- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Методическая разработка по дополнительному образованию
Методическая разработка по дополнительному образованию
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Храбрых И.И. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №1».
«ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЬНОЙ СТУДИИ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА.
Автор-составитель:
Храбрых Ирина Ивановна
г. Когалым.
2012
ВВЕДЕНИЕ.
Цирковой спектакль открывает перед зрителями сказочный мир, в котором царит неповторимая атмосфера праздника и веселья. В нем обаяние молодости и мудрость веков, красота и отвага, смелость и задор, в нем мысль и фантазия. Показывая доведенную до совершенства красоту человеческого тела, цирк воспитывает чувство прекрасного.
Искусство цирка волнует, удивляет и восхищает, вызывая бурный восторг, чувство радости и удовлетворения, и значит оно востребовано зрителем. До тех пор, пока это волшебство происходит, развитие циркового искусства остается одной из актуальных тем современности.
Цирк- это профессиональная разновидность спорта. Основой многих цирковых жанров является гимнастика. Так называемые «трюки»- не что иное, как спортивные и гимнастические упражнения. Да и большинство цирковых артистов - это спортсмены, добившиеся в своё время разрядов и мастеров спорта.
Гимнастика - основное средство и основной метод физического воспитания. В последние годы рождение здорового ребенка стало редкостью. Сильно возросло количество рождения недоношенных детей, детей с врожденными аномалиями и отклонениями в физическом и умственном развитии. Причин можно назвать множество: это и ухудшение экологической обстановки, и несбалансированное питание, и глобальная компьютеризация производства, которая ведет к снижению двигательной активности, а следовательно и к снижению нагрузки на суставно-связочный аппарат. Нет необходимости совершать сложные по координации манипуляции.
Не лучшим образом сказывается на детях информационные и нейропсихические перегрузки.
Дети рождаются слабым, и не получая соответствующего физического воспитания у них низкий уровень развития ловкости, быстроты; у детей наблюдается низкая моторная обучаемость.
Наиболее эффективными в решении этих проблем являются средства гимнастики, оказывая значительное влияние на здоровье и развитие физических качеств детей.
Через средства гимнастики решаются следующие задачи:
-
Гармоничное развитие форм и функций организма человека, направленное на всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия;
-
Формирование жизненно важных двигательных умений и вооружение специальными знаниями;
-
Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств;
-
Воспитание различных двигательных качеств.
Разнообразие упражнений позволяет благотворно воздействовать на все звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы и системы.
Гимнастика есть целительная часть медицины (Плутарх). Это лучшее средство повышения жизнедеятельности и работоспособности, а так же оздоровления и активного отдыха.
Гимнастика обеспечивает прикладную подготовку, на занятиях гимнастикой приобретаются и совершенствуются необходимые навыки и умения.
Прикладное значение гимнастики проявляется так же в общеобразовательном характере процесса обучения.
В арсенале средств гимнастики имеются такие упражнения, которые применяются для интенсивного развития физических и двигательных возможностей человека и обеспечивают достижение высоких спортивных результатов.
Гимнастика - это яркий пример соединения умственного образования и физического воспитания.
Гимнастика объединяла систему специальных подобранных физических упражнений, воздействующих на организм человека или на отдельные группы мышц с целью укрепления здоровья, развитие двигательных навыков, силы и координации движения.
Последователи греческой гимнастики- римляне - расширили систему упражнений, применив некоторые специальные снаряды: для лазания, для прыжков. Они же первые внедрили деревянного коня, постепенно упражнения усложнялись, появлялись новые элементы, совершенствовалась техника их выполнения, исполнители стали больше уделять внимание красоте движений, расширилась и система снарядов, появились перекладина, трамплин.
В последствии возникла спортивная гимнастика - как вид спорта.
Спортивная гимнастика один из самых популярных видов олимпийской программы. Гимнастика является эволюционирующей дисциплиной. Её развитие идёт по восходящей. Все более и более сложные упражнения составляют суть динамичности спортивной гимнастики.
Широкое развитие спортивной гимнастики не могло не оказать своего влияния на цирк. Гимнастика стала внедряться в цирковые номера и с середины XIX века заняла прочное положение на манеже как самостоятельное зрелищная форма. Современная цирковая гимнастика - обширный жанр, имеющий множество разновидностей.
Само же цирковое искусство сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований.
Искусство цирка известно с древних времен и связано с трудовыми процессами, бытом и религиозными культами. Цирковое искусство развивалось во многих странах и со временем все больше распространялось.
Многие жанры развивались по-разному и в разных странах. Так в 1859 году в Тулузе (Франция) был впервые показан воздушный полет, это произвело переворот в цирковой гимнастике. На арене все чаще стали использовать гимнастические снаряды - кольца, турники, брусья.
Вообще все упражнения цирковой гимнастики выполняются на специальных снарядах и аппаратах. Большинство из них (не считая снарядов из спортивной гимнастики) оригинальны и приспособлены для демонстрации упражнений на манеже.
Цирк живет не только за счет приходящих в него из спорта исполнителей. Помимо заимствованных из спортивной гимнастики снарядов, цирк использует оборудование и из других видов спорта. Это и велосипеды, и мотоциклы и многое другое.
Но цирк пользуется средствами спортивной гимнастики.
В двигательном отношении спортивная гимнастика - универсальный вид спорта. Её материал - локомоции, отталкивания руками, ногами и другими частями тела; вращения вокруг всех возможных осей тела, в том числе полете; равновесные положения, силовые позы и другое. Для реализации всех этих форм действий исполнитель должен обладать рядом специализированных для исполнения именно гимнастических упражнений физических качеств.
Физические качества, необходимые в гимнастике, определяются потребностями манипуляций с собственным телом. Прежде всего - это силовые качества, которые нужны в самих проявлениях - от силовых изометрических фиксаций до взрывной работы типа отталкивания.
Использование экстраординарных, искусственных рабочих положений в гимнастике (шпагаты, широкие махи ногами, мосты и предельные сгибания тела, выворотные положения кистей и стоп, висы сзади и так далее) требуют от спортсменов большой подвижности в суставах, гибкости.
Но спорт - это состязание, а цирк это демонстрация мастерства, но и то и другое - зрелищность.
Искусство цирка - прославление человека, демонстрация его физических и духовных сил. Ловкости, выносливости, чувство баланса, гибкости, меткости, воли, отваги, остроумия, находчивости.
Разносторонняя общая физическая подготовка помогает выявить склонность и способность детей к тем или иным спортивным упражнениям. Благодаря развитию физических качеств возможна физическая активность человека. В каждом виде спорта необходимо развитие всех физических качеств, но одни из них являются ведущими, другие - второстепенными.
В спортивной гимнастике и цирковом искусстве ведущими являются гибкость, сила, координационные способности (включающие в себя ловкость, быстроту реакции, равновесие, чувства мышечного напряжения и другое)
Гимнастические упражнения представляют собой сложные по координации движения различными частями тела. Многие упражнения выполняются на большой высоте в безопорном положении, где требуется согласованность скорости суставных движений со скоростью перемещения всего тела относительно снаряда и пространственных ориентиров, точное соотношение активных мышечных усилий с силами инерциальности.
Без определенной физической подготовки овладеть техническим навыком нельзя. Надо правильно разобраться в том, как связаны между собой физические качества и техника упражнений. В овладении элементами спортивной гимнастики и циркового искусства физическая подготовка является основой обучения.
Спорт и цирк - близнецы-братья. Но только живут они в разных домах. Один на цирковом манеже, другой на стадионе. И материал творчества у них один - само тело. И цель одна - утверждение бесконечных возможностей человека к физическому и духовному совершенствованию, да и средствами они пользуются одними и теми же.
Данные противоречия и определили проблему исследования: каковы педагогические условия эффективности применения средств спортивной гимнастики в школьной студии циркового искусства.
Эта проблема обусловила тему моей работы.
Целью моей работы является выявить и проследить динамику изменений показателей физической и технической подготовленности детей, занимающихся и не занимающихся в школьной цирковой студии.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
-
Обзор научно-методической литературы;
-
Определить уровень техничного исполнения упражнений школьной программы по гимнастике;
-
Выявить эффективность применения средств спортивной гимнастики в развитии физических качеств гимнастов цирковой студии.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОВ В ЦИРКЕ.
Большое значение гимнастики определяется как исторически сложившимися предпосылками, так и теми присущими только ей задачами, которые наиболее полно соответствуют физическому совершенствованию человека, его гармоническому развитию.
Впервые слово «гимнастика» появилось у древних греков. Древние греки под ней понимали всю систему физического воспитания, которая включает в себя различные виды физических упражнений; бег, прыжки и так далее. Затем римляне ввели упражнение на деревянном коне, на стенке, заборе, лестнице, опорные прыжки через деревянный стол.
В занятиях гимнастикой использовали акробатические упражнения и упражнения в равновесии. Со временем появились новые снаряды: перекладина, брусья, мачты (шесты) для лазания. Гимнастические упражнения стали, выполняться с предметами: палками, булавами, мячами и так далее.
В арсенале средств гимнастики имеются такие упражнения, которые применяются для интенсивного развития физических и двигательных возможностей человека и обеспечивают достижение высоких спортивных результатов.
Велико значение гимнастики как эффективного средства эстетического воспитания. Средства гимнастики сказываются не только на формировании красивых форм тела, но и сами по себе красивы. Гимнастические упражнения оцениваются впечатлением от их выразительного, технически правильного выполнения.
Гимнастика - это яркий пример соединения умственного образования и физического воспитания.
Применение гимнастических снарядов и предметов способствуют совершенствованию двигательных возможностей.
С учетом преимущественного воздействия на физическое развитие человека гимнастические упражнения можно разделить на:
1)упражнения преимущественно направленные на общее развитие физических качеств и двигательных возможностей (строевые, ОРУ, игры, эстафеты); упражнения, направленные на формирование жизненно необходимых навыков и умений (прикладные упражнения, прыжки);
2)упражнения, направленные на развитие и совершенствование двигательных способностей и волевых качеств (вольные упражнения, опорные прыжки, упражнения на снарядах, акробатика, упражнения художественной гимнастики).
ПРМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ СПОРТИВНЙ ГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВКЕ АРТИСТОВ ЦИКА РАЗНЫХ ЖАНРОВ
Поскольку цирк пользуется средствами гимнастики, значит и основой некоторых жанров служат элементы спортивной гимнастики.
Основными элементами спортивной гимнастики являются: вис, группировка, крест, круг, мах вперед и назад, оборот, переворот, перелет, пируэт, подъем, сальто, угол, упор, флик-фляк, хват, шпагат.
На кольцах - подъемы, обороты, выкруты, выполняемые махом и силой. На брусьях у мужчин - подъемы, повороты, переходы, махи, круги одной и двумя ногами, сальто, обороты, а также статистические положения - стойки на руках, горизонтальные упоры. На перекладине - подъемы, обороты, перелеты через верхнюю жердь и с одной жерди на другую. На бревне - передвижения, прыжки, повороты, перевороты, сальто, танцевальные элементы и так далее.
Любое гимнастическое упражнение (комбинация) представляет собой сочетание отдельных элементов и их соединений(2 и более элементов, выполняемых слитно). Гимнастика как вид спорта относится к группе видов спорта, отличающихся сложной техникой движений и тонкой их координацией. Техника гимнастических упражнений связана с особенностями конструкций гимнастических снарядов.
Из выше сказанного следует, что вся подготовка гимнастов в спорте идентична подготовке артистов цирка гимнастических жанров.
Цирковой спектакль открывает перед зрителями сказочный мир, в котором царит неповторимая атмосфера праздника и веселья.
Показывая доведенную до совершенства красоту человеческого тела, цирк воспитывает чувство прекрасного.
Искусство цирка многогранно и без четкой классификации жанров нельзя всерьез говорить о развитии теории циркового искусства.
Цирк является одной из форм отражения и осмысления действительности, а значит, играет свою роль в идеологическом воспитании народа.
Поскольку цирк пользуется средствами гимнастики, значит и основой служат элементы спортивной гимнастики.
Основными элементами спортивной гимнастики являются: вис, группировка, крест, круг, мах вперед и назад, оборот, переворот, перелет, пируэт, подъем, сальто, угол, упор, флик-фляк, хват, шпагат.
На кольцах - подъемы, обороты, выкруты, выполняемые махом и силой. На брусьях у мужчин - подъемы, повороты, переходы, махи, круги одной и двумя ногами, сальто, обороты, а также статистические положения - стойки на руках, горизонтальные упоры. На перекладине - подъемы, обороты, перелеты через верхнюю жердь и с одной жерди на другую. На бревне - передвижения, прыжки, повороты, перевороты, сальто, танцевальные элементы и так далее.
Любое гимнастическое упражнение (комбинация) представляет собой сочетание отдельных элементов и их соединений (2 и более элементов, выполняемых слитно).
Гимнастика как вид спорта относится к группе видов спорта, отличающихся сложной техникой движений и тонкой их координацией. Техника гимнастических упражнений связана с особенностями конструкций гимнастических снарядов.
Из вышесказанного следует, что вся подготовка гимнастов в спорте идентична подготовке артистов цирка в различных жанрах.
Жанры цирка.
Многие цирковые жанры возникли в глубокой древности, когда цирка как такового еще не было. Одни возникли на основе трудовых навыков, другие обязаны своим происхождением народным игрищам, праздничным и религиозным, третьи пришли на манеж из спорта.
Цирк чутко реагирует на все происходящее в социально-экономической жизни общества, меняются социальные условия - меняется и содержание цирковых номеров. Например, приобретение велосипедов в быту, использование его в спорте - привело к появлению велофигуристов. Промышленное изготовление резины подтолкнуло к идее создания подкидывающего снаряда, как батут.
Цирк типизирует лучшие качества человека, преобразует их в художественно-зрелищную форму. Любое выступление артиста гимнастического жанра под куполом или на манеже обязательно связано со снарядом. Для других жанров характерна столь же тесная связь исполнителя с реквизитом: с кольцами, мячами, булавами и так далее.
Ещё одним признаком определения жанровой принадлежности является специфическое действие. В эквилибристике - сохранение равновесия. В гимнастике это выполнение упражнений на снарядах, перелеты. В атлетике поднимание, толкание тяжестей и так далее.
Итак, цирковой жанр - это исторически сложившаяся совокупность номеров, которые характеризуются определенными выразительными средствами и только им присущими действенными признаками, проявляемыми в специальных, физических для цирка условиях. Сущность каждого циркового жанра раскрывается через номер.
Гимнастика в цирке.
Гимнастика - тоже является основным жанром в цирковом искусстве. Это один из самых интересных и захватывающих жанров циркового искусства.
Гимнастика возникла в VIII в. до н.э. и сначала объединяла систему специально подобранных физических упражнений, воздействующих на организм человека.
Широкое развитие спортивной гимнастики не могло не оказать своего влияния на цирк. Гимнастика стала внедряться в цирковые номера и с середины XIX в. заняла прочное место на манеже. Современная цирковая гимнастика - обширный жанр, имеющий множество разновидностей. Все упражнения цирковой гимнастики выполняются только на специальных снарядах и аппаратах. Цирковая гимнастика делится на партерную и воздушную.
Партерная гимнастика.
Упражнения партнерной гимнастики выполняются на снарядах, укрепленных на манеже. К ним относятся следующие виды гимнастики: на турниках, на кольцах, партерный полет.
Гимнастика на турниках. Турник был заимствован из спорта (это перекладина в спортивной гимнастике). Различают одинарный, двойной, тройной.
Гимнастика на турниках - один из самых сложных и красивых видов спорта цирковой гимнастики.
Основа цирковой гимнастики на турнике - различные перелеты с одного турника на другой. Они бывают парными по рисунку и сложности: полусальто, перевороты, сальто, пируэты; с различной конечной фазой: в вис, в упор, в стойку на руках и т.д.
Подготовка гимнаста на турниках - длительный и трудоемкий процесс. В отличие от упражнений на перекладине в спортивной гимнастике, где арсенал и больше, и культура движений выше, но почти все они исполняются без отрыва от перекладины. Цирковой гимнаст в совершенстве должен усвоить несколько сложных движений и на их основе строить дальнейшие трюки перелеты. В цирковой гимнастике принят хват, отличающийся от спортивной гимнастики.
К основным элементам на турнике относятся:
-
«кипи» (подъем разгибом),
-
элемент «встать на турник»,
-
«отбочка» (поворот через турник на 180 градусов в вис с последующим выполнением «кипи»),
-
«греч» (комплексное упражнение),
-
оборот назад в упоре ногами и руками на турнике,
-
«отмах» из упора,
-
большой оборот назад,
-
различные соскоки,
-
сальто (различные виды и их комбинации).
На двойном (тройном) турнике, перелеты:
-
перелет с пируэтом,
-
перелет «встать-упасть»,
-
перелет «фусвелли»,
-
перелет «греч»,
-
перелет «прыжок»,
-
«твист»,
-
«сальто вперед»,
-
«зитцен»,
-
прыжок на второй турник в вис хватом снизу,
-
перелет «банолло»
Гимнастика на кольцах. Как и в спортивной гимнастике они свободно подвешены. Упражнения называются силовыми и швунговыми. Силовые выполняются за счет разнообразных жимов и подтягиваний. Швунговые - с помощью махового движения.
Элементы спортивной гимнастики на кольцах полностью переносятся на цирковые кольца («крест», планш и т.д.), но являются только частью того арсенала, который выполняется в цирке.
Основные элементы:
- размахивание
- выкрут вперед; назад
- подъем в упор силой
- подъем махом вперед; назад
- передний «планш»
- подъем разгибом
- подъем в упор переворотом
- соскоки: ноги врозь, переворотом назад.
Полет. Аппарат состоит из трапеции, рамки-ловиторки, мостика.
Основными элементами стали перелеты. Другие прыжки исполняются в сочетании с прыжками на батуте.
Воздушная гимнастика.
К ней относятся упражнения, выполняемые на снарядах или аппаратах, подвешенных к куполу. Это гимнастика на трапеции, кард де волане, вертикальном канате, на турниках, рамке, воздушный полет.
Трапеция была перенесена в цирк из спорта. Трапеции бывают одинарными, двойными и групповыми.
На одинарной трапеции выполняются упражнения в висе и в упоре. Наиболее характерны вис на подколенях, «флажок», балансирование на спине, «обрывы», обороты и др.
Двойная предназначена для двух гимнасток.
Групповая - для трех и более. Здесь возможны различные пирамиды.
Упражнения могут исполняться как на свободно висящей трапеции, так и в каче.
Гимнастика на кард де волане (провисший горизонтальный канат) многие гимнастические упражнения аналогичны упражнениям на одинарной трапеции. Выступление может быть одинарным и двойным.
Гимнастика на вертикальном канате. Основными элементами являются - ручной и ножной «флажки», арабески, боген, различные упражнения в висе на руках, планш на одной руке и различные круговые вращения.
Гимнастика на воздушных турниках. Гимнастика здесь значительно сложнее партнерной, но в основе лежат те же элементы.
Гимнастика на рамке. Упражнения демонстрируются двумя гимнастами - ловитором и вольтижором.
Здесь выполняются такие упражнения как: сальто из рук в руки, руки-ноги, планш, различные обрывы и т.д.
Помимо перечисленных есть гимнастика на бамбуке, основными элементами которой являются различные флажки.
Кроме этих видов в цирке существуют модификации мужских и женских брусьев. Все элементы спортивной гимнастики переносятся в цирк. Только в отличии от спортивной гимнастики в цирке на одном снаряде может одновременно участвовать 2 и более гимнастов.
К элементам на мужских брусьях относятся следующие:
-
подъем махом вперед из упора на предплечьях
-
тоже назад
-
подъем разгибом
-
стойки на плечах
-
кувырок назад прогнувшись
-
подъем разгибом из виса стоя
-
подъем махом назад из упора на руках
-
то же вперед
-
махом вперед поворот в упор
-
различные соскоки
Элементы на женских брусьях:
-
подъем переворотом в упор на жердь
-
обороты вперед и назад ноги врозь
-
стойка на руках продольно
-
оборот назад со стойки на руках
-
подъем разгибом
-
различные соскоки
Средства и методы подготовки гимнастов такие же как и в спортивной гимнастике
Значение показателей физического развития.
Ориентация на занятия спортивной гимнастикой и цирковым искусством должна быть связана с оценкой состояния здоровья для выяснения противопоказаний. Существует ряд болезней и предпатологических состояний (редкое отставание в физическом развитии, аномальные нарушения осанки, явные искривления позвоночника, заболевания ОДА, ССС, туберкулез, близорукость и так далее).
Медико-биологические аспекты отбора особенно значимы на начальной стадии. На первых порах отбора значение имеют морфофункциональные показатели: масса тела, рост, пропорции тела, морфотип.
Антропометрические признаки имеют высокую прогностическую значимость.
У юных гимнастов к 7-ми годам можно сделать прогноз о телосложении. Существует следующая классификация:
* мышечный тип - лицо квадратной формы; туловище развито равномерно; широкие и высокие плечи; небольшая и средняя грудная клетка; ясные контуры мышц конечности;
* торакальный тип - лицо овальной формы; длинная грудная клетка; подгрудный угол острый; живот небольшой;
* астенический тип - тонкий костяк; тонкая грудная клетка, подгрудный угол острый; живот развит слабо, кисти рук длинные и тонкие, мышцы «сухие».
Одаренные юные гимнасты характеризуются средними значениями длины и массы тела и обхвата грудной клетки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
-
Атенс Дж., Уорд К. Воднолыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 72 с.
2. Богачихин М. М. Уроки китайской гимнастики 1. - М.: Советский спорт, 1990. - 45 с.
-
Барский К. М. Уроки китайской гимнастики 2. - М.: Советский спорт, 1990. - 48 с.
-
Брыкин А. Т. Гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 352 с.
-
Бауман Н. Э. Эквилибристика. - М.: «Искусство», 1963. - 144 с.
-
Верещагин В. Г. Физическая культура индийских йогов. - Мн.: «Полымя», 1982. - 144 с.
-
Гороховский Л. З. Над водой: Альбом. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 80 с.
-
Гандельсман А. Б., Смирнов К. М. Физическое воспитание детей школьного возраста. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 266 с.
-
Гуревич З. Б. О жанрах советского цирка: учебное пособие. - М.: «Искусство», 1984. - 304 с.
-
Кузнецов В. В. Специальная силовая подготовка спортсменов. - М.: «Советская Россия», 1975. - 208 с.
-
Коркин В. П. Парные акробатические упражнения. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
-
Курысов В. Н., Смолевский В. М. Сложные акробатические прыжки. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 143 с.
-
Ломейко В. С. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I - XI классах. - Мн.: Народная асвета, 1980. - 128 с.
-
Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 176 с.
-
Лисицкая Т. С. Ритм + пластика. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 160 с.
-
Лечебная физическая культура: Учебник для студентов институтов физической культуры под ред. Попова С. Н. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 256 с.
-
Малая энциклопедия. Физкультура и спорт. - М.: Радуга. 1982. - 378 с.
-
Маслов Б. В. Упражнения на коне. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 112 с.
-
Михайлова Э. И., Иванов Ю. И. Ритмическая гимнастика. - М.: Московская правда, 1987. - 80 с.
-
Немчинский Н. И. Цирковой номер - спектакль. - М.: Советская Россия, 1976. - 82 с.
-
Немчинский Н. И. Цирк в зеркале сцены. - М.: Советская Россия, 1983. - 136 с.
-
Пеганов Ю. А., Берзина Л. А. Позвоночник гибок - тело молодо. - М.: Советский спорт, 1991. - 80 с.
-
Петров П. К. Методика преподавания гимнастики в школе: учебное пособие. - М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2000. - 448 с.
-
Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1989. - 175 с.
-
Соколов Е. Г. Акробатика в сельском коллективе физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 56 с.
-
Соколов Е. Г. Акробатическая подготовка гимнастов. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 145 с.
-
Соколов Е. Г., Николаев Ю. Обучение акробатическим прыжкам. - М.: Физкультура и спорт, 1961. - 184 с.
-
Сабиров Б. М. «Танцующая гимнастика». - М.: Советская Россия, 1972. - 176 с.
-
Сиренко И. М. Воздушные жанры в цирке. - М.: «Искусство», 1976. - 119 с.
-
Смолевский В. М., Менхин Ю., Силин В. Гимнастика в трех измерениях. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 248 с.
-
Художественная гимнастика: Учебное пособие. Под ред. Орлова Л. П. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 188 с.
-
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. - 480 с.
-
Шляпин Л. Ф. Цирк любителей. - М.: «Искусство», 1976. - 135 с.
-
Шляпин Л. Ф. Гимнастика. - М.: «Искусство», 1978. - 151 с.