Повышение качества образования через внеурочную деятельность на примере то кудесники

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение качества образования через внеурочную деятельность на примере театрального объединения "Кудесники".


Наше общество постоянно развивается, совершенствуется и система образования, в следствии чего, возникает потребность в поиске эффективных средств, позволяющих повысить качество образования в современном обществе.

На мой взгляд, дополнительное образование является неотъемлемой частью системы образования и воспитания в целом. Каждый педагог дополнительного образования может рассказать, как через занятия в его объединении развивается и растет личность ребенка.

Я хочу поделиться с вами наблюдениями и результатами работы по данной теме, на примере театрального объединения «Кудесники». Театральная деятельность - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Особенно важной театральная деятельность может стать для одаренных детей, которым она дает дополнительные возможности для самореализации.

Человечество вот уже много веков самозабвенно играет в эту волшебную игру - театр. Не случайно еще А.С. Пушкин восклицал: «Театр - это волшебный край!» И правда, есть нечто магическое в том, что происходит всегда на сцене. Мы явственно это ощущаем, находясь в зрительном зале. Но, еще более удивительные перемены наступают, когда мы сами оказываемся на театральных подмостках!

С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр, как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений.

Об искусстве театра, о его воспитывающей роли, эмоциональной силе воздействия на человека писали такие выдающиеся деятели искусства и литературы, как Ушинский, Герцен, Белинский еще в 19 веке.
«Театр! Каким магическим словом был ты для меня! В тебе я видел весь мир, всю Вселенную!» - восторженно восклицал Белинский.

Театр имеет огромный опыт педагогики по развитию речи, голоса, пластики, формы и пространства, музыки и ритмики. Он привлекает педагогов и психологов, как кладезь психотехнических методик, процессов идентификации, выхождения из них и вхождения в них.
Театр базируется на единстве коллективного творчества, подчиненности общему замыслу с одной стороны, и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя - с другой, имеет опыт гармонического решения проблем противопоставленности, индивидуализации и социализации.

Детский театр - это комплекс дисциплин художественно- эстетической направленности, каждая из которых призвана повышать уровень образования детей и тем самым заложить основу общего культурного развития.

Опыт работы показывает, что занятия театральной деятельностью дисциплинируют: ребята не только аккуратно посещают занятия и репетиции, но и стремятся лучше учиться, помогают друг другу в учебе, стараются более творчески подходить к выполнению школьных заданий. Педагоги по русскому языку и литературе отмечают, что дети, занимающиеся в нашем театральном объединении, постоянно являются победителями школьных конкурсов чтецов, или сочинений. Ребята прекрасно ладят между собой, не смотря на разницу в возрасте. Взрослея, они помогают малышам во всем: разучить роль, придумать этюд, или зарисовку, освоить сценические движения, запомнить монологическую партию. Но особенно трепетное отношение у детей друг к другу во время концертных выступлений, показов спектаклей: делают прически, гримируют друг друга, помогают надевать костюмы и конечно же переживают друг за друга за кулисами.Повышение качества образования через внеурочную деятельность на примере то кудесники

В становлении юных актеров огромную роль играет организация учебных занятий и репетиций. Техника речи, основы актерского мастерства, основы ораторского исполнительства, пластика, сценическое движение - вот те основные предметы, которые способствуют развитию личности ребенка в нашем объединении. Дети приобретают практические навыки и умения правдиво работать в вымышленных условиях, тем самым развивая свою фантазию и воображение, учатся перевоплощаться, что очень важно для овладения исполнительскими умениями и воспитании качеств творческой личности. Комплекс изучаемых дисциплин помогает ребенку реализовать свои способности и возможности, самоутвердиться в коллективе. Каждый ребенок может проявить себя и продемонстрировать только свои незаурядные способности. Повышение качества образования через внеурочную деятельность на примере то кудесники

Мы стремимся непросто научить ребенка исполнению роли в спектакле или постановке какого либо чтецкого номера, а развиваем его способности. Чтобы достичь ощутимого результата в работе с детским коллективом надо суметь раскрепостить детей, помочь им обрести на сцене все те качества, которыми они в избытке обладают в реальной жизни. В работе мы используем различные тренинги и упражнения. Непременное условие этих упражнений - трехчастная структура, при помощи которой дети осваивают законы композиции - завязка - кульминация - развязка (в драматургии); увидел - освоил - действую (в актерском мастерстве); фиксация - откат - посыл (в движении). В результате освоения тренинговых упражнений это триада входит в привычку и действует на уровне подсознания. Выполняя действия актер, или актерский состав проходит эти три стадии последовательно, ведь в жизни мы не упускаем звенья этой триады - узнаем, принимаем решение, действуем. Повышение качества образования через внеурочную деятельность на примере то кудесники

Большое внимание уделяется импровизации, так как давно известно, что она будит в детях творческую мысль и фантазию. Ребята часто сочиняют стихи, визитные карточки для участия в различных конкурсах, поздравления друг другу.Повышение качества образования через внеурочную деятельность на примере то кудесники

Так же активное участие принимают дети в выборе произведения для постановки. В этот рабочий период ребята учатся подбирать, перерабатывать литературный материал, работать в коллективе, находить компромиссы, принимать общее решение. Эти полученные навыки дети используют и в школе, и любой другой деятельности.

Ребята, побывавшие на сцене и успешно выступившие, в будущем легче будут переносить трудности взрослой жизни. Ведь известно, что на сцене происходит множество непредсказуемых действий и приходиться прилагать усилия, чтобы достойно выйти из сложившейся ситуации, подходить к проблеме творчески, естественно, неординарно.
Репетиционные занятия, концертные выступления опираются на тот багаж знаний и умений, который получили участники на занятиях. Получить качественные творческие и педагогические результаты невозможно вне учебной работы, которая органично включает в себя реализацию всего комплекса социально - воспитательных и художественно- исполнительских задач.

Результатами обучения можно считать не только исполнительское мастерство, но и проявление детьми инициативы в познании, желания научится чему-нибудь, нестандартный подход к решению поставленных проблем, стремление к самосовершенствованию и саморазвитии.Повышение качества образования через внеурочную деятельность на примере то кудесники

Занятия в детском театре помогают развитию у детей художественного воображения, раскрепощают, снимают многочисленные проблемы, связанные с адаптацией к школьным условиям. Дети обретают веру в свои силы и возможности, ведь на занятиях одна из основных задач поставить каждого ребенка в выгодные для него условия и обеспечение ему ощущения успеха. Любое предложение, творческая идея ребенка не остаются незамеченными. Таким образом, дети обретают веру в свои силы и возможности, избавляются от комплексов, скованности, уже на этом этапе, подготавливая себя к жизни в обществе, где нужно будет действовать и говорить, не за кого не прячась, а со временем стать опорой другим. В процессе театрализованной деятельности, решая проблемы, сопутствующие работе театра, начиная с технических, заканчивая художественно-творческими: это подбор репертуара, внесение изменений в текст, подбор музыкального оформления, постановка хореографических зарисовок, дети учатся деловому общению.

Перед нашим государством, школой, учреждениями дополнительного образования вырастает задача чрезвычайно важная: вырастить крепкого, здорового человека, инициативного, думающего, способного на творческий подход к любому делу, за которое бы он не взялся. И активная жизненная позиция естественна для человека, если он мыслит творчески, видит вокруг возможности для совершенствования. Повышение качества образования через внеурочную деятельность на примере то кудесники

Меньше всего мы стремимся, чтобы наши дети в будущем стали профессиональными актерами, театроведами, вообще - людьми искусства (хотя некоторые все же вступят на этот путь). Основная педагогическая задача - научить ребят самостоятельно мыслить, разбудить любовь к прекрасному, сделать искусство неотъемлемой внутренней потребностью. Главное - заставить искать, мыслить, волноваться. И с этим театр справляется на все 100.

Но как бы то ни было: театральная деятельность вовсе не эликсир талантливости, принимая который через день по столовой ложке можно достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития способностей детей в дополнительном образовании и одно из средств повышения качества образования. По этому, свое выступление хочу закончить следующими словами:

« неважно, каким творчеством занимается ребенок, лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум, Все пригодится, все в занятиях получит дальнейшее развитие. И все это поможет потом в любой другой учебной, взрослой, профессиональной деятельности. Пригодиться сам творчески развитый дух личности, пригодится навык творчества, владение творческими приемами, и замечательной движущей силой в деятельности творческого человека станет испытанная и воспитанная радость от самого процесса созидательного труда».

Педагог дополнительного образования

Руководитель театрального объединения «Кудесники»

Ускова А.И.

Повышение качества образования через внеурочную деятельность на примере то кудесникиПовышение качества образования через внеурочную деятельность на примере то кудесникиПовышение качества образования через внеурочную деятельность на примере то кудесники

4


© 2010-2022