Организация занятий по практическому вождению

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ

Задачи обучения:

  • привить учащимся (слушателям) практические навыки вождения автомобилей по ограниченным проездам в различных дорожных, городских условиях и в колонне;

  • научить учащегося (слушателя) выполнять работы по контрольному осмотру автомобиля перед выходом из парка, в пути и ежедневному техническому обслуживанию; обнаруживать и устранять простейшие неисправности.

Методические указания:

Обучение вождению осуществляется мастерами путем индивидуальной обработки с учащимися (слушателяи) упражнений программы на двух марках автомобилей (с карбюратным двигателем и дизелем). Дизельные машины водить в течении 50 проц. учебного времени, отводимого на вождение автомобилей

В течение дня с одним учащимся (слушателям) должно планироваться не более 2 часов занятий, а по вождению в колонне - не более 4 часов.

Ежедневно под руководством мастера каждый первый учащийся (слушатель) до начала занятий по вождению выполняет работы по контрольному осмотру автомобиля перед выходом из парка, а в процессе отработки упражнения - по контрольному осмотру в пути. Каждый последний учащийся (слушатель) после окончания занятия выполняет работу по ежедневному техническому обслуживанию автомобиля. Для выполнения указанных работ первому и последнему учащемуся (слушателю) дополнительно планируется по одному часу. Очередность привлечения учащихся (слушателей) к проведению контрольных осмотров и ежедневному техническому обслуживанию планируется графиком очередности обучения вождению.

С учащимися (слушателями), занимающимися без отрыва от производства, разрешается проводить обучение вождению автомобилей вне сетки расписания. В этом случае на вождение берется только по одному учащемуся (слушателю) на каждый автомобиль.

Началу обучения вождению автомобиля должно предшествовать изучение первых двух тем по устройству и эксплуатации автомобиля: «Назначение и общее устройство автомобиля» и «Техника безопасности на автомобильном транспорте», а началу обучения вождению автомобиля по групповым и шоссейным дорогам - тем 1 и 2 «Основы безопасности движения».

Начальное обучение, вождение в ограниченных проездах и по препятствиями проводятся на автодроме. При небольших размерах автодрома и кольцевого маршрута упражнения 3-6 начального обучения разрешается отрабатывать на дорогах с интенсивным движением. Вождение по грунтовым и шоссейным дорогам, в городских условиях и в колонне отрабатывается на маршрутах, проходящих по дорогам, согласованным с местными организациями Госавтоинспекции.

При отсутствии условий для выполнения отдельных задач или упражнений разрешается заменять их другими из той же темы. При отсутствии в населенном пункте светофоров и регулировщиков для отработки упражнений по вождению в городских условиях необходимо оборудовать регулируемые перекрестки на автодроме. Роль регулировщиков могут выполнять заранее подготовленные учащиеся (слушатели).

Спаренные упражнения должны отрабатывать на обеих марках автомобилей. Разрешается упражнение каждой темы сначала выполнять на одной машине, затем на другой. Первые два часа упражнений 10-11 отрабатываются днем, а последующие - в темное время суток.

Буксировка автомобиля производится на маршруте, включающем грунтовые и шоссейные дороги. В отработке задач упражнения должны учавствовать два автомобиля. Каждый из учащихся (слушателей) половину времени должен находиться на буксирующем автомобиле и половину - на буксируемом.

При организации вождения в сетке расписания задачи упражнений 6-9 разрешается отрабатывать в различных сочетаниях с учетом максимального использования элементов автодрома.

Упражнения 16 предназначены для совершенствования слабо усвоенных навыков по результатам контрольных проверок и с целью лучшей подготовки к выпускным экзаменам.

Отработка каждого упражнения осуществляется путём объяснения руководителем занятия задач этого упражнения, показа техники его выполнения и тренировки учащегося (слушателя).

В процессе обучения необходимо добиваться от учащихся (слушателей) точного соблюдения «Правил дорожного движения», постоянного наблюдения за дорожной обстановкой и показаниями контрольно-измерительных приборов, научить их прислушиваться к работе двигателя и других агрегатов, своевременно распознавать посторонние шумы и появляющиеся неисправности.

При первой проверке проверяющий может находиться как в кабине, так и вне её, исходя из требований техники безопасности и уровня подготовленности каждого учащегося (слушателя). При второй проверке проверяющий должен находиться в кабине. Результаты проверки записываются в индивидуальные книжки учёта практических занятий и подписываются проверяющим.

Контрольные проверки проводятся старшим мастером и мастерами. Старший мастер проверяет не менее 25% учащихся (слушателей) учебной группы,
мастера - остальных.

Директор училища и его заместитель по учебно-производственной части осуществляют проверки мастеров по выполнению вопросов программы обучения и уровня знаний и умений учащихся (слушателей) в процессе всего периода обучения.

При выставлении оценки руководствоваться критериями оценивания знаний и умений, установленными МОН Украины для учебных заведениях системы профтехобразования.


Тематический план проведения практического вождения категории «В» и «С»


темы

Наименование темы

Количество часов

грузовые

легковые

Начальное обучение

3

3

Вождение автомобиля на автодроме

12

4


Первая контрольная проверка

0,25

Вождение автомобиля на дорогах с малой интенсивностью движения

4

1

Вождение автомобиля на дорогах с большой интенсивностью движения

5+4т

4


Вторая контрольная проверка

0,25

Вождение автомобиля в особенных условиях.

3

-

Совершенствования навыков вождения

12

1

Контрольные проверки и экзамены

0,50

Итого

43

13


Мастер обязан иметь при себе:

  • удостоверение на право хранения управления автомобилем;

  • технический талон на транспортное средство;

  • свидетельство об окончании курсов по методике обучения;

  • путевой лист, установленной формы;

  • план проведения занятия;

  • схемы маршрутов движения учебного транспорта;

  • инструктивные карты по контрольным осмотрам автомобиля перед выходом из парка, в пути и ежедневного обслуживания.


Каждое занятие состоит из:

  • вступительной части;

  • основной части;

  • заключительной части.


Обязанности мастера

Мастер подчиняется старшему мастеру, по вопросам эксплуатации, сбережения и ремонта учебной техники - пом.директора по АХЧ, выполняет распоряжения (поручения) директора и зам.директора по УПР и отвечает за качественное проведение занятий с учащимися (слушателями), техническое состояние и правильное использование закрепленного за ними автомобиля.


Мастер обязан:

  • в совершенстве знать устройство автомобиля, правила его эксплуатации, уметь грамотно управлять им, знать и строго выполнять ПДД, порядок и последовательность отработки упражнений по вождению согласно программы и расписанию занятий;

  • в совершенстве знать методику обучения учащихся (слушателей) вождению автомобилей и порядок их технического обслуживания, умению обучаемых выполнять контрольные осмотры автомобилей перед выходом из парка и в пути следования;

  • составлять на каждое упражнение план занятий, график очередности обучения вождению, вести точный учет обработанных упражнений, наезда часов, своевременно и правильно делать отметки в книжках учета занятий учащихся (слушателей);

  • содержать автомобиль в постоянной готовности к занятиям.

Объём работ по контрольному осмотру автомобиля
перед выходом из парка

Назначение осмотра: убедиться в готовности автомобиля к выполнению задания.

Время: 30 мин.

Место проведения: стоянка автомобилей.

Обучаемый период смены до начала занятий выполняет контрольный

Осмотр под руководством мастера.

Объём и последовательность выполнения осмотра:

1.Осмотреть автомобиль снаружи. Удалить пыль\снег.

2. Проверить:

  • уровень бензина в баках, масла а картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе;

  • отсутствие подтекания топлива, масла, охлаждающей жидкости, амортизационной, тормозной;

  • работу приборов освещения,

  • светомаскировочного устройства, звукового сигнала и светотехнических средств;

  • величину люфта рулевого колеса, крепление и шплинтовку тяг рулевого управления и тормозов;

  • крепление зеркал заднего вида, заднего фонаря, номерного знака;

  • давление воздуха в шинах, наличие и затяжку гаек крепления колёс;

  • комплектность, состояние и укладку инструмента водителя, шанцевого инструмента и другого табельного имущества.

3.Пустить и прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70-800С, прослушать его на различных режимах работы.

4. Проверить работу сцепления, коробки передач, плавности и одновременности действия тормоза на ходу автомобиля.

5.О состоянии автомобиля доложить мастеру.

Объём работ по контрольному осмотру автомобиля

в пути

Назначение осмотра: проверка состояния автомобиля (при наличии прицепа), укладки и крепления перевозимого груза.

Время:30 мин.

Место проведения: на остановках и привалах

Выполняет обучаемый первой смены под руководством мастера в моде отработки упражнений.

Объём и последовательность выполнения осмотра:

1.Сразу же после остановки автомобиля проверить на ощупь: степень нагрева ступиц колёс и тормозных барабанов, картеров коробки передач и раздаточной коробки, редукторов ведущих мостов и промежуточной опоры карданного вала. Нагрев считается нормальным, если он не вызывает ощущение ожога ладони.

2. Очистить от грязи (снега) номерные знаки, стекла заднего фонаря, фары с подфарниками, ветровые стекла и стекла дверей кабины.

3. Проверить, нет ли подтекания масла и топлива, охлаждающей, тормозной и амортизационной жидкостей

4. Проверить уровень масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости дозаправить.

5. Проверить затяжку гаек крепления колес, состояние рессор, тяг рулевого управления, величину давления воздуха в шинах.

6. Убедиться в исправности стоп - сигнала и фонаря.

7. Проверить исправность тягового - сцепного прибора и состояние ходовой части прицепа, укладку и крепление груза на автомобиле и прицепе.

Неисправности, обнаруженные контрольным осмотром, установить.

8. Доложить мастеру о выполнении работ.

Объем работ по ежедневному техническому обслуживанию автомобиля

Назначение: подготовить автомобиль к выполнению очередного задания.

Время: 60 мин.

Место: площадка для технического обслуживания автомобилей.

Выполняет обучаемый последней смены под руководством мастера после окончания занятий.

Объем и последовательность выполнения ежедневного технического обслуживания:

  1. После остановки автомобиля проверить на ощупь нагрев ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки и ведущих мостов.

Проверить, нет ли подтекания топлива, масла, охлаждающей, амортизационной и тормозной жидкостей.

  1. Заправить автомобиль бензином и маслом.

  2. Очистить автомобиль от пыли (снега), грязи, убрать кабину и кузов, вымыть автомобиль и протереть насухо двигатель и приборы, расположенные на нем: стекла кабины, фары, подфарники, металлические части кабины, кузова и крылья, номерные знаки и светомаскировочные устройства.

  3. Поставить автомобиль на площадку обслуживания и выполнить следующие работы:

  • неисправности, выявленные в пути;

  • проверить масла в воздушном фильтре;

  • провернуть на один - два оборота рукоятку масляного фильтра грубой очистки;

  • проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней вентилятора и компрессора;

  • проверить лифт рулевого колеса, крепление и шплинтовку тяг рулевого управления, крепление поворотных цапф и рычагов поворотных кулаков, лифт рулевых тяг;

  • проверить состояние рессор, стремянок рессор, амортизаторов и стоек амортизаторов;

  • проверить наличие шплинтов в сочленениях рабочего и стояночного тормозов и привода выключения сцепления;

  • проверить наличие шплинтов в сочленениях рабочего и стояночного тормозов и привода выключения сцепления;

  • проверить состояние покрышек, наличие и затяжку гаек крепления колес;

  • проверить комплектность, и укладку инструмента водителя, шанцевого инструмента и другого табельного имущества;

  • спустить конденсат из тормозных баллонов.

  1. Поставить автомобиль на стоянку. В зимнее время слить воду из системы охлаждения. В сильные морозы слить масло из картера двигателя, снять аккумуляторные батареи. Вывесить бирки о сливе воды и масла.

  2. О состоянии автомобиля доложить мастеру.

Рекомендации по технике безопасности при вождении автомобиля.

Ответственность за состояние техники безопасности и производственной санитарии при проведении практических занятий по вождению возлагается на старшего мастера производственного обучения, который обязан:

Разрабатывать инструкции по технике безопасности при отработки упражнения по вождению на учебных маршрутах и автодроме;

Инструктаж по технике безопасности с мастерами обучения вождения автомобиля (тягачя);

Осуществлять контроль за выполнением мастерами обучения вождению автомобиля (тягачя) норм, правил, инструкций, приказов и указаний по технике безопасности при обучении вождению;

Следить за исправным состоянием элементов автодрома и контролировать техническое состояние учебных автомобилей (тягачей);

Участвовать в расследовании причин несчастных случаев при проведении практических занятий по вождению и принимать меры к устранению этих причин;

Составлять учебные маршруты по дорогам с удовлетворительным состоянием проезжей части, отвечающим требованиям технике безопасности;

Ответственность за состояние техники безопасности при отработки отдельных упражнений программу по вождению автомобиля (тягачя) возлагается на мастера, который обязан:

Принимать участие в разработке инструкций по технике безопасности при отработки упражнений по вождению на учебных маршрутах и автодроме;

Инструктировать обучаемых по технике безопасности перед каждым занятием по вождению;

Контролировать выполнение обучаемыми норм, правил, инструкций, приказов и указаний по технике безопасности при обучении вождению;

Проверять перед каждым выездом на вождение, техническую исправность учебного автомобиля, а также следить за его техническим состоянием в процессе обучения вождению;

Отрабатывать с обучаемыми упражнения по вождению только на утвержденных начальником учебной организации, учебных маршрутах, имеющих удовлетворительное состояние проезжей части дорог. И на исправных элементах автодрома;

Участвовать в расследовании причин несчастных случаев при обучении практическому вождению и принимать меры к устранению этих причин;

При обучении практическому вождению автомобиля (тягачя) постоянно находится в кабине, рядом с обучающимся, не оставлять без надзора учебный автомобиль (тягачя)

Общие меры безопасности при вождении автомобиля.

При проведении занятий по вождению необходимо: строго соблюдать установленный порядок и правила вождений автомобилей;

Не допускать посторонних лиц и транспорт на участки вождения; на исходной линии и маршруте должно строго ограниченное количество людей; их местонахождение, задачи и порядок перемещения определяются руководителем занятия;

Определять маршруты и порядок движения автомобилей, обеспечивающие безопасность движения;

Использовать для обучения вождению только технические исправные автомобили;

Пускать двигатель и начинать движение по команде

При движении одиночных автомобилей по маршруту с препятствиями
(с ограниченными проходами) между ними устанавливаются увеличенные дистанции. Во время движения по маршруту объезд впереди стоящего автомобиля разрешается обучаемому только по команде руководителя занятия или мастера. Автомобиль, остановившийся из - за технических неисправностей, отводится с маршрута на расстоянии, обеспечивающее безопасность движения других. При вождении ночью водитель, остановившийся на маршруте, обязан немедленно обозначить место стоянки включением габаритных огней. Движение задним ходом разрешается только по команде мастера.

Лица назначенные для восстановления препятствий или для контроля за правильностью выполнения упражнения по вождению, должны находиться в стороне и не ближе 20 метров от препятствий в безопасном месте и осматривать препятствия только после прохождения автомобилей.

Запрещается:

  • Личному составу находиться в кузове автомобиля во время движения;

  • вождение технически неисправного автомобиля;

  • обгон впереди идущего автомобиля (за исключением упражнений, где приём отрабатывается или совершенствуется); остановка автомобиля у закрытых поворотов; ремонт автомобиля на маршруте.

  • При движении одиночного автомобиля через неохраняемые железнодорожные переезды водитель обязан лично убедиться в том, что на подходах к переезду нет поездов, отдельных локомотивов или дрезин. При наличии опасности остановиться, не доезжая 10м до первого рельса.

  • Через железнодорожный переезд автомобиль нужно вести на одной из низших передач, не изменяя скорости движения; без остановок и поворотов.

  • Выезжая на переезд только тогда, когда впереди идущий автомобиль сойдёт с него. В случае остановки на переезде, об этом сообщают дежурному по переезду и принимаются меры по немедленной эвакуации автомобиля.

  • По мостам на местных дорогах следует двигаться на низшей передаче,

выдерживая установленную дистанцию и направляя автомобиль по оси проезжей части.

  • Перед началом занятий мастер должен проверить исправность железнодорожной платформы (макета платформы) и погрузочной площадки (аппарелей), обратив внимание на надёжность торможения железнодорожной платформы башмаками или шпалами. Погрузка автомобилей на неисправные, малогабаритные и недостаточной грузоподъёмности платформы запрещается. Погрузка и разгрузка должны производиться на низшей передаче.

  • Погружённый на железнодорожную платформу автомобиль должен быть установлен симметрично относительно продольной и поперечной осей платформы. На автомобиле должны быть полностью затянуты тормоза и включена низшая передача.

  • Преодоление водной преграды возможно только после тщательной её разведки, оборудования переправы и организации эвакоспасательной службы. Глубина брода должна быть на 15-20см меньше указательной в тактике технической характеристике автомобиля. Границы брода обозначаются вехами, расставленными через 5-10м, или флажками на натянутой верёвке (проволоке). Крутизна въездов и выездов не должна превышать 10-120.

  • При переправе по льду в автомобиле должны находиться только обучаемый и мастер. Двери кабины должны быть открыты. До начала переправы обязательно проверяется толщина льда у берегов, на середине реки и определяется возможность переправы. Дистанция между автомобилями устанавливается в зависимости от толщины льда и веса переправляемого автомобиля.

  • При вытаскивании и буксировке автомобилей крепление тросов и буксирным крюкам, гусеницам и ведущим колесам должны быть надежным, тросы должны прикрепляться при неработающих двигателях. Надежность закрепления тросов или жестких буксиров на буксирных крюках проверяется руководителем занятия (мастером) непосредственно перед началом вытаскивания или буксировки.

  • Всеми действиями водителей тягача к вытаскиваемого автомобиля руководят мастера, находящиеся в таком месте, откуда их хорошо видно. Предварительное натяжение тросов, а также последующее трогание с места во всех случаях самовытаскивания. Вытаскивания и буксировки нужно делать плавно, без рывков.

После предварительной натяжки тросов проверяется их крепление.

Во время вытаскивания и буксировки

Запрещается

Допускать к месту вытаскивания лиц, не имеющих отношения к работам по вытаскиванию;

Пользоваться неисправным оборудованием;

Стоять около натянутых тросов на расстоянии ближе, чем длина троса;

Стоять около автомобиля вытаскиваемого с помощью бревна, ближе 5м;

Находится под автомобилем, пока под него не будут подставлены надежные опоры.

При движении в колонне скорость движения автомобиля и дистанции указанные руководителем занятия;

Двигаться по провой стороне дороги, следить за сигналами управления и немедленно выполнять их;

Всякие изменения порядка движения автомобиля в колонне, и также остановки делать только по команде руководителя занятия;

Не обгонять автомобили колонны;

При вынужденной остановки автомобиль отвести на обочину дороги сторону от проезжей части.

На остановках личном составу запрещается выходить на левую сторону дороги.

Подготовка мастера к занятию


Личная подготовка мастера к очередному занятию

По вождению должна выполняться в следующей последовательности:

определить по графику очередность обучения вождения курсантов и номера отрабатываемых упражнений, изучить их содержание и методические указания к ним;

составить график проведения занятия, изучить имеющиеся общие для школы, утвержденные на педсовете планы занятий;

повторить соответствующие разделы Правил и основ безопасности движения;

уточнить участки автодрома или учебного маршрута, на которых намечается отрабатывать упражнения.

Мастер должен постоянно повышать свой идейный уровень, изучать основы педагогики, психологии и методики обучения;

Знать силу слова, как средство разъяснения, убеждения, воспитания курсантов.

Успехи подготовки мастера к каждому занятию и, следовательно, качество их проведения находятся в прямой зависимости от постоянного совершенствования специальных методических знаний и навыков.

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Старший мастер Директор Макеевского ВПУ

_________ А.Ю.Пундикова __________ С.В.Долгополова

«____»____________200__г. «____»____________200__г.

План

проведения занятий по вождению автомобиля

РАЗДЕЛ 1 Начальное обучение (6 часов).

Упражнение №1. Трогание с места, движение с переключением предач в восходящем порядке, остановка,

АВТОМОБИЛИ: УАЗ-469

АТ - (ЗИЛ-130)


ЗАДАЧИ УПРАЖНЕНИЯ.

  1. Повторение основных приемов первого упражнения.

  2. Трогнание автомобиля с места, движение по прямой на I-II передачах, торможение рабочим тормозом и остановка.

  3. Последовательное переключение передач с 1 по 3. Движение по прямой, повороты направо и налево. Регулирование скорости движения педалью дросельной заслонки. Плавное торможение рабочим тормозом.

  4. Движение с последовательным переключением передач с первой до высшей. Торможение автомобиля двигателем и рабочим тормозом.

ЦЕЛЬ: Научить курсанта правильному троганию с места, правильному переключению передач, плавному торможению и остановке автомобиля.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

учебный автомобиль, план занятия, маршрутная схема №2, 3.


ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Учебные вопросы

Время отработки в мин.

Последовательность занятий

Вступительная часть

5

Принять доклад от курсанта о прибытии на занятия и осмотреть его внешний вид. Сверить по индивидуальной книжке практических занятий номер отрабатываемого упражнения. Объявить курсанту наименование и задачи упражнения, время и место его отработки

Основная часть

45

Изучить с курсантом меры безопасности при отработке данного упражнения

Заключительная часть

10

Проверить умение курсанта выполнять трогание с места, торможение и остановку. Объяснить и показать последовательное переключение с первой до высшей и движение по прямой, а затем отработать на кольцевом маршруте. Отработать разгон автомобиля по прямой (переключение передач с первой до высшей) плавное торможение и остановка.

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Старший мастер Директор Макеевского ВПУ

_________ А.Ю.Пундикова __________ С.В.Долгополова

«____»____________200__г. «____»____________200__г.

План

проведения занятий по вождению автомобиля

РАЗДЕЛ №1: Начальное обучение (6 часов).

Упражнение №2. Трогание с места, движение с переключением предач в восходящем порядке, остановка.

АВТОМОБИЛИ: УАЗ-469

ЗИЛ-130

ГАЗ - 3307

ЗАДАЧИ УПРАЖНЕНИЯ.

  1. Повторение основных приемов первого упражнения.

  2. Трогнание автомобиля с места, движение по прямой на I-II передачах, торможение рабочим тормозом и остановка.

  3. Последовательное переключение передач с 1 по 3. Движение по прямой, повороты направо и налево. Регулирование скорости движения педалью управления дроссельной заслонки. Плавное торможение рабочим тормозом.

  4. Движение с последовательным переключением передач с первой до высшей. Торможение автомобиля двигателем и рабочим тормозом.

ЦЕЛЬ: Научить учащегося (слушателя) правильному троганию с места, переключению передач, плавному торможению и остановке автомобиля.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: учебный автомобиль, план занятия, схема учебных маршрутов №2, 3.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Учебные вопросы

Время отработки

в мин.

Последовательность занятий

Вступительная часть

5

Принять доклад от учащегося (слушателя) о прибытии на занятия и осмотреть его внешний вид. Сверить по индивидуальной книжке практических занятий номер отрабатываемого упражнения. Объявить учащемуся (слушателю) наименование и задачи упражнения, время и место его отработки.

Основная часть

45

Изучить с учащимся (слушателем) меры безопасности при отработке данного упражнения

Заключительная часть

10

Проверить умение учащегося (слушателя) выполнять трогание с места, торможение и остановку. Объяснить и показать последовательное переключение с первой до высшей и движение по прямой, а затем отработать на кольцевом маршруте. Отработать разгон автомобиля по прямой (переключение передач с первой до высшей) плавное торможение и остановка.


© 2010-2022