- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Повышение качества образования через внеурочную деятельность на примере то кудесники
Повышение качества образования через внеурочную деятельность на примере то кудесники
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ускова А.И. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Повышение качества образования через внеурочную деятельность на примере театрального объединения "Кудесники".
Наше общество постоянно развивается, совершенствуется и система образования, в следствии чего, возникает потребность в поиске эффективных средств, позволяющих повысить качество образования в современном обществе.
На мой взгляд, дополнительное образование является неотъемлемой частью системы образования и воспитания в целом. Каждый педагог дополнительного образования может рассказать, как через занятия в его объединении развивается и растет личность ребенка.
Я хочу поделиться с вами наблюдениями и результатами работы по данной теме, на примере театрального объединения «Кудесники». Театральная деятельность - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Особенно важной театральная деятельность может стать для одаренных детей, которым она дает дополнительные возможности для самореализации.
Человечество вот уже много веков самозабвенно играет в эту волшебную игру - театр. Не случайно еще А.С. Пушкин восклицал: «Театр - это волшебный край!» И правда, есть нечто магическое в том, что происходит всегда на сцене. Мы явственно это ощущаем, находясь в зрительном зале. Но, еще более удивительные перемены наступают, когда мы сами оказываемся на театральных подмостках!
С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр, как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений.
Об искусстве театра, о его воспитывающей роли, эмоциональной силе воздействия на человека писали такие выдающиеся деятели искусства и литературы, как Ушинский, Герцен, Белинский еще в 19 веке.
«Театр! Каким магическим словом был ты для меня! В тебе я видел весь мир, всю Вселенную!» - восторженно восклицал Белинский.
Театр имеет огромный опыт педагогики по развитию речи, голоса, пластики, формы и пространства, музыки и ритмики. Он привлекает педагогов и психологов, как кладезь психотехнических методик, процессов идентификации, выхождения из них и вхождения в них.
Театр базируется на единстве коллективного творчества, подчиненности общему замыслу с одной стороны, и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя - с другой, имеет опыт гармонического решения проблем противопоставленности, индивидуализации и социализации.
Детский театр - это комплекс дисциплин художественно- эстетической направленности, каждая из которых призвана повышать уровень образования детей и тем самым заложить основу общего культурного развития.
Опыт работы показывает, что занятия театральной деятельностью дисциплинируют: ребята не только аккуратно посещают занятия и репетиции, но и стремятся лучше учиться, помогают друг другу в учебе, стараются более творчески подходить к выполнению школьных заданий. Педагоги по русскому языку и литературе отмечают, что дети, занимающиеся в нашем театральном объединении, постоянно являются победителями школьных конкурсов чтецов, или сочинений. Ребята прекрасно ладят между собой, не смотря на разницу в возрасте. Взрослея, они помогают малышам во всем: разучить роль, придумать этюд, или зарисовку, освоить сценические движения, запомнить монологическую партию. Но особенно трепетное отношение у детей друг к другу во время концертных выступлений, показов спектаклей: делают прически, гримируют друг друга, помогают надевать костюмы и конечно же переживают друг за друга за кулисами.
В становлении юных актеров огромную роль играет организация учебных занятий и репетиций. Техника речи, основы актерского мастерства, основы ораторского исполнительства, пластика, сценическое движение - вот те основные предметы, которые способствуют развитию личности ребенка в нашем объединении. Дети приобретают практические навыки и умения правдиво работать в вымышленных условиях, тем самым развивая свою фантазию и воображение, учатся перевоплощаться, что очень важно для овладения исполнительскими умениями и воспитании качеств творческой личности. Комплекс изучаемых дисциплин помогает ребенку реализовать свои способности и возможности, самоутвердиться в коллективе. Каждый ребенок может проявить себя и продемонстрировать только свои незаурядные способности.
Мы стремимся непросто научить ребенка исполнению роли в спектакле или постановке какого либо чтецкого номера, а развиваем его способности. Чтобы достичь ощутимого результата в работе с детским коллективом надо суметь раскрепостить детей, помочь им обрести на сцене все те качества, которыми они в избытке обладают в реальной жизни. В работе мы используем различные тренинги и упражнения. Непременное условие этих упражнений - трехчастная структура, при помощи которой дети осваивают законы композиции - завязка - кульминация - развязка (в драматургии); увидел - освоил - действую (в актерском мастерстве); фиксация - откат - посыл (в движении). В результате освоения тренинговых упражнений это триада входит в привычку и действует на уровне подсознания. Выполняя действия актер, или актерский состав проходит эти три стадии последовательно, ведь в жизни мы не упускаем звенья этой триады - узнаем, принимаем решение, действуем.
Большое внимание уделяется импровизации, так как давно известно, что она будит в детях творческую мысль и фантазию. Ребята часто сочиняют стихи, визитные карточки для участия в различных конкурсах, поздравления друг другу.
Так же активное участие принимают дети в выборе произведения для постановки. В этот рабочий период ребята учатся подбирать, перерабатывать литературный материал, работать в коллективе, находить компромиссы, принимать общее решение. Эти полученные навыки дети используют и в школе, и любой другой деятельности.
Ребята, побывавшие на сцене и успешно выступившие, в будущем легче будут переносить трудности взрослой жизни. Ведь известно, что на сцене происходит множество непредсказуемых действий и приходиться прилагать усилия, чтобы достойно выйти из сложившейся ситуации, подходить к проблеме творчески, естественно, неординарно.
Репетиционные занятия, концертные выступления опираются на тот багаж знаний и умений, который получили участники на занятиях. Получить качественные творческие и педагогические результаты невозможно вне учебной работы, которая органично включает в себя реализацию всего комплекса социально - воспитательных и художественно- исполнительских задач.
Результатами обучения можно считать не только исполнительское мастерство, но и проявление детьми инициативы в познании, желания научится чему-нибудь, нестандартный подход к решению поставленных проблем, стремление к самосовершенствованию и саморазвитии.
Занятия в детском театре помогают развитию у детей художественного воображения, раскрепощают, снимают многочисленные проблемы, связанные с адаптацией к школьным условиям. Дети обретают веру в свои силы и возможности, ведь на занятиях одна из основных задач поставить каждого ребенка в выгодные для него условия и обеспечение ему ощущения успеха. Любое предложение, творческая идея ребенка не остаются незамеченными. Таким образом, дети обретают веру в свои силы и возможности, избавляются от комплексов, скованности, уже на этом этапе, подготавливая себя к жизни в обществе, где нужно будет действовать и говорить, не за кого не прячась, а со временем стать опорой другим. В процессе театрализованной деятельности, решая проблемы, сопутствующие работе театра, начиная с технических, заканчивая художественно-творческими: это подбор репертуара, внесение изменений в текст, подбор музыкального оформления, постановка хореографических зарисовок, дети учатся деловому общению.
Перед нашим государством, школой, учреждениями дополнительного образования вырастает задача чрезвычайно важная: вырастить крепкого, здорового человека, инициативного, думающего, способного на творческий подход к любому делу, за которое бы он не взялся. И активная жизненная позиция естественна для человека, если он мыслит творчески, видит вокруг возможности для совершенствования.
Меньше всего мы стремимся, чтобы наши дети в будущем стали профессиональными актерами, театроведами, вообще - людьми искусства (хотя некоторые все же вступят на этот путь). Основная педагогическая задача - научить ребят самостоятельно мыслить, разбудить любовь к прекрасному, сделать искусство неотъемлемой внутренней потребностью. Главное - заставить искать, мыслить, волноваться. И с этим театр справляется на все 100.
Но как бы то ни было: театральная деятельность вовсе не эликсир талантливости, принимая который через день по столовой ложке можно достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития способностей детей в дополнительном образовании и одно из средств повышения качества образования. По этому, свое выступление хочу закончить следующими словами:
« неважно, каким творчеством занимается ребенок, лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум, Все пригодится, все в занятиях получит дальнейшее развитие. И все это поможет потом в любой другой учебной, взрослой, профессиональной деятельности. Пригодиться сам творчески развитый дух личности, пригодится навык творчества, владение творческими приемами, и замечательной движущей силой в деятельности творческого человека станет испытанная и воспитанная радость от самого процесса созидательного труда».
Педагог дополнительного образования
Руководитель театрального объединения «Кудесники»
Ускова А.И.
4