- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Социальный заказ как определяющий фактор в развитии образовательной среды в ЦДТ
Социальный заказ как определяющий фактор в развитии образовательной среды в ЦДТ
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Казакова Е.В. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центра детского творчества»
Казакова Елена Владимировна
Социальный заказ как определяющий фактор в развитии образовательной среды в ЦДТ.
Детская инвалидность является более тяжелым явлением, чем инвалидность у взрослых. Это обусловлено тем, что у детей инвалидность накладывается на процесс развития психики, приобретения навыков, усвоения знаний и интеграции в общество сверстников и взрослых.
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными, по прежнему являются:
-
ухудшение экологической обстановки;
-
рост детского травматизма;
-
патология течения беременности и родов;
-
высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей;
-
неблагоприятные условия труда женщин;
-
недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений.
Определение инвалидности детям производит Медико-социальная комиссия, в которую входят врачи, психологи, социальные педагоги и другие специалисты. И в зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности ребенка) у ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья.
Необходимо отметить высокий рост детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью. Умственная отсталость является основным заболеванием или сопутствующим у детей со статусом инвалидности.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975г.) инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, быть то врождённое или нет ,его (или её) физических или умственных возможностей..
Инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, социальными, культурными, законодательными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.
В 1989г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества
-
на особую заботу и помощь
-
на обеспечения неполноценному ребенку доступа к услугам в области образования
-
на восстановления здоровья
-
на общение
-
на любовь
Главная роль в реабилитации детей - инвалидов с умственной отсталостью принадлежит педагогическому процессу. Поэтому необходим контакт родителей с врачами, педагогами, психологами. Родители должны понять, что наилучшая адаптация возможна лишь в том случае, если программа обучения будет соответствовать возможностям ребенка.
Дети с умственной отсталостью легкой степени (IQ = 60-80) в течение 8 лет обучения проходят программу, основанную на конкретно-наглядных методах обучения. Они овладевают несложными трудовыми навыками и способны адаптироваться в окружающей обстановке.
Дети с умственной отсталостью умеренной (IQ = 45-59) и тяжелой (IQ = 30-44) степени при относительно хорошей механической памяти способны овладеть написанием и чтением букв и порядковым счетом, но вследствие косности и застойности мышления пользуются знаниями как заученными штампами, то есть не могут творчески их применять. Они могут овладеть навыками самообслуживания и простейшими трудовыми навыками. В некоторых случаях для них возможно участие в элементарных трудовых процессах под контролем.
Дети с умственной отсталостью глубокой (IQ ниже 30) степени характеризуются почти полной неразвитостью мышления и речи, снижением реакции на окружающее; они не умеют или затрудняются стоять и ходить, поэтому нуждаются в постоянном уходе и надзоре.
Детская реабилитационная комната «Ладушки» организовывает и проводит занятия для детей-инвалидов
Цель занятий- адаптировать и интегрировать неорганизованных детей-инвалидов в общество.
Задачи занятий:
-
оказание квалифицированной помощи детям-инвалидам с помощью комплексных методик;
-
организация и проведения занятий направленных на восстановления социального статуса ребенка-инвалида.
Решая предусмотренные задачи, проводятся следующие мероприятия:
-
организация и проведение занятий для неорганизованных детей-инвалидов дошкольного возраста по направлению «Умелые ручки» и «Оригами», группы сформированы из 6- 8 детей, организация и проведение занятий для детей-инвалидов школьного возраста по направлению «Забавные поделки», группы сформированы из 8 - 10 детей.
Так же проводятся и организуются культурно-массовые мероприятия для детей-инвалидов
-
Дни рождения детей,
-
«открытые занятия»,
-
Новый год, 8 Марта, 23 февраля
-
выставки посвященные таким праздникам как «День Матери», «Декада инвалидов»
Все занятия проводятся согласно утвержденным учебным программам, а мероприятия по утвержденному плану.
. Дети, посещающие детскую реабилитационную комнату, приобретают навыки общения в коллективе
Анализируя педагогическую работу с детьми-инвалидами необходимо отметить высокий спрос родителей на занятия по декоративно - прикладному искусству. Многие дети находятся на домашнем обучении, они лишены общения со сверстниками, с обществом. Такие дети очень стеснительные, робкие, неуверенные в себе и может быть даже агрессивными. А на таких занятиях детям предоставляется возможность общаться со сверстниками, с другими детьми, находиться в обществе, учиться работать в коллективе. Так же регулярно проводятся различные выставки, где дети показывают поделки сделанные своими руками. Выставки являются результатом плодотворной работы детей и педагога. С помощью таких выставок дети самоутверждаются. Матери отмечают в своих детях положительные изменения: дети становятся уверенными, активными, общительными и раскрепощенными, что помогает в дальнейшей социализации ребенка и интеграции в общество.
Дети с задержкой психического развития требуют к себе особого внимания со стороны преподавателей. В определённой мере занятия декоративно-прикладным искусством (ДПИ) способствуют коррекции поведения детей такой группы, т.к. предметно - практическая деятельность, связанная с ДПИ и художественным трудом, способствует эстетическому воспитанию, развитию мышления, памяти, воображения, а так же мелкой моторики рук.
За это время значительно увеличилось количество детей-инвалидов посещающих эти занятия, за год занятия посетило 50 детей-инвалидов. Необходимо отметить, что данный показатель является результатом доверия со стороны родителей к педагогам.
В педагогической работе с семьей, с детьми-инвалидами очень важна роль педагога, пользуется ли он авторитетом в этой семье, является ли он человеком, которому семья доверяет. Если специалист пользуется уважением и любовью в семье, то ему предоставляется возможность наибольшего общения с семьей.
Все виды педагогической помощи семье с детьми-инвалидами индивидуальны, и их надо осторожно подбирать к каждому типу семьи. Самым сложным вопросом в работе с семьями является вовлечение родителей в социально-педагогическую работу с детьми-инвалидами. Помощь эффективна только в том случае, если потребность в ней осознанна.
Таким образом, арсенал комплексных методик педагогической работы с детьми-инвалидами и их семьями, направленных на преодоление проблем чрезвычайно широк, и выбор педагогической технологии зависит как от самого ребенка, так и от квалификации и личных предпочтений педагога.