Опыт работы по теме Рисунок танца

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА














РИСУНОК ТАНЦА

(из опыта работы педагога доп. образования

Макарьян Анны Николаевны

Объединения «Созвездие»)





г. Моздок, ул. Кирова 33, «2015г.»

Рисунок танца - это расположение исполнителей в определенном порядке и направлении на сцене.

Композиция и постановка танца - это построение танца, но танец не может существовать без композиционного перехода. Композиционный переход - это перестроение исполнителей из одного рисунка в другой.

Каждый народ под влиянием условий жизни, труда, географического положения выработал в течении веков свой рисунок. (Северные хороводы имеют линейные построения, Южные - круговые). Рисунок танца зависит от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы, национальной принадлежности. При постановке танца мы должны учитывать логику перестроения, должны стремиться к музыкальному и лексическому разнообразию, к четкому и продуманному перестроению рисунка.

Основные рисунки: круг, полукруг, шеренга, колонна, диагональ. Из них строятся различные сочетания. Чем сложней перестроения и внезапней переходы, тем интересней они смотрятся. Рисунок в танце отличается по степени сложности и длительности в восприятии. Большой по времени рисунок может быть окрашен различными положениями головы, рук, работа с предметом. Все это оживит рисунок и поможет его восприятию. Каждый рисунок должен раскрывать заданный образ (журавлиная стая, весна, любовь, гармонь). Рисунки делятся на круговые (Курская область, Молдавия), линейные (Кавказ, Северные области, Западные, Украина). Композиционный переход в каждом танце должен быть четко продуман, и основная его функция - это логичность. В любом рисунке логика перестроения должна быть поставлена на первое место. Все перестроения постановщик должен делать незаметными, чтобы не прерывалась мысль у зрителя, и не было ощущения раздробленности. Композиционный переход лучше начать в конце музыкальной фразы или в середине, для того, чтобы на новую музыкальную фразу начался новый рисунок.

На занятии хореографии, при постановке номеров, мы постоянно сталкиваемся с построением и перестроением в определенный рисунок. Так как танец не может существовать без характерного рисунка, и по своему опыту, я не люблю ставить танцы статичные - на одном месте, значит это моя прямая обязанность прививать навык работы детей в определенных рисунках, размещениях по площадке. Эту работу нужно проводить с самых первых занятий с детьми. Но, работая с маленькими детьми, очень сложно добиться правильного исполнения ровных, точных линий рисунка. Поэтому номера рекомендуется ставить с минимальным перестроением по сцене. Идет приучение к рисунку. Нельзя углубляться в рисунок. Маленькие дети могут растеряться на большой сцене. С группой первого года обучения первое полугодие мы изучаем элементарные движения на месте. Ребята должны четко запомнить свое место и расположение в зале. Для этого ребят нужно научить ориентироваться в зале по разным ориентирам (середина окна, по лампочке, по каким-нибудь выступам, дощечкам). Дети должны сами найти ориентир, но в первый раз нужно подсказать. Например, в нашем танцевальном зале станок закреплен в шести местах равных по размеру, и ориентируясь по этим креплениям, очень удобно выстроить детей в 5-6 линий. А потом следить и проверять детей правильно ли они стоят. Научить детей самостоятельно следить за собой. Научить определять колонну от шеренги - линии. И когда детям говорю: «Чья колонна или линия красивей стоит», - дети сразу стараются правильно встать и подровняться (приучаются ровняться). Но маленькие дети (5 лет) еще не очень внимательные, и могут до следующего занятия забыть за кем они стоят и в какой линии. Для этого я провожу игру, сосредотачивая внимание детей. После того, как их построила и объяснила, как они стоят, говорю: «Ребята, запомните внимательно свои места (запомнили), а теперь по моей команде разбежитесь по всему залу, и когда я хлопну в ладоши, быстренько встанете на свои места». Этим я ребят заинтересовала, и они с первого раза запомнили свои места. В будущем, научив их ориентироваться по станку, ребята на сцене легко будут ориентироваться по кулисам. Так же детей нужно научить стоять в промежутке или в шахматном порядке, равномерно двигаться по кругу, держа ровные промежутки, следить, чтобы круг не сужался и не выглядел как овал. В первый год дети должны научиться двигаться по диагонали.

Мы уже говорили, что номера для первогодок должны быть с минимальным перестроением. И так как я люблю номера с разнообразными перестроениями, вот как я решила проблему, поставив танец «Ляльки» на самых маленьких:

Я подключила к этому номеру среднюю группу и подобрала сюжет танца так, чтобы зрители и не поняли, что мы скрываем свои недостатки. В начале танца старшие девочки, держа за руки маленьких «лялек» выводят на сцену, проходя по большому кругу и завернув петелькой, выстраиваются на свои места, встав по кругу и в промежутках, и рядом с собой выстраивают своих маленьких девочек.

На занятии маленьких девочек я даже не учила, как выходить по этому рисунку и их определенному месту. Потому что я заранее знала - много времени пройдет, чтобы их этому научить. А старшие девочки легко запомнили рисунок и правильно вывели за собой малышей, где продолжали свой танец ровно на своих местах. А для разнообразия танца в середине номера появляются хулиганы. Происходит взаимодействие всех героев. По разноплановому рисунку работают уже старшие ребята, а маленькие девочки как куколки сидят на полу, и как украшение танца исполняют несложные элементы.

На занятиях я учу детей ориентироваться в пространстве и танцевать в разных точках зала. Заставляю номера танцевать широко и узко, чтобы привыкали к разной площадке. Без прогона ребята плохо танцуют на сцене.

Перед концертом обязательно нужна тщательная расстановка ребят по всем рисункам и перестроениям на сцене. С каждым годом рисунки танца усложняются, становятся более динамичными. Динамичный рисунок подразделяется на возрастающий и убывающий из одного много, из нескольких - один.

Рисунок развивается и воспринимается в зависимости от сложности. Рисунки делятся на простые и сложные, одноплановые и двухплановые. Только линия на любом плане-простой одноплановый рисунок. Только круг-это простой одноплановый рисунок.

Почти в каждом танце у нас встречается круг: «Веселый лягушатник», «Перепелочка», «Созвездие», «Якутяночка», «Лучи Израильского солнца», «Грибы», «Черное и белое», «Марийский», «Чешская полька», «Вдоль по улице», «Улыбка».

Идеальный круг очень красиво смотрится на сцене, но добиться идеального исполнения очень сложно. Даже отработав ровную линию, исполняя на сцене круг, чаще всего бывает смещен в правую сторону, смещен центр. Пример - как мы отрабатывали ровный круг в т. «Улыбка» с младшей группой : держась за руки по кругу подскоком на 1 восьмерку дети должны сойтись в маленький круг, и на 2-ю восьмерку разойтись в широкий круг. Поначалу круг был у нас очень кривой, кто-то спешил быстрей зайти в круг, кто-то наоборот отставал. Я встала вместе с детьми в круг и маленькими шажочками медленно заходили в маленький круг. И я давала задание детям самим определить, кто залез сильно в круг, а кто стоит вне круга. И дети уже сами следили за собой. А вообще на свой страх и риск я поставила т. «Улыбку» на младшую группу с очень насыщенным рисунком. И мы, в общем, справились с поставленной целью. Самое главное детям не запутаться и не растеряться на сцене, четко знать, кто, куда и за кем бежит. Просто нужно очень много репетировать и отрабатывать каждый рисунок, объяснять, кто за кем стоит, кто за кем равняется. Дети постоянно должны быть во внимании.

В многоплановых рисунках нужно обязательно учитывать главный план. Этот план должен иметь сложную лексику. Чтобы каждый рисунок воспринимался, должна, обязательно продумана логика перестроения и основы движения каждого плана. Нельзя 3-му плану давать более сильную лексику, чем 1-му, если того не требует сюжет и образ.

Например, в «Чешской польке» солисты работают на 1-м плане с более сильной лексикой, чем вся остальная массовка, стоя в полукруге на 3-м плане. Или финал танца, где выстроены 2 линии на 1-м и 3-м плане. На 1-м плане ребята исполняют сложные комбинации (сольные части). А 2-я линия на 3-м плане исполняет несложные элементы, чтобы не привлекать к себе внимание. В танцевальной постановке «Волшебный сон» на протяжении всего номера используется сложный многоплановый рисунок. Основная масса детей размещена на 3-м плане, солистка (девочка в кроватке) в правом углу 1-го плана. Волшебник выходит с левой передней кулисы в центр, а потом танцует по всей свободной центральной площадке. По правилам постановки танца солист не должен танцевать на одном месте, а должен занимать всю площадку перестраиваясь по различным рисункам. Все сольные части танца выводятся на передний план по центру (танец ангелочков, цветов, солдатиков с балеринами). Их движения более насыщенны и сложны, чем у всех остальных.

Маленьких детей 1-го года обучения можно приучать к рисунку ненавязчиво, играя в игры. Например «Ручеек», где ребята должны стоять в колоннах, или «Раздувайся пузырь», где ребята учатся держать ровный круг. Через игру детям интересней и легче понять и научиться исполнять то, что я требую.

В балетном искусстве существует образный рисунок, который подчинен основной идее танца. Этот рисунок носит, как правило, элемент изобразительности. Особое место в образных постановках занимает образная пластика, которая усиливает значение данного рисунка: например рисунок рук танцах (Перепелочка), (Якутяночка), рисунок рук и ног в танце (Молдавская хора).

Существуют определенные правила использования планов сцены. Человеческий взгляд в силу рефлекса привык работать слева направо, поэтому самую главную фигуру в конце композиции нужно ставить на левом плане. К этому правилу приведу пример из недавней практики. Мы с девочками из старшей группы восстанавливали танец (Созвездие), где пришлось переделывать рисунок из-за меньшего кол-ва ребят. Девочки должны были по очереди исполнять один и тот же элемент на разный счет. Я предложила самим определиться, кто будет 1-й, кто 2-й и 3-й-завершающий. И они предложили исполнять движения слева на право, потому что зрители словно читают слева на право, так легче воспринимаются взгляду.

Рисунок танца, как и вся композиция, и постановка танца должен определять основную мысль, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения. Рисунок танца и хореографический текст тесно связаны друг с другом. Нельзя в ущерб рисунку насыщать хореографический текст, и наоборот, нельзя пересыщать рисунок или делать его сложным на трудном хореографическом тексте. На пример в т. (Черное и белое) есть момент, когда танцующие стоят в 2-х широких линиях напротив друг-друга и раскручивают линии двигаясь по кругу. Продвигаясь по кругу, дети исполняют несложные движения, чтобы четко просмотрелись линии в продвижении, а когда остановились, то на месте по очереди исполняли сложные композиционные сольные части. Это перемещение в танце было самым сложным, линии должны быть широкие на всю сцену, идеально ровные, все должны поворачиваться по кругу одновременно, чтобы линия не была кривой. Для этого у самых крайних шаг должен быть шире, а кто ближе к центру - маленькие шаги, но зрительно это не должно быть заметно. Танцуя, ребята должны постоянно контролировать себя, смотреть друг на друга боковым зрением и проводить невидимую линию от первого до последнего стоящего в линии.

Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие и моя задача добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выразил идею постановки. Существует определенная логика построения рисунка от простого к сложному, чтобы к кульминационному моменту развития действия, подвести более насыщенный рисунок.

Кульминационным моментом танца «Чешская полька» было перемещение по кругу держа крест. Над этим рисунком мы очень долго работали. Учились выстраивать ровные диагональные линии, мысленно проводя линию от крайних стоящих, постоянно должны работать сообща, посматривая друг на друга.

1. Следили за диагональными линиями.

2. Чтобы стояли ровно друг напротив друга и друг за другом.

3. И еще сложность в том, что крестик должен равномерно двигаться по кругу, не нарушая рисунка, следить за общим центром. Поэтому каждый стоящий в тройке, должен идти по своему собственному кругу. Кто стоит ближе к центру - маленький круг, кто стоит в середине - средний круг, кто стоит с краю - идут по большому кругу. Значит и движения - у одних широкие, а у других маленькие.

Я заметила, что дети и группы, занимающиеся в коллективе 5-6 лет, уже хорошо схватывают рисунок, сами держат ровный и красивый круг, при этом, исполняя сложные элементы, сами следят за дистанцией, промежутками. Сами поправляют других ребят, которые недавно стали заниматься. Сами для себя определяют ориентиры, по которым выстраивают колонны, линии. Приятно видеть, что я учу детей не впустую. Дети сами начинают следить за собой и за всеми в целом. Это доказывает, что мы становимся «коллективом», работаем как единое целое, а не сами по себе. Значит, у нас есть смысл продолжать начатую работу.



© 2010-2022