Программа элективного курса Моя профессиональная карьера 9 класс

Раздел Дополнительное образование
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Курс «Моя профессиональная карьера» разработан для учащихся 9-х классов в объеме 1 час в неделю, всего 34 часа за год.

Элективный курс «Моя профессиональная карьера» в рамках общеобразовательной школы способствует формированию у учащихся 9-х классов способности выбирать сферу своей профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Они должны иметь представление о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, научить определять стратегию действий по освоению запасного варианта.

ЦЕЛЬ КУРСА:

Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся через специальную организацию их деятельности, включающую получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

ЗАДАЧИ КУРСА:

- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствования;

- сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс- конференция, индивидуальные и групповые беседы.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведения занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.



ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Необходимо сосредоточить внимание на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвитие в ней.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

«Образ «Я»

«Образ «Я» - это система представлений личности о себе как субъекте деятельности, включающая три основные составляющие: когнитивная (совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях), эмоциональная (наличие определенного оценочного отношения к себе), регуляторная (возможность управления собственным поведением).

« Образ «Я» служит ядром, на котором формируется ведущие мотивы личности, в том числе и мотив выбора профессии. Сформированность «Образа «Я» выступает в качестве одного из условий соотнесения с требованиями различных профессий и эффективной реализации своего психологического потенциала (в том числе интеллектуального) в будущей профессиональной деятельности.

На развитие представлений о себе оказывают влияние различные факторы: семья, общения со сверстниками, взрослыми, средства массовой информации и т.д. Однако далеко не всегда в этих условиях «Образ «Я» школьника соответствует его реальным психологическим характеристикам.

Раздел курса «Образ «Я» ориентирован на решение следующих основных задач: повышение уровня психологической компетенции учащихся, формирование у них положительного восприятия и чувства своей изначальной ценности как индивидуальности, развитие у школьников готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего.

Анализ профессиональной деятельности.

Основой для формирования у школьников способности к анализу профессиональной деятельности является профессиография. Диалектика общего, особенного и единичного позволяет выделять уровни профессиографического описания профессиональной деятельности, которые используются в работе с учащимися по обучению их способности анализировать профессиональную деятельность.

Уровень педагогического описания профессиональной деятельности определяет общую ориентировку субъекта в мире труда за счет выделения основных признаков профессиональной деятельности и формирования на этой основе психических образов-регуляторов, стимулирующих понимание как общих (группировка сходных профессий), так и особенных (сравнение разных профессий на основе общего критерия) характеристик мира профессий. В качестве последних использованы технологические (цель и средства труда), социально-психологические (самостоятельность, индивидуальность, коллективность труда) и эмоционально-волевые (степень напряженности и ответственности) признаки профессиональной деятельности (различают 53 таких признака), образующие 7 типов классификации: предмет труда (человек, техника, природа, знаковая система, художественный образ); цель труда (гностическая, преобразующая, изыскательная); средства труда (ручные механизированные, автоматические, функциональные); проблемность трудовых ситуаций (работа по алгоритму, решение проблем); коллективность процесса труда (индивидуальная, коллективная работа); ответственность в труде (моральная, материальная); условия труда (бытовые, на открытом воздухе, микроклиматические, специфические).

Выделенные классификационные признаки позволяют использовать модульный принцип описания профессии в виде формулы профессии, что существенно расширяет методические возможности данного подхода.

Перечень формируемых знаний и умений.

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о температуре, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КУРСА:

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Цели и задачи курса. Содержание, спецификация занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу « Твоя профессиональная карьера».

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.

Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.

Методы изучения личности.

Труд в жизни человека и общества.

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «Образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «Я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального «Я»).

«СЕКРЕТЫ» ВЫБОРА ПРОФЕССИИ («ХОЧУ» - «МОГУ» - «НАДО»).

«Хочу»- склонность, желания, интересы личности; «могу»- человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо»- потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Личный профессиональный план.

Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).

СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).

Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.

СПОСОБНОСТЬ К ЗАПОМИНАНИЮ.

Общие представления о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.

Диагностические процедуры. Методика « Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); « Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).

Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино».

СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ .

Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Диагностические процедуры. Методика « Перепутанные линии», « Отыскание чисел».

СПОСОБНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ СВЫЗИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ .

Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.

Диагностические процедуры. Методика « Выявление сущностных связей между понятиями», « Сложные ассоциации».

Развивающие процедуры. Методики « Способы использования предмета», « Невозможные ситуации».

ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ.

Личность и Межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.

Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.

ТЕМПЕРАМЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ.

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.

ВЕДУЩИЕ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ТИПЫ ПРОФЕССИЙ.

Отношение деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).

Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения).

Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания.

Отношение к предметному миру.

Развивающие процедуры. Деловая игра « Модель идеального города».

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы Эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).

Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.

Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТИЛИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.

Индивидуальные различия в способностях восприятия и понимания происходящего.

Диагностические процедуры. Методики « Свободная сортировка».

Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности.

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА И ЕГО ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛУ.

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда индивидуальная трудовая деятельность.

Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.

Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение. Метолы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

Занятость населения. Безработица.

Развивающие процедуры. Делова игра « Малое предприятие».

ЧЕЛОВЕК В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ.

Структурная перестройка экономики.

Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.

Экологические проблемы и их решение.

Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ.

Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.

Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.

Возможности квалификационного роста.

Практическая работа. Письменная работа « Мой путь в профессию».

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

« МОЯ ПР0ФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА».

Название темы

Часы теории

Часы на практическую работу

Всего часов

1.Образ «Я»

8

2

10

2.Анализ профессиональной деятельности

22

2

24

ИТОГО:

30


4

34









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

« МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»

Учебная тема

ТЕМА

Количество часов

На теорию

На практику

ТЕМА№1: «Образ «Я»-10 часов

Образ «Я»- это система представлений личности о себе. Он ориентирован на решении следующих основных задач: повышение уровня психологической компетентности учащихся, формирование у них положительного восприятия и чувства своей изначальной ценности как индивидуальности, развитие у школьников готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего.

8

2

1

Вводное занятие: внутренний мир человека и возможности его познания.

1

2

Представление о себе и проблема выбора профессии. Многообразие мира профессий.

1

3

« Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»).

1


4-5

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

1

1

6-7

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

1

1

8-9

Социальные проблемы труда («надо»).

1


10

Социально-психологический портрет современного профессионала. Коллаж «Мой психологический портрет».

1


11

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности.

1


ТЕМА №2: «Анализ профессиональной деятельности»- 24 часа.

Формирование у школьника способности к анализу профессиональной деятельности, обучение умению выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий и составлять формулы профессий. Сообщение сведений о сходных профессиях, сравнение различных профессий на основе общего критерия при организации профессиональных проб; разработку специальных описаний профессий, раскрывающих специфику профессии, использование формул профессий, изучение и осмысление содержания труда.

22

2

12

Анализ профессий. Основные признаки профессиональной деятельности.

1


13

Классификация профессий.

1


14

Здоровье и выбор профессии.

1


15

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

1


16-17

Способность к запоминанию.

1

1

18

Способность быть внимательным.

1


19

Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.

1


20-21

Темперамент в профессиональном становлении личности.

1

1

22

Ведущие отношения личности и типы профессий.

1


23

Человек среди людей. Стили общения.

1


24

Эмоциональные состояния личности.

1


25

Волевые качества личности.

1


26

Внутренний мир человека и возможности его познания.

1


27

Способности, условия их проявления и развития.

1


28

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

1


29

Индивидуальные стили кодирования и переработки информации.

1


30

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

1


31

Человек в новых социально-экономических условиях.

1


32

Пути получения профессии.

1


33

Ошибки в выборе профессии.

1


34

Резюме. Личный профессиональный план.

1


ИТОГО - 34 часа

30

4











ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Программы общеобразовательных учреждений « Твоя профессиональная карьера». Составитель Чистякова С. Н. Издательство « Просвещение» Москва 2005г.

2.Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Составитель Чечель И.Д. Издательство «ACADEMIA» Москва 2005г.

3. «Профориентация. Тесты» Арефьев И.П. Издательство НЦ ЭНАС. Москва 2005г.

4.Книга для выпускников и их родителей «Что делать?», редакция Л. Крылова. Издательство ЦКП «Регион-Про» С-Петербург 2006г.

5. Учебник « Твоя профессиональная карьера», редакция Чистяковой С.Н. Издательство «Просвещение» Москва 2005г.

6. «Путевка в жизнь»- В.Н.Аверин, О.М.Зайченко. Издательство « Просвещение» Москва 2005г.

7. «Технология профессионального успеха» - С.Н.Чистякова. Издательство «Просвещение» Москва 2003г.



© 2010-2022