Школа педагогического мастерства. Семинар - тренинг по теме Лидерство в детском коллективе

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа педагогического мастерства


Тема: «Лидерство в детском коллективе»
Форма проведения: семинар - тренинг

Цель: Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов посредством системы тренингов. Пополнить копилку воспитательных средств руководителя кружка приемами и упражнениями по воспитанию лидерских качеств у обучающихся.

Оборудование: веревка длиной 5 и более метров; ватманы 7 шт., маркеры, фломастеры; плакаты с лидерскими качествами; бумага и фломастеры; бумажный конверт, целлофановый пакет, скотч, скрепки, нитки, лист бумаги, сырое яйцо; спички; цветочки согласно количества участников.

Основное содержание
1. Информационное погружение
Учреждение образования любого типа было и остается одним из важнейших факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет выпускник учреждения, во многом зависит от характера той образовательной среды, в которой происходит его становление и развитие. Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей, развивается культура демократических отношений.
Эффективность развития ученического самоуправления в современной образовательном учреждении во многом определяется уровнем компетентности всех участников воспитательного процесса. Говоря о компетенции обучающихся, мы, прежде всего, предполагаем владение ими специальными организаторскими знаниями и умениями, необходимыми для участия в управлении жизнедеятельности учреждения.

Сегодня мы будем говорить о лидерстве.

Цель семинара - тренинга: повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов посредством системы тренингов. В результате работы вы сможете пополнить копилку воспитательных средств руководителя кружка приемами и упражнениями по воспитанию лидерских качеств у обучающихся.
2. Игры с участниками семинара - тренинга
«Веревочка»
Задача: Встать всем в круг. Взяться обеими руками за связанную в кольцо веревочку, которая находится внутри круга.
Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревочки, построить из нее треугольник.
- А теперь попробуйте построить четырехугольник.
Вывод: Сначала возникает пауза и полное бездействие участников, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения. Часто эти функции берут на себя лидеры.

«А лидер кто?»
Задание: Я прошу вас разбиться на произвольные группы по 5 - 10 человек в каждой. Каждая группа будет выполнять мои задания, но только после моей команды «Начали!». Победителем будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание.
1. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»
Вывод: Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эту функцию берет на себя человек, стремящийся к лидерству.
2. Сейчас все команды отправятся в космическое путешествие, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман и пассажиры. Итак, кто быстрее?! «Начали!»
Вывод: Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер. Таким образом, у нас с вами оказались группы - экипажи. Займите, пожалуйста, места за групповыми столами.

Работа в группах
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, они приобретают доминирующее положение.
Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.

Первый тренинг для всех групп одновременно ( положительные и отрицательные стороны личности, которые влияют на лидерство)


Лидер. Кто он ? Какой он ?
Можно дать следующее определение лидера :
«Лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели». Такой, например, как образование треугольника в игре «Веревочка» или при поиске общего для группы слова.


- Перед вами находится лист ватмана. Прошу вас поделить его на две части. В первой, укажите какими характерными чертами личности должен обладать настоящий лидер. Во второй - черты характера и привычки, которые «отдаляют» личность от лидерства. На всю работу я даю вам 5 минут.

Затем группы обсуждают качества присущие лидерству и те, что отдаляют от него.

Предлагаются признаки положительные:
• Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
• Настойчив, умеет разумно рисковать.
• Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
• Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки.
• Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
• Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
• Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
• Требователен к себе и другим, умеет получить отчет за порученную работу.
• Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
• Надежен, держит слово, на него можно положиться.
• Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
• Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
• Не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
• Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимых препятствий.
• Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
• Способен менять стиль поведения в зависимости от условий , может быть требовательным, может и подбодрить.

Предлагаются негативные признаки:
• Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе.
• Чрезмерная склонность к обману, отговорок, оправданий.
• Нежелание простить и отпустить.
• Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу.
• Потребность всегда быть правым.
• Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить.
• Неспособность примириться со своими страхами.
• Отсутствие четких целей.
• Не обязательный.
• Боязнь риска.
• Неспособность принять ответственность за свою жизнь.
• Потеря надежды.
• Недостаток мужества.
• Неумение фантазировать и мечтать.
• Отсутствие любви к себе.
• Тщеславие.

Второй тренинг для каждой группы свой

( Упражнение «Лидер и его команда»)


Лидер - это зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа - таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру). Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.
Лидер в учреждении образования - это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные намерения. Он может использовать качества и умения людей, работающих в группе, и направить группу к достижению своих целей.
- Сейчас вас ждет достаточно сложная работа. На ваших столах лежат карточки с заданиями. Вы их внимательно прочтете. Самое главное, что в течение 5 минут вам необходимо внутри группы, не трогая инвентарь, обсудить, как это задание выполнить. Обращаю еще раз ваше внимание на то, что во время обсуждения материалов прикасаться нельзя. После того, как вы обсудите выполнение задания, вы будете его выполнять, но при этом общаться друг с другом вам запрещается. Ход игры вам понятен?

Первая группа «Башня»: группе выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки. Участникам необходимо построить башню из этого материала. «Башня» должна быть устойчивой.
Вторая группа «Летающие яйца»: группе выдаются материалы: бумажный конверт, целлофановый пакет, скотч, скрепки, нитки, лист бумаги, сырое яйцо. Необходимо сделать такую конструкцию, с помощью которой можно бросить яйцо с высоты трех метров, а оно должно остаться целым.
Третья группа «Машина»: Вспомогательного материала нет. Машина «строится» из членов группы. Нужно построить любой действующий механизм. Группа представляет, что у них получилось, а потом обсуждает.
Четвертая группа «Мост»: Перед группой стоит стул, на нем необходимо из предложенного материала построить мост, чтобы он не касался стула.
Пятая группа «Слово»: Группа выстраивается в одну линию. Члены группы действуют поочередно. Необходимо написать слово, используя как можно больше спичек. На выполнение задания дается 10 минут. Задание рассчитано на сообразительность членов группы, на изолированность друг от друга, отсутствие помощи, на самостоятельные решения.
Шестая группа «Рисование лидера»: Группе выдается лист ватмана, маркеры м фломастеры. Результатом работы группы должен стать образ лидера и объяснения, почему он именно такой.

В какой последовательности будут выполнены задачи, значения не имеет. После выполнения задания каждой группой ей задаются вопросы, чтобы у участников была возможность, получив обратную связь, откорректировать свои действия на следующих этапах:
1. Что произошло в группе в момент работы?
2. Как себя чувствовал каждый участник?
3. Какую роль выполнял?
4. Почему взял на себя данную роль?
5. Была ли у него возможность высказаться, внести предложение?
6. Всех ли выслушали в процессе подготовки?
7. Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни, что при этом чувствовали?
8. Чему научились в процессе этого упражнения, какие выводы для себя сделали?



Третий тренинг «Дом» (для всех групп одновременно )


Педагогу, который воспитывает лидеров, необходимо самому проявлять лидерские качества, а также знать приоритеты и цели группы, безошибочно определять, кто из ребят пользуется наибольшим авторитетом и почему.
Вы коллектив архитекторов. Представим процесс воспитания лидеров как дом из 12 кирпичей.
• Важнейшие четыре вложите в фундамент, а менее важные - в первый этаж; все остальные во второй этаж.
• Предварительно заполните кирпича теми приемами, средствами, методами и методиками, которые вы будете применять для определения и воспитания лидеров в кружке, и определите им место на ваше усмотрение.
• На крыше напишите, нарисуйте все, что сделает ваш «Дом» лучше, добрее, веселее.
• Труба - из нее вылетает все, что мешает «Дома», все лишнее и ненужное.
Время на строительство - 10 минут, защита 2 минуты.


Во время защиты групп можно просить их уточнить, объяснить, доказать, задать вопрос

Рефлексия

Лидер - ведущий - человек, способный вести за собой, пробудить интерес к делу, стремящийся «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него зависит настроение, он способен «завести» окружающих. В наше время очень важно, кто является лидером для обучающихся, на кого хотели бы походить. Воспитывая в подростках качества лидера, родители и педагоги сами должны являться для них лидерами.
- Возьмите каждый по цветочку и напишите на них ваши ощущения от работы в нашем сегодняшнем коллективе. Свои ощущения, пожелания приклейте, пожалуйста, на наш Забор, который условно символизирует препятствия на пути формирования лидерских качеств учащихся и воспитанников.
Закончить наш семинар - тренинг я хочу словами русского поэта Вячеслава Яшкова:
Ведь слово лидер это лучший,
А лучших надобно искать,
Достойный власти сам не лезет,
Достойных нужно замечать.


- Всем спасибо! Успехов вам, дорогие коллеги на пути формирования лидерских качеств у ваших детей.

© 2010-2022