Программа по декоративно-прикладному творчеству Сделайте сами

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа

по декоративно-прикладному творчеству «Сделайте сами»



Программа по декоративно-прикладному творчеству Сделайте сами




Разработана:

Воспитателем

АУВО «Санатория

«Жемчужина Дона»

Ноздриной Т.В.

Программа по декоративно-прикладному творчеству «Сделайте сами»


Форма: кружковая работа.

Вид деятельности: декоративно-прикладное искусство.

Направление воспитания: художественно-эстетическое.

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа «Сделайте сами» имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью, но и искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Организация прикладной художественно-творческой деятельности учащихся - одно из условий успешности в формировании любознательной, творческой личности. Знания, приобретенные на занятиях по декоративно - прикладному творчеству обеспечат эстетическое и художественное развитие учащихся. Занятия носят воспитательный характер, прививают чувство цвета, фактуры, развивают у учащихся умение и желание украсить свой быт, воспитывать уважение к народным традициям.

При работе с бумагой обучающиеся познакомятся со следующими техниками:

Вытынанка - искусство вырезания из бумаги. Это удивительные картины, искусство это зародилось очень давно. К ним можно даже отнести всем известные снежинки, которыми мы украшаем наши окна под Новый год. Если уж говорить о корнях искусства вырезания узоров из бумаги, то надо сказать, что зародилось оно в 9 столетии в Китае одновременно с изобретением и распространением бумаги.

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги! Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. В основе этой техники - создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие.

Декупаж, или салфеточная техника. Слово decoupage происходит от французского "вырезать". Соответственно "техника декупажа" - это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике "декупаж" восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке.

В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название - салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками.

Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки. В последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И, собственно, единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов - дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.

Для того чтобы заниматься декупажем, необходимо также использовать такие материалы как акриловые краски и лак, для защиты поверхности. Сами же предметы должны декорироваться так, чтобы приклеенный мотив как бы сливался с фоном и не выглядел приклеенным. Для этой цели используются различные приемы.

Воспитание и обучение в кружке осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Программа «Сделайте сами» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Программа ориентирована для учащихся 5 - 7 классов, и рассчитана на 15 часов.

Данная программа рекомендована для воспитателей групп переменного состава с ограниченным сроком пребывания.

Цель программы - творческое развитие личности через освоение различных техник работы с бумагой, формирование у учащихся художественной культуры, как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи программы


  • знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративно-прикладного искусства;

  • обучать различным приемам работы с бумагой;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

  • прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;

  • формировать художественный, эстетический вкус, цветовую гармонию;

  • развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

  • развивать стремление к творческой самореализации;

  • воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

  • добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;

  • организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Работа кружка способствует:

-Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли характера;

-Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;

-Умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне декоративно-прикладного творчества;

-Формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;

-Обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;

-Умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Группа формируется из детей в возрасте 11-13 лет, в количестве 18 человек. Занятия строятся на принципе индивидуального подхода к ребенку. При создании коллективной работы дети объединяются в группы.

Руководитель кружка следит за дисциплиной, правильной организацией рабочего места, хранением законченных и незавершенных работ, пособий и материала. Материал, необходимый для работы, хранится в определенном месте.

Прогнозируемые результаты:

В результате реализации программы, детьми должен быть достигнут определённый уровень овладения грамотой декоративно-прикладного искусства. Воспитанники научаться работать с материалами и инструментами, знать специальную терминологию, иметь представление о видах декоративно-прикладного творчества. Постепенно, благодаря формированию хорошего эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску массовой культуры, что поможет нравственному развитию личности.

К концу обучения воспитанники будут знать:

1.Правила безопасности труда. Правила организации рабочего места.

Правила бережного использования бумаги.

2. Различные способы и приемы: торцевание, ажурное вырезание, декорирование с помощью вырезанных бумажных мотивов.

3. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага, бархатная бумага, гофрированная бумага и картон, обои, салфетки.

К концу обучения воспитанники будут уметь:

  1. Соблюдать правила безопасности труда. Правильно организовывать

рабочее место и поддерживать порядок во время работы.

2. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, вырезать определённого формата. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.

3. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться предметам окружающего нас предметного мира. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.

Материалы, инструменты, приспособления

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

-Бумага: писчая, обойная, упаковочная, гофрированная, цветная двусторонняя и односторонняя, бархатная, салфетки.

-Картон: цветной, белый, гофрированный, голографический.

-Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, стеклярус, блестки.

-Клей ПВА, клей-карандаш.

-Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, скотч.

Учебно-тематический план

Тема

Часы

Форма

1

раздел

Вводное занятие.
Правила поведения. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами. Просмотр работ кружковцев за прошедшие заезды.

2

беседа

2

раздел

Декор предметов домашнего обихода в технике «Декупаж»

3

Практическая работа

3

раздел

Вытынанка (вырезание ажурных узоров из бумаги).

Просмотр работ в этой технике. Выполнение работ в технике «вытынанка».

3

Практическая работа

4

раздел

Торцевание.

История возникновения технологии торцевания. Основные правила работы. Выполнение коллективной работы.


3

Практическая работа

5

раздел

Выставка лучших детских творческих работ.

1

мероприятие

Содержание занятий:

Раздел I. Введение (2 ч)

Вводное занятие. Познакомить с различными жанрами декоративно-прикладного искусства. Из истории таких видов искусства, как: «Декупаж», «Вытынанки», «Торцевание». Правила поведения. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами. Просмотр работ кружковцев за прошедший учебный год.

Раздел II. Декор предметов домашнего обихода в технике «Декупаж»

Декоративное оформление тарелки или бутылки в технике «Декупаж». Принципы работы. Соотношение формы изделия с рисунком.

Раздел III. Вытынанка (вырезание ажурных узоров из бумаги).

Вытынанка. Просмотр работ в этой технике. Выполнение работ к праздникам в технике «вытынанка».


Раздел IV. Торцевание.

История возникновения технологии торцевания. Основные правила работы. Выполнение объемных картин, панно методом аппликативной мозаики.


Раздел V. Выставка лучших детских творческих работ.



Литература.

1.stranamasterov.ru/node/224175

2.masterclassy.masterpodelok.com/torcevanie-5/

3.strana-sovetov.com/hobbies/rukodelie/5474-paper-trimming.html

4.А. Зайцева. Стильные штучки в технике Декупаж. - АСТ- Пресс Книга: Москва, 2007.

5.Пермякова М. Рукоделие.-М.2000.

6.Лазарева Н.Н. Интерьер квартиры: Справочное пособие по проектированию и декорированию.-М.,1999.

7.Чудесные аксессуары для дома.-М.,1999.

© 2010-2022