- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Вокальные группы народной песни
Вокальные группы народной песни
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Звонова О.С. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей № 18»
«Рекомендовано» «Утверждено»
Методическим советом Директор
Протокол № ___ МУ ДО «ЦДОД № 18»
от «___» __________ 200__г. И.Ф. Рюхова __________
от «___»_________ 200__г
Принята
Педагогическим советом
Протокол № ___
от «___» __________ 200__г.
Дополнительная образовательная программа
«Вокальные группы народной песни»
Направленность:
Художественная
для обучающихся 7-16 лет
Срок реализации программы: 3 года
Составитель:
Звонова Ольга Сергеевна
Педагог дополнительного образования
Сыктывкар 20__г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Концепция программы
Народная песня наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного народного творчества. Отражает характер каждого народа, дух нации, чувства и переживания людей, обычаи, исторические события и веру народа. По складу встречаются одноголосные и многоголосные народные песни, они существуют во множестве вариантов, постепенно видоизменяясь. Искусство народного пения при всем своем многообразии и развивающемся характере приобрело устойчивые черты, выработало свои технические и художественные законы, свои исполнительские средства.
Данная программа предлагает создать эффективную целенаправленную систему, вхождения юного человека в мир народной культуры. Программа представляется актуальной, т.к. социальные преобразования в нашей стране, процессы растущей урбанизации, технический прогресс, изменения уклада жизни, разрушил традиции народа, преемственности поколения. Актуальность данной программы состоит в том, что сценическое воплощение, дает возможность сохранять народные традиции, делать обработку того или иного фольклорного материала, учитывая законы сцены. Отличительной особенностью от образовательных программ, действующих, в настоящее время в системе дополнительного образования, является направленность программы на сценическое воплощение фольклорного материала, поэтому предлагается изучение таких предметов как народное пение и сценическое мастерство.
Обучающиеся смогут не только стать исполнителями народной песни (сольно и в ансамбле), но и продемонстрировать несложные хороводные рисунки, отдельные элементы народной хореографии. Занятия хором способствуют развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, владение вокально-хоровыми навыками, проявлению творческой индивидуальности учащихся.
Хоровое пение занимает одно из ведущих мест в системе воспитания детей. Каждый народ из поколения в поколение передаёт свой общественный опыт духовное и культурное богатство, как наследство старшего поколения младшему. В данном случае песня, выступает в роли воспитателя молодого поколения. Такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера и психологии ребёнка, на его нравственное становление, уважение к старшему и нынешнему поколению.
Важное значение в работе хорового коллектива придается изучению местного фольклорного материала, исполнению песен композиторов Республики Коми, написанных для народных коллективов. Данная программа модифицированная так как составлена на основе методической литературе: Е.Н Смеланова «Педагогический поиск», Сивкова М.Г. Дополнительная образовательная программа: структура содержание технологии, разработки. Методические рекомендации. Сыктывкар.2004г., «Разработка дополнительной образовательной программы» №4 2009г., «Внешкольник» №3 2007г., авторская программа «Азбука народной песни» Позднякова Татьяна Борисовна 2008г.,г.Липецк.
Выпускники по данной программе могут продолжить своё обучение в ансамбле «Сигудек» в РЦДО, а в дальнейшем поступить в колледж Культуры и училище Искусств.
2.Цель программы:
Развитие творческих способностей , практических умений, навыков, основанных на традициях народно - певческой культуры.
Задачи:
-
Развивающие - развить кругозор и интерес к народной культуре , индивидуальные певческие способности,музыкальность ( музыкальный слух и память, чувство ритма и пластику движения, умение импровизировать)
-
Обучающие - научить практическим умениям и навыкам сольного и ансамблевого пения, овладеть исполнением в народной манере.
-
Воспитательные - воспитать и сформировать основы нравственного становления личности через изучение коми и русской народной песни, сформировать коллектив единомышленников среди воспитанников и их родителей .
-
Мотивационные - вызвать интерес к народному творчеству, увлечь творческим процессом ребенка на обучение народной песни.
3.Характеристика программы.
Тип - дополнительная общеобразовательная - дополнительная развивающая программа программ.
Направленность- художественная
Вид - модифицированная.
По признаку «общее профессиональное» - специализированная.
По характеру обучения - развивающая художественную одарённость.
По возрасту - разновозрастная.
По масштабу действия - учрежденческая.
По срокам реализации - 3 года.
4.Организационно-педагогические основы обучения
Основы обучения является документ: Сан Пин 2.4.4.1251-03 «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования», утверждённые 01.04.2003 г.
Отчисление обучающегося: уходит только по собственному желанию, состояние здоровья, по заявлению. Если ребёнок в течение месяца не посещает занятия, то он исключается, но если он снова захочет прийти, то он снова зачисляется в объединение.
Условия набора обучающихся: дети в возрасте от 6 до 18 лет на основании записи (устного или письменного заявления) от родителей (либо их законных представителей). При приеме в объединения Центра необходима медицинская справка от врача о состоянии здоровья, с заключением о возможности заниматься в группах по избранному профилю. (Согласно пункта 3.2. устава учреждения)
Контингент обучающихся: мальчики и девочки 7-16лет.
Отчисление обучающегося: уходит только по собственному желанию, состояние здоровья, по заявлению. Если ребёнок в течении месяца не посещает занятия, то он исключается, но если он снова захочет прийти, то он снова зачисляется в объединение
Рекомендуемый режим занятий:
I год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа,
II год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа,
III год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа.
-
Занятие вокала должно проходить не ранее 10 часов утра.
-
Начинать занятия минимум через 1 час после занятий в школе.
-
Десятиминутные перерывы между академическими часами.
-
Десятиминутные перерывы между занятиями групп.
Форма проведения занятия: групповые, всем составом творческого коллектива.
Форма занятия: выезд на концерты, походы, театр,
Год обучения
I год
II год
III год
Количество часов в неделю
4
4
6
Количество учебных недель
36
36
36
Количество часов в год
144
144
216
Особенности программного обеспечения:
Обучающиеся по дополнительной образовательной программе являются активными участниками всех мероприятий МОУ ДОД «ЦДОД № 18» и МОУ СОШ № 18. При подготовке мероприятий воспитанники разных групп, разных возрастов объединяются в один творческий коллектив «Метелица».
Обучение построено на разделах:
-
хоровое пения
-
групповые занятия (дуэты, трио, квартеты )
5. Ожидаемые результаты. Модель выпускника
Успешно учащийся по дополнительной образовательной программе на первом году обучения:
-
знает навыки, певческой установки
-
владеет техникой правильного певческого дыхания
-
знаком с звукообразованием, звуковедением
-
владеет тренингами на развитие дикции артикуляции
-
знает что такое ансамбль, владеет унисонным пением
-
знает правила поведения и технику безопасности
-
правила охраны голоса
-
Использует основные понятия и терминологию
К концу второго года обучения учащийся:
-
знает правила поведения и технику безопасности
-
правила охраны голоса
-
владеет основными вокально-хоровыми навыками
-
основы нотной грамоты
-
поет не сложную хоровую партию
-
владеет навыками эмоционального, артистического исполнения.
-
основные способы звукоизвлечения
-
пользуется исполнительскими данными
-
повысился общекультурный уровень обучающегося и чувство ответственности друг перед другом
К концу третьего года обучения учащийся:
-
знает правила поведения и технику безопасности
-
правила охраны голоса
-
владеет навыками исполнительного мастерства
-
имеет представление, что такое импровизация
-
ознакомлен с музыкальной грамотой
-
поет более сложный песенный материал
-
обладает более высокой культурой исполнения
-
свободно владеет дыханием
6. Условия для реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
-
актовый зал, музыкальный класс;
-
компьютер с музыкальным и текстовым программным обеспечением;
-
Хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое помещение
-
Стационарная аппаратура (магнитофон, усилитель звука, колонки, записи фонограмм)
-
Музыкальный инструмент (фортепиано, баян)
-
Концертные костюмы, реквизит
Организационное обеспечение
-
Необходимый контингент учащихся
-
Утвержденное расписание занятий
-
Привлечение к работе специалистов концертмейстер
-
Родительская помощь
-
Связь с общественностью (школы, дворец творчества)
Учебно-методический комплекс:
-
Нормативно-правовые документы
-
Подборка методических материалов по данному направлению; разработки, рекомендации по работе с хором)
специальная литература: книжные пособия, журналы, нотные сборники)
Методические рекомендации:
Программа на начальном этапе (1-ый год обучения) рассчитана на работу с младшим школьным возрастом, средним звеном. В этот период среди основных задач можно выделить:
-
Развитие вокальных данных
-
Развитие ритмичности, музыкальности
-
Воспитание трудолюбия, артистичности и эмоциональной выразительности.
Обучение вокалом происходит путем разучивание тренировочного материала (вокально - хоровые упражнения, упражнения на дикцию и артикуляцию), дыхательной гимнастики. Основная задача педагога научить петь детей чисто интонировать, петь открытым естественным звуком. Чем больше ответственных выступлений (ситуаций, когда на тебя смотрят другие), тем дольше и лучше сохраняется выученный материал, дети чувствуют себя более раскованно и ведут на сцене себя более артистично.
Вариант структуры урока
1 часть урока
-
Дыхательная гимнастика
-
Ритмические упражнения
-
Упражнения на дикцию и артикуляцию (вспомогательно - тренировочные упражнения)
-
2 часть урока
-
-
Распевки, попевки
-
3 часть урока
-
-
Разучивание основного материала
-
Работа над песнями
Второй этап обучения (2-ый год обучения) рассчитана на детей среднего школьного возраста. Ученики уже владеют определенным запасом вокальных данных. Открытая манера пения, умение петь ансамблем чисто интонируя. На втором году обучения дети учатся петь в два голоса, более сложные одноголосные произведения. Песни исполняются с элементами движения. Необходимо ознакамливать детей с коми народной культурой, о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа коми. Расширяется репертуар народной песни. Песни разнохарактерные (хоровые, игровые, плясовые, частушки, лирические). Основной задачей является воспитание выразительности исполнения.
Вариант структуры урока
1 часть урока
-
Упражнения на дикцию, артикуляцию (вспомогательно-тренировочные упражнения)
-
Дыхательная гимнастика
-
2 часть урока
-
-
Распевки
-
3 часть урока
-
-
Разучивание нового материала
-
Работа над репертуаром
Третий этап обучения (3 и более лет обучения) средний и старший школьный возраст. За предыдущие года дети набрали много опыта в исполнительском плане. На третьем этапе переходят к импровизации и трехголосному исполнению песен. Песни более сложные и разнообразные. Много внимания уделяется обрядовым песням. На третьем году обучения с детьми занимается профессиональный хореограф. Обязательны песни с элементами движения. Основы танца для народного коллектива - это залог успеха в концертной деятельности, т. к. танец украшает песню.
Вариант структуры урока
1 часть урока
-
Упражнения на дикцию, артикуляцию (вспомогательно - тренировочные упражнения)
-
Дыхательная гимнастика
-
Песенный материал для импровизации
-
2 часть урока
-
-
Распевки
-
Разучивание нового песенного материала
-
Работа над голосами
-
3 часть урока
-
-
Пение основного репертуара
Учебный план
I ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
2
I.
Вокально-хоровая работа
84
18
66
1.1
Певческая установка
4
2
2
1.2
Певческое дыхание
4
2
2
1.3
Дирижерский жест
8
4
4
1.4
Звуковедение и звукообразование
12
4
8
1.5
Интонация, дикция, артикуляция
14
6
8
1.6
Унисон
12
12
1.7
Двуголосье
10
2
8
1.8
Ансамбль, строй
8
2
6
1.9
Вокально-хоровые упражнения
12
4
8
II.
Работа над песенным репертуаром
58
8
50
Итого
144
28
116
II ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
I.
Вокально-хоровая работа
70
9
61
1.1
Певческая установка
2
1
1
1.2
Певческое дыхание
2
1
1
1.3
Звуковедение и звукообразование, огласовка
10
2
8
1.4
Чистота интонирования
8
8
1.5
Дикция, артикуляция
8
2
6
1.6
Ансамбль, строй
4
1
3
1.7
Двуголосье
6
6
1.8
Унисон
8
8
1.9
Динамика
4
4
1.10
Вокально-хоровые упражнения
18
2
16
II.
Музыкальная грамота
6
6
2.1
Нотный стан
2
2
2.2
Длительности нот
2
2
2.3
Мажор, минор в песнях
2
2
III.
Работа над песенным репертуаром
66
10
56
Итого
144
25
119
III ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
I.
Вокально-хоровая работа
154
39
106
1.1
Певческая установка
4
-
4
1.2
Певческое дыхание
4
-
4
1.3
Звукообразование,звуковедение
30
6
24
1.4
Унисон
4
4
1.5
Интонация
10
2
8
1.6
Дикция, артикуляция
15
2
13
1.7
Выразительное исполнение
4
1
3
1.8
Ансамбль, строй
14
-
14
1.9
2х - 3х голосье, а - kapella
32
3
29
1.10
Вокально-хоровые упражнения
21
3
18
II.
Музыкальная грамота
5
3
2
2.1
Знаки альтерации, аккорды
2
2
2.2
Четверти 2/4, 3/4, 4/4.
3
2
1
III.
Работа над песенным репертуаром
67
9
58
Итого
216
34
182
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие
Теория: ознакомление с предметом
Практика: пение учебно-тренировочного материала
Раздел I «Вокально-хоровая работа»
Тема 1.1. «Певческая установка»
Теория: понятие «певческая установка», значимость её в исполнении народной песни.
Практика: положение корпуса сидя, стоя при движении.
Тема 1.2. «Певческое дыхание»
Теория: роль дыхания в исполнении песен.
Практика: упражнения на дыхание (см. прил. 1)
Тема 1.3. «Дирижерский жест»
Теория: понятие дирижёрский жест
Практика: основные приёмы дирижёрского жеста в исполнении песен и учебно - тренировочного материала.
Тема 1.4. «Звуковедение и звукообразование»
Теория формирование гласных и согласных звуков
Практика: пение учебно- тренировочного материала (см. прил. 1)
Тема 1.5. «Интонация, дикция, артикуляция»
Теория: роль скороговорок в исполнении песен.
Практика: учебно-тренировочный материал (см. прил. 1)
Тема 1.6. «Унисон»
Теория:
Практика: пение учебно-тренировочного и песенного материала. (см. прил. 1)
Тема 1.7. «Двуголосье»
Теория: поняте двуголосье. Музыкальный материал.
Практика: пение учебно-тренировочного материала (см. прил. 1)
Тема 1.8. «Ансамбль, строй»
Теория: роль каждого обучающегося в ансамбле.
Практика: пение учебно-тренировочного и песенного материала (см. прил. 1)
Тема 1.9. «Вокально-хоровые упражнения»
Теория: показ и разбор материала.
Практика: пение и разучивание вокально-хоровых упражнений (см. прил. 1)
Раздел II. Работа над песенным репертуаром
Теория: Показ и разбор материала.
Практика :разучивание и пение песенного материала, выступление на концертах (см. прил. 1)
II ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел I «Вокально-хоровая работа»
Тема 1.1. «Певческая установка»
Теория: положения корпуса, сидя, стоя, при движении.
Практика: упражнение на осанку, контроль за певческой установкой.
Тема 1.2. «Певческое дыхание»
Теория: ознакомление с комплексом дыхательных упражнений: прерывистое, длинное, смешанное.
Практика: упражнение на дыхание.(см.прил.2)
Тема 1.3. «Звуковедение и звукообразование»
Теория 1. правильный посыл звука
Практика: пение учебно-тренировочного материала (см. прил. 2)
Тема 1.4. «Чистота интонирования»
Теория объяснения термина «интонация», теоретические примеры.
Практика: пение учебно-тренировочного материала (см. прил.2)
Тема 1.5. «Дикция, артикуляция»
Теория: упражнения для развития подвижности нижней челюсти
Практика: проговаривание учебно-тренировочного материала (см. прил. 2)
Тема 1.6. «Унисон»
Теория:
Практика: пение учебно-тренировочного и песенного материала (см. рпил.2)
Тема 1.7. «Двуголосье»
Теория: музыкальный материал
Практика: пение учебно-тренировочного и песенного материала (см. прил.2)
Тема 1.8. «Ансамбль, строй»
Теория:
Практика: пение учебно-тренировочного материала (см. прил.2)
Тема 1.9. «Динамика»
Теория:
Практика: умение по руке дирижера менять силу звука (p-f;)
пение учебно-тренировочного, песенного материала (см. прил.2)
Тема 1.10. «Вокально-хоровые упражнения»
Теория: тексты вокально-хоровых упражнений.
Практика: пение вокально-хоровых упражнений.(см.прил.2)
Раздел II. Работа над песенным репертуаром
Теория: тексты песенного материала.
Практика: пение основного материала, участие в мероприятиях, концертах (см. прил.2)
Раздел III. Музыкальная грамота
Тема 3.1. «Нотный стан»
Теория: название звукоряда, система звукозаписи (см. прил.2)
Тема 3.2. «Мажор, минор в песнях»
Теория: прослушивание песен, понятие мажор, минор (см. прил.2)
Тема 3.3. «Длительности нот»
Теория: длительность нот (см. прил.2)
III ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел I «Вокально-хоровая работа»
Тема 1.1. «Певческая установка».
Практика: упражнение на осанку, контроль за певческой установкой (см. прил.3)
Тема 1.2. «Певческое дыхание»
Практика: упражнение на дыхание (см. прил.3)
Тема 1.3. «Звукообразование, звуковедение»
Теории: образование звуков.
Практика: пение песенного и учебно-тренировочного материала (см. прил.3) Тема 1.4. «Унисон»
Теория:
Практика: пение учебно-тренировочного и песенного материала. (см. прил. 3)
Тема 1.5. «Интонация»
Теория: теоретические примеры учебно-тренировочного материала.
Практика: пение учебно-тренировочного материала (см. прил.3)
Тема 1.6. «Дикция, артикуляция»
Теория: скороговорки.
Практика: проговаривание и изучение скороговорок (см. прил. 3)
Тема 1.7. «Выразительное исполнение»
Теория: объяснение исполнения песенного материала.
Практика: исполнение песенного материала (см. прил.3)
Тема 1.8. «Ансамбль, строй»
Практика: умение слушать друг друга. Пение учебно-тренировочного и песенного материала соло, дуэтом, трио, квартетом.(см.прил.3)
Тема 1.9. «2х - 3х голосье, а-kapella»
Теория: текстовой и музыкальный материал.
Практика: разучивание песен и вокально-хоровых упражнений.(см. прил.3)
Тема 1.9. «Вокально-хоровые упражнения»
Теория: текстовой и музыкальный материал.
Практика: разучивание вокально-хоровых упражнений (см. прил.3)
Раздел II. Работа над песенным репертуаром
Теория: текстовой и музыкальный материал.
Практика: разучивание и исполнение песенного материала (см. прил.3)
Раздел III. Музыкальная грамота
Тема 1.9. «Аккорды, знаки альтерации»
Теория: диез, бимоль.мажор,бекар, основные аккорды (см.прил.3)
Тема 1.9. «Четверти 2/4, 3/4, 4/4.»
Теория: четверти в песнях и музыке (см.прил.3)
Этапы педагогического контроля I года обучения
Вид контроля
Цели, задачи
Содержание
Формы проведения
Входящий
Выявить способности или неспособности ученика
Прохлопать заданный ритм, пропеть «Ходит зайка по саду»
Индивидуальное прослушивание ребенка.
Промежу-точный
Последить за исполнением вокально хоровых упражнений в унисон и за артикуляцией
«От топота копыт пыль по полю летит» - проговорить.
«Ой да калина, ой да малина» - пропеть.
Контрольный урок. Индивидуальное прослушивание ребенка.
Итоговый
Выявить уровень знаний и умений, полученных за год
Пение концертной программы.
Отчетный концерт.
Критерии оценки обучающихся (1 г.об.)
Теория
Практика
Уровень обученности
Входящий контроль
-
Учащийся чётко уверенно прохлопывает заданный ритмический рисунок
Высокий
-
Учащийся не с первого раза прохлопывает заданный ритмический рисунок
Средний
-
Учащийся не может самостоятельно справиться с предложенным материалом
Низкий
Промежуточный контроль
Учащийся имеет представление о понятии «унисон»
Учащийся поет в унисон и следит за артистизмом
Высокий
Учащийся имеет не точное представление о понятии «унисон»
Учащийся допускает некоторые ошибки в исполнении вокально-хоровых упражнений
Средний
Учащийся не имеет представления о понятии «унисон»
Учащийся неправильно исполняет вокально-хоровые упражнения
Низкий
Итоговый контроль
-
Учащийся может петь в унисон концертную программу
Высокий
-
Учащийся допускает ошибки в исполнении песен
Средний
-
Учащийся не справляется с песенным материалом
Низкий
Этапы педагогического контроля II года обучения
Вид контроля
Цели, задачи
Содержание
Формы проведения
Входящий
Проследить за качественной техникой звуковедения звукообразования и обрисовкой
1) Звукообразова-ние - распев э, е, ё, о, а, я, ю, у. (летало, стекало)
2) Дыхание - дыхательная гимнастика
3)Дикция, артикуляция - «По бревну бобры бредут».
Контрольный урок, индивидуальное прослушивание.
Промежу-точный
Последить за динамикой обучающегося
1. Динамика «Ой ладо».
2. Двуголосье «Плыла лебедь».
3. Ритм
Контрольный урок.
1) Прослушивание: дуэты, трио, квартеты.
2) Игры: «Нотный стан».
Итоговый
Проследить за чувством ансамбля, выразительностью исполнения, звуковедением
Пение основного репертуара
Отчетный концерт.
Критерии оценки обучающихся (2 г.об.)
Теория
Практика
Уровень обученности
Входящий контроль
Учащийся имеет представление о понятии «огласовка», «звукообразование»
Учащийся пропевает в народной манере вокально-хоровые упражнения
Высокий
Учащийся имеет не точное представление о понятии «огласовка», «звукообразование»
Учащийся нечётко, с ошибками пропевает в народной манере вокально-хоровые упражнения
Средний
Учащийся не имеет представления о понятии «огласовка», «звукообразование»
Учащийся не может самостоятельно справиться с предложенным материалом
Низкий
Промежуточный контроль
Учащийся имеет представление о понятии «динамика»
Учащийся может пропеть динамически вокально-хоровые упражнения
Высокий
Учащийся имеет представление о понятии «динамика»
Учащийся не в полном объеме справляется с вокально-хоровым упражнением
Средний
Учащийся не имеет представления о понятии «динамика»
Учащийся не справляется с заданным заданием
Низкий
Итоговый контроль
Учащийся имеет представления о понятии «звуковедения» «звукообразования» «ансамбля»
Учащийся выразительно исполняет песенный материал и имеет чувство ансамбля
Высокий
Учащийся имеет представления о понятии «звуковедения» «звукообразования» «ансамбля»
Учащийся не выразительно исполняет песенный материал и имеет чувство ансамбля
Средний
Учащийся не имеет представления о понятии «звуковедения» «звукообразования» «ансамбля»
Учащийся не исполняет песенный материал и не имеет чувство ансамбля
Низкий
Этапы педагогического контроля III года обучения
Вид контроля
Цели, задачи
Содержание
Формы проведения
Входящий
Выявить знания по ведению вокальной партии, интонационные навыки.
1)Вокально-хоровые упражнения. «Сею вею», «Ой ладо», «Ох и матушка»
2)Дикция, артикуляция: «Корабли лавировали лавировали да не вылавировали».
Контрольный урок.
Промежу-точный
Проследить за умением контролировать себя при пении, точностью интонирования и чистым естественным звуком
1) Вокально-хоровые упражнения. «Ехал грека», «Ты долина», «Плыла лебедь».
Пение основного материала.
Контрольный урок. Работа с дуэтами, трио, квартетами.
Итоговый
Проследить за выразительностью и артистичностью исполнения
Пение основного материала
Отчетный концерт
Критерии оценки обучающихся (3г.об.)
Теория
Практика
Уровень обученности
Входящий контроль
Учащийся имеет представление двух-трех голосье
Учащийся интанционно и правильно пропевает свою партию
Высокий
Учащийся имеет представление двух-трех голосье
Учащийся не держит свою партию
Средний
Учащийся не имеет представления о двух-трех голосье
Учащийся не может самостоятельно справиться с предложенным материалом
Низкий
Промежуточный контроль
Учащийся имеет представление о понятии интонирования
Учащийся точно интонирует и поет чистым , естественным звуком
Высокий
Учащийся имеет представление о понятии интонирования
Учащийся точно интонирует, но выкрикивает во время исполнения песенного материала
Средний
Учащийся не имеет представления о понятии интонирования
Учащийся не точно интонирует и выкрикивает во время исполнения песенного материала
Низкий
Итоговый контроль
-
Учащийся выразительно, артистично исполняет песенный материал
Высокий
-
Учащийся выразительно, не артистично исполняет песенный материал
Средний
-
Учащийся не выразительно, не артистично исполняет песенный материал
Низкий
Репертуар к дополнительной образовательной программе "Вокальные группы народной песни"
Репертуар к дополнительным общеобразовательным - дополнительным общеразвивающим программам "Вокальные группы народной песни" и "Сценическое движение" подбирается педагогом совместно концертмейстером. Он должен отвечать многим требованиям. Обучающиеся в объединении должны знать образцы народной музыки - для этого в репертуар к вышеуказанным программам включены: коми, русские, белорусские, украинские, удмуртские народные песни. А так же песни, коми и русских композиторов.
1 год обучения:
-
Русская народная песня "На горе - то калина"
-
Русская народная песня "Блины"
-
Русская народная песня "Ой сад во дворе"
-
Русская народная песня "Во поле орешина"
-
Русская народная песня "Балалайка"
-
Коми народная песня "Паче, паче"
-
Коми народная песня "Экути, мэкути"
-
Русская народная песня "Матрешкины потешки"
-
Удмурдская народная песня "Ничитык"
-
Русская народная песня "Посею лебеду на берегу"
-
Русская народная песня "А я по лугу"
-
Русская народная песня "Ой вставала я ранешенько"
-
Русская народная песня "Ерш Ершович"
-
Русская народная песня "Я на камушке сижу"
-
Русская народная песня "Посеяли девки лен"
-
Русская народная песня "Лен зеленой"
-
Русская народная песня "Уж как по мосту мосточку"
-
Русская народная песня "Верба, верба, вербочка"
-
Русская народная песня "Бояре"
-
Русская народная песня "Было у матушки 12 дочерей"
-
Русская народная песня "Здорово, здорово у ворот Егорова"
-
Русская народная песня "Во горнице во новой"
2 год обучения:
-
Русская народная песня "Ах вы сени"
-
Русская народная песня "Елочки сосеночки"
-
Русская народная песня "Ой во поле травушка"
-
Коми народная песня "Пакомовна"
-
Русская народная песня "Ой беда"
-
Русская народная песня "Вдоль по улице молодчик идет"
-
Русская народная песня "Пошла млада за водой"
-
Русская народная песня "Матаня"
-
Русская народная песня "Субботея"
-
Русская народная песня "Ой во поле травушка"
-
Русская народная песня "Мальчик - кудрявчик"
-
Русская народная песня "Гармошка - говорушка"
-
Русская народная песня "Как по мостику святого луза"
-
Казачья народная песня "Полно вам снежечки"
-
Русская народная песня "Милый мой хоровод"
-
Русская народная песня "Я посеяла ленку"
-
Русская народная песня "Я на горку шла"
-
Русская народная песня "Уж мы шили ковер"
-
Коми народная песня "Северный хоровод"
-
Русская народная песня "Ой вы гостюшки"
-
Русская народная песня "Ой да во лузях"
-
Русская народная песня "Во саду ли в огороде"
3 год обучения:
-
Русская народная песня "Я на печке молотила"
-
Русская народная песня "Субботея" частная плясовая Ивановской области
-
Русская народная песня "Сударушка девушка"
-
Русская народная песня московской области "Затопила кума хату"
-
Страдания Архангельской области "Я иду гориночка"
-
Русская народная песня Архангельской области "Ой вы цветики"
-
Русская народная песня "Не по погребу бочоночек катается"
-
Русская народная песня "Вот задумал комарик жениться"
-
Русская народная песня "А все кумушки домой"
-
Русская народная песня "Посеяли лен за рекою"
-
Русская народная песня "Пошли девки на работу"
-
Русская народная песня "Комарики комарочки мои"
-
Русская народная песня "Солома"
-
Казачья народная песня "Пролегала путь дорожка"
-
Русская народная песня "Вечер, вечер матушка"
-
Белорусская народная песня "Люблю наш край"
-
Украинская народная песня "Шла я раз по лесу"
-
Коми народная песня "Гудек ши"
-
Коми народная песня "Оль Кузя летче"
-
Коми народная песня "Луйки - Лайки"
-
Русская народная песня "Как меня мати"
-
Русская народная песня Архангельской области "Партянка"
-
Русская народная песня "Ой со вечера"
-
Русская народная песня "Ой кудряш"
-
Удмуртская народная песня "Йрым кельше"
-
Русская народная песня "Встаньте в круг"
-
Страдания "Трынь да, брынь да, теда"
-
Русская народная песня "Балалайка"
Список литературы
-
«Антология Коми народной песни» Сыктывкар 1998 г.
-
«Будем песни петь» Составитель П. Сорокин. Москва 1998 г.
-
«Внешкольник» №3 2007г.
-
«Дополнительное образование и воспитание» №9 2009г.
-
Красенко А. И Психология обучения художественному творчеству. Учебное пособие для психологов и педагогов. М : институт практической психологии.
-
Мешко Н.К. Вокальная работа с народными певцами / Клубные вечера, вып. 11.- М.,1976.
-
Налепин А.Л. «Массовые издания русского песенного фольклора» 2008г.
-
Насонова Г.А «Лекции по методике работы с детским фольклорным ансамблем» ГУС СПО Информационно-педагогический центр.
-
Науменко А. И.Этнография детства - М.: Российский союз любительских фольклорных коллективов, Издательство Ббеловодье, 1998.
-
«Разработка дополнительной образовательной программы» №4 2009г.
-
«Репертуар народного певца» Выпуск 3. Москва 1993 г.
-
Сивкова М. Г. Дополнительная образовательная программа: структура, содержание технологии разработки. Методические рекомендации. Сыктывкар 2004 г.
-
Фольклор в школе» Выпуск 1, 2, 3. Москва 1993 г.
Литература для учащихся.
-
Детские частушки, шутки. прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль. Академия развития, 1997.-224.,ил.
-
«Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры.Выпуск 4.Москва «Советский композитор» 1986.
-
Русские песни и романсы. Песенник с нотным приложением .-М.: «Новая волна», 1998.-320 с.
-
Тарабарина Т. И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития,1997.- 224 с., ил.
-
Эстетическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий / авт.- сост. Ю.А.Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2007- 222 с.