- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Методическое пособие «Разработка праздничного мероприятия приуроченного к 9 мая »
Методическое пособие «Разработка праздничного мероприятия приуроченного к 9 мая »
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Решетова И.Ю. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
Методическое пособие
« Разработка праздничного мероприятия приуроченного к 9 мая »
Автор - составитель: педагог
дополнительного образования ЦППРД «Орион»
Решетова Ирина Юрьевна
Оренбург, 2015
Годы идут, и всё большая череда долгих лет отделяет нас от памятного события, которое произошло 9 мая 1945 года. Современные педагоги и психологи сетуют на то, что дети мало знают о Великой Победе, за которую их деды и прадеды заплатили собственной кровью и ценою своих жизней. Истоки уважения к празднику 9 мая закладываются с раннего детства...
Цель методического пособия - обобщить опыт по организации и проведению праздничного мероприятия приуроченного к 9 мая.
Цели празднования праздничного мероприятия, приуроченного к 9 мая:
-
воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиги советских людей;
-
познакомить детей с подвигами их родных и земляков на фронте и в тылу;
-
познакомить с особенностями празднования 9 Мая в нашей стране в наше время и раньше:
-
учить общению со сверстниками и людьми старшего поколения.
Подготовку к празднику 9 мая нужно начинать нужно заранее, предложить детям узнать у родителей, почему все люди в нашей стране с почтением относятся к этой дате. Есть ли в семье люди, которые были на войне 1941-1945 гг.? Сохранились ли фотографии военных лет и боевые награды?
Затем дети рассказывают о том, что они узнали. Если возможно, приносят фотографии, письма, награды.
Педагог, учитывая психологию ребенка данного возраста, обобщает полученный материал, дополняет и доступно для детей данного возраста рассказывает о празднике 9 Мая.
Варианты оформления зала для проведения мероприятия:
-
Рисунки детей к 9 Мая;
-
Старые плакаты военных лет, армейские вещи;
-
Выставка портретов (фотографии родственников, которые принимали участие в военных событиях 1941-1945 гг., героев-земляков);
-
Компьютерные презентации, посвященные Великой Победе;
На занятиях, посвященных 9 мая, необходимо:
-
Познакомить детей с историей родного края в период с 22 июня 1941 по 9 Мая 1945 гг.
-
Совершить заочную экскурсию по городу: рассказать о памятниках героям Великой Отечественной войны, показать как в названиях улиц увековечили память о земляках-героях, определить на карте города, где находится Вечный огонь.
-
Познакомить детей с солдатским котелком и другими вещами военных лет.
-
Просмотреть презентации, посвященные Великой Отечественной войне и празднованию 9 мая в 1945 году.
-
Разучить стихотворения, песни, посвященные 9 Мая, познакомиться с произведениями о Великой Отечественной войне.
-
Рассказать детям о детях-героях, об их подвигах как на войне, так и в тылу.
-
Подготовить выставку рисунков детей на тему «9 Мая».
-
Подготовить сувениры, поделки детей на тему «9 Мая».
-
Подготовить пригласительные для гостей на 9 мая.
Праздник для детей, посвященный 9 Мая, может состоять из трех частей.
Первая часть - торжественная.
Зал украшен плакатами, посвященными 9 Мая, воздушными шариками, фотографиями земляков-ветеранов войны, вещами военных лет. Отдельное место выделено под выставку детских рисунков. В зале находятся гости (родители, бабушки, дедушки, ветераны ВОВ, труженики тыла). Ведущий представляет гостей.
Вторая часть - основная.
Эту часть желательно провести в виде концерта, где дети узнают новое о 9 Мае (выступают гости, педагоги, дети), дети расскажут стихотворения, споют песни. Очень хорошо, если будут показаны небольшие презентации для детей, посвященные празднованию 9 Мая в родном городе.
Очень важно рассчитать время данной части соответствии с возрастом детей.
Третья часть - заключение.
Ее можно провести в два этапа.
-
Первый - дети дарят подарки ветеранам. Делают праздничный салют из воздушных шариков.
-
Второй этап - дети вместе с гостями, родителями едут к Вечному огню или памятнику Неизвестного солдата и возлагают цветы.
Полезно будет организовать поход детей к памятникам войны, в краеведческий музей через некоторое время.
Рекомендуемые музыкальные композиции на 9 мая:
-
9 Мая. Музыка и слова З. Роот.
-
Тёмная ночь. Музыка Н. Богословского. Слова В. Агатова.
-
Три танкиста. Музыка Д. Покрассова. Слова Б. Ласкина.
-
На безымянной высоте. Музыка В. Баснера. Слова М. Матусовского.
-
Песня о Мире. Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной.
-
Священная война. Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.
-
В землянке. Музыка Листова. Слова А. Сурикова.
-
Алеша. Музыка Э. Колмановского. Слова К. Ваншенкин.
Рекомендуемые стихотворения для детей на 9 мая:
Наши прадеды и деды» - детские стихи на 9 мая
Татьяна Шапиро
Наши прадеды
И наши деды,
Приближали они
День Победы.
Приближали они
День Победы,
Чтоб навеки исчезли
Все беды.
Чтоб исчезла война
Навсегда.
Чтоб счастливыми были года.
Наши прадеды
И наши деды,
Приближали они
День победы.
Чтобы длился он целые годы.
Чтоб забыли мы про невзгоды.
Чтоб земля наша
Вся процветала.
Чтоб несчастья и горя
Не знала.
Чтобы взрослые и чтобы дети
Про войну не знали на свете.
Говорим вам спасибо за это.
И вам всем благодарна планета!
Нашей победе 70 лет!
Майское утро,
Солнечный свет,
Нашей Победе - 70 лет!
Красных тюльпанов
Алое пламя,
Как над Рейхстагом
Красное Знамя!
Битвы, походы -
Всё пережито,
Радость Победы!
Нет! Не забыто!
Мирное утро,
Солнечный свет,
Нашей Победе - 70 лет!
(Н. Майданик)
День Победы
Майский праздник -
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
(Т. Белозёров)
Методические рекомендации:
-
выбор репертуара в соответствии с возрастом и музыкальными навыками детей;
-
создание на занятиях и репетициях атмосферы эмоционального комфорта;
-
доступность предлагаемого материала;
-
активность и взаимодействие всех участников - педагогов, детей, родителей;
Подготовка праздничного мероприятия:
1.Разработка сценария;
2.Выбор и разучивание репертуара.
3.Проведение с детьми циклатематических занятий.
4. Работа с родителями.
5. Музыкальное оформеление.
6. Изготовление элементов оформления, костюмов, реквизита.
7.Репетиции.
8.Использование технических средств, оборудования.
Разработка сценария:
-
выбор названия сценария;
-
определение действующих лиц;
-
фабула сценария;
-
продолжительность праздничного мероприятия.
Название должно быть запоминающимся, образным, кратким. Действующие лица - это персонажи, узнаваемые детьми. Герои праздника участвуют вместе с детьми в конкурсах, играх, хороводах. Организует и проводит праздничное мероприятие педагог в роли Ведущего.
Определяется главное событие праздника, вокруг которого разворачивается действие. Уточняется последовательность сцен.
Сюжетная линия объединяет действующих лиц и музыкально-игровой материал в единое целое, выражает главную идею праздничного материала.
Продолжительность праздника в зависимости от возраста участников праздничного мероприятия, при условии смены деятельности (встреча со сказочными персонажами, игры, хороводы, песни), дети не утомляются и не устают.
Структура сценария состоит из пролога, сценических событий, финала.
Пролог - вступительное слово Ведущего.
Сценические события - ход праздничного мероприятия: общение детей с сказочными персонажами, исполнение песенного, стихотворного, танцевального репертуара; участие детей и родителей в играх, викторинах и др.
Финал- это итог праздника, его логическое завершение.
Сценарий праздника - не перегружен большим количеством персонажей, диалоги и монологи ведущих и действующих лиц немногословны, написаны понятным детям языком. Нет больших стихотворных текстов. Сюжет сценариев выстроен по принципу "коротких номеров". К сценариям прилагается последовательность сцен, партитура музыкального оформления, песенный и стихотворный репертуар, список литературы. Сценарий является основой праздника. Удачно выбранный сценарный ход, определение и разработка сюжетной линии гарантируют успешное проведение праздничного мероприятия.
Выбор и разучивание репертуара.
Репертуар подбирается в соответствии с тематикой праздника, возрастом и творческими возможностями детей. При выборе репертуара используются интернет-ресурсы, музыкальная литература. Пишутся авторские песни, стихи, разрабатываются викторины, игры. В сценарии детский репертуар представлен - песнями, хороводами, танцами, играми. Через музыкально-исполнительскую и игровую деятельность, дети становятся активными участниками праздника.
Проведение с детьми цикла тематических занятий.
-
беседы о содержании праздника;
-
чтение литературных произведений;
-
прослушивание и обсуждение фольклорных, классических, современных музыкальных произведений;
-
просмотр и обсуждение видеозаписей мероприятий (эпизодов);
-
знакомство с иллюстративным материалом;
-
проектная деятельность: на занятиях и дома сочинение стихов, выполнение творческих работ и их представление на празднике.
Работа с родителями
Все организационные вопросы по подготовке и проведению мероприятия обсуждаются с родителями. Родители помогают детям разучивать репертуар, участвуют в изготовлении элементов детских костюмов и реквизита. Творческое сотрудничество педагогов, детей и родителей является неотъемлемой частью при подготовке и проведении праздника.
Музыкальное оформление
Музыкальное сопровождение украшает мероприятие, делает его более выразительным, активизирует игровую деятельность детей и родителей, влияет на эмоциональный настрой участников. Музыкальное оформление мероприятия соответствует тематике, характеру героев, репертуару, игровому материалу, возрасту детей.
Изготовление элементов оформления зала, костюмов, реквизита
Все атрибуты праздника - оформление, костюмы, реквизит отражают тематику и идею мероприятия. Костюмы действующих лиц мероприятия соответствуют литературным и фольклорным характеристикам персонажей. Ведущие должны быть костюмированы, если этого требует сюжет. Реквизит удобен в обращении, пригоден для многократного использования.
Репетиции
Успех праздника зависит от воплощения сценического замысла. Это осуществляется во время репетиционного периода, который включает в себя:
- чтение сценария;
-распределение ролей;
репетиции с действующими лицами;
репетиции с Ведущими;
репетиции с детьми;
репетиции в костюмах;
репетиции с реквизитом;
репетиции с музыкальным оформлением.
Чтение сценария - это знакомство педагогов с сюжетом и творческое обсуждение мероприятия. Каждый обучающийся творческого объединения знакомится со своими обязанностями в период подготовки и проведения праздника. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности педагогов, их творческие задатки и способности. Репетиции с действующими лицами - это выстраивание мизансцен и взаимодействий персонажей, разработка участия в игровом материале.
Репетиции с Ведущими:
Ведущий обязан хорошо знать сценарий праздника, импровизировать, владеть словом, уметь во время и к месту пошутить, тактично и незаметно исправить допущенную кем-нибудь ошибку или неловкость. Ведущий следит за темпо-ритмом праздника, поддерживает радостное, праздничное настроение у всех участников.
На репетициях с детьми особое внимание уделяется перестроениям и перемещениям детей на сценической площадке. Это экономит время на празднике, не утомляет детей, способствует общему организованному проведению праздника и оставляет благоприятное впечатление.
Для взрослых участников праздника проводятся костюмированные репетиции. Педагоги - исполнители ролей - примеряют костюмы, привыкают в них двигаться и действовать.
Репетиции с реквизитом проводятся для того, чтобы праздник не задерживался «по техническим причинам», чтобы участники знали когда, где и как используются необходимые по действию атрибуты.
Репетиции с музыкальным оформлением осуществляются для того, чтобы участники знали, какая музыка звучит во время праздника.
Таким образом, репетиционный процесс необходим для организованного и качественного проведения праздника. Репетиции проходят в атмосфере доброжелательности, творчества и взаимопонимания.
Проведение праздника.
Для проведения праздника необходимы следующие мероприятия:
- дежурство педагогов;
-выполнение инструкций по технике безопасности;
- информирование родителей о правилах поведения на мероприятии;
- соблюдение правил при проведении подвижных игр;
- организованное вручение памятных подарков, сувениров и др. детям;
- организованный вход детей и родителей в праздничное помещение;
- выход после завершения мероприятия.
Организованное выполнение обязанностей всеми участниками праздника, соблюдение необходимых инструкций и правил - всё это является важным условием проведения праздничного мероприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовка и проведение праздника - это процесс, объединяющий в себе творческие и организационные компоненты. Только при этом праздник становится ярким, увлекательным, незабываемым событием. Это событие объединяет в творческий союз педагогов, детей и родителей. Через такое взаимодействие ребёнок приобретает опыт участия в совместном творческом проекте. Подготовка и реализация этого проекта приобщает детей к истории нашей Родины, русским национальным традициям, обогащает эмоциональные впечатления, воспитывает художественный вкус. Дети приобретают опыт публичной музыкально-творческой деятельности, осознают свою роль в подготовке и проведении праздника, получают навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Такое творческое развитие ребёнка является необходимым критерием его дальнейшей продуктивной деятельности в процессе образования и взаимоотношений с окружающими людьми.
ЛИТЕРАТУРА
1.Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. - СПб.: Творческий центр, 2009.
2.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Екатеринбург: Фактория, 2004.
3.Макшанцева Е.Д. Детские забавы. М.: «Просвещение», 1991.
4.Меерсон С.Л. Музыкальные игры и пляски для дошкольников. - Минск, 1998.
5.Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Под редакцией Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - М.: Мозаика - Синтез, 2007.
6.Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - М.: Серия "Детский сад день за днем", 2000.
7.Музыка в детском саду. Песни, игры, пьесы. Составители: Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. - М.: Музыка, 1990.
8.Музыкальные минутки. Составитель Буренина А.И. - СПб.: 1998.
9.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех». / Под редакцией Н.В.Фединой, канд. пед. наук. - М.: Просвещение, 2009.
10.Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под редакцией Васильевой А.М., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - М.: Мозаика-синтез, 2006.
11.Примерная основная общеобразовательная программа дополнительного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010.