- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Сценарий мероприятия на тему Мы разные, но мы вместе!
Сценарий мероприятия на тему Мы разные, но мы вместе!
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыболовлева Ю.А. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
7
Приобщение детей к национальной культуре
посредством фольклора народов Татарстана.
«Мы разные, но мы вместе!»
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей
не передаются по наследству,
в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь,
и чем раньше начинается формирование этих качеств,
тем большую устойчивость они приобретут».
Э.К. Суслова
Задачи:
1.Приобщать обучающихся к национальной культуре посредством фольклора народов Татарстана, познакомить с государственной символикой Республики Татарстан.
2. Формировать национальное самосознание, патриотизм, уважение к историческому прошлому Татарстана, интерес к изучению и сохранению семейных и национальных традиций.
3.Развивать навык поисковой деятельности, общения и совместной деятельности в коллективе, опыт публичного выступления, культуру речи.
4. Воспитывать толерантное отношение к культуре народов Татарстана и окружающему миру, уважение к родителям, близким и друг к другу.
Сценарий.
Звучит мелодия, на фоне которой педагог читает стихи.
1.Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она-
И земля родная одна. (П .Синявский «Родная земля»)
2.Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой растем!
П-г:
-Вы, наверное, догадались, дети, что сегодня мы будем говорить о нашем родном крае. Но сначала скажите, как называется наша страна, в которой мы живем?
Дети : Россия.
П-г: Верно. Есть большая страна на планете - это Россия
/слайд 1-карта России/.
Велика и необъятна наша страна. А вот насколько она величава и чем богата, предлагаю узнать из м/ф. Итак, СМОТРИМ!
МУЛЬТ - РОССИЯ!
П-г: И вот в этой необъятной стране есть наша республика, которая называется…
Дети: Татарстан /слайд 2/
П-г: Нашу республику не зря называют многонациональной. Здесь живут рядом русские и татары, удмурты и марийцы, чуваши и башкиры. Давайте посмотрим, всех ли мы назвали.
/слайд3- нац.состав/
Слайд4
Слайд 5
Сегодня с ребятами старшей группы мы предлагаем вам познакомиться поближе с нашими соседями.
Девочка в нац. костюме ( ст.гр): Стих. «Я русская»/слайд 6 /
П-г: Русский народ подарил нам очень много песен, сказок, легенд, игр, поговорок! А вот что знаете вы, мы сейчас проверим!
1.Какие русские песни вы знаете? ( 2 команды мам)- «угадай мелодию»
2.А знаете ли вы русские народные сказки? (2 команды дети)
3.Кто больше - пословицы - поговорки. (мамы - дети)
П-г: А теперь всем вместе мы предлагаем вам поиграть в русские народные игры. Их проведут с вами ___________________
Дети старшей танцевальной группы одеты в национальные костюмы.
Одна пара проводит игру «Дударище», вторая пара -«Гори ясно»
Игра Дударь, дударь, дударище
Дударь, дударь, дударище
Старый, старый старичище
Его под колоду
Его под сырую
Его под гнилую
- Дударь, дударь, что болит?
- Голова.
Дударь, дударь, дударище
Старый, старый старичище
Его под колоду
Его под сырую
Его под гнилую
- Дударь, дударь, что болит?
- Ножки болят.
Дударь, дударь, дударище
Старый, старый старичище
Его под колоду
Его под сырую
Его под гнилую
- Дударь, дударь, что болит?
- Здоров!
Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь». Пропев песенку хором спрашивают у «дударя»: «Дударь, дударь, что болит?» «Дударь» отвечает : «Голова» (спина, брови, уши, и т.д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают : «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из крута на своё место другого и игра продолжается.
Игра «Гори,гори ясно»
Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и читают четверостишье: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Огонь сильней, беги быстрей!».
В центре хоровода стоит «водящий» с красным платком в руке. После слов, водящий подходит к любой паре в кругу и разбивает их платком, который выставляет за внешний край круга. Дети, которых «разбили», бегут в разные стороны по кругу. Кто быстрее схватит платок, тот выиграл и встает в круг, становится водящим. Игра повторяется.
П-г: А теперь, я хочу обратить ваше внимание на русский народный костюм.
Давайте назовем его основные части: сарафан, кокошник, косоворотка и т.д
Русский народный костюм/слайд 6/
П-г: Ну что ж, поблагодарим ребят! И отправимся с вами дальше .Кто- нибудь подскажет мне, что это за народность?
Удмурты /слайд9/.
/Видео мульт Удмуртия/
П-г: О каких великих людях удмуртского края вы услышали в мультфильме? (Калашников, Чайковский)
Удмуртия, как и многие другие республики богата поэтами, писателями и композиторами, которые посвятили свое творчество любимому краю .
Давайте послушаем стихи известного удмуртского поэта Флора Васильева.
Выходят дети старшей группы в удм.нац. костюмах
1. Край рябиновый ,наша Удмуртия,!
Вновь дивятся твоей красотой небеса.
Ты сильна и красива, родная Удмуртия!
Край зеленый, родные места!
2. О, Удмуртия! Славить тебя не устану
Край ручьев, италмасов, рябин!
Я люблю тебя нежно, как маму,
Край пахучих лугов и осин!
3. Удмуртия! Моя родная сторона!
Какою красотою славится она!
Богатые леса, широкие поля.
Рябина и калина у крыльца!
4. Хватает Волги широты и сини ,
Но с Камою она еще синей!
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей!
Педагог : А теперь я расскажу вам о символах Удмуртии. Одним из таких символов является желтый цветок - купальница европейская. В народе его называют Италмасом. /слайд 10/.
Существует легенда, что в цветке Италмаса душа несчастной девушки.
«Жила в селе Алнаши скромная девушка и звали ее Италмас. Нравились ей цвета желтый и зеленый. И на работе , и на игрищах ее можно было увидеть в желтом платьице и зеленом передничке. Всем она нравилась своим трудолюбием, но счастья, к сожалению, у нее не было. Однажды из дальней деревни приехали какие -то люди, чтобы выкрасть Италмас для одного богатого родственника. Они выждали ее на берегу реки Пойма, куда она пришла на свидание к своему любимому смелому охотнику Замбатыру. Не знала она, что он лежит связанный недалеко от места встречи. Бросились на девушку непрошеные гости , но вырвалась она из их рук и спряталась в густой траве. Стала шептать Италмас какие -то заклинания. После этого покрылось все густым туманом, а сама девушка исчезла. Когда туман рассеялся, луг преобразился - покрылся золотыми цветочками, а Италмас словно растаяла. С тех пор называют удмурты купальницу Италмасом.
А поэты слагают об этом цветке стихи.
Ранней весной,
Будто желтый алмаз,
Гордый и смелый
Расцвел италмас.
Маленьким солнышком
Выйдя на луг,
Светит один -
Без друзей и подруг.
Все они скоро
Появятся тут:
Станет теплее -
Луга зацветут.
Но и зимою
Я вспомню не раз
Стойкость твою,
Золотой италмас.
В Ванюшев.
Желтый цвет Италмаса находит свое отражение и народном костюме удмуртов. Рассмотрим его подробнее.
Удмуртский костюм./слайд11/
А теперь познакомимся с удмуртскими играми, которые приготовили для вас ребята.
Игра «Растяпа»
Играющие встают парами по кругу. В парах выстраиваются в затылок один за другим. В центре становится один игрок без пары, зовущийся Растяпой. Когда начинает играть музыка, передние игроки выходят из пар внутрь круга и двигаются по часовой стрелке, приплясывая под музыку, вместе с Растяпой. Остальные стоят и хлопают им в ладоши. Когда музыка останавливается, те, кто плясал, должны найти свободно стоящего без пары и встать за него. Кто пары не нашел, остается в кругу Растяпой, и ему хором кричат:
- Раз, два, три, растяпа - ты!
Когда он же остается Растяпой во второй раз:
- Раз, два, три, четыре, пять, растяпа - ты опять!
И в третий:
- Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, растяпа - ты совсем!
Игра «Ручеек».
Дети становятся парами друг за другом. Первая пара - ведущая. Звучит удмуртская мелодия. Первая пара показывая определенное движение продвигается внутри ручейка назад. Остальные пары повторяют. Так повторяется несколько раз с показом разных движений.
П-г: Ну и наконец, мы с вами приблизились к культуре татарского народа.
/слайд 12/
Наш народ тоже богат своими песнями, играми, традициями. Я предлагаю вам послушать стихи о нашем родном языке.
Выходят ребята в тат. нац.костюмах.
Татарский мой язык родной зовется
Аллахом мне и матерью он дан
Я говорю на нем , и сердце гордо бьется-
татрин я, Я сын твой, Татарстан!
В нем песнь Тукая, Кол Гали раздумья,
Мусы Джалиля пламенный завет.
Его забыть иль не любить смогу ль я?
Он-кладезь мудрости, он - правды нашей свет.
Читаю стих, пою с благоговеньем,
В нем все прекрасно: каждый звук и слог,
Он -мой родник любви и вдохновенья,
начало всех моих земных дорог!
П-г: А ребята младшей группы тоже подготовили красивую песню на татарском языке о родном крае. Мы с удовольствием вас послушаем!
Песня «Туган як»
На фоне -природа Татарстана
/слайд12,13,14,15/
П-Г: В каждой республике есть главный город и называется он столица. А кто мне назовет столицу нашей республики? ()
Конечно же, это город Казань, // слайд16//
А знаете ли вы, чем знаменита наша столица? ()
Вы все верно ответили, в городе Казани действительно много памятников культуры. Некоторые ребята подготовили небольшие рассказы о своих любимых памятниках культуры нашей столицы. Давайте их послушаем.
Дети средней группы рассказывают о достопримечательностях г. Казани.
Кремль /слайд17/
Кул шариф /слайд18/
Башня сююмбике /слайд19/
Мульт татарстан.
Педагог: А теперь я расскажу вам о гос.символах Татрстана. Кто подскажет, что к ним относится?
-Правильно- это флаг, /слайд20,21/
Герб/слайд 22.23/.
П-г: А сейчас я приглашаю выйти ко мне три пары.(Выходят дети и родители по желанию) В центре нашего зала мы приготовили для вас большую корзину. В ней костюмы разных национальностей. Ваша задача - одеть друг друга в татарский национальный костюм. Приготовились? Начали!
П-г: Закончили! И все вместе сейчас посмотрим, как же справились наши участники с этим заданием.
Татарский костюм./СЛАЙД 24,25,26,27/
П-г : Молодцы, не ошиблись! И таких нарядных мы приглашаем вас на любимый татарский праздник «Сабантуй»
Сабантуй/СЛАЙД 28/
Дети старшей группы проводят с детьми младшей и средней группы праздничные конкурсы.
После конкурсов родители приглашают детей к праздничному столу с национальными блюдами народов Татарстан.
Застолье.