встают парами по кругу. В парах выстраиваются в затылок один за другим. В центре становится один игрок без пары, зовущийся Растяпой. Когда начинает играть музыка, передние игроки выходят из пар внутрь круга и двигаются по часовой стрелке, приплясывая под музыку, вместе с Растяпой. Остальные стоят и хлопают им в ладоши. Когда музыка останавливается, те, кто плясал, должны найти свободно стоящего без пары и встать за него. Кто пары не нашел, остается в кругу Растяпой, и ему хором кричат:

- Раз, два, три, растяпа - ты!

Когда он же остается Растяпой во второй раз:

- Раз, два, три, четыре, пять, растяпа - ты опять!

И в третий:

- Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, растяпа - ты совсем!

Игра «Ручеек».

Дети становятся парами друг за другом. Первая пара - ведущая. Звучит удмуртская мелодия. Первая пара показывая определенное движение продвигается внутри ручейка назад. Остальные пары повторяют. Так повторяется несколько раз с показом разных движений.

П-г: Ну и наконец, мы с вами приблизились к культуре татарского народа.

/слайд 12/

Наш народ тоже богат своими песнями, играми, традициями. Я предлагаю вам послушать стихи о нашем родном языке.

Выходят ребята в тат. нац.костюмах.

Татарский мой язык родной зовется

Аллахом мне и матерью он дан

Я говорю на нем , и сердце гордо бьется-

татрин я, Я сын твой, Татарстан!

В нем песнь Тукая, Кол Гали раздумья,

Мусы Джалиля пламенный завет.

Его забыть иль не любить смогу ль я?

Он-кладезь мудрости, он - правды нашей свет.

Читаю стих, пою с благоговеньем,

В нем все прекрасно: каждый звук и слог,

Он -мой родник любви и вдохновенья,

начало всех моих земных дорог!

П-г: А ребята младшей группы тоже подготовили красивую песню на татарском языке о родном крае. Мы с удовольствием вас послушаем!


Песня «Туган як»

На фоне -природа Татарстана

/слайд12,13,14,15/

П-Г: В каждой республике есть главный город и называется он столица. А кто мне назовет столицу нашей республики? ()

Конечно же, это город Казань, // слайд16//

А знаете ли вы, чем знаменита наша столица? ()

Вы все верно ответили, в городе Казани действительно много памятников культуры. Некоторые ребята подготовили небольшие рассказы о своих любимых памятниках культуры нашей столицы. Давайте их послушаем.

Дети средней группы рассказывают о достопримечательностях г. Казани.

Кремль /слайд17/

Кул шариф /слайд18/

Башня сююмбике /слайд19/

Мульт татарстан.


Педагог: А теперь я расскажу вам о гос.символах Татрстана. Кто подскажет, что к ним относится?

-Правильно- это флаг, /слайд20,21/

Герб/слайд 22.23/.

П-г: А сейчас я приглашаю выйти ко мне три пары.(Выходят дети и родители по желанию) В центре нашего зала мы приготовили для вас большую корзину. В ней костюмы разных национальностей. Ваша задача - одеть друг друга в татарский национальный костюм. Приготовились? Начали!

П-г: Закончили! И все вместе сейчас посмотрим, как же справились наши участники с этим заданием.

Татарский костюм./СЛАЙД 24,25,26,27/


П-г : Молодцы, не ошиблись! И таких нарядных мы приглашаем вас на любимый татарский праздник «Сабантуй»

Сабантуй/СЛАЙД 28/

Дети старшей группы проводят с детьми младшей и средней группы праздничные конкурсы.

После конкурсов родители приглашают детей к праздничному столу с национальными блюдами народов Татарстан.

Застолье.




© 2010-2022