Рабочая программа Основы экожурналистики

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа Основы экожурналистики

Пояснительная записка

Важной стороной жизнедеятельности социума является общение. Независимо от того, какую специальность выберет подросток, он должен уметь выражать свои мысли. Если он будет хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесёт ему удовлетворение и радость, он сможет поделиться знаниями, отстоять правоту своих убеждений.

Общению в детских коллективах, как правило, уделяется мало внимания, так как предполагается, что оно возникает само собой в совместной деятельности или просто во время совместного пребывания. Но это вынужденное, стихийное общение.

Круг общения друг с другом ограничен, а средства информации помогают узнать о том, что происходит в различных микрогруппах, в других коллективах. Средства коммуникации способствуют установлению духовных правил, своеобразных кодексов чести.

Обучение по программе должно дать подросткам реальную возможность доводить мнение сверстников через СМИ, и активно участвовать в общественной жизни школы, экологического центра, города и края.

Рабочая программа разработана на основании дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Основы экожурналистики» (автор-составитель Кауль Н.В.). Программа нацелена на обучение основам журналистики, личностное развитие каждого обучающегося, его социализацию, нравственное и эстетическое воспитание при обязательном учёте индивидуальных особенностей. Она включает в себя учебные и практические занятия по экожурналистике, а также занятия, развивающие творческие способности, организацию и проведение социально-значимых акций, тренингов, игровые задания.

В процессе обучения журналистике школьники получают возможность делиться наблюдениями, обмениваться мнениями, учатся оценивать события общественной жизни. Такие занятия учат работать в одной команде. Они развивают личностную активность, повышают информированность по широкому кругу вопросов, создают предпосылки для создания у каждого ребёнка собственной аргументированной позиции. Юные журналисты включаются в разработку социальных проектов. Это делает программу актуальной и практически значимой.

Отличительные особенности программы:

- интеграция в обучении теоретических и практических знаний, в результате которой обучающиеся приобретают навыки газетной журналистики посредством изучения компьютерных программ с активным использованием компьютерных технологий.

- создание условий для активного включения обучающихся в окружающую среду. Это выражается в практической журналисткой работе подростков в газетах, информационном сайте Алтайского краевого детского экологического центра, в группах соцсетей. Особенно ценным и новым является то, что в своей практической работе подростки выступают инициаторами и исполнителями творческих и социальных проектов.

Цель: развитие творческого потенциала личности обучающихся и их самореализации в области экологической журналистики.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

обучающие:

- формирование практических навыков в изучении основ теории журналистских жанров;

- формирование системы представлений об основных понятиях и терминологии природоохранной и экологической тематики;

- формирование основ практических навыков подачи материала в разных жанрах журналистики;

- формирование навыков активной жизненной позиции;

развивающие:

- формирование творческого мышления, воображения как ведущей психологической функции;

- формирование и развивитие коммуникативных способностей, необходимых в сфере общения;

- формирование и совершенствование речевых умений обучающихся, навыков написания творческих работ различных жанров;

- формирование и развивитие творческих способностей обучающихся;

воспитывающие:

- формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

- формирование потребности в самообразовании, самовоспитании;

- формирование эстетических навыков.

На занятиях обучающиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, пополняют свой лексический запас.

Обучение строится на творчестве-сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, пресс-конференции, дискуссии, творческие задания, экскурсии, работа в редакции газеты).

Подростки, рассказывая в газете об интересных, увлечённых людях, усваивают идеи здорового образа жизни, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом.

Содержание программы позволяет разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, желающего заниматься экологической журналистикой. Наряду с общим дополнительным образованием ребята приобретают навыки работы по новейшим компьютерным специализированным программам, изучают компьютерные технологии.

В 1-й год обучения ребята проходят подготовительный этап, на котором выявляются творческие и интеллектуальные возможности каждого ребенка. Формируется единый коллектив воспитанников. Занятия проводятся в игровой форме с чередованием интеллектуальных и творческих заданий. Предусмотрены встречи с журналистами, интересными людьми, экскурсия в редакцию.

Возраст детей и продолжительность реализации программы:

Рабочая программа «Основы экожурналистики» в 2014-2015 году проходит апробацию и предлагается обучающимся первого года обучения. Объём часов составляет 144 часа (2 часа 2 раза в неделю). Программа социально-педагогической направленности предназначена для подростков 12-17 лет.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную коррекцию времени и режима занятий.












УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения. «Школа юнкоров»


№ п/п

Содержание программы

Количество часов.

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ

2


2

    Основы журналистики

    18

    80

    98

      Рекламное дело

      6

      20

      26

        Социальный аспект журналистской деятельности

        3

        15

        18

          29

          115

          144


          СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

          Вводное занятие.

          Знакомство с группой. Инструктаж по ТБ и ПБ. Знакомство с целями и задачами курса, формами работы, требованиями. Написание сочинения (рассказ) на заданную тему.

          Основы журналистики.

          Тема 1. Принципы работы с информацией.

          Принцип объективности. Принцип полноты информации. Принцип достоверности.

          Практическая работа. Проверка, обработка информации (элементов номинации, фактов истории, цифр, цитат и т.д.)

          Тема 2. Источники информации.

          Особенности журналистского общения с источниками информации. Этические нормы, которые необходимо учитывать при работе с источниками информации.

          Практическая работа. Методы сбора информации в журналистике (наблюдение, беседа, интервью, телефонные опрос, работа с документами). Проведение уличного опроса, мини-интервью, беседы, составление информационной картины какого-либо события.

          Тема 3. Тема журналистского материала.

          Специфика темы и идеи журналистского материала. Цель творческой деятельности журналиста, ее социальное назначение.

          Тема 4. Новость - как основа журналистского материала.

          Структура журналистского материала. Основная новость в материале. Общественная значимость темы материала, ее актуальность. Основная проблема или основной конфликт материала. Способы постановки и решения проблемы, описания новости или конфликта. Деловая игра.

          Тема 5. Точка зрения, комментарий, мнение.

          Газета как канал выражения и согласования различных мнений и социальных интересов. Газета как «ярмарка мнений». Практическая работа. Проведение тематических опросов, их оформление. Составление комментария. Анализ проделанной работы (обобщение полученной информации, ее подготовка к печати).

          Тема 6. Этика журналиста.

          Принцип объективности как необходимое условие журналистской деятельности. Категории, определяющие нравственно-этическую позицию журналиста перед читателем. Понятие журналистской морали. Нормы, определяющие поведение журналиста в конкретных областях профессионально-нравственных отношений (журналист - адресат информации, журналист - действующие лица публикации, журналист - источник информации).

          Тема 7. Понятие жанра в журналистике.

          Информационные жанры печатной журналистики. Жанр как литературная форма журналистского произведения, обусловленная выразительными средствами и методами аргументации. Жанровые разновидности журналистских произведений. Информационные жанры (заметка, зарисовка, репортаж), их структура и стилистика.

          Использование информационных жанров печатных СМИ (заметка, зарисовка, репортаж) в практической работе. Написание информационных материалов.

          Тема 8. Понятие жанра в журналистике.

          Стадии создания произведения (формирование конкретного замысла). План статьи. Ядро статьи. Тело статьи (основной текст). Практическая работа. Составление плана статьи, ядра статьи. Написание основного текста.

          Рекламное дело.

          Тема 1. Понятие рекламы.

          Важнейшие черты и составляющие рекламы. Психология воздействия рекламы.

          Тема 2. Виды печатной рекламы. Реклама на телевидении и радио. Практическая работа. Деловая игра «Реклама школы».

          Тема 3. Правила оформления рекламных текстов. Рекламный слоган. Подготовка рекламных публикаций.

          Социальный аспект журналистской деятельности.

          Тема 1-2. Понятие о социологии.

          Виды социологических исследований. Необходимость использования социологии в журналистской деятельности. Тематические диспуты: «Журналистика XXI века», «Реклама как зеркало жизни».

          Мероприятия пресс-клуба (по плану).



          Календарно-тематический план


          п.п

          Наименование разделов, тем

          Всего

          часов

          Теорет.

          Практ.

          Дата

          проведения

          Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ. Написание сочинения (рассказ) на заданную тему

          2

          2


          16.09.2014

          Принцип объективности.

          2

          1

          1

          17.09.2014

          Принцип полноты информации.

          2

          1

          1

          23.09.2014

          Принцип достоверности.

          2


          2

          24.09.2014

          Практическая работа.

          2


          2

          30.09.2014

          Проверка, информации (элементов номинации, фактов истории, цифр, цитат и т.д.)

          2


          2

          01.10.2014

          Обработка информации (элементов номинации, фактов истории, цифр, цитат и т.д.)

          2


          2

          07.10.2014

          Особенности журналистского общения с источниками информации.

          2

          1

          1

          08.10.2014

          Этические нормы, которые необходимо учитывать при работе с источниками информации.

          2

          1

          1

          14.10.2014

          Практическая работа.

          2


          2

          15.10.2014

          Методы сбора информации в журналистике (наблюдение, беседа, интервью, телефонный опрос).

          2


          2

          21.10.2014

          Методы сбора информации в журналистике (работа с документами).

          2


          2

          22.10.2014

          Проведение уличного опроса, мини-интервью, беседы, составление информационной картины какого-либо события

          2


          2

          28.10.2014

          Тема журналистского материала.

          2

          1

          1

          29.10.2014

          Резервный день

          2

          1

          1

          04.11.2014

          Специфика темы журналистского материала.

          2


          2

          05.11.2014

          Специфика идеи журналистского материала.

          2


          2

          11.11.2014

          Цель творческой деятельности журналиста.

          2


          2

          12.11.2014

          Социальное назначение творческой деятельности журналиста.

          2


          2

          18.11.2014

          Новость - как основа журналистского материала.

          2

          2


          19.11.2014

          Структура журналистского материала. Основная новость в материале.

          2

          1

          1

          25.11.2014

          Общественная значимость темы материала, ее актуальность.

          2


          2

          26.11.2014

          Основная проблема или основной конфликт материала.

          2


          2

          02.12.2014

          Способы постановки и решения проблемы, описания новости или конфликта.

          2


          2

          03.12.2014

          Деловая игра.

          2


          2

          09.12.2014

          Газета как канал выражения и согласования различных мнений и социальных интересов.

          2

          1

          1

          10.12.2014

          Газета как «ярмарка мнений».

          2

          1

          1

          16.12.2014

          Практическая работа.

          2


          2

          17.12.2014

          Проведение тематических опросов, их оформление.

          2


          2

          23.12.2014

          Составление комментария.

          2


          2

          24.12.2014

          Анализ проделанной работы (обобщение полученной информации, ее подготовка к печати).

          2


          2

          30.12.2014

          Этика журналиста.

          2

          1

          1

          31.12.2014

          Принцип объективности как необходимое условие журналистской деятельности.

          2

          1

          1

          06.01.2015

          Категории, определяющие нравственно-этическую позицию журналиста перед читателем.

          2


          2

          07.01.2015

          Понятие журналистской морали.

          2


          2

          13.01.2015

          Нормы, определяющие поведение журналиста в конкретных областях профессионально-нравственных отношений (журналист - адресат информации, журналист - действующие лица публикации, журналист - источник информации).

          2


          2

          14.01.2015

          Резервный день

          2

          1

          1

          20.01.2015

          Информационные жанры печатной журналистики.

          2

          1

          1

          21.01.2015

          Жанр как литературная форма журналистского произведения, обусловленная выразительными средствами и методами аргументации.

          2

          1

          1

          27.01.2015

          Жанровые разновидности журналистских произведений.

          2


          2

          28.01.2015

          Информационные жанры (заметка, зарисовка, репортаж), их структура и стилистика.

          2


          2

          03.02.2015

          Использование информационных жанров печатных СМИ (заметка, зарисовка, репортаж) в практической работе.

          2


          2

          04.02.2015

          Написание информационных материалов.

          2


          2

          10.02.2015

          Стадии создания произведения (формирование конкретного замысла).

          2

          2


          11.02.2015

          План статьи. Ядро статьи.

          2


          2

          17.02.2015

          Тело статьи (основной текст).

          2


          2

          18.02.2015

          Практическая работа.

          2


          2

          24.02.2015

          Составление плана статьи, ядра статьи.

          2


          2

          25.02.2015

          Написание основного текста.

          2


          2

          03.03.2015

          Рекламное дело.

          2

          2


          04.04.2015

          Понятие рекламы.

          2


          2

          10.03.2015

          Важнейшие черты и составляющие рекламы.

          2


          2

          11.03.2015

          Психология воздействия рекламы.

          2

          1

          1

          17.03.2015

          Виды печатной рекламы.

          2


          2

          18.03.2015

          Реклама на телевидении.

          2


          2

          24.03.2015

          Реклама на радио.

          2


          2

          25.03.2015

          КВН на букву «К»

          2


          2

          31.03.2015

          Практическая работа.

          2


          2

          01.04.2015

          Деловая игра «Реклама школы».

          2


          2

          07.04.2015

          Правила оформления рекламных текстов.

          2

          1

          1

          08.04.2015

          Рекламный слоган.

          2

          1

          1

          14.04.2015

          Подготовка рекламных публикаций.

          2

          1

          1

          15.04.2015

          Резервный день

          2


          2

          21.04.2015

          Понятие о социологии.

          2

          2


          22.04.2015

          Виды социологических исследований.

          2

          1

          1

          28.04.2015

          Необходимость использования социологии в журналистской деятельности.

          2


          2

          29.04.2015

          Тематические диспуты: «Журналистика XXI века».

          2


          2

          05.05.2015

          Тематические диспуты: «Реклама как зеркало жизни».

          2


          2

          06.05.2015

          Резервный день

          2


          2

          12.05.2015

          Мероприятия пресс-клуба

          2


          2

          13.05.2015

          Резервный день

          2


          2

          19.05.2015

          Подведение итогов работы объединения

          2


          2

          20.05.2015


          Всего

          144

          29

          115



          Ожидаемые результаты


          В результате освоения курса обучающиеся должны:

          знать:

          • требования к журналистской информации, источники информации;

          • структуру журналистского материала, его характеристики;

          • информационные жанры журналистики.

          уметь:

          • выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

          • использовать методы сбора, проверки и обработки информации;

          • составлять план статьи, выстраивать композицию материала, обозначать главную проблему;

          • проводить мини-интервью, опрос;

          • составлять комментарии, описывать новости.

          Материально-техническое обеспечение

          Материальное обеспечение АКДЭЦ позволяет проводить занятия по программе «Основы экожурналистики» в различных помещениях. Для этого имеется:

          - компьютерный класс, оснащенный персональными компьютерами с выходом в интернет, ксероксом, принтером и сканером;

          - мультимедиапроектор;

          - видеомагнитофон;

          - фотоаппараты;

          - диктофоны;

          - аудиомагнитофон;

          - диапроектор.

          Методическое обеспечение


          Раздел программы

          Тема программы

          Дидактический материал

          Формы подведения итогов

          Основы журналистики

          Принципы работы с информацией.

          Наглядные пособия, раздаточный материал, мультимедийная презентация

          наблюдение, собеседование, входящая диагностика уровня способностей учащихся

          Источники информации

          Наглядные пособия, мультимедийная презентация

          наблюдение, анализ

          Тема журналистского материала

          Наглядные пособия, мультимедийная презентация, эскизы, рисунки, схемы

          внутренняя выставка работ воспитанников объединения

          Новость - как основа журналистского материала

          Тематические буклеты периодической печати, справочники, словари

          Практическая работа.

          Точка зрения, комментарий, мнение

          Видеофильмы, карточки с подбором лексики по изучаемой теме, различные периодические печатные издания

          наблюдение, собеседование,

          Этика журналиста

          Видеофильмы. тематический материал периодической печати, справочники, словари.

          Практическая работа.

          Понятие жанра в журналистике

          Подбор публикаций по жанрам.

          Написание отчета

          Понятие жанра в журналистике

          наглядные пособия, карточки с подбором лексики по изучаемой теме; мультимедийная презентация

          выставка работ воспитанников объединения, самооценка результатов

          Рекламное дело

          Понятие рекламы

          Тематические буклеты, компьютер, различные периодические печатные издания

          творческая работа

          Виды печатной рекламы.

          Тематический материал периодической печати;

          справочники;

          словари; различные периодические печатные издания

          творческая работа

          Правила оформления рекламных текстов

          Подбор публикаций, тематические буклеты

          защита проектов

          Социаль-ный аспект журналист-ской деятельно-сти

          Понятие о социологии.

          Карточки с подбором лексики по изучаемой теме; справочники; словари.

          наблюдение, анализ


          Заключительное занятие

          Детские работы

          промежуточная































          Список литературы


          1. Ахматова А. Тайны ремесла. - М., 1986

          2. Беневоленская Т.А. «О языке и стиле газетного очерка» ‒ М., 1973.

          3. Генне Ж. Школьные и лицейские газеты // Народное образование. ‒ 2001. ‒ № 10.

          4. Горелов И.Н «Умеете ли вы общаться?» - М.,1991.

          5. Дорохова А. Как себя вести. - М.,1970.

          6. Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. ‒ Ростов-на-Дону, 1999.

          7. Камычек Я. Вежливость на каждый день. - М.,1975.

          8. Ладыженская Т.А. «Речевые уроки» ‒ М., 1995.

          9. Носова М.А. Положение о школьном творческом объединении редакция газеты «Мухомор» // Классный руководитель. ‒ 2002., №4.

          10. О детях, лете и газете, а также обо всем на свете (использование средств коммуникации в работе детских летних учреждений). ‒ М., 1997.

          11. Программа курса «Использование методов социологического исследования в практике работы юного журналиста». ‒ М.: ЮН-; ПРЕСС, 1999.

          12. Рабочая книга редактора районной газеты / под ред. Я.Н. Засурского). ‒ М., 1988.

          13. Родионов В.А. Я и все-все-все: Тренинг занятий по формированию социальных навыков для учащихся 5-9 классов. ‒ Ярославль, 2000.

          14. Семенов П.П. Компьютерная газета как средство развития учащегося // Классный руководитель. ‒ 2000, № 6.

          15. Субботина Н.Н. Детская газета в образовательном учреждении. ‒ Ярославль, 2000.

          16. Чистяк Г.И. Организация работы на компьютере по выпуску детской тиражной газеты. Творческая работа. ‒ Ярославль, 1997.

          17. Шаповал Ю.Г. Изображение и текст в журналистике.‒ Львов, 1985.

          18. Шумилина О.В. Не могли бы вы рассказать... М., 1989.

          19. Ядов В. А. Социологические исследования методология, программа, методы. ‒ M., 1987.

          Список литературы для детей

          1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка.  М., 1983

          2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М., 2001

          3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988

          4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. - М., 1988

          5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. - М., 1992





          План воспитательной работы на 2014-2015 учебный год

          педагога Кауль Н.В.


          Мероприятие

          Срок проведения

          Массовые мероприятия с детьми центра:

          «Сделаем мир чище»  экологические акции

          В течение года

          Исследовательская работа: «История моего дома»

          «Улица моя»

          «Кошки - друзья человека»

          В течение года

          Открытое занятие: Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, плакат)

          «КВН на букву «К»


          Ноябрь

          Март

          Работа с родителями:

          «Зимняя сказка»  Семейный поход на лыжную базу

          «Вместе - дружная семья»  Игровая программа

          «Веселый муравейник»  игровая программа


          Декабрь

          Февраль

          Апрель


          Мероприятия с детьми внутри объединения


          Наименование мероприятия

          Форма проведения

          Срок проведения

          Хлеб всему голова

          Викторина с игровыми элементами

          октябрь

            «Хочу всё знать, уметь все в жизни, чтобы полезным быть Отчизне»

            творческая мастерская

            в течение года

              «Осень глазами художников и поэтов»

              Литературно-поэтическая композиция

              ноябрь

                «Винегрет»

                Шоу-мероприятие

                апрель

                  «В гостях у самовара»

                  Театрализованное представление

                  февраль

                    Брейн-ринг «Природа и мы»

                    Интеллектуальная игра

                    в течение года

                      Азбука «Правила поведения в природе»

                      Викторина

                      май

                        «Чистый воздух - здоровый человек!»

                        Беседа

                        в течение года


                        © 2010-2022