Открытый урок по самопознанию Природа-бесценный дар 6 класс

Раздел Дополнительное образование
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока по самопознанию

Школа ГУ « средняя школа №4 отдела образования Бурабайского района»

Дата: 21.01.16г № урока_20_

Тема: «ПРИРОДА- БЕСЦЕННЫЙ ДАР»

Ценность: ненасилие Качества: бережное отношение к природе, эмоционально-чувственное восприятие природы, социальная и гражданская ответственность

Педагог Якименко С.А.

Класс_6_ Количество учащихся____20_

Цель: углубить представления учащихся о ценности природы для человека и роли человека в сохранении богатств природы, через ценность - ненасилие

Задачи:

  • Раскрытие сущности взаимозависимости человека и природы;

  • Развитие эмоционально-чувственное восприятия природы;

  • Воспитание заботливого бережного отношения к природе.

Ресурсы урока (материалы, источники): ватман, листы формата А4, флома­стеры, стикеры, аудиозапись музыкальной композиции для позитивно­го настроя, аудиозапись звуки природы: шума морских волн, шелеста листьев, щебетание птиц

Ход урока

1.Организационный момент. (Слайд №1)

Позитивный настрой. (Мысленная прогулка в лес)

Учитель приглашает детей поприветствовать друг друга, затем сесть, принять удоб­ное положение и совершить мысленную прогулку в лес на фоне музыкальной компози­ции.

Учитель: сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабится и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греют ваше лицо.(включить звук) Перед вами лес. Будьте осторожны , когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Вы наклонились к цветку и очень внимательно рассматриваете его. Понюхайте его и вдохните аромат. Идите дальше. Углубляясь всё дальше и дальше полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. Мы выходим на поляну перед вами дерево, вы подходите к нему и обхватываете его ствол. Вы чувствуете энергию жизни, текущую в нем. И вы ощущаете счастье и покой. Как удивительна природа. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуть к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. (выключить звук) И вот вы дошли до дверей школы глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Откройте глаза и улыбнитесь! Приступим к уроку.

По окончании позитивного настроя учитель читает стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром!» и просит сформулировать основную мысль стихотворения и тему уро­ка:

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березы,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

О чем пойдет на уроке сегодня речь? (Ответы учащихся )

Тема нашего урока «ПРИРОДА- БЕСЦЕННЫЙ ДАР» (слайд №2)

Ассоциации к понятию «Природа (живая и неживая)»

Неживая природа - это своеобразный симбиоз простейших элементов, всевозможных веществ и энергий. Сюда можно отнести ресурсы, камни, природные явления, планеты и звезды. Неживая природа часто становится предметом для изучения со стороны химиков, физиков, геологов и других ученых.

Живая природа - это все, что имеет возможность расти, дышать, питаться и развиваться. Сюда относятся многочисленные животные, растения, микроорганизмы. Можно сказать, что живая природа - это все, что делает мир краше, живее и интереснее. В своей совокупности живая природа может образовывать отдельные виды и подвиды, экосистемы, которые будут характерны для определенной местности в определенное время.


  • Что это? Какая? Что делает?

  • (Что дает человеку? Какую роль играет в его жизни?)

(слайд №3)

  • Как вы думаете, что является бесценным в природе?

  • Что значит бережно относиться к природе?

  • В чем смысл ценности природы для человека?

Природа- бесценный дар , источник живительной силы человека. В природе все продумано и устроено.

Общение с природой благотворно влияет на человека, рождает в его душе гамму прекрасных чувств, которые повышают настроение, жизненный тонус, работоспособность.

Бережное отношение человека к природе не только преумножает ее красоту и богатство, но и облагораживает самого человека духовно и физически.

Анализ хода урока

2.Проверка домашнего задания (слайд №4)

В качестве домашнего задания учащимся было дано нарисовать свой любимый уголок природы. Расскажите о нем так, чтобы там захотелось побывать вашим одноклассникам. Учащиеся представляют свои рисунки.

Вопросы:

  • Какие растут деревья и цветы в вашем любимом уголке природы?

  • Как выглядит это место в разное время года?

  • Как часто вы там бываете? Что вы там делаете?

  • О чем вы там думаете или мечтаете?

  • Если бы вас назначили главным озеленителем города, что бы вы сделали для своего любимого уголка природы?

3.Позитивное высказывание (цитата урока) (слайд №5)

Учитель приглашает учащихся поразмышлять над высказыванием Иоганн Вольфранг Гете «Природа как книга, страницы которой полны глубокого содержания» и ответить на вопрос:

  • Почему автор изречения сравнивает природу с книгой?

  • Как влияет природа на человека?

(Ответы учащихся)

Вывод учителя: постижение природы - это увлекательный познавательный процесс. Живая природа благотворно влияет на человека, щедро даря ему свою любовь.

4.Рассказывание истории (слайд №6)

Учитель передает чтение рассказа «Зеленое утро»(см. «Учебник самопознания для 6 кл., стр. 94), обратите особое внимание на описание природы на Марсе, а затем предлагает учащимся проанализировать его содержание

Когда солнце зашло, он присел возле тропы и приготовил нехитрый ужин; потом, кладя в рот еду и задумчиво жуя, слушал, как потрескивает огонь. День был похож на тридцать других: с утра пораньше вырыть побольше аккуратных ямок, потом сыпать в них семена и носить воду из прозрачных каналов. Сейчас, скованный свинцовой усталостью, он лежал, глядя, как в небе один оттенок темноты сменялся другим.

Его звали Бенджамен Дрисколл, ему был тридцать один год. Он мечтал о том, чтобы весь Марс зазеленел, покрылся высокими деревьями с густой листвой, рождающей воздух, больше воздуха; пусть растут во все времена года, освежают города и душное лето, не пускают зимние ветры. Дерево, чего-чего только оно не может… Оно красит природу, простирает тень, роняет плоды. Или становится царством детских игр - целый небесный мир, где можно лазить, играть, висеть на руках… Средоточие пищи и радости - вот что такое дерево. Но большинство деревьев - это живительный холодок для легких и ласковый шелест для уха, который ночью, когда лежишь в снежно-белой постели, баюкает тебя.

Он лежал и слушал, как темная почва собирается с силами, ожидая солнца, ожидая дождей, которых все нет и нет… Приложив ухо к земле, он слышал поступь грядущих годов и видел - видел, как посаженные сегодня семена брызжут зеленью, как ветка за веткой рвутся к небу, цепляются за него и тянутся ввысь, и весь Марс становится солнечным лесом, светлым фруктовым садом.

Рано утром, едва маленькое бледное солнце всплывет над складками холмов, он встанет, живо проглотит завтрак с дымком, затопчет головешки и выйдет в путь с рюкзаком, выбирая места, копая, сажая семена или саженцы, осторожно уминая землю, поливая - и дальше, насвистывая и глядя в ясное небо, а оно к полудню все ярче и жарче…

- Тебе нужен воздух, - сказал он своему костру. Костер - живой румяный товарищ, который шутливо кусает тебе пальцы, а в прохладные ночи, теплый, дремлет рядом, щуря сонные розовые глаза… - Нам всем нужен воздух. Здесь, на Марсе, воздух редкий. Чуть что, и устал. Все равно что в Андах, в Южной Америке. Вдохнул и не чувствуешь. Никак не надышишься.

Он тронул грудную клетку. Как она расширилась за тридцать дней! Да, им нужно развивать легкие, чтобы вдохнуть побольше воздуха. Или еще сажать деревья.

- Понял, зачем я здесь? - сказал он. Огонь стрельнул. - В школе нам рассказывали про Джонни Эплсида. Как он шел через Америку и сажал яблони. А ведь мое дело поважнее. Я сажаю дубы, вязы и клены. Всякие деревья: осины, каштаны и кедры. Я делаю не просто плоды для желудка, а воздух для легких. Только подумать: когда все эти деревья наконец вырастут, сколько, сколько от них будет кислорода!

Вспомнилось прибытие на Марс. Подобно тысяче других, он всматривался в тихое марсианское утро и думал: «Как-то я здесь освоюсь? Что буду делать? Найдется ли работа по мне?»

И потерял сознание.

Кто-то сунул ему под нос пузырек с нашатырным спиртом.

Он закашлялся и пришел в себя.

- Ничего, оправитесь, - сказал врач.

- А что со мной было?

- Здесь очень редкий воздух. Одни его переносят, а вам, мне кажется, лучше возвратиться на Землю.

- Нет! - Он сел, но в тот же миг в глазах у него потемнело, и Марс сделал два оборота у него под ногами. Ноздри расширились, они принудили легкие пить ничто. - Я свыкнусь. Я останусь здесь!

Его оставили в покое: он лежал, дыша, словно рыба на песке, и думал: «Воздух, воздух, воздух. Они хотят меня отослать из-за воздуха». И он повернул голову, чтобы видеть холмы и равнины Марса. Присмотрелся и сразу заметил: куда ни глянь, сколько ни смотри - ни одного дерева, ни единого. Волнами уходит вдаль черный перегной, а на нем - ничего, ни одной травинки. «Воздух, - думал он, шумно вдыхая бесцветное ничто. - Воздух, воздух…» И на верхушках холмов, на тенистых склонах, даже возле ручья - ни деревца, ни травинки.

Ну конечно!

Ответ родился не в сознании, а в горле, в легких. И мысль, словно глоток чистого кислорода, сразу взбодрила. Деревья и трава. Он поглядел на свои руки и повернул их ладонями вверх. Он будет сажать траву и деревья. Вот его работа: бороться против того самого, что может ему помешать остаться здесь. Он поведет свою частную, «садовую» войну с Марсом. Древняя марсианская почва… Ее собственные растения прожили столько тысячелетий, что вконец одряхлели. А если посадить новые виды? Земные деревья - ветвистые мимозы, плакучие ивы, магнолии, величественные эвкалипты. Что тогда? Можно лишь гадать, какие минеральные богатства таятся в здешней почве - нетронутые, потому что древние папоротники, цветы, кусты, деревья погибли от изнеможения.

- Я должен встать! - крикнул он. - Мне надо видеть Координатора!

Полдня он и Координатор говорили о том, что сажать. Пройдут месяцы, если не годы, прежде чем начнутся планомерные посадки. Пока что продовольствие доставляют с Земли замороженным, в летающих сосульках; лишь несколько общественных садов зеленеют хлореллой.

- Так что пока, - сказал Координатор, - действуйте сами. Добудем семян, сколько можно, кое-какое снаряжение. Сейчас в ракетах плохо с местом. Боюсь, поскольку первые поселения связаны с рудниками, ваш проект зеленых посадок не будет пользоваться успехом…

- Но вы мне разрешите?

Ему разрешили. Выдали мотоцикл, он наполнил багажник семенами и саженцами, выезжал в пустынные долины, оставлял машину и шел пешком, работая.

Это началось тридцать дней назад, и он ни разу не оглянулся. Оглянуться - значит пасть духом: стояла необычно сухая погода, и вряд ли хоть одно семечко проросло. Может быть, битва проиграна? Четыре недели труда - впустую? И он смотрел только вперед, шел вперед по широкой солнечной долине, все дальше от Первого Города, и ждал - ждал, когда же пойдет дождь.

…Он натянул одеяло на плечи: над сухими холмами пухли тучи. Марс непостоянен, как время. Пропеченные солнцем холмы подернулись ночным инеем, а он думал о богатой черной почве - такой черной и блестящей, что она чуть ли не шевелилась в горсти, о жирной почве, из которой могли бы расти могучие, исполинские стебли фасоли, а спелые стручки - ронять огромные, невообразимые зерна, сотрясающие землю.

Сонный костер укутался пеплом. Воздух дрогнул: вдали прокатилась телега. Гром. Неожиданный запах влаги. «Сегодня ночью, - подумал он и вытянул руку проверить, идет ли дождь. - Сегодня ночью».

Что-то тронуло его бровь, и он проснулся.

По носу на губу скатилась влага. Вторая капля ударила в глаз и на миг его затуманила. Третья разбилась о щеку.

Дождь.

Он сел. Одеяло съехало, и по голубой рубашке забегали темные пятна: капли становились крупнее и крупнее. Костер выглядел так, будто по нему, топча огонь, плясал невидимый зверь; и вот остался только сердитый дым. Шел дождь. Огромный черный свод вдруг треснул, и шесть аспидно-голубых осколков полетели вниз. Он увидел десять миллиардов дождевых кристаллов, они замерли в воздухе ровно на столько времени, сколько было необходимо, чтобы их запечатлел электрический фотограф. И - мрак, вода.

Он промок до костей, но сидел и смеялся, подняв лицо, и капли стучали по векам. Он хлопнул в ладоши, вскочил на ноги и прошелся вокруг своего маленького лагеря; был час ночи.

Дождь лил непрерывно два часа, потом прекратился. Высыпали чисто вымытые звезды, яркие, как никогда.

Бенджамен Дрисколл достал из целлофановой сумки сухую одежду, переоделся, лег и, счастливый, уснул.

Солнце медленно взошло между холмами. Лучи вырвались за ограду, тихо скользнули по земле и разбудили Дрисколла.

Он чуть помешкал, прежде чем встать. Целый месяц, долгий жаркий месяц он работал и ждал, работал… Но вот он поднялся и впервые стал лицом в ту сторону, откуда пришел.

Утро было зеленое.

Насколько хватает глаз, к небу поднимались деревья. Не одно, не два, не десяток, а все те тысячи, что он посадил, опуская в землю семена и саженцы. И не мелочь какая-нибудь, нет, не поросль, не хрупкие деревца, а мощные стволы, могучие деревья, высотой с дом, зеленые-зеленые, огромные, пышные, деревья с отливающей серебром листвой, шелестящие на ветру, длинные ряды деревьев на склонах холмов, лимонные деревья и липы, секвойи и мимозы, дубы и вязы, осины, вишни, клены, ясени, яблони, апельсиновые деревья, эвкалипты - подстегнутые буйным дождем, вскормленные чужой волшебной почвой. На его глазах тянулись новые ветви, лопались новые почки.

- Невероятно! - воскликнул Бенджамен Дрисколл.

Но долина и утро были зеленые.

А воздух!

Отовсюду, словно живой поток, словно горная река, струился свежий воздух, кислород, источаемый зелеными деревьями. Присмотрись, и увидишь, как он переливается в небе хрустальными волнами. Кислород - свежий, чистый, зеленый, прохладный кислород превратил долину в дельту реки. Еще мгновение, и в поселке распахнутся двери, люди выбегут навстречу чуду, будут его глотать, вдыхать полной грудью, щеки порозовеют, носы озябнут, легкие заново оживут, сердца забьются чаще, и усталые тела полетят в танце.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему рассказ называется «Зеленое утро»?

  • Почему Бенджамен Дрисколл считал, своё дело самым важным?

  • Как изменилась жизнь планеты, когда поднялись посаженные на ней деревья?

5. Просмотр видеоролика о природе (слайд №7)

Чему учит этот видеоролик?

6. Творческая работа и групповая работа. (слайд №8)

1. Представьте, что цветы, деревья, и птицы решили написать пожелания людям. Запишите эти пожелания.

2 Четыре времени года (зима, весна, лето, осень) каждая группа должна нарисовать то или иное время года. И написать синквей о том или ином времени года.
Напомнить (1 строка - 1 сущ., 2 строка - 2 прил., 3 строка - 3 глаг., 4 строка - предложение, 5 строка - 1 сущ. )

7. Домашнее задание. (слайд №9)

Соберите фотографии о природе и смонтируйте фотоколлаж.

8. Групповое пение. Видеоклип с песней «Дорогой добра»

(слайд №10)

9. Заключительная минутка урока (слайд №11)

Урок завершается чтением стихотворения

Екатерины Федотовой «Диалог с природой»

Хочу побыть наедине с тобою,

Чтоб состоялся молчаливый диалог.

Хочу послушать я сегодня,

Что мне нашепчет ветерок.

Что скажет нежная трава,

Что скажут мудрые деревья.

Что скажет желтая листва,

Что ей сказать прикажет ветер.

Прохладной, мягкою струей

Коснется рук моих рука.

Задумчиво качнется дуб

И на меня посмотрит с высока.

И ноги обожжет роса

Своим дыханием прохладным.

И жаворонок в небеса

Мои мечты несет собратьям.

Благодарю природу мать

За то, что так великодушна.

За то, что может нас принять,

За то, что может нас послушать.

Все эти травы и цветы,

Река и небо голубое.

Стрекозы, пчелы, соловьи

Об этом шепчут мне сегодня.

О том, что есть живой рассвет,

Что есть закат багрово-красный.

И для меня дороже нет

Часов вечерних казахстанских.

Учитель: Закройте глаза и вспомните все хорошее, что было на этом уроке. Поместите под звуки медленной музыки добрые мысли в свое сердце и живите с ними! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу!

Рефлексии «Острова». На лист ватмана с изображенными островами: «Скука», «Беспо­койство», «Увлеченность», «Понимание» ученики прикрепляют стикеры. (написать по одному слову об уроке)

(слайд №12)

Спасибо за урок, до свидания!

Учащиеся прощаются с учителем до следующего урока



© 2010-2022