Образовательная программа по волейболу

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа

г. Сафоново Смоленской области»


Согласовано:

Председатель Профсоюзного Комитета МБОУ ДОД ДЮСШ г. Сафоново»

_______О.Л. Каштанова

Рассмотрено :

на методическом объединении МБОУ ДОД ДЮСШ г. Сафоново Смоленской обл.»

_________ О.В. Карпов

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД «ДЮСШ г. Сафоново Смоленской области»

_______ В.И. Пантюхов

Приказ № _____ от_____________2014 г.




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по волейболу для групп

начальной подготовки 1 - 3-го годов обучения.



тренер-преподаватель

Ланченкова Н.В.






г. Сафоново 2014 г.



Пояснительная записка


Программа составлена на основании нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ, в ней отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований, опыт работы спортивных школ по волейболу.

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки;

восстановительные мероприятий; педагогического и врачебного контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответственно его требованиям высшего спортивного мастерства. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовки.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного волейболиста вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

На основании нормативно-правовых документов, определяющих функционирование спортивных школ основополагающих принципов построения спортивной тренировки и анализа ранее изданных программ по волейболу определены следующие разделы учебной программы: объяснительная записка; организационно-методические указа-

ния; учебный план; план-схема годичного цикла; контрольно-нормативные требования; программный материал для практических и теоретических занятий; воспитательная работа, психологическая подготовка; восстановительные мероприятия; педагогический и врачебный контроль; инструкторская и судейская практика. В программе эти разделы объединены в две части - нормативную и методическую.

Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста. В данной программе представлено содержание работы в ДЮСШ в группе начальной подготовки 2- 3 года обучения.

Задачи:

- содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;

- подготовка волейболистов высокой квалификации, резерва сборной команды города и области;

- воспитание социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем;

- подготовка волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем

командной игровой подготовки и бойцовскими качествами спортсмена;

- подготовка спортсменов II юношеского разряда.

Нормативная часть программы.

На этапе начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься волейболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Численный состав занимающихся, максимальный объем

учебно-тренировочной работы и требования по технико-тактической,

физической и спортивной подготовке

Год

Подготовки.

Минимальный

возраст для

зачисления,

лет.

Минимальное число

занимающихся в группе.

Максимальное

количество учеб-ных часов в

неделю.


Требования по

технико-тактической, физичес-

кой и спортивной подготовке

на конец учебного года.

Этап начальной

подготовки.


Первый

9

15

6

Выполнение

нормативов по

физической и технической

подготовке.

Второй


14

9

Третий


14

9






Примерный учебный план на 52 недели учебно-тренировочной

и соревновательной деятельности в ДЮСШ (в числах)



п/п



Разделы

Подготовки.



Этап

начальной

подготовки.


1-й

2-й

3-й



1.

Теоретическая

подготовка



8



14




2.

Общая

Физическая подготовка.



86



130



3..

Специальная

физическая

подготовка.



45



64


4.

Техническая подготовка.



72



108


5.

Тактическая

Подготовка.



37



56

6.

Интегральная

подготовка.



26



40




7..

Инструкторская

и судейская

практика.



-



-


8.

Соревнования.

24

40




9.

Контрольные испытания

(переводные)



14



14

10.

Восстановительные мероприятия.



-



-

11.

Общее количество

часов.

без спортивно-оздоровительного лагеря.



312



468


Соотношение средств на виды подготовки

по этапам и годам подготовки (%).




Этап многолетней

подготовки и группы.



Общая

физич.



Спец.

физич.




Техническая.



Тактическая.



Интегральная.

Этап начальной

подготовки.



33



16



27



14



10




Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле

(количество встреч-игр).




Виды

соревнований.



Этап начальной подготовки.

1-й

год

2-й

Год

3-й

год

По физической и технической

подготовке.



6



7



7

Контрольные.

6

13

13

Подводящие.

-

-

-

Основные.

-

-

-



Контрольно-переводные нормативы по

физической подготовке по годам обучения (девушки).




п/п.



Контрольные

Нормативы.



Группы начальной подготовки

(на конец учебного года).

1-й год.

2-й год.

3-й год.

1.

Длина тела, см.

157

162

168

2.

Бег 30 м. с.

5.9

5.8

5.7

3.

Бег 30 м. (5х6м).

12.2

11.9

11.5

4.

Бег 92 м. с изменением

Направления "елочка", с.



-



-



-

5.

Прыжки в длину с места, см.

165

175

187

6.

Прыжок вверх с места

Толчком двух ног, см.



34



38



44

7.

Метание набивного мяча

1 кг. из-за головы двумя

Руками : - сидя

- стоя





4.0

8.0





5.0

9.0





5.4

10.0

8.

Становая сила, кг.

55

61

75



Контрольно-переводные нормативы

по технико-тактической подготовке,

по спортивному результату

( девушки).




п/п



Контрольные

Нормативы.



Этап начальной подготовки

(на конец учебного года)


1-й год.

2-й год.

3-й год.


1

2

3

4

5.


Техническая подготовка.

1.

Вторая передача на точность

из зоны 3 в зону 4.

3

3

4

2.

Вторая передача на точность

Из зоны 2 в зону 4.



-



-



-

3.

Передача сверху у стены,

стоя лицом и спиной

(чередование)



-



-



-

4.

Подача на точность

10-12 лет

верхняя прямая.



3



3



4

5.

Нападающий удар прямой

из зоны 4 в зону 4-5

(в 16 лет снизкой передачи).




6.

Нападающий удар с переводом

Из зоны 2 в зону 5, из зоны

4 в зону 1 (16-17 лет с передачи

за голову).




7.

Прием подачи из зоны 5 в зону 2

на точность.






8.

Прием подачи из зоны 6 в зону 3

на точность.

2


3

3

9.

Блокирование одиночное

нападающего из зоны 4 (2)

по диагонали.




Тактическая подготовка.

1.

Вторая передача из зоны3 в зону 4 или 2 (стоя спиной) в соответст-

вии с сигналом.





2.

Вторая передача в прыжке из

зоны 3 в зону 4 или 2 (стоя

спиной) в соответствии с сиг-

налом.





3.

Нападающий удар или "скидка"

в зависимости от того, поставлен

блок или нет.




4.

Командные действия: прием по-

дачи, вторая передача из зоны 3

в зону 4 или 2 (по заданию) и

нападающий удар (с16 лет пере-дача выходящим игроком)




5.

Блокирование одиночное нападающих ударов из зон 4, 3, 2, со второй передачи. Зона не известна, направление удара диагональное.

6.

Командные действия организации защитных действий по системе "Углом вперед" и "Углом назад" по заданию после нападения соперников.

4

4

Интегральная подготовка.

1.

Прием снизу - верхняя передача

5

6

7

2.

Нападающий удар - блокирование.

3.

Блокирование - вторая передача.


4.

Переход после подачи к

защитным действиям, после

защитных - к нападению.


Спортивный результат.

1.

Потери подач в игре. (%)

40

35

30

2.

Эффективность нападения в игре (%)

- выигрыш

- проигрыш

3.

Полезное блокирование в игре (%).

4.

Ошибки при приеме подачи в игре (%)

30

26



Теоретическая подготовка.

Этап начальной подготовки.

1. Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Характеристика волейбола.

2. Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная системы, связочный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы человека.

3. Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

4. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Понятия о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок. Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.

5. Правила игры в волейбол. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подачи. Перемена подачи. Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Состав команды, замена игроков. Упрощенные правила игры. Судейская терминология.

6.Места занятий и инвентарь. Площадка для игры в волейбол в спортивном зале, на открытом воздухе. Оборудование и инвентарь для игры в волейбол в спортивном зале и на открытом воздухе. Сетка и мяч. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий в закрытом зале и на открытой площадке.

Воспитательная работа

и психологическая подготовка.


Воспитательная работа предполагает тесное единство нравственного, эстетического и трудового воспитания с учетом особенностей физкультурно-спортивной, соревновательно-тренировочной деятельности, особенностей их влияния на личность молодого человека, задач этапа начальной подготовки. Воспитательное воздействие органически входит в тренировочно-соревновательную деятельность и жизнь спортивной школы.

Важнейшим условием успешного осуществления воспитательной работы с юными спортсменами является единство воспитательных действий. Направленное формирование личности юного спортсмена - итог комплексного влияния многих факторов социальной системы воспитания, в том числе семьи, школы, основного коллектива. членом которого является спортсмен, педагога. других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции.

Важнейшим фактором воспитания юных спортсменов , условием формирования личности спортсмена является спортивный коллектив.

В воспитательной работе тренера необходима гибкая и многообразная система воздействий. Выполнение требований должно правильно оцениваться тренером с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей спортсмена, поощряться или осуждаться.

Особенно важное значение имеет самовоспитание волевых качеств личности. Средствами и методами самовоспитания могут быть все формы активности спортсмена по преодолению трудностей, связанные с внешне выраженной самомобилизацией и внутренними самоограничениями.

Воспитание "бойцовских качеств", формирование спортивного характера осуществляется в процессе многолетней работы с юными спортсменами и является составной частью воспитательной работы. Эти качества проявляются в экстремальных условиях спортивных соревнований.

Психологическая подготовка.


Психологическая подготовка подразделяется на общую и к конкретному соревнованию. Каждый раздел психологической подготовки имеет специфические задачи, решение которых требует комплексного подхода.

1. Общая психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической подготовкой на протяжении всего многолетнего периода спортивной подготовки, в ее задачи входит:

- воспитание высоконравственной личности спортсмена;

- развитие процессов восприятия;

- развития внимания: объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения,

- развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения;

- развитие способности управлять своими эмоциями;

- развитие волевых качеств.






Восстановительные средства и мероприятия.


К здоровью юных спортсменов предъявляются большие требования, так как в процессе тренировочно-соревновательной деятельности могут возникнуть условия для развития перенапряжения и утомления. В современном спорте особое внимание уделяется восстановительным средствам и мероприятиям.

Восстановительные средства и мероприятия.


Предназначение.

Задачи.

Средства и

мероприятия.

Методические указания.


Этап начальной подготовки.

Развитие физических

качеств с учетом специфики волейбола,

физическая и техническая подготовка.

Восстановление функционального состояния организма и работоспособности.

Педагогические:

рациональное чередование нагрузок на тренировочном занятии в течении дня и в циклах подготовки.

Гигиенический душ ежедневно, ежедневно водные процедуры закаливающего характера, сбалансированное питание.

Чередование различных видов нагрузки облегчающих восстановление по механизму активного отдыха, проведение занятий в игровой форме.





Литература

1. Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П. Волейбол: поурочная учебпая программа для ДЮСШ и СДЮСШОР. - М., 2007 г.

2. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000 г.

3. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе, - М., 1978 г.

4. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988 г.

5. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991 г.

6. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999 г.

7. Марков К.К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск,1999 г.

8. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. - М., 1998 г.

9. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М., 1982 г.

10. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995 г.

11. Спортивная медицина: справочное издание. - М., 1999 г

12. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.,1987 г.

© 2010-2022