Статья: Перспективы применения проблемного обучения

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Перспективы применения проблемного обучения

Статья: Перспективы применения проблемного обучения







Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня - и я научусь.

(китайская пословица)


Педагогические идеи


  • Современная жизнь требует обновления содержания образования адекватно современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни, так как уровень развития общества определяется сегодня, главным образом, уровнем интеллектуализации его членов, их способностью производить, усваивать и использовать на практике новые знания и технологии.

  • В преподавании предмета «Электрические сети энергосистем» мною используется технология проблемного обучения. Постановка проблемы происходит с использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих у учащихся при выполнении практических занятий, и далее применяется в разработке различных разделов курсового проекта.

1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к изучаемому предмету;

2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу изучаемого предмета;

4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство преподавателя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности учащихся нуждается в практическом освоении каждым преподавателем, в выработке соответствующих умений и навыков.

Создание адаптированной личности

Как показали ряд исследований, между поисковой деятельностью человека и его здоровьем (физическим, психическим) есть тесная взаимосвязь. Люди со слабо развитой потребностью в поиске живут менее напряженной жизнью, их поисковая активность выражается только конкретными вешними ситуациями, когда не удается на основе хорошо отработанных форм поведения удовлетворить другие потребности, как биологические, - например, потребность в безопасности и в хлебе насущном, так и социальные, - например, потребность в престиже. Если же все основные желания удовлетворены, можно как будто жить расслаблено и спокойно, ни к чему особенно не стремясь и, следовательно, не подвергаясь риску поражения и ущемления. Это благополучие возможно только в идеальных условиях полного комфорта.

Наш динамичный мир такие условия никому не предоставляет - и это вполне закономерно, ибо накопление в обществе лиц с низкой поисковой активностью неминуемо привело бы к общественному регрессу. Человек с низкой активностью хуже подготовлен к столкновениям с жизненными трудностями и быстрее отказывается от поиска выхода из сложных ситуаций.

Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются. Так что низкая потребность в поиске не только делает жизнь пресной и бесполезной, но и не гарантирует здоровья и долголетия.

Сущность педагогической технологии

Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение

Проблемное обучение положительно влияет на активное отношение учащихся к учению, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие учащихся.

Проблемное обучение - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью преподавателя.

Для этого необходимо действие двух факторов:

1. Возникновение познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном материале;

2. Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач.

Различают три формы проблемного обучения:

  • проблемное изложение, когда преподаватель сам ставит проблему и решает ее;

  • совместное обучение, при котором преподаватель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;

  • творческое обучение, при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.

Достоинства и недостатки проблемного обучения

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся

Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения. Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.

Перспективы применения проблемного обучения

Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они "выращиваются". Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы "выращивать" эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.

Статья: Перспективы применения проблемного обучения


Выводы


  • процесс овладения новыми знаниями не сводится к обычному заучиванию правил, выводов и обобщений.

  • постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, поиск самостоятельного решения познавательных задач, формирование у учащихся умения доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие познавательного интереса к предмету.

  • вопросы ставятся так, что каждый учащийся принимает участие в обсуждении проблемы;

  • учащиеся учатся размышлять оптимально и активно, ищут различные способы решения проблемы для достижения цели;

  • укрепляется у учащихся интерес к обучению, повышается любознательность и пытливость в осмыслении изучаемых вопросов.

  • используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска и заставляет его мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

На основе полученных результатов были сделаны выводы о том, что использование указанных приемов стимулируют стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий, все вовлечены в учебный процесс, отвлечений учащихся на уроках стало меньше.


© 2010-2022