Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету Музыкальное искусство. Ансамбль срок реализации - 4 года

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУДОД «Алексеевская детская школа искусств»

Корочанского района Белгородской области










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ. АНСАМБЛЬ»


Срок реализации - 4 года















с. Алексеевка, 2014 год

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

-Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Контрольные требования на разных этапах обучения.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-Учебная литература;

- Методическая литература;


I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа «Коллективное музицирование. Ансамбль» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, предлагается как новый вариант организации занятий учащихся на народном отделении в детских музыкальных школах и детских школах искусств по предмету

« Коллективное музицирование. Класс ансамбля».

В общей системе музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Необходимо, чтобы ансамблевые занятия стимулировали интерес ученика к инструменту, к урокам по специальности и прививали любовь к коллективному творчеству.

Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра.

Задача музыкальных школ состоит не только в подготовке учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные учебные заведения, но и в воспитании активных пропагандистов музыкально- эстетических знаний - участников художественной самодеятельности, любителей музыки, грамотных слушателей наших концертных аудиторий, в формировании людей, жизнь которых обогатится великим даром - умением слушать музыку.

Реализация дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Ансамбль» учитывает занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.

2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

Реализации данной программы осуществляется со 2 по 5 классы (по дополнительной образовательной общеразвивающей программе со сроком обучения 5 лет).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Срок обучения 5 лет

Класс


Часы

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

510


Количество часов на аудиторные занятия

340

Количество часов на внеаудиторные занятия

170

Предлагаемая недельная нагрузка по предмету «Коллективное музицирование. Ансамбль» 2 часа в неделю, в соответствии с учебным планом детской школы искусств.

Детская школа искусств определяет время, необходимое для планомерной и целенаправленной работы ансамбля. Эти часы могут быть использованы как на занятия по группам (в мелкогрупповой или групповой форме), так и на сводные занятия (консультации). Кроме того, на сводные занятия ансамбля учебные планы предусматривают дополнительно 1-2 часа в месяц.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая, групповая (от 2 до 16 человек). Продолжительность урока - 45 минут.

5. Цель и задачи учебного предмета «Коллективное музицирование. Ансамбль»

Цель:

Развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Задачи:

- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,

необходимых для ансамблевого музицирования;

- расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым

репертуаром;

- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся

разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться

в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),

музыкальности;

- развитие музыкальных способностей - слухового контроля, внутреннего музыкального слуха, аналитического слуха, артистизма в исполнении;

- развитие творческих качеств личности ребенка - воображения, образного мышления, способности к творческой деятельности.

- овладение искусством ансамблевой игры - синхронности при взятии звука, равновесия звучания партий, единство приемов музыкальной фразировки, умения передать мелодическую линию от партии к партии, ощущения общего метроритмического пульса;

- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

- приобщить к творчеству виднейших ансамблей, в состав которых входит балалайка;

- развитие эмоциональной отзывчивости учащегося на исполняемое музыкальное произведение.

К задачам технического развития следует отнести развитие чувства метроритма, синхронности исполнения, приобретения аппликатурных навыков, развитие чувства партнера, умение слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров.

Четкая артикуляция, осмысленная фразировка, образное мышление, формирование навыков совместной деятельности - задачи художественно-эмоционального развития.

6. Структура программы:

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Коллективное музицирование. Ансамбль» зависит от:

- возраста учащихся;

- их индивидуальных способностей;

- от состава ансамбля;

- от количества участников ансамбля.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом ансамблевых партий с использованием многообразных вариантов показа);

  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет ансамблевые партии и попутно объясняет);

  • репродуктивный метод (повторение участниками ансамбля игровых приемов по образцу преподавателя);

  • частично-поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи);

  • демонстрационный (прослушивание записей, просмотр видеозаписей выдающихся ансамблевых и оркестровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся).

Основное средство воспитания, обучения и развития - исполнительский репертуар, который формируется на основе принципа усложнения педагогических, технических и художественных задач - «от простого к сложному».

Ансамблевое музицирование и само по себе хорошо тем, что даёт детям жизненно-необходимые навыки общения в коллективе, который делает одно общее дело, но состоит из отдельных личностей, каждая из которых имеет свой индивидуальный голос и свою индивидуальную значимость для остальных членов коллектива и при должном усердии может стать солистом, лидером. Игра в ансамбле дарит радость коллективного творчества, вселяет в нерешительных веру в собственные силы, поддерживает робких, помогает быстрее и ярче раскрыться таланту (из-за наличия элемента соревновательности), а стало быть, является социально-значимой деятельностью.

Кроме этого, репертуар ансамбля гораздо шире репертуара сольного исполнителя (за счет более разнообразных темброво-динамических выразительных средств), что позволит детям исполнять как простые, так и сложные, высокохудожественные образцы старинной, классической и современной музыки, а так же переложения фортепианной, оркестровой и проч. в различных стилях и жанрах. Для того, чтобы полноценно исполнить оригинальное сочинении или переложение со сложной фактурой, а также достичь объемного звучания музыки и создаются ансамбли.

Партии малых ансамблей (дуэты, трио), как правило, достаточно сложны и потому все исполнители должны обладать примерно равными музыкально-техническими возможностями владения инструментом, тогда как в ансамблях большого состава наиболее сложными являются 1-я и 2-я партии, а другие партии относительно просты и доступны для игры даже «средним» и «слабым» ученикам. Поэтому большие ансамбли позволяют не только исполнять сложные произведения и развивать музыкальный кругозор, но еще дают и превосходную возможность балалаечникам разного исполнительского уровня играть вместе. В таких ансамблях каждая партия может исполняться одновременно несколькими учениками

8. Описание материально - технических условий реализации учебного предмета «Коллективное музицирование. Ансамбль»

Материально - техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

9. Связь с другими предметами программы

Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:

  • Специальность;

  • Ансамбль;

  • Предмет по выбору. Общее фортепиано.

Теория и история музыки:

  • Сольфеджио;

  • Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).

II. Содержание учебного предмета

Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детской школе

искусств - дуэты, трио. Реже - квартеты, квинтеты и т. д.

Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов, (только из балалаек), так и из различных групп инструментов, куда могут входить домра и балалайка или шумовые инструменты.

Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.

Варианты возможных составов ансамблей:

1. Однородные составы:

1.1. Дуэты

- Дуэт балалаечников - балалайка прима I, балалайка прима II;

1.2. Трио

- Трио балалаечников - балалайка прима I, II, балалайка альт;

балалайка прима, балалайка секунда, балалайка альт.

1.3. Квартеты

- Квартет балалаечников - балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка

секунда, балалайка альт.

2. Смешанные составы:

2.1. Дуэты:

- домра малая, балалайка прима.

Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования. При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя ансамбля.

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Аудиторные занятия: 2 часа в неделю.

Самостоятельные занятия: 1 час в неделю.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учрежденияи др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи.

2. Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Второй класс

В течение года ученики должны сыграть 2- 4 пьесы:

Декабрь- контрольный урок- 1 пьеса наизусть,

Май - зачет- 1-2 разнохарактерных произведений исполняются на академическом концерте в конце второго полугодия.

1. «Вдоль да по речке». Русская народная песня. Обр. В.Авксентьева

2. «Соловьем залетным». Русская народная песня. Обр. В.Авксентьева

3. Финская народная песня. Обр. М.Феркельмана

4. Бах И. Менуэт

Третий класс

В течение года ученики должны сыграть 2- 4 пьесы:

Декабрь- контрольный урок- 1 пьеса наизусть,

Май - зачет- 1-2 разнохарактерных произведений исполняются на академическом концерте в конце второго полугодия.

1. «Ой, цветет калина». Русская народная песня. Обр. В. Авксентьева

2. «Уральская рябинушка». Русская народная песня. Обр. В. Авксентьева

3. Тамарин И. «Веселая игра»

4. Шишаков Ю. «Эко сердце»

5. Дунаевский И. Галоп

Четвертый класс

В течение года ученики должны сыграть 2- 4 пьесы:

Декабрь- контрольный урок- 1 пьеса наизусть,

Май - зачет- 1-2 разнохарактерных произведений исполняются на академическом концерте в конце второго полугодия.

Пьесы для дуэта балалаек:

1. «Волга- реченька глубока». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

2. Шишаков Ю. «Ой, веночки»

3. «Во лузях». Русская народная песня. Обр. В.Авксентьева

4. «Выйду ль я на реченьку». Русская народная песня. Обр. В.Авксентьева


Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:

1. Н. Римский- Корсаков Колыбельная из оперы«Садко»

2. Бетховен Л. Немецкий танец

Пятый класс

В течение года ученики должны сыграть 2- 4 пьесы:

Декабрь- контрольный урок- 1 пьеса наизусть,

Май - зачет- 1-2 разнохарактерных произведений исполняются на академическом концерте в конце второго полугодия.

1. «Тонкая рябина». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

2. «Во лесочке комарочков много уродилось». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

3. «Заставил меня муж парну банюшку топить». Русская народная песня.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися

следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

- развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;

- реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;

- приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе;

- развитие навыка чтения нот с листа;

- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;

- знание репертуара для ансамбля;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:

• текущий контроль успеваемости учащихся

• промежуточная аттестация (академический концерт)

• итоговая аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки

выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные

оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося

и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее

распространенными формами промежуточной аттестации являются

контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты,

академические концерты.

Каждая форма проверки может быть как дифференцированной(с оценкой), так и недифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению наакадемических концертах и зачетах.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации

проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,

предусмотренного на предмет «Коллективное музицирование. Ансамбль». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной(экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные

задания.

По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся

получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка Критерии оценивания выступления

- 5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

- 4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном);

- 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а

именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.;

- 2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, причиной которых

является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В отличие от другого вида коллективного музицирования- оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций.

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план

занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом.

Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным

урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в

данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие- средние, средние-

старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в

зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное

понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую

согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог

должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава.

Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка- залог успешных выступлений.

В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение

Исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических

особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.


2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,

обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.







VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы


  1. Альбом начинающего балалаечника. Вып.10 .М.,1986

  2. Альбом классических пьес. 2 класс ДМШ. Белгород 2003

  3. Ансамбли русских народных инструментов в музыкальной школе. Составитель Дьяконова И. М., 1995

  4. Ансамбли русских народных инструментов. И. Обликин. Дуэты, трио, квартеты домр. Вып.1. М., 2004

  5. Балалайка и домра. Часть1. Составители Котягина Н. и Котягин А. С.-П., 1999

  6. Дорожкин А. Самоучитель игры. М.,1982

  7. Зверев А. Пьесы в сопровождении фортепиано. Из-во «Композитор» С-Петербург 1996

  8. Глейхман В. Хрестоматия для балалайки 1-3 классы ДМШ. Учеб. Пособ. «Кифара». М., 2004

  9. Глейхман В. Хрестоматия для балалайки 3-5 классы ДМШ. Учеб. Пособ. «Кифара». М., 2007

  10. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е М.,1991

  11. Репертуар балалаечника. Вып.24.М.,1989

  12. Репертуар балалаечника. Вып. 2/Сост. В. Ильяшевич. Киев,1980

  13. Репертуар начинающего балалаечника. Вып. 2/Сост. В. Бубнов,1980

  14. Шалов А. Русские народные песни для балалайки и фортепиано. Л.,-1972

  15. Хрестоматия для домры. Начальный курс обучения. Белгород 2003


© 2010-2022