Выступление на педагогическом совете Выявление одаренных детей в процессе учебно-исследовательской деятельности

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педагогическом совете

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Развитие научно-технического прогресса, интеграция России в мировое сообщество ставит на повестку дня вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, формирование творческих способностей которых должно быть начато уже в школьные годы. В этой связи актуальным является поиск таких форм работы, которые позволяли бы учащимся проявлять в процессе обучения свою активность, реализовывать полученные знания и умения и в конечном итоге проявить свою неординарность.

Выявление одаренности у детей и работа в направлении ее развития в настоящее время является задачей государственной значимости, в решение которой должны включаться все типы образовательных учреждений.

В настоящее время мы работаем в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Правительством РФ 4 сентября 2014 г.), в которой прямо указывается, что персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации ряда аспектов. Среди них выделяются, прежде всего, возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям). В ожидаемых результатах этой концепции должна быть реализована модель адресной работы с различными категориями детей, в том числе и одаренными.

В психологии одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренные дети выделяются яркими, очевидными, выдающимися достижениями в каком-то определенном виде деятельности. Развитие одаренности (уровень ее проявления, характер и особенности развития одаренности) является результатом сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, в которой развивается ребенок. Особое значение в этом процессе имеет как собственная активность ребенка, так и психологические механизмы развития и саморазвития его личности. Именно это и является основой формирования и реализации дарования.

3 апреля 2012 года Президентом России была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Она определяет основные принципы построения, формулирует задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, определяет главные направления работы этой системы.

Задача государства состоит в создании эффективной образовательной системы, которая способна обеспечить условия для обучения, развития, воспитания детей так, чтобы помочь им в дальнейшем успешно самореализоваться независимо от места проживания и социального положения семьи.

В этой связи особое внимание уделяется как профессиональному мастерству учителей и наставников, так и содержанию образовательных программ, а также внедрению в учебный процесс современных средств обучения.

Существующие механизмы поиска и поддержки одарённых детей должны быть интегрированы в общенациональную систему выявления и развития молодых талантов.

Чтобы талантливый ребенок «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, определяющим моментом является наличие качественного образования и соответствующей социальной среды, уже с юных лет человек должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом.

У одаренного ребенка образовательная мотивация нацелена не на конечное вознаграждение, а на получение удовольствия от творческого процесса. Таким образом, любой одаренный ребенок обязательно является мотивированным к познавательной деятельности. Именно познавательная деятельность ребенка лежит в основе педагогической работы с одаренными детьми.

В нашем отделе в настоящее время уже сложились определенные традиции в работе с одаренными детьми. Одна из них - учебно-следовательская деятельность обучающихся, под которой понимается деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Целью организации исследовательской деятельности является создание условий для формирования у обучающихся научного мировоззрения, обучение их навыкам исследования, как одного из способов познания окружающего мира. В результате такой совместной деятельности педагога и обучающихся, педагог может выявить наиболее одаренных детей и развить их творческие способности.

В НОУ мы берем всех желающих. Одни дети приходят самостоятельно (они уже, как правило, мотивированы на исследовательскую работу), другие - по рекомендации школьных учителей. В этом случае не каждый ребенок замотивирован на исследовательскую деятельность. В соответствии с Федеральным государственным стандартом учителя тоже должны заниматься исследовательской работой с детьми. Кто-то из них работает в контакте с дополнительным образованием, кто-то ведет исследования самостоятельно, составляя нам конкуренцию. В то же время, от школы требуют, что бы все дети были чем-то заняты во внеурочное время, поэтому школа заинтересована, чтобы их дети где-то занимались и даже стимулирует их к этому. Конечно, работать с такими детьми непросто, поскольку изначально мотивация к исследованиям у них отсутствует, но если начать заниматься с ними пораньше (с 7 класса), предлагая несложные исследования, где они могут проявить себя, ощутить успех, они, как правило, проявляют заинтересованность и в старшем возрасте приходят в НОУ уже осознано. Пример СОШ № 16.

Учебно-исследовательская деятельность - очень сложный процесс и для обучающихся, и для педагога. Педагог организует обучающихся на решение исследовательских задач, концентрирует их внимание, мобилизует имеющиеся у них знания, и, в результате, дети предлагают, как правило, неординарные, нетрадиционные пути решения поставленных перед ними проблем.

Но в НОУ перед педагогом стоит не только обучающая задача. Ему в ходе учебного процесса ему нужно выявить индивидуальные особенности воспитанников, создать условия для их самореализации, устранить причины, препятствующие творческому росту детей. Ведь в подростковом возрасте существуют объективные причины, снижающие даже уже сформированную творческую активность ребенка: эмоциональные (страх ошибиться, выглядеть смешным, осуждения остальными сотрудниками, быть некомпетентным); профессиональные (неопытность, соперничество, наличие слишком категоричных суждений, незнание альтернативных вариантов, узкоспециальные знания); причины восприятия (односторонность мышления, отсутствие соответствующего интеллектуального уровня); личностные (чувствительность, лень, самомнение, эгоизм, консерватизм).

В этой связи педагог - руководитель НОУ несет большую ответственность: он выступает не только в роли наставника и научного руководителя, но и в роли грамотного психолога, способного оценить внутренний потенциал каждого воспитанника и создать на занятии условия для его реализации.

Именно поэтому педагог НОУ сам должен быть одаренным человеком: исследователем, организатором, чутким наставником, творчески подходить к своей работе в целом, что позволит ему актуализировать самореализацию и обеспечить творческое развитие его личности.

Основное требование к деятельности педагога, работающего в НОУ - это безусловное понимание и уважение к личности воспитанника. Главная задача педагога - привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Всегда следует помнить, что одаренные дети легко ранимы. Поэтому от педагога требуются качества личностные, душевные в сочетании с большим предметным, интеллектуальным и методическим багажом. Необходимо, чтобы в процессе обучения и воспитания присутствовало сотворчество учителя и ученика. Такая форма партнерства в полной мере реализуется в научных обществах учащихся.

Выявление одаренных детей и создание условий для их самореализации должно строиться на основе следующих принципов:

1. непрерывности выявления и поддержки одаренных детей (по каждому образовательному уровню);

2. взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;

3. вариативности методов, приемов и средств (олимпиады, исследовательские конференции, занятия, консультации, проектная и исследовательская деятельность и другое).

Системная работа по развитию детской одарённости во многом способствует успешной социализации одаренных обучающихся. Многие выпускники НОУ нашего отдела после окончания школы поступают учиться на факультеты биологической направленности вузов города.



© 2010-2022