Методический доклад По теме: «Специализированное познание в личностно-ориентированном образовании»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Крымское республиканское высшее учебное заведение

Керченский медицинский колледж им. Г.К. Петровой



Методический доклад

По теме: « Специализированное

познание в личностно-ориентированном образовании»

Подготовил:

Преподаватель «гигиены и экологии»: Черноус С.И.







План

I.Вступление.

Личностная ориентация образовании - основа самовыражения студента

II. Основная часть.

  1. « К социальному будущему студента - через его социальное настоящее» девиз личностно-ориентированного образования.

  2. Меры профессионального роста студентов.

а) разнообразие форм учебной деятельности;

б)индивидуальные функции студентов - центральный пункт групповой деятельности;

в)творческая-работа-возможность для самореализации студента;
г)внутренний мир студента - важная составная часть личностно-ориентированного обучения.

III.Заключение.

Личностно-ориентированное образование - путь к воспитанию интеллекта, культурного человека, стойкого гражданина.





Социализированное познание в личностно-ориентированном образовании

С.Ю.Черноглазкин, кандидат педагогических наук, ИТИП РАО
Образование призвано закладывать основу самореализации, самовыражения человека. Такое предназначение образования связано с его ориентацией на создание гибкой организации, постоянно выводящей студента в максимально благоприятную («выигрышную») для него и его развития позицию по отношению к осваиваемому учебному материалу.

Личностная ориентация образования - это тот оселок, на котором проверяется его действительность и подлинность. Личностная ориентация, связанная с разнообразным, многосторонним обеспечением самовыражения студента, придает образованию тот уровень, на котором оно становится частью культурного фонда страны. Такие черты образовательного процесса, как богатая методическая архитектура, потребительская ценность результатов и эмоционально-эстетическая выразительность применяемых процедур определяют факт существования этого процесса как феномена исторического наследия, несущего в себе потенциал дальнейшего непрерывного совершенствования. Обретающее личностную ориентацию образование становится показателем высокой культуры нации, ее способностей к созданию впечатляющих массовых образцов в самых разных сферах своего жизнеобеспечения.

Личность, как таковая, не существует вне общества и своего места в нем. Педагогическая организация процесса личностного развития студента в профессионально-образовательном учреждении может быть кратко охарактеризована девизом: «К социальному будущему студента - через его социальное настоящее». Социальное будущее студента - его профессиональная деятельность, карьера в профессии ( и в жизни). Социальное настоящее - это его текущая деятельность, в каждый конкретный момент психологически определяющаяся тремя основными составляющими: деятельностью группы, в которую входит студент; его функциональным статусом в групповой деятельности; внутренней жизнью студента.
К сожалению, в отдельных психологических и педагогических исследованиях игнорируется тот факт, что основная деятельность осуществляемая студентом в стенах образовательного учреждения, и ради которой он в них и находится, это учеба. Различные исследования рассматривают те или иные аспекты деятельности, личностных проявлений студентов и т.п. так, как будто они действуют в стихийно сложившихся условиях, среди людей, не объединенных общими целями, общей работой.

Не существуя «само по себе», а представляя собой результат педагогического проектирования, содержание образования требует адекватных проектных мер, на основе которых оно выстраивается. Именно концептуальная направленность проектных мер и создает ориентацию образовательной практики. Если речь идет о личностной ориентации, то она и должна быть предметом концептуального проектирования. Практически развитие личности обеспечивается использованием в структуре образовательного процесса концептуально взаимосвязанных специальных мер (инструментов), олицетворяющих ту или иную составляющую и создающих в каждой из них активные предпосылки развития. При этом следует учитывать, что естественным фоном развертывания этих мер служит профессиональная ориентация обучения. Выстроив учебную деятельность в едином ключе профессионально-значимой проблематики и устремив в ее направлении актуально развертываемые учебные коммуникации, можно с большой вероятностью гарантировать действительный профессиональный рост студентов, формирование компетентных специалистов.

Рассмотрим эти меры последовательно.

Первую составляющую олицетворяет учебное задание как педагогический стимул развертывания учебной деятельности. Задание может принимать разные формы, среди которых мы выделяем задачную, игровую, экспериментаторскую и производственную. Разнообразие форм учебной деятельности делает образовательный процесс эмоционально привлекательным для студентов. В свою очередь, внутри каждой формы задания могут различаться по уровню сложности организуемой деятельности. В итоге достигается достаточно высокая степень гибкости образовательного процесса, его способность быть адаптированным к каждому конкретному студенту. В личностно-развивающем образовании необходима такая организация обучения, которая позволяют студенту не в одиночку «биться» над бесчисленными познавательными проблемами, а осуществлять работу в составе группы, испытывающей потребность в активном присутствии каждого ее члена и, с другой стороны, активно обогащающей его совместно накапливаемым познавательным опытом. Требованию такой организации отвечают коллективные учебные задания.

Передовые теория и практика образования ориентированы на коллективную работы, коллективную деятельность. Она становится во главу угла современной организации образовательного процесса. Даже расстановка мебели в учебных помещениях подчинена интересам обеспечения коллективной деятельности, она производится так, чтобы обучающиеся могли лучше видеть и слышать друг друга, вступать в диалог и поддерживать его. Содержание же их работы, тем более, ориентировано на активные коммуникации в стремлении к общей для группы учебной цели. Человек может реально чему-то научиться, если в образовательном процессе он обладает реальными возможностями обсудить учебные проблем, высказать и проверить свои предположения относительно их разрешения, получить те или иные объяснения и сделать попытку объяснить свои мысли другому и т.п. Эти действия и выражают собой педагогически полноценный процесс учения.

Разумеется, в структуре образовательного процесса сохраняется место для индивидуальных учебных заданий - как задачной, так и иных форм. Однако, индивидуальные учебные задания целесообразно рассматривать в качестве вспомогательных,используемых для обработки студентом значимых для него вопросов,устранения пробелов и улучшения своего понимания общих проблем.
Вторую составляющую олицетворяют личные обязанности конкретного студента внутри группы,наличие которых позволяет ему выступать полноправным членом,а не быть необязательным «придатком»присутствие или отсутствие которого ничего не меняет в ее работе(каковым недостатком отличаются «фронтальные»,массовые схемы организации обучения).Наличия личных обязанностей,от выполнения которых многое зависит,предотвращает возникновение у студента деморализующих ощущения оставленности,ненужности и обусловливает по ходу их выполнения вступление в содержательные контакты с другими членами группы.Индивидуальные функции студента-это центральный пункт групповой деятельности,согласующий общие цели и личные возможности.Содержание индивидуальных действий определяется проблематикой конкретного задания;и если первая составляющая отражает общенормативные для любой игры,любого эксперимента и т.д.правила согласно которым они строятся,то вторая составляющая отражает конкретное содержание конкретной игры,конкретного эксперимента и т.д.Создание социального контекста индивидуальной деятельности требует налаживания широкого диалога студента с окружающими людьми позволяющего ему привлекать живой общественный опыт к решениям стоящих перед ним задач.При соответствующей постановке обучения студент имеет возможности получать информацию не только от преподователя,а также из печатных и электронных источников,но и вступая в контакты с представителями самой широкой общественности помогающие ему успешно действовать.Студент должен быть поставление в положение аналитика,эксперта деятельность которого характеризуется непрерывной рефлексией.В обеспечении рефлексии большое значение имеют методические указания(инструкции)по выполнению студентами своей деятельности.В хорошо спланированных формах работы методические указания-это программы деятельности,раскрывающие ее с высоской степенью подробности,но при этом далекие от шаблона.Педагогически полноценные методические указания раскрывают направленность деятельности,значимые для успеха ориентиры ее осуществления и т.п- т.е. активно «продвигают» и наполняют мысль студента.Задания в личностно-ориентированном образовании рассматриваются как контрольные модули,из отметок за которые складывается итоговая отметка(суммарный рейтинг)студента на том или ином рубеже обучения,включая завершающий.При этом студент имеет несомненное право быть осведомленным о «весовой категории»того или иного задания (о количестве баллов,которые он может получить за его выполнение),а также обладать возможностями вступления в группу,работающую над заданием той или иной категории,соответственно своей готовности к выполнению более и менее сложных заданий.Контроль в личностно-ориентированном образовании плодотворен в таком своем содержании,которое охватывает «зону ближайшего развития»конкретного студента,а не ставит перед ним некие «общие»требования,или слишком простые,или,напротив,непосильные для него,а следовательно,и в том,и в другом случаях блокирующие развитие.Столь же необходимой частью работы над заданиями видятся педагогически актуализуемые действия итоговой систематизации достигнутых успехов которая опосредуется необходимостью их публичной демонстрации и публичной защиты.При этом важно учитывать следующее.Человек может ответственно,со знанием дела защищать то,что является его творением плодом его собственного интеллектуального поиска,то,что им «выстрадано».Создание возможностей творческой самореализации в ходе подготовки к контролю и самого контроля определяет личностную ориентацию обучения в его рамках.Педагогическая оценка учебных достижений студента в личностно-ориентированном образовании сопряжена с его собственной их оценкой.Последняя же предполагает возможность выбора студентами для последующего показа наилучших образцов выполненных учебных работ,наиболее удачных решений и составления из своеобразных «авторских выставок»,что объективно требует обзора классификации,сопоставления по определенным критериям и т.п.,как и подготовки весомой аргументации для наиболее выразительного представления их достоинств окружающим.Публичное сравнительное обсуждение преподавателем и сотоварищами продемонстрированных студентом образцов и приведенных в их пользу аргументов обеспечивает одновременно объективное,компромиссное и открытое проставление отметок.
Третья составляющая может быть описана следующим образом.Внутренняя жизнь человека имеет место всегда,в любых обстоятельствах и жизнь в стенах образовательного учреждения не исключение.К сожалению,она нечасто учитывается в предполагаемом студенту в ходе обучения содержании его деятельности-внутренний мир студента оказывается,как правило, «выключенным»из процесса деятельности,не представляющим для нее никакого интереса,не имеющим никакой значимости.Это отражается на отношении студента к работе отнюдь не лучшим образом.Преодолеть этот недостаток можно,внеся в содержание функциональных обязанностей студентов интерпретационное(импровизационное)начало,которое может быть ими актуализированным при выполнении этих обязанностей.
Вопросы импровизационного плана учебной деятельности,к сожалению очень мало исследованы в отечественной психодидактике.А ведь именно здесь и таятся возможности раскрытия человека.Импровизируя,создавая определяя что-то по-своему,внося персоналистичные акценты в деятельность,человек проявляет себя и открывается новому опыту,проверяя и «обживая»его.Здесь может возникнуть возражение,что именно визационное начало деятельности приводит ее в противоречие намеченными результатами и затрудняет их достижение.Но дело в том,что личностно-ориентированное образование должно принципиально исходить из возможностей получения вариативных результатов _______содержание которых зависит от содержание которых зависит от содержания процесса их достижения и влияния студента на его ход.Студент в личностно-ориентированном образовании получает возможность напрвить работу по тому или иному руслу,приведя,разумеется,весомые,аргументы в пользу предлагаемого направления дальнейшей деятельности.Все этои помогает студенту раскрыть свою личность в образовательном процессе и,__раскрытым»,более свободно и полно воспринимать посылы образовательной среды,т.е учиться в высоком понимании этого слова.Поцесс обучения в личностно-ориентированном образовании-это работа в своеобразных творческих мастерских,содержание которой инициируется самими студентами.Преподаватель же удерживает их работу в значимых рамках используя собственный опыт и информационно-инструктивные материалы направляет ее путем оказания консультативной помощи.
Реализация описанной методологии личностно-ориентированного образования через социализацию познавательного процесса требует,разумеется,серьезного оснащения методическим инструментарием организации работы студентов в рамках учебных задач,игр,экспериментн учебно-производственных заданий необходимо иметь их___глубоко проработанные сценарии с «прописанными» индивидуальными функциональными обязанностями(ролями)студентов,инструкции по выполнению этих обязанностей и т.п материал.Преподавателя так должны иметь в совеем распоряжении методические рекомендации по проведению учебных работ(мероприятий),позволяющих методически корректно направлять и оценивать познавательную деятельность студентов.Несомнено полезными в личностно-ориентированном образовании,видим также компоненты архитектурно-ландшафтной и материальной ___образовательного процесса.
Ими мы считаем компьютеризированные библиотеки,спортивные залы,музеи с познавательно актуальными экспозициями,аллеи____прилегающих к учебным зданиям территория и пр.Хорошо организованная среда выступает своеобразным продолжением учбеных мест студентов,где обеспечивается непрерывность образования,его совершение свойственным эти подразделениям образовательного учреждения методами.В целом личностная ориентация образования не только качетсвенно улучшает его результативность,но и способствует воспитанию интеллигента,культурного человека и стойкого гражданина.

© 2010-2022